Планирование работы классного руководителя на основе принципа системно-деятельностной организации воспитания

13669
Планирование работы классного руководителя на основе принципа системно-деятельностной организации воспитания


Автор: М.П. Нечаев,  д-р пед. наук, проф. каф. управления развитием образовательных систем Московского института открытого образования, чл.-корр. Международной академии наук педагогического образования

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам (далее - ФГОС) системно-деятельностная организация воспитания должна способствовать преодолению изоляции подростковых сообществ от мира старших и младших и обеспечивать их полноценную и своевременную социализацию. В социальном плане подростковый возраст представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости.

Общеобразовательной организации как социальному субъекту - носителю педагогической культуры - принадлежит ведущая роль в осуществлении воспитания и успешной социализации подростка путем объединения усилий всех субъектов образовательных отношений: педагогов, обучающихся, родителей и социальных партнеров.

В этой связи рассмотрим, как классный руководитель может организовать планирование воспитательной деятельности классного коллектива на основе принципа системно-деятельностной организации воспитания.

Планово-прогностическая деятельность классного руководителя - основа практики управления классным коллективом. Ее можно определить как деятельность воспитателя по оптимальному выбору реальных целей, составлению программ по их достижению через использование совокупности способов, средств и воздействий, направленных на перевод класса в новое качественное состояние.

План воспитательной деятельности классного коллектива - это система мер, ранжированная по срокам и исполнителям в соответствии с целями и задачами воспитательного процесса в классе.

Уметь планировать воспитательную деятельность в классе и работать по плану - значит осуществлять научную организацию труда классного коллектива на основе точного расчета, научно проверенных форм и методов и точных календарных сроков.

Планирование позволяет классному руководителю:

  • предварительно изучить классный коллектив, состояние воспитательного процесса в классе, окружающие условия;
  • четко осознать цель развития воспитательной системы класса, стратегические и тактические задачи воспитания;
  • целенаправленно отобрать содержание и средства, организационные формы и методы воспитательной деятельности;
  • прогнозировать результаты своей управленческой деятельности, планируя и корректируя поступательное движение в развитии классного коллектива и личности каждого субъекта воспитательной системы образовательной организации.

Планирование как особый вид управленческой деятельности предполагает обязательное осуществление следующих основных операций:

  1. Аналитическое обоснование содержания деятельности за предшествующий период и выявление педагогических проблем.
  2. Формулирование целей и задач.
  3. Подбор системы мер, обеспечивающих достижение целей и решение задач.
  4. Определение сроков и исполнителей.

Принципы планирования:

  1. Коллегиальность.
  2. Системность (единство всех разделов плана, наличие связи каждого плана с планом предшествующим и последующим).
  3. Целенаправленность (единство целеполагания и целеосуществления).
  4. Принцип системного контроля.
  5. Принцип построения личностно-ориентированной воспитывающей среды.
  6. Единство долгосрочного и краткосрочного планирования.
  7. Принцип сочетания государственных и общественных начал.

В современной школе используются следующие виды планов:

  1. План работы класса, любого другого объединения детей и взрослых (например, органа самоуправления).
  2. Перспективный, календарный и перспективно-календарный.
  3. План на учебный год, на четверть, на месяц, на неделю.
  4. План организации внеурочной деятельности обучающихся.
  5. План воспитательного мероприятия.
  6. План работы по какому-либо направлению, специальной программе, по реализации определенных задач и решению актуальных проблем класса.
  7. План работы по развитию индивидуальности обучающихся.

Рассмотрим технологию создания плана воспитательной работы. Планированию предшествуют определенные шаги классного руководителя. Что же необходимо сделать педагогу-воспитателю при составлении плана воспитательной деятельности классного коллектива?

  1. Ознакомиться с внешней информацией. Это нормативно-правовые документы, отражающие проблемы воспитания, научно-педагогическая литература по актуальным проблемам воспитания и методике планирования воспитательной деятельности, календарь знаменательных дат.
  2. Ознакомиться с внутренней информацией. Это: общая образовательная программа образовательной организации, программа развития воспитательной системы образовательной организации, перспективный план воспитательной деятельности образовательной организации, годовая циклограмма воспитательных мероприятий детско-взрослого коллектива, результаты диагностики воспитанности обучающихся класса.
  3. Организовать коллективный анализ воспитательной системы класса и коллективное планирование ее развития.
  4. На основе результатов вышеуказанных действий определить цели и задачи развития воспитательной системы класса.
  5. Наметить перечень дел и мероприятий для решения поставленных задач, который будет являться проектом плана воспитательной деятельности.
  6. Скоординировать намеченные мероприятия по срокам и исполнителям.
  7. Определить форму представления плана.
  8. Оформить план воспитательной деятельности класса и один его экземпляр сдать заместителю руководителя образовательной организации по воспитательной работе.

Коллективное планирование (п. 3) может быть проведено в самых разных формах, например, классный час "Перспективы нашей жизни", организационно-деятельностная игра "Прогноз", письменный опрос обучающихся, ящик или конверт предложений, "мозговой штурм" и т. д.

Также можно провести игру "От любви до ненависти", которая поможет в анализе и планировании воспитательной деятельности не только в классе, но и во всей образовательной организации.

Цели игры:
• определить отношение обучающихся к образовательной организации и придумать, как сделать процесс образования более интересным;
• развить умения учащихся работать в группе.

Инструкция для учащихся: "Марина говорит, что она любит ходить в школу. А Денис, напротив, терпеть не может школу. "Там ужасно скучно", - стонет он. Что для вас в нашем детско-взрослом коллективе является интересным? А что скучным? Возьмите бумагу и карандаш и за 10 минут составьте два соответствующих списка. Объединитесь в группы по несколько человек и еще за 10 минут попытайтесь составить общие списки того, что в образовательной организации интересно, а что скучно. Затем обсудите, что можно придумать и сделать для того, чтобы ваше обучение в образовательной организации и ваша жизнь в классе стали интереснее и увлекательнее. Потом мы вместе поговорим об этом".

После координации дел и мероприятий (п. 6) классный руководитель составляет план воспитательной работы (пп. 7-8), который содержит следующие разделы:

  1. Характеристика класса (на диагностической основе).
  2. Воспитательные цели и задачи (поставленные исходя из анализа воспитательной работы за предшествующий период и характеристики класса), которые должны быть конкретными и реально осуществимыми.
  3. Формы и методы работы (сам план).
  4. Индивидуальная работа (проектирование дальнейшего нравственного развития отдельных обучающихся).

Характеристика класса может быть представлена следующим образом:
I. Общие сведения о классном коллективе. История его формирования.
1. Количество обучающихся.
2. Из них мальчиков.
3. Из них девочек.
4. Возрастной состав.
5. Число второгодников.
6. Были ли слияния с другими классами.
7. Смена классного руководителя.

II. Содержание и характер учебной деятельности.
1. Общая характеристика успеваемости, дисциплины.
2. Взаимопомощь.
3. Дисциплина на уроках.
4. Отрицательные моменты в учебной работе.
5. Пропуски уроков.

III. Жизнь класса вне учебных занятий.
1. Интерес к кружкам, спортивным секциям, экскурсиям, коллекционированию.
2. Традиции класса.
3. Участие класса в общешкольной жизни.
4. Общественно полезный труд в образовательной организации, классе.
5. Влияние на класс родительской общественности.
6. Социально неблагополучные семьи.

IV. Руководство классным коллективом и его организация.
1. Актив класса, его работа.
2. Участие в общешкольных и классных делах (мероприятиях).
3. Наличие «отверженных» и возможные пути изменения отношения к ним сверстников.
V. Взаимоотношения внутри коллектива.

1. Степень сплоченности.
2. Наличие или отсутствие группировок, неформальных лидеров.
3. Особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками.
4. Эмоциональное неблагополучие отдельных обучающихся.

VI. Общие выводы.
1. Уровень развития коллектива.
2. Характер общего эмоционального климата в классе.
3. Дисциплинированность.
4. Определение основных недостатков в организации жизни коллектива и конфликтов среди его членов, пути их преодоления.
Составленная таким образом на диагностической основе характеристика класса позволяет классному руководителю определить весьма конкретные, обоснованные и реально измеряемые цели и задачи воспитательного процесса.

Следует отметить, что план может стать рабочим документом лишь при наличии удобной для использования формы.
Опыт убеждает, что наиболее рациональным и наглядным является графическое планирование, где все цели, задачи, совокупность способов, средств и воздействий представляются наглядно на нескольких листах. При этом желательно выделить:

  • традиционные дела учебного года, характеризующие специфику деятельности и каждого календарного месяца (годовая циклограмма);
  • традиции образовательной организации и традиции класса;
  • новые дела и формы организации воспитательной деятельности, соответствующие новым целям и задачам.

Например, раздел плана воспитательной работы может быть представлен в виде таблицы, составленной на основе методического конструктора внеурочной деятельности обучающихся:Таблица

Планирование работы классного руководителя на основе принципа системно-деятельностной организации воспитанияПриложение к таблице

Планирование работы классного руководителя на основе принципа системно-деятельностной организации воспитания

Планирование работы классного руководителя на основе принципа системно-деятельностной организации воспитания

В заключении отметим, что реализация планово-прогностической функции классного руководителя в условиях работы по ФГОС будет особенно эффективной, если он четко поймет, что сегодня ключевая задача системы образования - создать психолого-педагогические условия для формирования социально активной гражданской позиции обучающейся молодежи в условиях многообразия традиций и инноваций социокультурного пространства региона. А для этого необходима реализация следующих позиций:

  • целеполагание воспитательной деятельности в классном коллективе на основе базовых национальных ценностей с учетом национального воспитательного идеала;
  • возвращение воспитательного процесса к человеку как основному его предмету и цели, насыщение содержания воспитания проблемами человека;
  • организация воспитания не как совокупности мероприятий, а как целостной системы жизнедеятельности учителей, обучающихся, родителей и социальных партнеров;
  • осуществление духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в контексте мировой и национальной культуры с учетом социального многообразия;
  • поддержка индивидуальности и самобытности ребенка, развитие его субъектных свойств;
  • существенное повышение профессиональной компетентности и собственной педагогической культуры.
Статья предоставлена редакцией журнала "Справочник классного руководителя"

Сценарии классных часов, внешкольных мероприятий и родительских собраний всегда под рукой с электронной версией журнала.

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль