Планирование работы классного руководителя на основе принципа системно-деятельностной организации воспитания

13666
Планирование работы классного руководителя на основе принципа системно-деятельностной организации воспитания


Автор: М.П. Нечаев,  д-р пед. наук, проф. каф. управления развитием образовательных систем Московского института открытого образования, чл.-корр. Международной академии наук педагогического образования

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам (далее - ФГОС) системно-деятельностная организация воспитания должна способствовать преодолению изоляции подростковых сообществ от мира старших и младших и обеспечивать их полноценную и своевременную социализацию. В социальном плане подростковый возраст представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости.

Общеобразовательной организации как социальному субъекту - носителю педагогической культуры - принадлежит ведущая роль в осуществлении воспитания и успешной социализации подростка путем объединения усилий всех субъектов образовательных отношений: педагогов, обучающихся, родителей и социальных партнеров.

В этой связи рассмотрим, как классный руководитель может организовать планирование воспитательной деятельности классного коллектива на основе принципа системно-деятельностной организации воспитания.

Планово-прогностическая деятельность классного руководителя - основа практики управления классным коллективом. Ее можно определить как деятельность воспитателя по оптимальному выбору реальных целей, составлению программ по их достижению через использование совокупности способов, средств и воздействий, направленных на перевод класса в новое качественное состояние.

План воспитательной деятельности классного коллектива - это система мер, ранжированная по срокам и исполнителям в соответствии с целями и задачами воспитательного процесса в классе.

Уметь планировать воспитательную деятельность в классе и работать по плану - значит осуществлять научную организацию труда классного коллектива на основе точного расчета, научно проверенных форм и методов и точных календарных сроков.

Планирование позволяет классному руководителю:

  • предварительно изучить классный коллектив, состояние воспитательного процесса в классе, окружающие условия;
  • четко осознать цель развития воспитательной системы класса, стратегические и тактические задачи воспитания;
  • целенаправленно отобрать содержание и средства, организационные формы и методы воспитательной деятельности;
  • прогнозировать результаты своей управленческой деятельности, планируя и корректируя поступательное движение в развитии классного коллектива и личности каждого субъекта воспитательной системы образовательной организации.

Планирование как особый вид управленческой деятельности предполагает обязательное осуществление следующих основных операций:

  1. Аналитическое обоснование содержания деятельности за предшествующий период и выявление педагогических проблем.
  2. Формулирование целей и задач.
  3. Подбор системы мер, обеспечивающих достижение целей и решение задач.
  4. Определение сроков и исполнителей.

Принципы планирования:

  1. Коллегиальность.
  2. Системность (единство всех разделов плана, наличие связи каждого плана с планом предшествующим и последующим).
  3. Целенаправленность (единство целеполагания и целеосуществления).
  4. Принцип системного контроля.
  5. Принцип построения личностно-ориентированной воспитывающей среды.
  6. Единство долгосрочного и краткосрочного планирования.
  7. Принцип сочетания государственных и общественных начал.

В современной школе используются следующие виды планов:

  1. План работы класса, любого другого объединения детей и взрослых (например, органа самоуправления).
  2. Перспективный, календарный и перспективно-календарный.
  3. План на учебный год, на четверть, на месяц, на неделю.
  4. План организации внеурочной деятельности обучающихся.
  5. План воспитательного мероприятия.
  6. План работы по какому-либо направлению, специальной программе, по реализации определенных задач и решению актуальных проблем класса.
  7. План работы по развитию индивидуальности обучающихся.

Рассмотрим технологию создания плана воспитательной работы. Планированию предшествуют определенные шаги классного руководителя. Что же необходимо сделать педагогу-воспитателю при составлении плана воспитательной деятельности классного коллектива?

  1. Ознакомиться с внешней информацией. Это нормативно-правовые документы, отражающие проблемы воспитания, научно-педагогическая литература по актуальным проблемам воспитания и методике планирования воспитательной деятельности, календарь знаменательных дат.
  2. Ознакомиться с внутренней информацией. Это: общая образовательная программа образовательной организации, программа развития воспитательной системы образовательной организации, перспективный план воспитательной деятельности образовательной организации, годовая циклограмма воспитательных мероприятий детско-взрослого коллектива, результаты диагностики воспитанности обучающихся класса.
  3. Организовать коллективный анализ воспитательной системы класса и коллективное планирование ее развития.
  4. На основе результатов вышеуказанных действий определить цели и задачи развития воспитательной системы класса.
  5. Наметить перечень дел и мероприятий для решения поставленных задач, который будет являться проектом плана воспитательной деятельности.
  6. Скоординировать намеченные мероприятия по срокам и исполнителям.
  7. Определить форму представления плана.
  8. Оформить план воспитательной деятельности класса и один его экземпляр сдать заместителю руководителя образовательной организации по воспитательной работе.

Коллективное планирование (п. 3) может быть проведено в самых разных формах, например, классный час "Перспективы нашей жизни", организационно-деятельностная игра "Прогноз", письменный опрос обучающихся, ящик или конверт предложений, "мозговой штурм" и т. д.

Также можно провести игру "От любви до ненависти", которая поможет в анализе и планировании воспитательной деятельности не только в классе, но и во всей образовательной организации.

Цели игры:
• определить отношение обучающихся к образовательной организации и придумать, как сделать процесс образования более интересным;
• развить умения учащихся работать в группе.

Инструкция для учащихся: "Марина говорит, что она любит ходить в школу. А Денис, напротив, терпеть не может школу. "Там ужасно скучно", - стонет он. Что для вас в нашем детско-взрослом коллективе является интересным? А что скучным? Возьмите бумагу и карандаш и за 10 минут составьте два соответствующих списка. Объединитесь в группы по несколько человек и еще за 10 минут попытайтесь составить общие списки того, что в образовательной организации интересно, а что скучно. Затем обсудите, что можно придумать и сделать для того, чтобы ваше обучение в образовательной организации и ваша жизнь в классе стали интереснее и увлекательнее. Потом мы вместе поговорим об этом".

После координации дел и мероприятий (п. 6) классный руководитель составляет план воспитательной работы (пп. 7-8), который содержит следующие разделы:

  1. Характеристика класса (на диагностической основе).
  2. Воспитательные цели и задачи (поставленные исходя из анализа воспитательной работы за предшествующий период и характеристики класса), которые должны быть конкретными и реально осуществимыми.
  3. Формы и методы работы (сам план).
  4. Индивидуальная работа (проектирование дальнейшего нравственного развития отдельных обучающихся).

Характеристика класса может быть представлена следующим образом:
I. Общие сведения о классном коллективе. История его формирования.
1. Количество обучающихся.
2. Из них мальчиков.
3. Из них девочек.
4. Возрастной состав.
5. Число второгодников.
6. Были ли слияния с другими классами.
7. Смена классного руководителя.

II. Содержание и характер учебной деятельности.
1. Общая характеристика успеваемости, дисциплины.
2. Взаимопомощь.
3. Дисциплина на уроках.
4. Отрицательные моменты в учебной работе.
5. Пропуски уроков.

III. Жизнь класса вне учебных занятий.
1. Интерес к кружкам, спортивным секциям, экскурсиям, коллекционированию.
2. Традиции класса.
3. Участие класса в общешкольной жизни.
4. Общественно полезный труд в образовательной организации, классе.
5. Влияние на класс родительской общественности.
6. Социально неблагополучные семьи.

IV. Руководство классным коллективом и его организация.
1. Актив класса, его работа.
2. Участие в общешкольных и классных делах (мероприятиях).
3. Наличие «отверженных» и возможные пути изменения отношения к ним сверстников.
V. Взаимоотношения внутри коллектива.

1. Степень сплоченности.
2. Наличие или отсутствие группировок, неформальных лидеров.
3. Особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками.
4. Эмоциональное неблагополучие отдельных обучающихся.

VI. Общие выводы.
1. Уровень развития коллектива.
2. Характер общего эмоционального климата в классе.
3. Дисциплинированность.
4. Определение основных недостатков в организации жизни коллектива и конфликтов среди его членов, пути их преодоления.
Составленная таким образом на диагностической основе характеристика класса позволяет классному руководителю определить весьма конкретные, обоснованные и реально измеряемые цели и задачи воспитательного процесса.

Следует отметить, что план может стать рабочим документом лишь при наличии удобной для использования формы.
Опыт убеждает, что наиболее рациональным и наглядным является графическое планирование, где все цели, задачи, совокупность способов, средств и воздействий представляются наглядно на нескольких листах. При этом желательно выделить:

  • традиционные дела учебного года, характеризующие специфику деятельности и каждого календарного месяца (годовая циклограмма);
  • традиции образовательной организации и традиции класса;
  • новые дела и формы организации воспитательной деятельности, соответствующие новым целям и задачам.

Например, раздел плана воспитательной работы может быть представлен в виде таблицы, составленной на основе методического конструктора внеурочной деятельности обучающихся:Таблица

Планирование работы классного руководителя на основе принципа системно-деятельностной организации воспитанияПриложение к таблице

Планирование работы классного руководителя на основе принципа системно-деятельностной организации воспитания

Планирование работы классного руководителя на основе принципа системно-деятельностной организации воспитания

В заключении отметим, что реализация планово-прогностической функции классного руководителя в условиях работы по ФГОС будет особенно эффективной, если он четко поймет, что сегодня ключевая задача системы образования - создать психолого-педагогические условия для формирования социально активной гражданской позиции обучающейся молодежи в условиях многообразия традиций и инноваций социокультурного пространства региона. А для этого необходима реализация следующих позиций:

  • целеполагание воспитательной деятельности в классном коллективе на основе базовых национальных ценностей с учетом национального воспитательного идеала;
  • возвращение воспитательного процесса к человеку как основному его предмету и цели, насыщение содержания воспитания проблемами человека;
  • организация воспитания не как совокупности мероприятий, а как целостной системы жизнедеятельности учителей, обучающихся, родителей и социальных партнеров;
  • осуществление духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в контексте мировой и национальной культуры с учетом социального многообразия;
  • поддержка индивидуальности и самобытности ребенка, развитие его субъектных свойств;
  • существенное повышение профессиональной компетентности и собственной педагогической культуры.
Статья предоставлена редакцией журнала "Справочник классного руководителя"

Сценарии классных часов, внешкольных мероприятий и родительских собраний всегда под рукой с электронной версией журнала.

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль