Родительский клуб в ДОУ

19157

Сотрудничество с семьей является одним из важнейших условий организации эффективного воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Для того чтобы родители стали активными помощниками педагогов, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Клуб – наиболее подходящая для этого форма работы, позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детсада и родственников воспитанников.

Взаимодействие дошкольных учреждений с семьями воспитанников – одно из важных направлений деятельности ДОУ.

Для многих коллективов дошкольных учреждений актуальным стал поиск таких форм и методов работы, которые позволят учесть потребности мам и пап, будут способствовать активизации родительской позиции.

Родительский клуб ДОУ: положения и план работы, цели и задачи

В МДОУ "Детский сад № 209" г. Перми отдали предпочтение такой форме работы, как Клуб заботливых родителей (далее – Клуб). Специфика дошкольного учреждения заключается в том, что детсад небольшой, всего четыре группы, поэтому есть возможность организовывать общение на разных уровнях практически с каждым родителем. Он позволяет сделать это общение более целенаправленным, а, следовательно, и более эффективным.

Организованное сотрудничество может дать импульс к построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании дошкольника, а осознание общих целей, формирование доверительных отношений и стремление к взаимопониманию.

Исходя из этого, план работы родительского клуба в ДОУ должен отображать цели системы личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с малышами путем организации единого образовательного пространства в ДОУ и семье.

Поскольку данная работа осуществлялась в рамках проекта, перед коллективом были поставлены следующие задачи:

Работа над проектом проходила в несколько этапов. Целью первого этапа стало выявление социально-психолого-педагогических проблем в семьях.

Положительное взаимодействие с матерями и отцами достигается на основе личностно-ориентированного, индивидуального подхода с учетом конкретных запросов семьи и проблем развития и обучения дошкольника. Поэтому особое внимание уделялось изучению семейной среды, условий воспитания и развития дошкольников.

Для этого использовались следующие методы: наблюдение, анкетирование, беседы, тестирование, проектные методики, изучение продуктов детской деятельности. Исследование выявило психолого-педагогическую некомпетентность родителей в вопросах воспитания и развития малышей. Также были отмечены нарушения личностной и эмоциональной сферы как дошкольников, так и их родственников, сложности построения взаимоотношений с микро­ и макроокружением.

Механизм основания родительских клубов в детском саду

После подведения итогов исследования начался второй этап, целью которого стало создание механизма работы родительского объединения в детском саду. В настоящее время он действует в режиме систематического функционирования, т. е. заседания проводятся не реже одного раза в месяц, имеет свою эмблему и девиз – "Где нет воодушевления, там нет и воспитания".

В рамках сообщества проходят семинары, деловые игры, диспуты, дискуссии, встречи "Наши гости", "Круглый стол". Для коррекции детско-родительских отношений организуются тренинги, практические занятия совместно с малышами. В качестве примера в статье представлены тренинговые игры и упражнения, направленные на гармонизацию детско-родительских взаимоотношений (из цикла тренинговых занятий).

Популярностью среди воспитателей и родителей пользуется такая форма работы, как презентация семейного опыта. В клубных рамках прошли заседания: «Семь "Я"», посвященное семейным традициям, "Моя семья – минута славы", представляющее собой презентацию семейной творческой деятельности. Среди семейных конкурсов и праздников наибольшей популярностью пользуются спортивные мероприятия, например, "Здоровей-ка в гостях у детей", "Банные сражения", "Семейные старты". Участие в таких мероприятиях помогает мамам и папам активизировать воспитательные навыки, у них появляется вера в собственные педагогические возможности.

Важно отметить, что все мероприятия строятся с учетом уровня образования и родительской культуры. Каждое заседание заканчивается индивидуальной или коллективной рефлексией, направленной на получение обратной связи.

Всем участникам заседания предлагается ответить на вопросы:

  • какое открытие они для себя сделали в ходе занятия?
  • какие чувства вызвало то или иное упражнение?

Родственников воспитанников ДОУ просят продолжить фразу: "Я узнала о своем ребенке, что…" либо "Выражение своих чувств вслух – это…" и т. д.

Активное участие в клубной работе принимают педагоги и специалисты ДОУ: педагог-психолог, заместитель заведующего по УВР, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, медицинская сестра. Обеспечивается тесное сотрудничество с общественными организациями города – Центром природного оздоровления, Детской поликлиникой № 15, Уполномоченной службой по опеке и попечительству и др.

Ежемесячно выпускается газета "Семейные новости", информирующая о том, что происходит в детском саду, какие мероприятия организуются в клубных рамках. Наибольшей популярностью пользуется страничка "Шпаргалка для родителей", которая представляет собой советы-подсказки, помогающие выбрать верное поведение в той или иной ситуации, связанной с воспитанием дошкольников. Темы публикаций выбираются по запросу: "Роль отца в воспитании ребенка", "Если в семье появился еще один ребенок", "Родителям о гиперактивных детях", "Агрессивность дошкольников" и др. Пример такой шпаргалки представлен ниже.

Информация о работе родительского клуба в детском саду, основные его задачи, содержание и принципы деятельности представлены на специально оформленном стенде.

Подготовлен также рекламный буклет, который знакомит с клубной работой, иллюстрирует формы заседаний и отражает их результативность. Он распространяется среди родственников воспитанников, недавно поступивших в ДОУ.

Для повышения активности семей воспитанников и более целенаправленного взаимодействия используются красочно оформленные пригласительные билеты. В качестве морального стимулирования отличившимся отцам и матерям направляются благодарственные письма с логотипом детского сада.

Итоги работы родительского клуба ДОУ

Итоги работы заслушиваются на заседании медико-психолого-педагогической комиссии дошкольного учреждения, на итоговом педагогическом совете ДОУ.

Так, результаты психолого-педагогической диагностики родительского контингента ДОУ на конец учебного года показывают следующие изменения:

  • повышается родительская психолого-педагогическая культура;
  • расширяется и восстанавливается воспитательный потенциал семьи;
  • родители активно включаются в процесс социального воспитания;
  • устанавливаются партнерские отношения между субъектами образовательного процесса: воспитанниками ДОУ, родственниками воспитанников и воспитателями;
  • семья становится активной социальной системой.

В целом, общение в непринужденной, эмоционально насыщенной обстановке способствует сближению педагогов, отцов, матерей и детей. Беседа за чашкой чая, легкий музыкальный фон, атмосфера игры – все это содействует эмоциональному раскрепощению, дает возможность открыто высказывать собственное мнение, делиться успехами и трудностями семейного воспитания. Мамы и папы видят собственного малыша в другой обстановке, наблюдают его общение со сверстниками и педагогами, открывают в нем новые черты и способности. Совместная деятельность сближает мам, пап и их малышей, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами.

Положения и план работы родительского клуба ДОУ «Клуб заботливых родителей»

1. Общие положения

1.1. Отношения между МДОУ "Детский сад № 209" (далее – ДОУ) и Клубом заботливых родителей (далее – Клуб) регламентируются родительским договором и Положением о Клубе заботливых родителей, которым определяются права и обязанности сторон.

1.2. Правовой основой деятельности Клуба являются:

  • Закон РФ от 10.07.1992 № 3266­1 "Об образовании";
  • Типовое положение "О дошкольном образовательном учреждении", утв. постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666;
  • Типовое положение "Об общеобразовательном учреждении", утв. постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196;
  • Типовое положение "Об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста", утв. постановлением Правительства РФ от 19.09.1997 № 1204;
  • Устав ДОУ;
  • родительский договор.

1.3. В его состав входят участники оздоровительного и образовательного процессов, мамы и папы (законные представители воспитанников) и другие лица, заинтересованные в совершенствовании деятельности и развитии дошкольного учреждения.

1.4. Руководство работой клубной организации осуществляет педагог-психолог ДОУ.

2. Цель

2.1. Создание системы личностно-ориентированного взаимодействия малышей и взрослых через организацию единого образовательного пространства ДОУ и семьи.

3. Задачи

Основными задачами родительского клуба в детском саду являются:

3.1. Повышение психолого-педагогической культуры родителей.

3.2. Приобщение членов семьи к участию в жизни ДОУ путем поиска и внедрения наиболее эффективных форм работы.

3.3. Расширение и восстановление воспитательного потенциала семьи.

3.4. Активное включение отцов и матерей в процесс детского социального воспитания.

4. Организация работы

4.1. Деятельность Клуба осуществляется в соответствии с годовым планом ДОУ.

4.2. Клубная работа организуется с учетом возраста воспитанников ДОУ.

4.3. Клубные заседания проводятся не реже одного раза в месяц и по мере необходимости.

4.4. Клубные решения для сотрудников и родителей носят рекомендательный характер.

4.5. Руководитель:

  • составляет план работы;
  • оформляет материалы заседаний (срок хранения три года);
  • организует деятельность участников;
  • информирует членов о предстоящих мероприятиях.

4.6. Срок деятельности родительского объединения не ограничен.

5. Права и обязанности сторон

5.1. Деятельность сообщетсва осуществляется на добровольной основе.

5.2. ДОУ предоставляет помещение для клубных заседаний.

5.3. Участники сообщества имеют право давать рекомендации, выступать с предложениями.

План работы семейных клубов в детском саду

Таблица
Скачать в .docx

Мероприятие

Сроки

Ответственный

Категория участников

Предполагаемый результат

Продукт деятельности

Анкетирование с целью выявления запросов по организации работы семейного клуба в детском саду и успешного опыта воспитания

Май, сентябрь

Педагог-психолог, педагоги групп

Все родители

Выявление запросов по организации работы семейного клуба в детском саду и успешного опыта воспитания

Анкеты

Совместное мероприятие "Давайте познакомимся"

Октябрь

Заместитель заведующего по УВР, Педагог-психолог, педагоги младшей группы

Родители воспитанников младшей группы, педагоги, воспитанники ДОУ

Улучшение микроклимата в группе

Сценарий

Семинар-практикум "Роль семьи в подготовке детей к школе"

Октябрь

Педагог-психолог, заместитель заведующего по УВР

Мамы и папы выпускников, воспитанников подготовительной группы, учитель начальных классов

Повышение уровня осведомленности

Разработки по теме семинара-практикума

Занятия с элементами игровой терапии

В течение года

Педагог-психолог

Родители, испытывающие трудности в общении с малышами

Улучшение детско-родительских отношений

Разработки по теме занятия

Совместное мероприятие "День рождения Клуба"

Ноябрь

Заместитель заведующего по УВР, педагог-психолог

Родственники, дошкольники, педагоги

Улучшение детско-родительских отношений, микроклимата

Сценарий

Семинар-практикум

"Речевое дыхание – правильная и хорошо звучащая речь"

Ноябрь

Учитель-логопед

Родители воспитанников средней и старшей групп

Повышение педагогических знаний и умений

Конспекты

Групповая дискуссия "Нужны ли наказания?" с участием социального педагога ЦППМСП

Декабрь

Социальный педагог

Родители дошкольников "группы риска"

Повышение правовой культуры

Конспект

Практическое занятие "Игры, направленные на развитие социально-эмоциональной сферы"

Январь

Педагог-психолог

Матери и отцы с малышами, имеющими нарушения социально-эмоциональной сферы

Коррекция эмоционального благополучия малышей и детско-родительских отношений

Разработки по теме занятия, картотека игр

Семинар-практикум "Влияние театрализованных представлений на эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста"

Февраль

Музыкальный руководитель

Все желающие

Повышение уровня осведомленности

Разработки по теме семинара-практикума

Практическое занятие "В дружбе с природой и самим собой". Семинар-практикум "Речедвигательная гимнастика"

Март

Инструктор по ФИЗО, Учитель-логопед

Родители с воспитанниками старшей и подготовительной групп

Ознакомление мам и пап со здоровьеохранительным аспектом природы. Повышение педагогических знаний

Конспекты

Круглый стол "Презентация опыта семейного воспитания". Итоги работы

Апрель

Заместитель заведующего по УВР, Педагог-психолог

Творческая группа родителей

Распространение опыта семейного воспитания, подведение итогов

Разработки по теме круглого стола

Тренинги, которые можно провести в родительском клубе ДОУ

Тренинговые игры и упражнения , направленные на гармонизацию детско-родительских взаимоотношений

Упражнение "Кто здесь собрался?"

Каждый родитель по кругу придумывает свой вариант ответа на вопрос "Кто здесь собрался?".

Упражнение "Сделай комплимент"

Задача упражнения – сделать комплимент сидящему рядом участнику, как если бы это был малыш. При этом нельзя повторять слова.

Вопрос для анализа: "Удалось ли вам сделать комплимент, обращаясь к крохе, а не ко взрослому?".

Упражнение "Угадайте, какую игрушку выбрал бы ваш малыш"

Родителям предлагается выбрать из набора игрушек, куда входят куклы, настольно-печатные игры, мяч, скакалка, машина, музыкальная игрушка и т. д., ту, с которой больше всего любит играть их ребенок. Они поясняют свой выбор.

Игра "Войди в круг"

Родители встают в круг, крепко держатся за руки и представляют, что они – дети. Один остается за кругом – это взрослый. Его задача – убедить дошкольников впустить его в круг. Для этого нужно подобрать верный тон общения и нужные слова.

Вопросы для анализа:

  • Что вы испытывали, выполняя это задание?
  • Легко ли было войти в круг?

Упражнение "Угадай, чьи эти руки"

Один из участников выходит в центр круга и закрывает глаза, остальные по одному подходят к нему и кладут руки на его ладони. Задача участника – угадать, чьи эти руки. Таким образом формируются две группы: мягкие и строгие мамы и папы. Затем основной участник объясняет, на какие признаки он ориентировался и совпали ли его тактильные ощущения с тем, что он потом увидел.

Упражнение дает участникам группы прекрасный повод для обратной связи: каждый из них может узнать, как он воспринимается в качестве родителя по первому впечатлению.

Упражнение "Мне кажется, в детстве ты был(а)…"

Участники бросают мяч друг другу со словами: "Мне кажется, в детстве ты был(а)…". В ответ каждый может согласиться или опровергнуть высказывание.

Второй вариант: "Я думаю, в детстве ты мечтал(а)…". Здесь участники тренинга могут сами о себе говорить, о чем они мечтали раньше или какими были тогда.

Это упражнение способствует погружению членов группы в детское эго-состояние.

Игра "Какой он – мой ребенок"

Задача игры определить, каким видят своего ребенка матери и отцы. Для этого каждый из них обводит контур руки, на изображении каждого пальца пишет по букве имени малыша. Затем родственникам предлагается расшифровать буквы, назвать качества характера крохи, начинающиеся на данную букву. В центре ладони можно изобразить символ, кем он является в семье.

Чаще всего даются положительные характеристики, что позволяет видеть в ребенке положительные качества, тем самым настраивать его на успех. Также игра наводит родителей на определенные выводы о сформированности личности малыша.

Упражнение "Поводырь"

Родители разбиваются на пары. Одному из играющих завязываются глаза – он слепец. Второй, поводырь, начинает медленно передвигаться по помещению, ведя за собой напарника и обходя препятствия. Упражнение выполняется 3–5 мин, затем пары меняются ролями.

Упражнение "Моя любимая игрушка"

Мамы и папы вспоминают их любимую игрушку: как называлась и где она сейчас.

Вопрос для анализа: "Какие чувства вызвали воспоминания?".

Упражнение "Закончи предложение"

Воспитатель начинает предложение, а родственники малыша по очереди его продолжают. Упражнение дает возможность поделиться друг с другом опытом воспитания ребенка.

Пример:

Общение с ребенком – это…

Родители через диалог с ребенком дают ему почувствовать…

Упражнение "Семейные заповеди"

Мамы и папы составляют список семейных заповедей, обычаев, правил, запретов, привычек, установок, взглядов, которых придерживаются все члены семьи. Каждый зачитывает этот список.

Данное упражнение позволяет сравнить свои представления о семейной жизни с представлениями других.

Вопрос для анализа: "Какие заповеди вас удовлетворяют, а какие нет?"

Упражнение "Подарок"

Родители по очереди и при помощи невербальных средств дарят подарок своему соседу. После завершения круга каждый говорит, какой подарок он получил.

Родительский клуб ДОУ: шпаргалка для мам и пап

Если вам не нравятся черты характера вашего ребенка. Для начала вспомните свое детство. Вашим папам и мамам все нравилось в вас? Что они делали? Что вы чувствовали? Как вы к этому относились? Подумайте, не повторяете ли вы ошибок ваших отцов и матерей?

Как решить проблему:

  • Пожалуйста, действуйте осторожно, не тревожа ребенка, пока сами не разберетесь в причинах своего неудовольствия или тревоги.
  • Обдумайте, какие именно черты вам не нравятся, понаблюдайте за ребенком – как, в каких ситуациях они проявляются, быть может, вы какими­то своими действиями провоцируете его на эти негативные проявления.
  • Попробуйте взглянуть на эти не устраивающие вас черты иначе. Например, ребенок "упрямый, настырный". Если причина упрямства – не вы, то посмотрите, как эти качества проявляются в самостоятельной деятельности малыша: возможно, приняв решение, он обязательно выполняет его; начав дело, доводит его до конца, несмотря на внешние помехи (вы требуете, чтобы он немедленно шел обедать). Нет ли здесь положительных черт?
  • "Обратной стороной медали" могут оказаться такие черты, которые желательны или компенсируются другими особенностями ребенка. Например, дошкольник, на взгляд семьи, очень несобран, неаккуратен с вещами. Более внимательный взгляд на поведение малыша может открыть возможную причину этих явлений – у него буйная фантазия, он все время что-­то придумывает, а беспорядок – следствие развитого воображения в большей степени, чем прямая неаккуратность.
  • Самое главное: постарайтесь увидеть лучшие черты личности своего ребенка, осознайте их значимость и ценность. Дайте возможность малышу знать и чувствовать это. Способствуйте развитию сильных сторон характера, это придаст дошкольнику уверенность, желание измениться в лучшую сторону.

Если вы не уверены в возможностях малыша

  • Иногда папам и мамам кажется, что дети друзей и соседей более развиты, более самостоятельны. Иногда вызывает сомнение успешность ребенка в занятиях математикой или рисованием, в играх со сверстниками. Пугает перспектива обучения в школе и возможного визита к специалистам.
  • Как предотвратить проблему:
  • Постарайтесь точно определить, чем вызваны ваши сомнения: не полагайтесь только на свое субъективное мнение, спросите об этом других членов семьи, воспитателей.
  • По возможности понаблюдайте несколько раз за действиями ребенка в той сфере, которая вызывает ваше сомнение, и обязательно за его деятельностью в целом, постарайтесь записать то, что видите.
  • Вернитесь к вашим первоначальным определениям и дайте себе искренний ответ: это настоящая проблема ребенка или результат вашей гипертревожности.
  • Чаще инициируйте разговоры с воспитателями о текущей ситуации в развитии, перспективах, особенностях, потребностях ребенка: это позволит раньше выявить проблему, если она действительно есть.

Как справиться с проблемой, если она уже есть:

  • Помните, что ваше эмоциональное состояние передается ребенку быстрее, чем прозвучит слово, и ваша неуверенность может стать причиной его неуспеха.
  • Постарайтесь избавиться от высказываний типа: "У тебя не получится", "Ты не сумеешь".
  • Замените их конструктивными фразами: "Ты решил помыть посуду? Прекрасно. С чего ты начнешь?"; "Ты пробовал построить башню из книг, и она рассыпалась? Давай попробуем теперь из кубиков. Какой ты положишь первым?"
  • Никогда не позволяйте себе и другим упражняться в диагнозах вашему ребенку. Все крохи развиваются в своем темпе, по своей траектории.
  • Если вы видите, что чем-то ребенок отличается от других, найдите его сильные стороны, посмотрите, что можно исправить, подчеркивая положительные черты его характера.
  • Не пугайтесь визита к специалисту, если это действительно необходимо.

Законы семейных клубов в детском саду

  • Здесь принимают активное участие искренние и надежные люди – заботливые мамы и папы.
  • Ради любви ребенка к семье учимся любить его и постоянно работать над собой.
  • Каждый независимо от возраста имеет свою точку зрения.
  • Главная оценка в жизни человека – это самооценка.
  • Учимся слушать и слышать друг друга в семейном клубе в детском саду, дома, на улице.
  • Приумножаем любовь в мире: учим любить себя, малышей, ценить семью.
  • Дорожим сообществом: работая на себя, повышая его авторитет.

Опыт создания родительского клуба в детском садубыл представлен на региональной научно-практической конференции ПКИПРО "Опыт и перспективы внедрения краевой модели ранней профилактики социально опасного положения и социального сиротства в образовательных учреждениях" и на методическом объединении заместителей заведующих дошкольных образовательных учреждений.

Статьи на схожие темы вы можете прочитать в журнале "Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения". Подписаться на журнал!

Читать еще про семейные клубы в детском саду:



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль