"У педагога-психолога всегда есть возможность наладить сотрудничество с администрацией"

2267

В последнее время все чаще приходится слышать о том, что руководители образовательных учреждений недовольны работой своих психологов, которые, по их мнению, занимаются только написанием отчетов и не в состоянии повлиять на воспитательный и учебный процесс. Это приводит к тому, что при первой же возможности у руководителей появляется соблазн "избавиться" от лишнего специалиста. Для того чтобы разобраться в проблеме мы обратились к нашему сегодняшнему собеседнику Виталию Владимировичу Рубцову.

Виталий Владимирович, так нужен ли педагог-психолог школе и детскому саду, в состоянии ли он оказывать реальную помощь всем, кто в ней нуждается?

Вопрос справедливый и актуальный, мое мнение – просто необходим. Педагог-психолог может оказывать реальную помощь детям, педагогам и родителям, в том случае, конечно, если перед ним ставить четкие задачи.

В настоящее время образовательные учреждения переходят на новые стандарты образования, что задает жесткие требования к работе школ и детских садов, в том числе требования к педагогам-психологам.

У педагога-психолога две задачи: с одной стороны, он должен оценивать результаты введения новых образовательных стандартов, а с другой стороны – влиять на них. Как? Через взаимодействие с администрацией, педагогами, родителями, чтобы совершенствовать образовательные траектории каждого ребенка. Также педагогу-психологу необходимо владеть технологиями оценки развития надпредметных и личностных компетенций.

Руководитель, который понимает, что от образовательных результатов обучающихся и воспитанников зависит работа его учреждения, сделает все, чтобы педагог-психолог остался в штате.

Могут ли дипломированные специалисты непедагогических вузов пойти работать в школу или детский сад? Как сделать образовательное учреждение привлекательным для высокопрофессионального психолога, который, как правило, пока не спешит идти работать в систему образования?

Дело вовсе не в том, педагогический вуз готовит психологов или нет. Здесь важно другое. Необходимо, чтобы вуз готовил специалистов на должном уровне. Нужен специалист, который может обеспечивать траектории развития детей в соответствии с новыми образовательными стандартами и требованиями. К сожалению, не только непедагогические, но и педагогические вузы сегодня не обеспечивают необходимую подготовку психологов.

А вот как сделать образовательные учреждения привлекательными для высокопрофессионального психолога? По моему мнению, очень важно предложить ему условия для развития и соответствующую оплату, которая может быть обеспечена введением дополнительных образовательных услуг.

Сегодня запрос родителей на качество образования настолько велик, что они начинают контролировать образовательную среду и ее влияние на качество обучения своих детей. Если учреждение готово отвечать на запросы родителей, то оно, несомненно, будет привлекательным для любого высококлассного специалиста.

А как руководитель образовательного учреждения может определить квалификацию педагога-психолога? Существуют объективные критерии оценки качества его работы?

Руководителю образовательного учреждения действительно сложно самостоятельно определить квалификацию такого специалиста.

Единственным документом, подтверждающим его квалификацию, до сих пор является диплом, выдаваемый по окончании учебного заведения. Но диплом – дипломом, а что происходит после того, как психолог пришел в образовательное учреждение? Как он осуществляет свою профессиональную деятельность, на каком уровне?

Наш университет совместно с Федерацией психологов образования России разрабатывает такую систему оценки деятельности педагога-психолога, которая предусматривает проведение общественной экспертизы. Во многих странах свою квалификацию психологи подтверждают через профессиональные сообщества. Мы только в самом начале этого пути.

Может ли педагог-психолог влиять на развитие инновационной деятельности образовательного учреждения?

Да, но только в том случае, если он способен обеспечивать развитие детей. Результатом инновационной деятельности образовательного учреждения является человек, способный к активной социализации, владению знаниями, работе с информационной средой и технологиями. Корректировать образовательную траекторию каждого обучающегося или воспитанника – задача образовательного учреждения, функционирующего в инновационном режиме.

Как педагогу-психологу наладить взаимодействие с администрацией и достичь такого положения в образовательном учреждении, чтобы к его мнению прислушивались и обращались к нему за советом?

Как правило, педагог-психолог находится в прямом подчинении у директора школы или заведующего детским садом. Если речь идет о руководителе, который всерьез занимается инновационным развитием своего учреждения, то психолог востребован, к нему обращаются за советом, к нему прислушиваются.

В любом случае у педагога-психолога всегда есть возможность наладить сотрудничество с администрацией, поскольку в должностном функционале и заместителей руководителя, и психолога есть обязанности, которые эффективнее выполнять совместно.

Например, для всех участников образовательного процесса важно обсуждать актуальные направления работы образовательного учреждения, совместно планировать свою деятельность таким образом, чтобы быстрее достигать поставленной педагогическим коллективом цели. В ходе взаимодействия уточняется запрос на психологическое сопровождение, психолог получает информацию о том, какие формы и методы работы востребованы администрацией образовательного учреждения, а также имеет возможность рассказать о важности и необходимости своей работы.

Беседовала Т.П. Анишина,
гл. редактор информационного центра "МЦФЭР Ресурсы образования"

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль