Проект "У рябины именины"

5899
Проект


Автор: Олиярник Галина Васильевна, музыкальный руководитель  МБДОУ№36 г. Саянск Цель: Приобщение детей к русскому наследию, традициям, обычаям, приметам. Воспитание уважения к природе родного края. Развитие экологического сознания.Задачи:

  • воспитывать интерес к народной культуре;
  • развивать способность детей использовать в речи народные приметы, пословицы, песни; совершенствовать связную речь.
  • развивать эстетический вкус детей на музыкальном песенно-танцевальном творчестве русского народа;
  • формировать уважительное отношение друг к другу в процессе совместной деятельности;
  • развивать мышление, творческое воображение, эмпативность в проблемных ситуациях, играх.

Тип проекта: творческий, межпредметныйСроки: краткосрочныйРуководитель проекта: музыкальный руководительУчастники проекта: музыкальный руководитель, воспитатели по изобразительной деятельности, развитию речи, воспитатели групп, родители.Интеграция образовательных областей:

  • Физическое развитие: Развитие ловкости, быстроты реакции, координации движений.
  • Познание: Развитие экологического сознания; знания о природе родного края; приметы, обычаи, традиции русского народа.
  • Коммуникация: Общение со сверстниками и взрослыми субъектами ДОУ; активизация и развитие словаря детей при описании рябины и вкуса различных ягод; пословицы, стихи, диалоговой речи.
  • Социализация: Развитие детей в игровой деятельности, развитие музыкально-эстетического вкуса.
  • Музыка: Развитие эстетического вкуса детей на музыкальном песенно-танцевальном творчестве русского народа.

Изобразительная деятельность: Развитие творческих способностей и воображения у детей; знакомство с росписью предметов народного промысла – "хохлома"; овладение навыком работы в нетрадиционной технике "скатывания"; развивать чувство цвета, формы, композиции; воспитывать интерес и бережное отношение к природе.Художественная литература: Знакомство со стихотворениями "Рябиновая гроздь" Е.Наумовой, "Осень" О.Рязанова, совершенствовать у детей связную речь.Основные направления проекта: цикл занятий: по изобразительной деятельности - "Рябинушка красавица"; по развитию речи - "В гостях у рябины", беседы и наблюдения в природе за деревом рябины.

Продукт проектной деятельности: итоговое интегрированное мероприятие "У рябины именины", создание макета дерева рябины "Рубины осени", составление букетов из сухих веточек рябины, изготовление бус из ягод рябины Содержание проекта

Этапы

Описание

Время реализации

Ответственные

I Подготовит.

-работа с методической литературой;

-подбор музыкального репертуара;

-разработка конспекта занятия;

-подбор стихов.

первая неделя сентября

 (2-6 сентября)

-Музыкальный руководитель, специалисты по изо Д, развитию речи, воспитатели.

II

Основной

-чтение художественной литературы;

-проведение циклов занятий специалистами ДОУ;

-посещение картинной галереи

-экскурсия в город «На аллее рябин»;

-посадка саженцев рябины на территории дошкольного учреждения.

Вторая неделя сентября

(9-13 сентября)

-Воспитатель по развитию речи, воспитатели групп

III

Итоговый

-проведение итогового интегрированного занятия;
-оформление и посещение выставки: демонстрация  макета дерева рябины «Рубины осени»; букетов из сухих веточек рябины; бусы из ягод рябины.

23 сентября – День Петра и Павла- рябинников.

-Музыкальный руководитель, воспитатель по развитию речи, воспитатели групп, родители

 -специалист по изобразительной  Д,

воспитатели групп, родители.

 
Информационно-методическое обеспечение: мультимедийное оборудование, презентация и слайд-шоу к мероприятию.

Материалы и оборудование: осенние листья для хореографической композиции в ДОУ, шапочки птиц, зайца, лисы, сухие веточки рябины, вазы, макет рябины, платочки для хоровода, ягоды, блюдца, салфетки, одноразовые ложечки, шарфы для завязывания глаз.Аппликация "Рубины осени"

Программное содержание:
Развитие творческих способностей и воображения у детей; овладение работы в нетрадиционной технике «скатывание»; развивать чувство цвета, формы, композиции; воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Материал:
Ватман с заготовкой веток рябины, кисти, клей, салфетки красного или оранжевого цвета, краски.

Музыкально-игровой репертуар:

1. Танцевальная композиция "Разноцветная осень" Т. Морозовой.
2. Песня "Осенний листопад" муз. и сл. М. Дорофеевой.
3. Песня "Рябинушка-красавица" муз. Т.Копыловой
4. Аудио сопровождение "Голоса птиц"
5. Игра "Не попади в силки"
6. Хоровод "Красные рябинки" муз. Филиппенко
7. Игра "Золотые ворота"
8. Пляска "Заячья пляска"
9. Игра "Угадай на вкус"Ход итогового интегрированного мероприятия:
Дети под музыку забегают в зал, исполняют танцевальную композицию. Исполняется "Разноцветная осень" Т.Морозовой.Ведущая: Какой красивый танец открывает нашу встречу. Природа хороша в любое время года, и даже осенью. Красавица осень, воспетая многими поэтами как лучшее из времён года, меняет окраску листвы и зверей, приглушает звуки птичьих песен, заставляет переодеть кроны деревьев. Разноцветье осенней листвы так и радует глаз.

Стихотворение сопровождается музыкой и слайдами на осеннюю тематику.
У каждого времени года
Особенный запах и цвет.
Но так совершенна природа,
Что в целом её краше нет.
Вот осень. Туманные дали.
Трепещет кругом листопад.
И с запахом светлой печали
Опавшие листья шуршат …
О.Рязанова.
Исполняется песня "Осенний листопад" муз. и сл. М. Дорофеевой.

Ребята, сегодня особенный день. Сегодня именины у какого-то дерева, а вот у какого? Я вам загадаю загадку, а вы дайте отгадку. (Ведущая на выбор загадывает загадку).

1. Весною зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы.

2. В сенокос – горька,
А в мороз – сладка, -
Что за ягодка?

3. Цветки – пчёлам и шмелям,
Плоды – сойкам и дроздам,
А кудрявой ветке –
Место у беседки.

Ответы детей.Ведущая: Совершенно верно. Мы поговорим сегодня о рябине. А начнёт наш разговор об этом дереве … (имя ребёнка, читающего четверостишье).Ребёнок: Плывут паутинки над сонным жнивьём,
Краснеют рябинки под каждым окном.
Осенней порой у рябины
Есть праздничный день – именины.Ведущий: И, правда, ребята. В эти дни, в конце сентября рябина отмечает именины. Это что-то вроде дня рождения у людей. А на именины принято дарить подарки. Ребята, чем мы можем одарить рябинку, чтобы ей было хорошо расти?

(Предполагаемые ответы детей: ярким солнышком, вкусной водицей, мягкой, удобренной землёй).

Правильно, ребята. Называются именины рябины – днём Петра и Павла-рябинников. Это время созревания рябиновых ягод. С давних времён рябину любили и почитали на Руси. В народе есть поверье: рябина, посаженная перед домом, оберегает его от недобрых людей. Давайте и мы все вместе составим из веточек рябины букеты и украсим наш зал. А, с родителями можете поставить веточку сухой рябины в вазу дома и тоже обезопасить своё жильё от неприятностей.

Составление букетов из рябиновых ветокВедущая: О рябине слагают стихи и песни.
Вот и мы вокруг рябины пойдём
Да песню славную ей споём.

Исполняется песня "Рябинушка-красавица" Т. КопыловойВедущая: Ребята, давайте посмотрим на рябинку и подберём подходящие ей слова. Какая рябинка?

Дети: Тонкая, стройная, нежная, гибкая, ветвистая и т.д.Ведущая: Действительно, ребята, вы верно подметили. Это деревце стройное, нежное, тонкое, но если задует сильный ветер, то её гибкие ветви гнуться до самой земли, но не ломаются. Рассказ сопровождается слайдом. Весной, когда рябина цветёт, белые шапки крупных соцветий накрывают её вершины. Светлые летние ночи так и называют в народе – "рябиновые ночи" – душистые, росистые. Синеет небо, "заря с зарёю сходится". Больше двух месяцев по всей России, от юга до заполярных лесов, благоухает цветами рябина, венчая весну. А какие приметы о рябине вы знаете? Дети рассказывают приметы про рябину:

Рябина зацветает – пора сеять лён.
Рябина цветёт рясно – много овса будет.
Хорошо рябина цветёт – к урожаю льна.
Поздний цвет рябины – к поздней осени.
Если родится рябина – рожь будет хороша.
В лесу много рябины – осень будет дождливой, если мало – сухой.
Много ягод на рябине предвещает строгую зиму.Ведущая: А когда с приходом осени на деревьях появляются первые жёлтые листья, созревают её ягоды. Горькие ягоды рябины, после того, как ударит их первый мороз, приобретают сладковатый вкус. Из них варят варенье, делают сироп, их используют для лечения. Собирая ягоды рябины необходимо оставлять немного ягод на дереве. Почему, и для кого, как вы думаете? (Ответы детей). Правильно. Всю долгую, трудную, холодную зиму кормит рябина лесных птиц. Её красные ягоды хорошо заметны на снегу.

Звучат в записи голоса птиц

- Слышите, как птицы поют
Нашей рябинушке скучать не дают.

Знаете, ребята, рябина переводится как "терпкий" и "ловящая птица". Существует давний обычай заманивать птиц в силки ягодами рябины. Давайте и мы поиграем в игру "Не попади в силки".

Игра "Не попади в силки"

Описание игры: выбираются несколько детей – "птицы" (одевают шапочки птиц). Остальные дети встают в круг «силки». В центре круга макет рябины с ягодами, которые можно снимать. Под любую русскую народную мелодию дети - "силки", идут по кругу. Птицы свободно "летают" за кругом. С окончанием музыки дети, стоящие в кругу останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх – "воротики", говорят слова: "1, 2, 3 – ягоды сорви, да в силки не попади". Под любое подвижное музыкальное сопровождение дети - "птицы" влетают в круг, собирают с дерева ягоды. С окончанием музыки силки закрываются, дети опускают руки и приседают. Но в это время "птицы" должны проявить быстроту движений, ловкость и выбежать "вылететь" из закрывающихся "силков". Игру можно повторить.

Ребёнок: Когда смолкает пенье
В преддверье холодов
И наступает время
Рябиновых плодов.Ребёнок: В дали с осенним клином
Прощальный тает крик
Боярыня рябина
Рубинами горит.Ребёнок: Чем будут ливни злее
Хлестать и вкривь и вкось –
Тем слаще и алее
Рябиновая гроздь.
Е.Наумова

Звучит музыка, в зал входит девочка-рябинка.Рябинка: Солнышко ты привольное,
Согрей землю-матушку
Согрей деревце – красную девицу,
Рябинушку кудрявую.
Я весной взошла,
Солнцем вызрела.
По зорям цвела,
Летом выросла.
Летом ветер обдувал,
Меня дождик поливал.
Мои ягодки алеют,
Для моих друзей поспеют.Ведущая: У красавицы рябины
Осенью именины:
Выглядит она прекрасно
В ягодах ярко красных.

Запись шороха. Дети прислушиваются.

– Ой, ребята, слышите, кто-то шуршит опавшими листьями там, под кустом. Как вы думаете, кто там может прятаться? (Ответы детей). А давайте подойдём и посмотрим, кто там? (Подходят к кустику, за ним прячется заяц).
– Заинька , выходи, да на нас погляди
Мы сегодня у рябины празднуем именины.Заяц: Рябинка, рябинка, какая ты красивая стоишь! Сегодня ведь твои именины. Придут девчата, наберут твоих ягод, будут песни петь, хороводы водить. Вот весело тебе будет!

Ведущая: И то, правда.
Эй, девчата, становись в хоровод.
Мы справляем именины
У красавицы рябины!

Исполняется хоровод "Красные рябинки" муз. ФилиппенкоРябинка: Раз пришли ко мне на именины,
Не зевай и игру затевай!

Игра "Золотые ворота"

Описание игры: в игре двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются "воротики". Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди, либо просто берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под воротами.

"Воротики" произносят слова:

Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз – прощается,
Второй – запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!

Во время произнесения слов дети проходят через "ворота". С окончанием слов "Воротики" резко опускаю руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся "воротиками", становятся за первой парой. Постепенно количество "Ворот" увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся "воротами".

Рябинка (замечает грустного зайку): Заинька, а что ты такой грустный?
Давайте заиньку уважим,
Поиграем с ним и спляшем.

Исполняется "Заячья пляска" Выполнение движений по тексту

1. Из-за ёлок на опушке чьи-то выглянули ушки.
Сколько сереньких зайчат здесь под ёлочкой сидят.

2. Мы попрыгаем у ёлки, не страшны нам злые волки.
Прыгай, прыгай, скок, скок, скок, серый маленький зверёк.

Проигрыш

3. Лапки наши мы погреем, их погладим поскорее
Шубку ты меняй скорей, чтобы быть в лесу смелей.

Появляется Лиса

4. Зайка, зайка, берегись и лисе не попадись!
Ты, зайчишка, не зевай, а быстрее убегай!

Лиса догоняет зайчат.Рябинка: Спасибо, гости дорогие, что пришли ко мне на именины. Повеселили меня, да позабавили. А, правда, что я вам нужна, что ягодки мои очень любите? (Ответы детей). А давайте ещё поиграем и ягодки на вкус узнаем.

Игра "Угадай на вкус"
(Во время проведения игры активизировать словарь детей – характеризуя вкус той или иной ягоды).Рябинка: А теперь к столам поспешите,
И веточки с рябиновыми гроздьями
На память сотворите.Аппликация "Рубины осени"
Программное содержание:

Развитие творческих способностей и воображения у детей; овладение работы в нетрадиционной технике «скатывание»; развивать чувство цвета, формы, композиции; воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Материал:
Ватман с заготовкой веток рябины, кисти, клей, салфетки красного или оранжевого цвета, краски.Ведущая: Ребята, пока ваши работы высыхают, я приглашаю вас в наш демонстрационный зал ещё раз полюбоваться красавицей рябиной.

Демонстрация слайд-шоу "Везде и всегда рябина хороша". Фильм демонстрирует основные моменты, затронутые на занятии: изображение рябины в разное время года – цветущая рябина, рябина осенью, рябина и птицы зимой, рябина в искусстве – натюрморты, роспись; фрагменты из городской экскурсии "На аллее рябин".Рябинка: Что ж, друзья! С вами мне прощаться пора.

Ведущая: Подожди, милая красавица. На именины с пустыми руками не ходят. У нас подарок для тебя. Мы желаем тебе, чтобы ты росла … (обращаясь к детям, они в свою очередь говорят пожелания: здоровой, красивой, стройной, милой и т.д.)
Мы одарим тебя ярким солнышком, вкусной водицей, мягкой, удобренной землёй.
(Дети с воспитателями и родителями создают макет рябины и украшают его дополнительными элементами: солнышком, капельками воды, «удобренной землёй»).

Рябинка: Спасибо, друзья! Буду ждать вас в следующем году на моих именинах! До свидания!



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам таблицу рекомендаций музыкального материала для обогащения звукового сенсорного опыта детей младшего и среднего дошкольного возраста.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль