Базовые экономические компетенции директора школы

6762

Базовые экономические компетенции директора школы

Известное правило: "незнание законов не освобождает от ответственности за их неисполнение (ненадлежащее исполнение)" действует в сфере образования в полной мере. Так, директор образовательного учреждения (далее – ОУ) обязан подписать акт налоговой проверки даже в том случае, если слабо разбирается в сути предъявленных учреждению налоговых правонарушений. Его подпись стоит под трудовыми и гражданско­правовыми договорами, а также под главным финансовым документом, своего рода корпоративным бюджетом учреждения – сметой бюджетных расходов. И это только небольшая часть всей финансово­экономической документации в общей массе счетов, платежных поручений и других инструментов финансово­хозяйственной деятельности современной школы, как юридического лица.

Однако возникает вопрос: насколько глубоким должен быть уровень "погружения" руководителя в правовые и финансово­экономические аспекты менеджмента? Ведь масштабы решаемых здесь задач могут заполнить все (или значительное) время, которого в таком случае не останется для выполнения главной цели – организации процесса образования и воспитания учащихся. Можно, конечно, перепоручить решение финансово­экономических вопросов специалистам бухгалтерии (главному бухгалтеру), экономисту (если он имеется в штате), централизованной бухгалтерии (далее – ЦБ). Но отрицательные последствия такого пути очевидны и вряд ли требуют комментариев. Очевидно, что "истина" находится где­то посередине.

В системе Департамента образования правительства Москвы накоплен многолетний опыт формирования правовой и финансово­экономической грамотности директорского корпуса ОУ разных типов и видов. Этот опыт уже освещался на страницах журнала.

Исходя из сложившейся в Москве в течение ряда последних лет практики издания к началу нового учебного года методических рекомендаций по актуальным проблемам финансово­хозяйственной деятельности ОУ столицы, в 2009–2010 учебном году готовится к изданию "Экономическая энциклопедия директора общеобразовательного учреждения". В статье приводится концепция этого издания, содержание которого отражает позицию автора по минимальному набору экономических компетенций руководителя.

наверх

КУРС ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Финансово-экономическая деятельность образовательной организации

  • продолжительнсть – 72 часа.
  • дата начала обучения в ближайшей группе – 15 декабря 2016 года.
  • форма обучения – заочная с применением дистанционных образовательных технологий.


Планирование бюджета образовательного учреждения

Центральным финансовым документом любого ОУ является бюджетная смета его доходов и расходов. С переходом на нормативное подушевое финансирование объем доходной части определяется просто и однозначно: умножением величины норматива на показатель численности учащихся в среднегодовом исчислении. Состав затрат по финансовому нормативу регламентирован Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании". Так, финансовая ответственность субъекта РФ распространяется на расходы ОУ по заработной плате, начислениям на нее, а также на частичное обеспечение материальных затрат, непосредственно связанных с образовательным процессом.

Затраты, связанные с приобретением оборудования (увеличение стоимости основных средств), проведением текущего и капитального ремонтов, оплатой коммунальных услуг, относятся к финансовой ответственности учредителя. Как известно, учредителями большинства ОУ РФ являются органы местного самоуправления (муниципальные образования). Исключение составляют учреждения регионального подчинения и все ОУ в Москве, которые имеют статус государственных (учредитель – субъект РФ).

Тем не менее, общий принцип разделения финансовой ответственности действует и по отношению к столичным школам и дошкольным учреждениям. Здесь финансовые затраты по поддержанию и развитию материальной базы учреждений, а также коммунальные расходы в норматив не включены и финансируются централизованно.

В результате, одно из основных преимуществ нормативного подушевого финансирования, активно декларировавшегося на этапе его введения и призванного сформировать у руководителей мотивацию к развитию финансово-хозяйственной самостоятельности, экономии ресурсов и возможности рационального распределения и перераспределения высвобождаемых за счет этого финансовых средств, фактически не реализуется. Однако есть основания полагать, что по мере укрепления и развития финансового менеджмента в ОУ масштабы централизации финансовых средств сократятся и постепенно все расходы или большинство из них будут включены в норматив.

Впрочем и при нынешней структуре норматива существует возможность вариативного планирования и, следовательно, нахождения наиболее эффективных решений, в частности, за счет оптимизации так называемых производственных показателей по общеобразовательной школе (например, число классов и классов-комплектов, число групп) и последующих расчетов фонда оплаты труда (далее – ФОТ) педагогических работников, оптимизации штатного расписания.

наверх

Организация оплаты труда

С планированием расходной части сметы непосредственно связаны вопросы организации труда и заработной платы работников образования. Особую актуальность рассмотрение этих проблем приобретает по следующим причинам. В настоящее время в рамках программы комплексной модернизации региональных систем образования многие субъекты РФ активно разрабатывают отраслевые модели оплаты труда. Кроме того, на федеральном уровне приняты нормативные документы, определяющие контуры отраслевой системы оплаты труда (далее – ОСОТ) работников федеральных учреждений образования.

Все эти документы и опыт активно обсуждаются в отраслевой прессе. Многообразие мнений, позиций, практик и моделей нередко приводит к тому, что у части работников сферы образования, в т. ч. у руководителей ОУ, формируются весьма противоречивые и часто неадекватные представления об ОСОТ в конкретном регионе (муниципальном образовании). Причем и "собственные" региональные ОСОТ иногда весьма непросты, некоторые из них изобилуют коэффициентами, предполагают необходимость специальных методик и показателей (операциональных, а не интуитивно-эмоциональных) качества работы и других характеристик. Отметим, что предлагаемая Минобрнауки России методика ОСОТ* является модельной и в конкретной реализации (в тех субъектах РФ, которые приняли ее за основу) имеет множество вариаций. Из вышеизложенного следует вывод, что принятая к исполнению в данном конкретном регионе ОСОТ (а также в муниципальном образовании, если имеются отличия от региональной) в детальном изложении должна быть доведена до каждого руководителя в качестве нормативного документа.

Как показывает практика, весьма сложным разделом организации и оплаты труда в сфере образования является оформление совместительства и совмещения – вопросы, находящиеся в сфере служебной ответственности руководителя. Нередко дополнительные виды работ, выполняемые педагогическими работниками (классное руководство, проверка письменных работ, превышение нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы и т. п.), сопровождаются лишь приказами за подписью директора школы без оформления соответствующих договорных отношений. Более того, при оформлении на работу, например учителя-предметника, в основном трудовом договоре должен быть указан объем недельной педагогической работы за ставку заработной платы – 18 ч. Любое увеличение этого объема на основе ежегодной тарификации следует оформлять дополнением к этому (основному) договору. Это требование Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (далее – ТК РФ), постановления Правительства РФ от 03.04.2003 № 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" и постановления Минтруда России от 30.06.2003 № 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры".

Оформление совмещения по другой должности не всегда сопровождается указанием объема выполняемой работы по ней (должности), что может послужить причиной такого нарушения, как нецелевое использование бюджетных средств. Впрочем, перечень возникающих здесь проблем легко может быть продолжен.

Наряду с трудовыми договорами, регламентированными ТК РФ, в хозяйственной деятельности существуют также договоры гражданско-правовые, регламентированные Гражданским кодексом РФ, которые, к сожалению, не получили должного распространения в практике ОУ. К числу наиболее значимых из них можно отнести договоры: подряда, возмездного оказания услуг, пожертвования, передачи имущества во временное пользование.

Профессиональное использование преимуществ этих договоров позволяет учреждению, в частности: экономить финансовые средства за счет выплат в фонд социального страхования, по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; более гибко организовывать выполнение тех или иных хозяйственных задач.

Особое значение гражданско-правовые договоры имеют для ОУ, оказывающих платные дополнительные образовательные услуги. Грамотное оформление договоров возмездного оказания услуг с родителями учащихся позволит не только снизить риск возникновения проблем по спорным вопросам, но и избежать налоговых последствий (по налогу на прибыль, в частности) за счет установления рационального графика оплаты заказчиками оказываемой услуги.

Основами гражданского законодательства в части заключения договоров пожертвования должны владеть также и руководители ОУ, в которых имеются целевые поступления имущества и денежных средств от благотворителей (физических и юридических лиц).

наверх

Уплата налогов

Необходимую область экономических знаний руководителя ОУ составляют вопросы налогообложения отдельных имущественных и финансовых объектов. Образовательное учреждение, даже если оно не ведет предпринимательскую деятельность, является налогоплательщиком и налоговым агентом в силу своего правового статуса – юридического лица, потому что исчисляет и уплачивает минимальный набор налогов и сборов. К ним относятся "зарплатные" налоги и сборы: единый социальный налог; взносы в пенсионный фонд, по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; налог на доходы физических лиц; транспортный налог.

Кроме того, при ошибках в оформлении приема и использования имущества и денежных средств (отсутствие постановки на учет, нецелевое использование и др.), ОУ вполне может "подпасть" под налог на прибыль и налог на добавленную стоимость (далее – НДС). То же самое происходит, если ОУ использует имущество, находящееся у него в оперативном пользовании, не по целевому назначению.

В случае, когда ОУ оказывает платные услуги, минимальный состав налогов расширяется за счет налога на прибыль и, возможно, НДС.

Уровень "погружения" руководителя в налоговую проблематику меняется в зависимости от того, ведет ли данное учреждение предпринимательскую деятельность, получает ли благотворительные пожертвования. Если этих видов хозяйственно-экономической активности нет, то сведения о налоговой базе, порядке исчисления и уплаты налогов могут быть минимальными, т. к. процесс хорошо алгоритмизирован, и бухгалтерия справляется с этим самостоятельно и успешно. Специальных управленческих воздействий и решений здесь, как правило, не требуется. Однако если финансово-хозяйственная деятельность выходит за рамки только бюджетополучателя, то роль руководителя в налоговом планировании становится активной, например, при планировании премиальных выплат из внебюджетных* источников.

Эта задача может быть решена двумя путями. Первый путь предусматривает выплату премий из ФОТ. В этом случае необходимо, во-первых, чтобы такое премирование было предусмотрено в коллективном договоре. Во-вторых, налоговые инспекции требуют, чтобы упоминание о премировании содержалось в трудовом договоре с сотрудником. В-третьих, должно быть разработано и утверждено Положение о премировании за счет соответствующих источников. В-четвертых, с каждой 1 тыс. руб., выплаченной таким образом премии, необходимо уплатить в бюджет и внебюджетные фонды 262 руб. (ЕСН + отчисления в ПФ РФ + + страховка от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).

Второй путь организации премирования заключается в следующем. В смете формируется превышение внебюджетных доходов над расходами. С этой величины уплачивается налог на прибыль по ставке (на 01.01.2009 – 20%) 200 руб. с каждой 1 тыс. руб. предполагаемой к выдаче премии. Далее из чистой прибыли (прибыль после уплаты налога) выплачивается та же самая премия. Единственное условие состоит в том, что текст приказа не должен содержать упоминания о связи премии с производственными результатами, т. е. речь идет о премировании к праздникам.

Очевидно, что второй вариант выгоднее и в финансовом отношении (экономия 62 руб. с каждой 1 тыс. руб. выплаченных сумм), и в организационно-документальном отношении (не нужно Положение о премировании, которое не так просто разработать, особенно с учетом возможных требований проверяющих к уровню операциональности показателей премирования).

В настоящее время многие ОУ "обслуживаются" ЦБ на договорных отношениях. Между ОУ и ЦБ, как правило, заключается гражданско-правовой договор возмездного оказания услуг. Формально, по такому договору одна сторона (ОУ) является заказчиком услуг на ведение бухгалтерского и, кстати, налогового учета, другая (ЦБ) – исполнителем. Теоретически эти отношения равноправного партнерства пришли на смену предыдущей концепции, когда ОУ рассматривались как "подведомственные" ЦБ организации.

В то же время рискнем предположить, что до реального равноправия сторон в ряде случаев еще весьма далеко. Потому нередко можно говорить лишь о формальной финансово-хозяйственной самостоятельности учреждений образования как юридических лиц. В такой ситуации, впрочем, есть и известные преимущества. В частности, налоговые проверки проходят на уровне ЦБ, а не собственно учреждения.

Однако по мере реализации стратегической задачи по развитию финансово-хозяйственной самостоятельности ОУ роль ЦБ будет трансформироваться. Отделения ЦБ станут выполнять следующие функции: консультирование (возможно, организация внутреннего аудита), повышение экономической и финансовой квалификации менеджеров ОУ, подготовка сводных отчетов и т. п.

Такие примеры уже имеются. А ОУ будут вести бухгалтерский и налоговый учет либо самостоятельно (силами собственных бухгалтеров), либо на договорной основе: заказчик – исполнитель. Поэтому в обозримой перспективе выездные и камеральные налоговые проверки могут стать обычной практикой для большинства ОУ.

Однако и в настоящее время такая информация, на наш взгляд, может представлять практический интерес для администрации учреждений. Есть основания полагать, что многие проверки ОУ неналоговыми органами проходят на фоне безаппеляционности суждений проверяющих. Нередко определения представителей контрольных органов типа "неправильно", "нельзя" и т. п. выдвигаются без ссылок на статью (раздел, пункт) нормативного документа, действительно запрещающего те или иные операции проверяемых.

Налоговое законодательство в этом смысле построено весьма операционально. Здесь требуется, чтобы по итогам налоговых проверок и в соответствующих актах были указанные конкретные статьи и положения этих статей, которые, по мнению налоговых органов, нарушены. Кроме того, действует презумпция невиновности налогоплательщика. Наконец, арбитражная практика складывается пока в пользу налогоплательщиков, что позволяет считать исковые заявления в арбитражный суд реальным инструментом защиты своих прав.

наверх

Способы увеличения объемов финансирования ОУ

Стремление всех участников образовательной деятельности в ОУ к развитию и совершенствованию материально-технической базы учреждения является вполне естественным. Результатами такой деятельности довольны все: учащиеся, которым организован, например, зимний сад в помещении школы; родители, дети которых могут часто выезжать на экскурсии; администрация школы, рейтинг которой растет. Достичь таких результатов лишь за счет бюджетных средств (какими бы они ни были) вряд ли возможно. Здесь нужно соучастие родителей в улучшении условий учебной и воспитательной деятельности. Такое соучастие в настоящее время реализуется в рамках Федерального закона от 11.08.1995 № 135­ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" по нескольким направлениям. Первое – передача имущества и денежных средств благотворителями непосредственно в конкретное ОУ. Второй – передача денежных средств в благотворительный фонд для оказания целевой поддержки этому же учреждению, но уже через фонд. Оба эти направления деятельности имеют свои плюсы и минусы. Выявлено много проблем в практике приема средств должностными лицами учреждения, постановке имущества на учет и т. п.

Особая актуальность этих проблем в течение ряда лет обусловила включение их в состав базовых компетенций руководителя ОУ.

Еще один источник пополнения бюджетных средств – платные услуги (как правило, образовательные). К настоящему времени нет оснований считать эту практику массовой. Скорее она единична и в большинстве случаев не играет заметной роли в общем объеме финансирования учреждения. Одна из причин такой ситуации заключается, на наш взгляд, в несформированности финансово-экономического менеджмента ОУ и функциональной неготовности руководителя к ведению предпринимательской деятельности. Впрочем, нельзя не учитывать также и административный фактор, прямо не отрицающий, но и не стимулирующий соответствующую инициативу. Здесь можно упомянуть, например, административные ограничения на размер надбавки руководителю ОУ за организацию платных услуг, ограничения на размер взимаемой платы и т. п. Естественно, что существует много законных путей решить некоторые из этих проблем, но административный "сигнал" остается.

Есть основания полагать, что даже там, где такие услуги оказываются, руководитель не видит в этом процессе экономическую возможность улучшения (развития) материально-технической базы учреждения и социального развития коллектива. Поэтому доход от услуги, как правило, покрывает только непосредственные расходы на ее оказание: заработная плата персонала, оказывающего услугу, начисления, коммунальные платежи по услуге (в лучшем случае) и (может быть) затраты на учебно-наглядные пособия и канцтовары.

Тем не менее (или, скорее, поэтому) в минимальный набор экономических компетенций руководителя должен быть включен нормативный регламент основных этапов организации платных образовательных услуг. Сюда относятся: проблема лицензирования услуги, вопросы ценообразования, особенности содержания договора с заказчиком (потребителем) услуги, возможности оформления персонала для оказания услуги (по трудовому или гражданско-правовому договору).

Знание защищаемых законодательством возможностей в сопоставлении с упомянутыми выше административными "сигналами" позволит руководителям ОУ принимать более взвешенные решения в данном направлении.

наверх

Переход ОУ в статус автономного учреждения

Определенный интерес у части руководителей ОУ, прежде всего у ведущих активную экономическую деятельность, вызывают проблемы, связанные с перспективами перехода в новый организационно-правовой статус – автономное учреждение. Необходимо отметить, что в ближайшей перспективе, на наш взгляд, переход (перевод) ОУ в этот статус будет иметь единичную практику. Впрочем, отдельные примеры рассматриваемого процесса уже есть. Но это скорее исключение, чем правило.

Вместе с тем, интерес к данной правовой форме менеджмента тех ОУ, которые имеют устойчивые и масштабные источники внебюджетного финансирования (средства от предпринимательской деятельности), вполне закономерен.

Дело в том, что согласно п. 5 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ от 31.07.1998 № 145­ФЗ доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, а также средства от безвозмездных поступлений и от иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении проекта бюджета и подготовке отчетности о его исполнении включаются в состав дохода бюджета.

В результате возникает вопрос, в каком объеме ОУ будет вправе расходовать внебюджетные средства, когда они станут частью бюджета? Кроме того, достаточно очевидно, что возможности расходования бюджетных средств существенно меньше, чем возможности расходования средств, полученных от предпринимательской деятельности.

Те учреждения, которые организовывали платные услуги эпизодически и не рассматривали поступления от них, как существенные дополнения к бюджету своего учреждения, легко адаптируются к новым условиям. Сложнее будет ОУ со значительными внебюджетными доходами. Именно для администраторов этой группы ОУ необходимой составляющей базовых компетенций являются знания возможных рисков, условий и ограничений перехода в новый статус.

наверх

Нормативные документы

  • Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 19.07.2009)
  • Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 17.07.2009)
  • Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (ред. от 30.12.2008)
  • Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (ред. от 17.07.2009)
  • Постановление Минтруда России от 30.06.2003 № 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры"
  • Постановление Правительства РФ от 03.04.2003 № 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" (ред. от 18.08.2008)

    М.Л. Левицкий,акад. РАО, д-р пед. наук, проф., директор Института подготовки руководящих педагогических кадров, декан экономического факультета Московского городского педагогического университета

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль