Исследование особенностей питания часто болеющих детей

2849

Сотрудники Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова исследовали особенности питания часто болеющих дошкольников. На первом этапе проводилась оценка питания вне учреждения по данным анкетирования семьи, а на втором – анализ фактического питания детей в дошкольном образовательном учреждении. Результаты исследования представлены в статье.

Изучение питания в семье осуществлялось с помощью специальной анкеты. В частности, учитывались факторы образа жизни, формирующие здоровье ребенка. Всего на данном этапе исследования участвовало 152 семьи, где воспитывался часто болеющий ребенок.

Фактическое питание детей в дошкольном образовательном учреждении оценивалось по 30 меню-раскладкам. Применялся расчетный метод по составляемым ежедневно в пищеблоке меню-раскладкам с перечислением блюд, приготовленных в течение дня, и указанием количества использованных продуктов. Меню-раскладки изучались за 10 дней подряд, что позволило оценить разнообразие питания, собрать исходные материалы для подробной характеристики суточного рациона по всем основным показателям: энергетической ценности, содержанию белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ.

Данные, полученные расчетным методом, сравнивали с рекомендованными физиологическими нормами питания для детей каждой возрастной группы и утвержденным среднесуточным набором продуктов для дошкольных учреждений.

наверх

Домашний режим питания

Анкетирование родителей показало, что только 58% часто болеющих детей обеспечены дома четырехразовым питанием, 42% – трехразовым.

Результаты изучения продуктовых наборов, используемых в питании детей дома, представлены в табл. 1.

Таблица 1

Продуктовый набор, используемый в питании часто болеющих детей в домашних условиях

Показатели (количество раз в неделю)

Количество детей, %

Мясные и рыбные продукты

Регулярно (7 раз)

67,1

Часто (4–5 раз)

17,1

Иногда (1–2 раза)

15,8

Не употребляет

0,0

Яйца и сливочное масло

Регулярно (7 раз)

26,3

Часто (4–5 раз)

35,5

Иногда (1–2 раза)

38,2

Не употребляет

0,0

Молоко и молочные продукты

Регулярно (7 раз)

57,8

Часто (4–5 раз)

27,6

Иногда (1–2 раза)

10,5

Не употребляет

3,9

Фрукты, овощи и ягоды

Регулярно (7 раз)

55,3

Часто (4–5 раз)

34,2

Иногда (1–2 раза)

10,5

Не употребляет

0,0

Крупяные, макаронные и хлебобулочные изделия

Регулярно (7 раз)

39,5

Часто (4–5 раз)

35,5

Иногда (1–2 раза)

25,0

Не употребляет

0,0

Данные таблицы свидетельствуют, что режим питания у значительного числа часто болеющих детей в семьях не соответствует гигиеническим нормативам (42%). У части детей питание в домашних условиях дефицитно по содержанию основных питательных веществ: белков, жиров, незаменимых аминокислот, витаминов группы А, В, минеральных веществ, а также несбалансированно – по содержанию основных питательных веществ. Употребляют изредка, только 1–2 раза в неделю: яйца и сливочное масло – практически 40% детей, крупяные блюда и хлебобулочные изделия – каждый четвертый дошкольник, мясные и рыбные продукты – 16% детей, молочные продукты, фрукты и овощи – каждый десятый ребенок.

По набору продуктов часто болеющие дети недополучают яйца, молочные продукты, мясо и рыбу, овощи и фрукты, их рацион беден крупами.

Питание в семье по этой причине (особенно в выходные дни) однообразно, часто повторяются одни и те же блюда в течение дня, утеряна традиция домашнего приготовления блюд.

наверх

Функциональные отклонения у часто болеющих детей

Обследование часто болеющих детей показало наличие у них ряда функциональных отклонений. Наиболее часто выявлялись: дискинезия желчевыводящих путей, пищевая аллергия, дисбактериоз.

При анализе распространенности хронических патологий установлены нарушения со стороны пищеварительной системы (хронические гастриты, болезни гепатопанкреобилиарной системы), а также эндокринно-обменные заболевания (ожирение).

Обращают на себя внимание выявленные случаи множественного кариеса почти у каждого пятого часто болеющего ребенка. Широко распространена (практически у каждого десятого) избыточная масса тела, существенно снижающая резистентность организма к неблагоприятным факторам окружающей среды.

наверх

Фактическое питание в дошкольном образовательном учреждении

На втором этапе исследования было изучено фактическое питание часто болеющих детей 4–7 лет в организованных коллективах в условиях дошкольного образовательного учреждения. Все обследованные дошкольники во время пребывания в детском саду (в дневное время в течение 12 ч) получали четырехразовое питание (завтрак, второй завтрак, обед и усиленный полдник), которое должно обеспечивать их суточную потребность в пищевых веществах и энергии в среднем на 80–85%. При этом на долю завтрака должно приходиться 25% суточной калорийности, на долю обеда – 35%, полдника – 20–25%. Ужин – 15–20% суточной калорийности – дети должны получать дома.

Завтраки состоят из трех блюд: горячего (крупяных молочных каш, яичных блюд, пудингов, запеканок и прочих блюд из творога), бутербродов с сыром, 1–2 раза в неделю дети получают вымоченную сельдь. Из напитков на завтрак предлагаются какао, злаковый кофе на цельном молоке, чай с молоком. Ежедневно на завтрак подаются свежие фрукты (яблоко, виноград, груша, киви, банан). Второй завтрак состоит из минеральной воды (180 мл) или витаминизированного напитка.

Обеды включают в себя закуску, первое, второе и третье блюда. Закуска состоит из салата (из огурцов, помидоров, свежей капусты, моркови, свеклы) с добавлением свежей зелени. Салат заправляется растительным маслом. Ассортимент первых блюд представлен различными супами на мясном, рыбном, курином бульонах, щами, борщами, вегетарианскими супами. На второе блюдо предусмотрено мясо или рыба в виде котлет, суфле, запеканок, бефстроганов, шницелей, биточков, тефтелей, гуляша, в отварном или тушеном виде. Гарнир – из картофеля, овощей и круп. В качестве третьего блюда на обед подается компот из свежих, сухих или замороженных фруктов.

Полдник состоит из трех блюд: основное блюдо представлено мясом или рыбой (суфле, сосисками отварными, тефтелями) с гарниром (тушеными овощами, картофелем), сырниками, творожными запеканками, винегретом, выпечкой. Равномерно чередуются кисломолочные продукты (кефир, ряженка, йогурт), чай, кисели, напиток из шиповника. Ежедневно включаются в рацион кондитерские изделия (конфеты, вафли, печенье). Перед полдником в 15.00 дети пьют сок в объеме 180 мл (82,8 ккал).

наверх

Распределение рациона

Распределение рациона по отдельным приемам пищи по калорийности представлено в табл. 2.

Таблица 2

Распределение рациона по приемам пищи за 10 дней

1

2

3

4

5

6

7

8

Дни

Завтрак

Обед

Полдник

% от суточной калорийности

ккал

%

ккал

%

ккал

%

1­й

611,4

27,8

800,5

36,4

543,7

24,7

92,7

2­й

766,9

34,9

864,7

38,5

460,8

20,9

98,7

3­й

673,8

30,6

790,5

35,9

415,1

18,9

91,5

4­й

734,1

33,4

638,8

29,0

527,2

24,0

90,8

5­й

708,3

32,2

624,6

28,4

539,5

24,5

89,6

6­й

611,5

27,8

832,5

37,8

661,9

30,1

99,5

7­й

853,0

38,8

806,2

36,6

537,4

24,4

105,3

8­й

618,0

28,1

813,4

37,0

567,3

25,8

94,6

9­й

616,7

28,0

774,5

35,2

367,3

16,7

84,4

10­й

691,0

31,4

703,8

32,0

715,4

32,5

99,7

Среднее значение за две недели

688,5

31,3

763,1

34,7

533,6

24,2

94,7

Норма

25

35

20

80–85

Данные таблицы свидетельствуют, что незначительное снижение процентного отношения калорийности отдельных приемов пищи к общей калорийности дневного рациона выявлено только один раз за 10 дней – в обед (32,0% в сравнении с нормой 35%; допускается отклонение калорийности на ±5% в суточном рационе), и значительное снижение – два раза в обед (29,0% и 28,4%). Незначительное снижение процентного отношения суточного рациона по калорийности выявлено два раза в полдник – 18,9% и 16,7% (в сравнении с нормой 20%), однако этот недостаток восполняет прием сока в 15.00.

За исключением указанных выше трех случаев процент распределения калорийности, приходящийся на отдельные приемы пищи, соответствует рекомендуемому или превышает его. Калорийность питания в учреждении составляет от 84,4% до 105,3% от максимальной возрастно-половой нормы (2200 ккал).

Содержание белков, жиров и углеводов в рационе дошкольного питания по меню-раскладкам за 10 дней представлено в табл. 3.

Таблица 3

Содержание белков, жиров и углеводов в рационе дошкольного питания

День

Белки (г)

% от суточной нормы

Жиры (г)

% от суточной нормы

Углеводы (г)

% от суточной нормы

1­й

85,1

112,0

83,6

110,0

228,0

75,0

2­й

91,5

120,4

90,2

118,7

230,4

75,8

3­й

86,4

113,6

68,8

90,5

257,7

84,8

4­й

54,9

72,3

75,9

99,8

249,5

82,1

5­й

84,8

111,6

62,5

82,2

282,7

93,0

6­й

91,7

120,7

81,9

107,7

268,4

88,3

7­й

94,5

124,4

98,6

129,8

235,5

77,5

8­й

76,7

100,9

79,0

104,0

252,9

83,2

9­й

59,2

77,0

74,4

97,9

230,8

75,9

10­й

76,2

100,3

86,9

114,4

267,8

88,1

Среднее значение за две недели

79,8

105,0

80,2

105,5

250,4

82,4

Норма

76,0

80–85

76,0

80­85

304,0

80–85

Изучение рациона 10-­дневного дошкольного питания по содержанию белков, жиров и углеводов показало, что он включает в себя от 72 до 124% максимальной возрастно-половой нормы белка; от 82 до 130% жиров; от 75 до 93% углеводов.

Необходимо отметить, что исходя из гигиенических норм, при четырехразовом питании в организованном коллективе рацион должен обеспечивать 80–85% суточной потребности белков, жиров и углеводов.

В оцениваемом рационе указанные нормы соблюдаются или несколько завышены по белкам и жирам (за исключением двух дней, когда белки составляли 72,3 и 77,9% от суточной потребности, и четырех дней из 10, когда отмечено снижение по углеводам (соответственно 75,0, 75,8, 77,5 и 75,9%). Соотношение белков, жиров и углеводов отвечает рекомендованным – 1 : 1 : 4 в половине меню-раскладок, в остальных – 1 : 1 : 3.

Содержание микроэлементов и витаминов в рационе дошкольного питания по меню-раскладкам за 10 дней представлено в табл. 4.

Таблица 4

Содержание микроэлементов и витаминов в рационе дошкольного питания

Пищевые вещества (мг)

Содержание в рационе (мг/сутки)

Норма (мг/сутки)

% от суточной нормы

Кальций

889,6

1000,0

89,0

Магний

375,3

300,0

125,1

Фосфор

1294,2

1500,0

86,3

Железо

12,0

15,0

80,0

Витамин А (мкг)

480,5

500,0

96,1

Витамин В1

0,8

1,0

80,0

Витамин В2

1,2

1,3

92,3

Витамин РР

15,0

12,0

125,2

Витамин С

81,2

50,0

162,4

Норма (%)

80–85

Анализ содержания микроэлементов в рационе дошкольного питания за 10 дней показал, что дети получают от суточной нормы 89,0% кальция; значительное количество магния, превышающее максимальную возрастно-половую норму, – 125,1% от суточной потребности; 86,3% от суточного рациона фосфора и 80% – железа. Соотношение кальция и фосфора составляет 1 : 1,5 и является благоприятным для обследованной группы детей. Оценка содержания основных витаминов свидетельствует, что дошкольники получают от 80 до 96% суточной нормы витаминов А, В1 и В2. В рационе присутствует в 1,3 раза больше суточной нормы витамина РР и в 1,6 раз – витамина С.

При анализе примерного 10-дневного меню и меню-раскладок обращает на себя внимание максимальное разнообразие рациона (табл. 5).

Таблица 5

Средненедельное количество продуктов в рационе дошкольного питания

Наименование продуктов

Средненедельное количество в рационе
(в среднем за один день)

Фактическое

Рекомендуемое для данной возрастной группы

Молоко, мл

295,0

250–320

Кисломолочные продукты, мл

158,0

150–180

Творог, г

50,0

50,0

Сметана, г

12,2

10,0

Сыр, г

8,2

5,0

Мясо, г

116,2

100,0

Рыба, г

53,8

50,0

Яйцо, шт.

0,5

0,5

Картофель, г

210,0

220,0

Овощи, зелень, г

289,3

250,0

Плоды свежие, г

198,4

150,0

Плоды сухие, г

14,4

15,0

Соки, мл

180,0

150–200

Хлеб ржаной, г

40,0

60,0

Хлеб пшеничный, г

80,0

110,0

Крупы, бобовые, г

55,4

45,0

Мука ржаная, пшеничная, г

22,0

25,0

Масло сливочное, г

23,2

25,0

Масло растительное, г

11,4

9,0

Кондитерские изделия, г

25,0

10,0

Чай, г

0,36

0,2

Кофе злаковый, г

1,8

2

Дрожжи, г

1,0

1,0

Сахар, г

41,6

55,0

Соль йодированная, г

5,0

5,0

Специалистами не выявлено повторяемости одних и тех же блюд в течение дня и в течение 10 дней подряд. Такие продукты, как хлеб, крупы, молоко, мясо, сливочное и растительное масло, сахар, овощи, были включены в меню ежедневно, а остальные продукты (творог, сыр, яйцо) – 2–3 раза в неделю.

В течение недели каждый ребенок получал необходимое количество продуктов (кроме незначительного снижения объема картофеля, сухих плодов, пшеничной муки, сливочного масла), рекомендуемое для использования в питании дошкольного образовательного учреждения с 12-часовым пребыванием детей. Углеводсодержащие продукты (хлеб ржаной и пшеничный, сахар) были представлены в меню-раскладках в объемах ниже, чем в нормах питания детей в дошкольном образовательном учреждении.

наверх

Выводы и рекомендации

Таким образом, фактическое питание часто болеющих детей в дошкольном образовательном учреждении характеризуется высоким содержанием белка (в среднем 80 г), которое обеспечивается за счет белков животного происхождения. По насыщенности жирами рацион питания за все 10 дней превышает максимальную возрастно-половую норму. Потребление жиров превышено не только за счет растительных масел (как источника полиненасыщенных жирных кислот, что является необходимым в питании часто болеющих детей), но и употребления сыров твердых сортов. Рацион несбалансирован по углеводному составу. Частым нарушением является завышение калорийности завтраков (28–39%) и полдников (24–32%).

При этом меню составлено правильно, является разнообразным, одни и те же блюда не повторяются в течение одного дня и 10-дневного срока при распределении по приемам пищи. За указанный период дети ежедневно получали мясо, птицу или рыбу, яйца, молоко или молочные продукты, свежие фрукты, а также свежие или вареные овощи.

Дошкольным учреждениям, в которых проводилось исследование, рекомендованы усиление второго завтрака или снижение калорийности первого за счет уменьшения потребления сыров твердых сортов и бутербродов, а также уменьшение выдачи выпечки в полдник.

Исследование показало недостаточную осведомленность родителей о режиме питания, наборе продуктов, которые должен получать часто болеющий ребенок. Низкая культура питания дома становится препятствием для эффективного осуществления гигиенических рекомендаций и снижения заболеваемости у детей.

Руководителям и медицинским работникам дошкольного образовательного учреждения необходимо проводить регулярную разъяснительную работу с родителями по составлению сбалансированного рациона питания часто болеющих детей.

наверх

Нормативные документы

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.1249–03", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 25.03.2003

Ж.Ю. Горелова,
д­р мед. наук, руководитель лаборатории эпидемиологии питания НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, профессор кафедры гигиены детей и подростков ФППО педиатров Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова,

А.Ю. Макарова,
канд. мед. наук, доцент кафедры гигиены детей и подростков ФППО педиатров Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова,

С.Б. Соколова,
канд. мед. наук, научный сотрудник НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль