"Поддержка одаренных детей не должна превращаться в гонку за олимпийскими результатами"

5614

"Поддержка одаренных детей не должна превращаться в гонку за олимпийскими результатами"

Обеспечение доступности дошкольного образования – задача, которую решает сегодня большинство регионов.

В Красноярском крае наряду с обновлением традиционной образовательной инфраструктуры активно развиваются альтернативные (негосударственные) и вариативные формы дошкольного образования, например семейные группы.

Подробнее об опыте региона в данной сфере рассказывает министр образования и науки Красноярского края Вячеслав Владимирович Башев.

Вячеслав Владимирович, в Красноярском крае реализуется долгосрочная целевая программа "Дети" на 2010–2012 годы, направленная на создание дополнительных мест в системе дошкольного образования. Так, восстановление традиционной инфраструктуры позволило только в прошлом году расширить систему дошкольного образования на 3379 мест, а в этом году планируется еще на три тысячи. Кроме того, по мере развития альтернативных (негосударственных) форм образования у региона появляются дополнительные возможности… Расскажите о вашем опыте подробнее.

Проведенный в Красноярском крае анализ проблем доступности дошкольного образования позволил нам выявить основные проблемы, с которыми, впрочем, не понаслышке знакомо большинство регионов. Система дошкольного образования, которая досталась нам в наследство от советских времен, а затем сократилась в годы демографического спада, не может теперь эффективно решать свои задачи без комплексной модернизации.

В последнее время в регионе сделано немало. Например, действует программа денежных выплат родителям, чьи дети не получили места в детском саду. В крае развиваются альтернативные формы образования для малышей, запущен процесс возвращения в сеть зданий бывших детских садов, используемых не по назначению, разрабатываются типовые строительные проекты, которые позволят ускорить возведение новых зданий. Вместе с тем до недавнего времени меры по сокращению очереди в дошкольные образовательные учреждения не отличались системностью – в ряде городов и территорий, таких, например, как Норильск, Зеленогорск, проблема успешно решена, однако еще остаются муниципалитеты, в которых ситуация оставляет желать лучшего и требует особого внимания.

Для успешной реализации основных направлений долгосрочной целевой программы краевым министерством образования и науки были проработаны соответствующие механизмы, в чем их суть?

Во-первых, был задействован механизм предоставления субсидий муниципальным образованиям на реконструкцию и капитальный ремонт зданий для дошкольных учреждений исключительно на конкурсной основе. Для участия в таком конкурсе необходимо представить пакет документов, включая муниципальную долгосрочную целевую программу, в которой отражаются средства местного бюджета, направляемые на увеличение количества мест в дошкольных образовательных учреждениях, а также согласованную в установленном законодательством порядке проектно-сметную документацию на строительство, реконструкцию или капитальный ремонт зданий. Конкурсные процедуры позволяют стимулировать активность муниципалитетов, готовых вкладывать средства местных бюджетов и разделять ответственность.

Во-вторых, запущен механизм социальной поддержки семей. Ежемесячно выплачивается компенсация родителям, воспитывающим детей в возрасте от полутора до трех лет, которым не предоставлены места в дошкольных образовательных учреждениях. Право на компенсацию в сумме 3,5 тыс. руб. имеет родитель или законный представитель – опекун, приемный родитель, совместно проживающий с ребенком и фактически воспитывающий его на дому в раннем возрасте. На эти цели до 2012 г. в краевом бюджете предусмотрено около 4,4 млрд руб.

Кроме этого, в рамках эксперимента рассматривается возможность предоставления ежемесячной компенсационной выплаты в размере средней стоимости содержания ребенка в детском саду, но уже родителям ребенка от трех до пяти лет.

Как в Красноярском крае используется механизм поддержки негосударственных организаций, оказывающих услуги детям дошкольного возраста?

На конец прошлого года в регионе зарегистрировано 73 частные дошкольные организации и 10 их филиалов, которые посещают 1408 детей. В самом Красноярске сложилось несколько форм негосударственного дошкольного образования: семейные дошкольные группы и развивающие центры в жилых квартирах и нежилых помещениях. В таких организациях созданы дополнительные рабочие места для 231 педагога.

Детям, которые находятся в негосударственных детских садах на протяжении от одного до 12 часов, обеспечиваются присмотр, развитие и уход, а если более трех часов, то для них организуются питание и сон. В развивающих центрах работают педагоги-психологи, учителя-логопеды, преподаватели английского языка, музыкальные руководители. Родительская плата за содержание ребенка в дошкольной организации зависит от объема оказываемых услуг и составляет от 6500 до 15 000 руб. в месяц.

Но это большие деньги, не каждая семья может себе позволить такие услуги. По этой причине заслуживает внимания опыт создания в крае групп семейного воспитания, по мере открытия которых решается, в том числе, вопрос занятости, особенно актуальный для жителей сельских территорий.

Безусловно, это интересное и перспективное направление… Тем более что безработица в сельской местности делает дошкольное образование малодоступным, особенно для многодетных семей. Вряд ли стоит напоминать, что данная тенденция приводит к нарушению гарантии прав граждан на обеспечение доступности образования для всех слоев населения, а также к неравным стартовым условиям при поступлении в школу детей из детского сада и семьи.

В качестве выхода из такой ситуации было решено определить в крае шесть пилотных территорий, на которых опробуются муниципальные модели групп семейного воспитания. Например, в Емельяновском районе успешно развиваются формы воспитания в многодетных семьях, имеющих троих и более детей в возрасте от двух месяцев до семи лет по месту их проживания. Сама семья обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление своих детей. Родителям предоставляется методическая помощь: управление образования организует обучающие занятия для будущих семейных воспитателей, им выплачивается заработная плата, а дошкольные образовательные учреждения, за которыми закреплены семейные воспитатели, предоставляют во временное пользование методическую литературу и организуют методическое сопровождение семейного воспитателя на практике.

Таким образом, многодетной семье, реализующей семейные формы воспитания детей дошкольного возраста, предоставляются денежные средства для организации питания детей по нормам дошкольного образовательного учреждения и возможность трудоустройства. Мама-воспитатель является сотрудником детского сада, с ней заключается трудовой договор. Занятия с детьми и другие виды деятельности групп семейного воспитания, которые трудно выполнить качественно в домашних условиях с учетом потребностей конкретной семьи, могут проводиться в здании детского сада. Эти мероприятия семейной группы и детского сада оформляются договором и являются обязательными для обеих сторон. Например, дети семейной группы могут посещать музыкальные, коррекционно-развивающие занятия психолога, учителя-логопеда, посещать прогулки на участке детского сада с другими детьми.

Проектировочной командой управления образования администрации Емельяновского района был разработан пакет нормативно-правовой документации, регламентирующей деятельность групп семейного воспитания, подсчитана финансово-экономическая эффективность проекта, определены программно-методические требования к содержанию деятельности таких групп, а также требования к жилищным условиям и специальной методической подготовке кандидатов в воспитатели семейных групп. Составлен банк данных многодетных семей, проживающих на территории Емельяновского района и имеющих трех и более детей дошкольного возраста.

А насколько финансово подъемным является открытие семейных детских садов?

Смета расходов на одну группу семейного воспитания индивидуальная и зависит от потребностей семьи и возможностей муниципального образовательного учреждения, к которому она прикреплена. В частности, в рамках проекта в том же Емельяновском районе были заложены средства и начисления на оплату труда: одна ставка воспитателя, 0,25 ставки методиста, который сопровождает данную семью, и 0,25 ставки музыкального руководителя. Итого: 1,5 педагогические ставки, компенсация педагогическим работникам на приобретение книгоиздательской продукции – 1200 руб. и продукты питания – 74 700 руб. в год на троих детей по норме дошкольного образовательного учреждения. Приблизительные расходы составляют 223 тыс. руб. в год. Количество педагогических ставок может варьироваться, например можно добавить услуги учителя-логопеда, психолога и других специалистов узкого профиля, но минимальный набор, по нашему мнению, – это услуги воспитателя и методиста.

Данная модель экономически эффективна и выгодна, даже если группа состоит из трех детей, и муниципалитет выделяет средства семье на питание. Так, по нашим расчетам, для создания одного места в детском саду в Красноярске требуется около 1 млн руб. бюджетных средств, причем нормы и требования к помещениям меняются быстрее, чем новые детские сады вводятся в эксплуатацию. Создавая группы семейного воспитания, мы тем самым значительно экономим бюджетные средства и оперативно решаем проблему, связанную с социальным напряжением по поводу занятости и одновременно острой нехваткой мест в дошкольных образовательных учреждениях.

Для информационно-методической поддержки негосударственных образовательных организаций на базе Красноярского педагогического

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль