Родительское собрание "Почему дети не читают и не любят читать"

2238
Родительское собрание

Автор: Романова Татьяна Петровна воспитатель ДОУ № 2 "Колокольчик" (Республика Марий Эл)

Методическая тема: "Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) художественной литературы через сказку".

Добрый день, уважаемы родители. Сегодня я хочу с вами поговорить о проблеме, почему в некогда самой читающей стране дети не читают и не любят читать.

Педагогическая ситуация: Я считаю, что ребенок не любит книги потому, что не нравятся, а потому, что не дают возможности полюбить их. Не читают сами родители, не читают детям, отсутствуют детские книги дома, заменяют их техническими средствами массовой информации (телевизором, компьютером, DVD).

Задача: Давайте попробуем доказать вред замены художественной литературы техническими средствами.

Может быть, проблема состоит в том, что родители элементарно не понимают значении художественной литературы, ее влияние на духовное, нравственное развитие ребенка, подменяют ее другими средствами информации. Интересно, среди вас есть родители:

- которые не включают телевизор?
- ограничивают просмотр телепередач?
- используют ее как палочку выручалочку? (предполагаемые ответы)

Согласна с вами, сегодня телевизор является частью повседневной жизни. Вы заметили, что мы чувствуем себя неуютно, если телевизор не работает. Часто его мы даже и не смотрим, но он обязательно должен быть включен и создавать определенный звуковой фон. Не редко он становится полноправным членом семьи, без которого грустно и одиноко.

Что это, дурная привычка? (предполагаемые ответы).

Нет, скорее это психологическая проблема. И у нее есть название – телемания, болезненная зависимость от голубого экрана. От нее избавиться не просто. Подобную зависимость приобретают взрослые, что же можно ожидать от детей. Естественно экран притягивает как магнит.

Страшно? Еще как! Может, ничего такого ужасного в телевизорах нет? Ну, подумаешь, малыш мультики смотрит. Ему же интересно, он узнает что – то новое, к тому же он при этом никому не мешает. А без телевизора тяжело справиться с ребенком, ведь в последнее время он становится все более капризным, не слушается, не ложится вовремя спать…

К сожалению, нередко мы, родители, рассуждаем именно так. А потом удивляемся: « Что случилось с ребенком? Был здоровым, крепким, спокойным, что же с ним стало?» И совсем не связываем возникшие проблемы с пагубным пристрастием малыша к техническим средствам.

Было бы не правильно оставить все так, как есть. Мы обратимся к типичным заблуждениям взрослых.

Заблуждение №1 "Мы смотрим телевизор, а малыш просто играет неподалеку".

Если ребенок находится в другой комнате, за закрытой дверью, то, в принципе, все в порядке. А вот если он устроился в уголке рядом с вами, то он наверняка видит не менее трети происходящего на экране (пусть даже урывками), слушает и «на корочку записывает» практически все.

Заблуждение №2 "Мы не даем ему смотреть все подряд. Мы включаем только детские каналы с мультиками и образовательными передачами…"

Конечно, сейчас есть возможность выбора, работают хорошие телеканалы, по которым показывают весьма неплохие передачи для детей. Но вот только смотреть их ребенок может целый день, потому что фильмы сменяются играми, потом будут мультики - и так до самого вечера. К тому же, если вы рассчитываете, что малыш самостоятельно научится чему-нибудь полезному (например, английскому языку), то ваши надежды едва ли оправдаются. В лучшем случае он будет узнавать на слух некоторые слова. А для того, чтобы добиться хорошего результата, нужны регулярные занятия, причем под руководством взрослого, который поможет, подскажет, объяснит непонятное и проконтролирует, усвоился ли материал.

Заблуждение №3 "Наш кроха очень музыкален, поэтому мы включаем только музыкальные телеканалы".

Малыш любит петь и танцевать? Отлично! Только включайте ему не видеоклипы, а аудиозаписи. Несмотря на кажущуюся безобидность, клипы по своему действию на психику сродни рекламе. Яркие картинки мелькают очень быстро, и ребенок смотрит на экран не отрываясь, как загипнотизированный. К тому же сюжеты клипов редко подходят для детей. В них часто встречаются и насилие, и весьма откровенные сцены.

Попробуем совместно разобраться. Как вы считаете: "Что может являться альтернативой телемании?" (предполагаемые ответы).

Я согласна с вами: все, что вы перечислили, абсолютно верно. Каждый предложенный вами ответ достоин внимания, но охватить их все за один раз невозможно.
Давайте рассмотрим, как влияет на ребенка художественная литература.
Жизненный опыт всего предшествующего поколения подтверждает, что литература – богатейший источник и побудитель чувств, переживаний (нравственных, интеллектуальных, эстетических). Литературный пример гораздо сильней действует на ребенка, чем рассуждения и убеждения. Во время слушания книг ребенок живет жизнью героя, радуется его радостям, печалится его печалью. Поэтому те уроки, которые она дает – это уроки на всю жизнь и для маленьких, и для взрослых. Для детей это ни с чем не сравнимые уроки нравственности, для взрослых это уроки, в которых художественная литература обнаруживает свое, порой неожиданное воздействие на ребенка.

Великий русский писатель А.М.Горький, вспоминая о том, какую роль в его жизни сыграли книги, писал: «Чем больше я читал, тем более книги роднили меня с миром, тем ярче, значительнее становилась для меня жизнь».

Рефлексия

У нас с вами получился насыщенный разговор, в конце которого я предлагаю вам закончить следующие предложения:
-В процессе сегодняшнего совместного обсуждения я сделала для себя такой вывод, какой….
-Мне понравилось, что….
-мне не понравилось, что….

Давайте не будем забывать, что ребенок не взрослый человек и именно родители знакомят ребенка с окружающим миром и воспитывают у него правильное отношение к нему. И дети усваивают родной язык, подражая именно взрослым: не читают родители, не будет читать и ребенок.

Решение
Сегодня мы рассмотрели ситуацию: "Ребенок не любит книги потому, что не нравятся, а потому, что ему не дают возможности полюбить их". Я надеюсь, никто не будет против, что решением сегодняшнего нашего разговора будет необходимость создания домашнего книжного уголка.

В заключении хочется сказать: читайте вместе с детьми, знакомьте с культурным наследием, и тогда они вырастут настоящими людьми.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль