Адаптационные занятия с первоклассниками. Групповая работа с детьми в начальной школе

12226

Адаптация ребенка к школе – довольно длительный процесс. Не день, не неделя требуются для того, чтобы маленький ученик освоился в школе по-настоящему. Главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе, несомненно, принадлежит классному руководителю. Ему надо постоянно работать над повышением уровня учебной мотивации, чтобы ребенку хотелось идти в школу, было стремление получать знания. Классный руководитель должен создавать для ребенка ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении с одноклас­сниками.

Наиболее эффективной профилактикой дезадаптации является групповая работа с детьми. Ее может проводить как школьный педагог-психолог, так и классный руководитель. Проводится такая работа в форме групповых адаптационных занятий в начале учебного года во внеурочное время 1–2 раза в неделю.

Такие занятия помогут создать условия для благоприятной адаптации ребенка в школе путем формирования в ученической среде положительного микроклимата, доброжелательной атмосферы, эмоционального комфорта, окажут помощь в установлении межличностных отношений между детьми, основанных на уважении, эмпатии, принятии и доверии друг к другу, будут способствовать улучшению взаимодействия, развитию групповой сплоченности. Детей занятия обучат правилам школьной жизни, а классного руководителя – познакомят с личностными особенностями ребят.

Особенность адаптационных занятий в том, что их всегда проводят с эмоционально положительным настроем. Они должны быть приятны и интересны для ребят. На занятиях широко используются игровые и творческие задания, а также упражнения психологического характера. Большое значение имеет обсуждение с детьми выполненных заданий, обобщение результатов, размещение коллективных и индивидуальных работ в классе с целью выражения личностной значимости каждого ребенка.

Лучше, если на адаптационных занятиях ребята будут сидеть в кругу. Это позволит видеть каждому из них глаза друг друга, а не затылки.

В начале занятий обязательно приветствие. Классный руководитель просит ребят улыбнуться друг другу: соседу справа, соседу слева. Потом ласково поздороваться, пожать руку. Следующим заданием будет просьба назвать друг друга ласково (например: "Здравствуй, Леночка") и ласково ответить ("Здравствуй, Боренька").

Первое занятие

Первое занятие с первоклассниками целесообразно посвятить знакомству ребят друг с другом. После приветствия каждый назовет свое имя. Но таким способом запомнить всех трудно. Поэтому классный руководитель может использовать такой прием: попросить выйти к доске сначала тех ребят, которых зовут Наташа (Лена и т. д. со всеми именами).

Ребята с одинаковыми именами получают цветочки из бумаги одного цвета. Когда все цветы розданы, классный руководитель просит поднять вверх цветы тех ребят, кого зовут Наташа, и т. д. Можно предложить ребятам под музыку покружиться под "Вальс цветов", а в конце занятия – сделать на листе ватмана зеленого цвета полянку. Каждому ребенку по очереди предлагается найти место на полянке и наклеить самостоятельно свой цветок. Классный руководитель обращает внимание ребят на то, какая чудесная поляна получилась, какой большой класс, и каждому ученику в нем есть место.

В конце занятия необходимо спросить у учащихся, понравилось ли им занятие, что конкретно понравилось, хотят ли они проводить такие занятия в будущем.

Второе занятие

Второе занятие можно посвятить обучению ребят говорить друг другу комплименты. После традиционного приветствия классный руководитель просит ребят сказать друг другу комплимент (например: "Леночка, у тебя сегодня красивые бантики"). Как правило, это задание вызывает смех и замешательство. Поэтому говорить комплименты детей надо научить.

Классный руководитель спрашивает ребят о том, кому приятно слышать добрые слова в свой адрес? Утвердительно отвечают, как правило, все. Тогда классный руководитель говорит, что у нее есть кукла Катя, которая любит получать комплименты. Каждому ребенку предлагается сказать кукле комплимент. Учитель от лица куклы комментирует комплименты, хвалит ребят за наиболее удачные. После работы с куклой классный руководитель предлагает поиграть в игру "Комплименты".

Игра "Комплименты"

Игра "Комплименты". Дети сидят в кругу. Начинает говорить комплимент ребенкуклассный руководитель. Ребенок, получивший комплимент, говорит комплимент своему соседу и т. д. по цепочке. Последний в кругу ребенок говорит комплимент классному руководителю. В конце игры – обсуждение результатов. Каждый ребенок говорит о том, что он чувствовал, когда слышал комплимент в свой адрес и когда говорил комплимент соседу. Понравилось ли ему слушать и говорить комплименты.

Классный руководитель замечает, что после комплиментов в классе стало ярче, а чтобы стало совсем светло, предлагает нарисовать каждому ребенку солнышко. Нарисованные солнышки по желанию ребят размещаются в классе, чтобы согревать и напоминать о комплиментах.

Третье занятие

Третье занятие можно посвятить формированию наблюдательности и эмпатии по отношению друг к другу. После традиционного приветствия клас­сный руководитель предлагает ребятам сесть в круг и поиграть в игру "Чем мы похожи".

Игра "Чем мы похожи"

Игра "Чем мы похожи". Начинает игру классный руководитель: приглашает в круг одного из ребят по сходству с собой. Например: "Катя, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас туфли одинакового цвета". Катя выходит в круг и приглашает выйти кого-либо из участников таким же образом.

Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу. Игра может повторяться несколько раз. После игры классный руководитель говорит о том, что все люди разные, но у всех людей есть что-то одинаковое (перечисляет, какие одинаковые черты внешнего вида, элементы одежды были названы). В конце занятия каждому ребенку предлагается нарисовать свой автопортрет и разместить автопортреты на заранее приготовленном стенде. Итог занятия – мы все разные, но у нас есть что-то общее и нам хорошо вместе.

Четвертое занятие

Четвертое занятие можно посвятить повышению самооценки. После традиционного приветствия проводитсяигра "Аплодисменты".

Игра "Аплодисменты"

Игра "Аплодисменты". Ребята сидят в кругу. Классный руководитель просит встать тех, кто обладает определенным умением или качеством (например, встаньте те, кто умеет рисовать, читать, считать, плавать, любит смотреть детские фильмы и т. д.). Остальные участники аплодируют тем, кто встал. После игры "Аплодисменты" классный руководитель предлагает каждому из ребят немного рассказать о себе, о том, чем он занимается в свободное время, что он хорошо умеет делать, за что его хвалят взрослые. Каждому выступившему ребята аплодируют. Этот рассказ можно проводить не от лица ребенка, а от лица любой его вещи.

Игра "Что моя вещь знает обо мне"

Игра "Что моя вещь знает обо мне". Один из детей, по примеру классного руководителя, берет любой свой предмет (ручку, пенал, тетрадь, кофту и пр.) и от лица этого предмета начинает говорить о себе. Например: "Я Сережина ручка. Он берет меня в руки, когда что-то пишет. Он очень старается писать красиво" и т. д. В конце занятия классный руководитель подводит итог о том, какие способные дети учатся в классе.

Пятое занятие

Пятое занятие можно посвятить продолжению знакомства первоклассников друг с другом. После традиционного приветствия учитель предлагает ребятам вспомнить о любимых играх.После обсуждения классный руководитель предлагает ребятам нарисовать любимую игру или игрушку. Можно нарисовать процесс игры. В конце рисования классный руководитель отмечает, как много хороших рисунков получилось.

Просит каждого из ребят рассказать о своем рисунке (своей игре, игрушке). После каждого рассказа классный руководитель спрашивает, кто еще из класса нарисовал рисунок об этой игре (игрушке). По итогам обсуждения обобщает интересы детей, делает вывод о том, как много интересных игр и игрушек у ребят, как много общего в интересах и как хорошо играть всем вместе.

Итоговое занятие направлено на формирование навыков взаимодействия, развитие творческих способностей первоклассников. В качестве разминки проводится игра "Улыбка" с игрушкой, например, собачкой.

Игра "Улыбка"

Классный руководитель передает собачку ребенку и улыбается, ребенок передает собачку своему соседу и улыбается и т. д., пока собачка не вернется к классному руководителю. Затем учитель переходит к основной части занятия.

Игра "Заколдованное дерево"

Классный руководитель (обращается к детям, которые сидят в кругу): Хотите совершить путешествие в волшебную страну? Тогда встаем в круг. Это машина времени. Для того чтобы попасть в волшебную страну, делаем по кругу 3 шага вправо. Вот мы и в волшебной стране. В этой стране росло прекрасное дерево. Оно было деревом желаний. (На мольберте прикреплен лист ватмана, на котором нарисовано дерево без листьев.)

Дерево исполняло только добрые желания. Однажды в эту страну попал злой волшебник. Он загадал злое желание, и дерево его не исполнило. Тогда волшебник рассердился и заколдовал дерево желаний. Попробуем его расколдовать? А поможет нам в этом само дерево. Оно нас о чем-то просит, и эти просьбы написаны на листьях. (Листья заготовлены классным руководителем заранее, на каждом листе написано задание, которое ребята должны выполнить.) Давайте их прочитаем. (Классный руководитель читает задания.)

Задание 1. У злого волшебника всегда плохое настроение, лицо у него всегда злое, недовольное. Если взглянуть на лицо этого волшебника, то сразу никому не хочется с ним дружить. Почему? Дерево просит, чтобы вы нарисовали для волшебника лица таких ребят, с которыми вам самим хотелось бы дружить. Может быть, волшебник взглянет на эти рисунки, станет добрее, изменит свое выражение лица, захочет иметь друзей, и с ним все захотят дружить? (Ребята начинают рисовать. Готовые рисунки классный руководитель помогает ребятам наклеить рядом с деревом.) Как вы думаете, что почувствует волшебник, увидев ваши рисунки?

Задание 2. У злого волшебника нет и никогда не было друзей. Почему? Волшебник не знает, каким должен быть настоящий друг. Дерево просит, чтобы вы написали письмо волшебнику и рассказали, каким должен быть настоящий друг. Давайте подумаем, как можно продолжить следующие незаконченные предложения:

Настоящим другом можно назвать человека, который ...

Вместе с другом мне хотелось бы ...

Дружбе мешает ...

Я ценю в друге ...

Мне нравится, когда друг ...

Дружбе помогает ... (После обсуждения классный руководитель задает ребятам вопросы.)

У вас есть настоящие друзья?

А каждый из вас может быть настоящим другом?

Задание 3. Злому волшебнику никто никогда не говорил добрых слов. Почему? А вы друг другу когда-нибудь говорите добрые слова? Давайте поиграем в игру “Комплименты” (с клубком). (Ребята и классный руководитель сидят в кругу. Начинает игру классный руководитель. Он дает клубок ребенку, сидящему рядом, и говорит комплимент. Ребенок, получивший клубок, говорит комплимент соседу и передает клубок и т. д., пока клубок не вернется к классному руководителю.)

Задание 4. Вы помните, что в стране Радости, Солнца, Счастья и Доброты растет не простое дерево, а дерево желаний. Чего не хватает на дереве? Листьев. Дерево просит, чтобы вы пожелали чего-то доброго для своих друзей. И с каждым пожеланием на дереве будет вырастать новый листочек. Нарисуйте листочек, загадайте желание и приклейте к дереву.

В заключительной части занятия классный руководитель говорит ребятам, что путешествие закончилось, предлагает встать в круг, образовать машину времени, сделать 3 шага влево и оказаться в классе.

Простатина О.Ю., педагог-психолог школы № 1416, г. Москва

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль