Детский стресс

1769
Детский стресс

Автор: Н.Б. Лебедева, педагог-психолог высшей категории ГБОУ СОШ № 2005 (дошкольное отделение), Москва

Слово "стресс" употребляется нами чуть ли не ежедневно. Если речь идет о детях, этим термином, как правило, обозначаются любые проблемы - от потери игрушки до ссоры с друзьями. Однако далеко не каждая неприятность травмирует ребенка, и не всякая радость идет ему на пользу. Разобраться в этой причинно следственной связи без специального образования непросто. А вот родителям вполне по силам научить малыша адекватно реагировать на сложные ситуации.

СЛОВАРЬ ПСИХОЛОГА Дистресс (от греч. di – дважды, двойной; англ. stress – давление, напряжение) – вид стресса, характеризующийся наибольшей степенью выраженности, оказывающий существенное отрицательное воздействие на организм, дезорганизующее влияние на деятельность и поведение человека.

Впервые слово "стресс" (от английского stress - напряжение) предложил использовать канадский эндокринолог Ганс Селье в 1963 г. В ходе ряда экспериментов с крысами Селье заметил, что холод, жара, длительный голод или агрессия со стороны сородичей вызывают у подопытных однотипные изменения в функциях надпочечников, гипофиза и желудочно-кишечного тракта. Ученый назвал эти процессы "всеобщей мобилизацией" защитных механизмов организма. Иными словами стресс - это реакция организма, позволяющая ему максимально эффективностью на требования среды. С какой бы бедой мы ни столкнулись, одолеть ее можно только двумя способами - борьбой или бегством. Независимо от того, какой путь мы выберем, у нас в любом случае повысится уровень кислорода в крови, возрастет мышечное напряжение и участится сердцебиение. Если борьба длится недолго и заканчивается победой, а бегство не превращается в затяжной марафон, стресс бесследно проходит. Но когда ситуация требует длительного напряжения, происходит срыв защитных механизмов, и это, в свою очередь, приводит к так называемому дистрессу - состоянию, от которого как раз и следует оберегать ребенка.

С КАКОЙ БЫ БЕДОЙ МЫ НИ СТОЛКНУЛИСЬ, ОДОЛЕТЬ ЕЕ МОЖНО ТОЛЬКО ДВУМЯ СПОСОБАМИ – БОРЬБОЙ ИЛИ БЕГСТВОМ

Настоящий стресс - это не одномоментное потрясение, а длительный процесс перестройки организма, включающий три стадии.

  1. 1. Стадия тревоги. Сразу же после воздействия негативного фактора (так называемого стрессора) у человека возникает заторможенность, которая довольно быстро сменяется нарастающим беспокойством. В этот момент повышается уровень адреналина, расширяются зрачки, появляется сухость во рту, учащаются сердцебиение и дыхание. Если неприятная ситуация разрешается, организм трубит "отбой", и его работа возвращается в нормальное русло.
  2. Стадия сопротивления. Когда борьба с раздражителями или бегством от них затягивается, организму приходится переходить на новый режим работы. В результате человек становится очень восприимчивым к зрительной, слуховой и тактильной информации и начинает вести себя по принципу "я разведчик, а кругом враги".
  3. Стадия истощения, или дистресс. Поскольку людям далеко до Терминатора, все мы рано или поздно устаем от постоянного напряжения, и это крайне негативно сказывается на работе нашего "многострадального" организма. У людей, долгое время переживающих стресс, снижается иммунитет, нарушается сердечный ритм, и возникают серьезные проблемы со сном

Возрастные особенности реагирования на стресс
В отличие от взрослых, которых стресс обычно превращает в "выжатый лимон", дети реагируют на травмирующие события по-разному. И интенсивность их переживаний зависит в первую очередь от возраста.0-3 года. Вегетативная нервная система, отвечающая за перестройку организма во время критических ситуаций, у таких малышей совсем незрелая. Младенец реагирует на негативные факторы всем телом: повышением температуры, нарушениями пищеварения, появлением сыпи и регрессом - потерей уже приобретенных навыков (ползания, ходьбы и т. д.). Описанные симптомы возникают в ответ на любой раздражитель: отъезд мамы, неожиданный визит бабушки, перегрев на солнце - все это в равной степени может спровоцировать негативные реакции.

Детский стресс    4-7 лет. В этом возрастном промежутке у малыша начинают интенсивно созревать структуры мозга, отвечающие за контроль над собственными движениями и действиями. Именно на этих важнейших процессах в первую очередь и отражается стресс. У ребенка могут появиться двигательная расторможенность, разнообразные тики, навязчивые движения (накручивание волос, обкусывание ногтей), а также страхи и фантазии неприятного содержания. Обычно взрослые реагируют на подобные проявления крайне негативно и начинают активно воспитывать "слишком избалованного" малыша. Но на самом деле баловство или непослушание здесь ни при чем. Ребенку просто необходимо избавиться от лишнего адреналина - гормона, выделяющегося в результате стресса и «сгорающего» исключительно в мышцах. В таких случаях активные занятия спортом будут значительно полезнее наказаний и нудных педагогических нравоучений.Источники стресса и приемы работы с ними
Если перечислить все стрессы, которым подвергается ребенок, то выражение "детство - счастливая пора»"будет выглядеть форменным  издевательством над малышней. Опишем самые распространенные ситуации.I Дополнительные занятия
Рано утром - подъем в детский сад, поcле полдника - бегом на рисование и английский, вечером - выполнение домашних заданий. А на выходные запланированы теннис и бассейн. Как правило, родители приводят два довода в пользу чрезмерной занятости детей. Одни утверждают, что таким образом готовят наследников к школьной жизни. Дело это, безусловно, похвальное, но на самом деле за подобным аргументом мамы и папы обычно прячут собственную тревожность. Ежедневное пичканье знаниями, наоборот, истощает ребенка и снижает его конкурентоспособность. Кроме того, даже в самых хороших школах от первоклассника требуется совсем немного: уметь читать и считать до десяти.
Другие взрослые уверяют, что всего лишь следуют за ребенком, проявляющим просто поразительный интерес ко всем занятиям.
Подразумевается, что карапуз должен сам контролировать свои нагрузки и в нужный момент говорить "стоп". Согласитесь, ждать столь разумного поведения от дошкольника довольно странно.
Мишень: в данном случае стресс бьет по всем системам организма. Ребенок часто оказывается лишенным дневного отдыха, поздно ложится спать, ест "непонятно когда", все время куда-то спешит и вынужден постоянно контролировать свои действия. А есть ведь еще и положительные эмоции (например, от победы в соревнованиях), провоцирующие дополнительное выделение адреналина! В результате малыша просто захлестывает: гормон не успевает переработаться и держит ребенка в напряжении даже во время сна.Как избежать дистресса:
подстраивать график занятий под режим ребенка, а не наоборот; при выборе нового кружка отделять реальные потребности сына или дочери от своих родительских амбиций; внимательно относиться к детским "не хочу": возможно, ребенок отказывается идти на занятие потому, что он действительно очень устал; обеспечивать малышу свободное время (не менее двух часов в день), в течение которого он может делать то, что хочет, или просто "валять дурака".

Страх неудачи
Выступление на празднике, соревнование или подготовка подарка к бабушкиному дню рождения заставляют ребенка сомневаться в своих силах. "Вдруг я забуду слова? А если бабушка не поймет, что на рисунке изображена корзина с цветами?" Задавая эти вопросы родителям, малыш обычно получает оптимистичные заверения, вроде "Я верю, что у тебя все получится!". В результате стресс только усиливается, поскольку ребенок окончательно убеждается что у него нет права на ошибку.
Мишень: малыш заранее вводит себя в состояние предстартового ожидания, и к тому моменту, когда звучит "сигнальный выстрел", оказывается полностью обессиленным. У детей стресс часто возникает при столкновении с чем-то новым: если у взрослого человека есть опыт, дающий ему веру в свои силы и позволяющий оценить предстоящее событие, то ребенку опереться практически не на что.Как избежать дистресса:

  • подбадривать, а не настраивать на победу: "Это всего лишь детский праздник: прочти стишок, как сумеешь!", "Не волнуйся, бабушка обрадуется любому подарку!";
  • придумать пути отступления на случай неудачи. Например, чтобы бабушка лучше поняла содержание подаренной картины, можно крупно написать на ней название - "Корзина с цветами";
  • хвалить ребенка за старание и серьезное отношение к делу, а не за результат.


Физическое и моральное насилие

В эту категорию попадают не только рукоприкладство и оскорбления, но и куда менее страшные на первый взгляд вещи. Например, для многих дошкольников источником насилия может стать жесткий педагог. Малыш верит в то, что за нехорошие слова воспитатель "вымоет ему рот с мылом", а за беготню по группе "приклеит к стулу", и начинает нервничать даже в самых безобидных ситуациях.

ЕСЛИ У ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА ЕСТЬ ОПЫТ, ДАЮЩИЙ ЕМУ ВЕРУ В СВОИ СИЛЫ И ПОЗВОЛЯЮЩИЙ ОЦЕНИТЬ ПРЕДСТОЯЩЕЕ СОБЫТИЕ, ТО РЕБЕНКУ ОПЕРЕТЬСЯ ПРАКТИЧЕСКИ НЕ НА ЧТО

Мишень: под удар попадают самоуважение и образ "Я" малыша. Замечания и угрозы, которые ребенок ежедневно слышит от взрослого, не дают ему возможности почувствовать себя хорошим, ценным и уникальным.Как избежать дистресса:

  • отложить столкновение малыша с «грубой действительностью» до наступления школьного возраста. Не выбирать "престижных" педагогов: нужен не "самый лучший" учитель, а прежде всего добрый и любящий детей;
  • не оправдывать некорректные поступки наставника тем, что карапуз сам вынудил его к подобным действиям. Если есть страх уронить авторитет взрослого в глазах ребенка - объяснить поведение воспитателя плохим самочувствием, занятостью или любыми другими нейтральными факторами;
  • не лишать малыша сочувствия, даже если он виноват в конфликте с педагогом. Важно внимательно выслушать ребенка, а потом предложить ему представить себя на месте воспитателя: "А тебе бы понравилось 10 раз подряд просить своих воспитанников вести себя тише?"; если ребенок за глаза ругает педагога - дать ему возможность полностью высказать накопившееся недовольство, а потом обязательно объяснить, какие слова в адрес взрослого вполне допустимы, а от каких лучше воздержаться.


Противоречивые требования

Уже упомянутый первооткрыватель стресса Ганс Селье заметил, что крысы, подвергавшиеся чередованию положительных и отрицательных воздействий, имели больше нарушений в сердечно-сосудистой и эндокринной системах, чем их сородичи, содержавшиеся в комфортных условиях. Когда мама, только что громко ругавшаяся, начинает немедленно извиняться в ответ на детские слезы, ребенок получает неправильный сигнал. В следующий раз в аналогичной ситуации он просто не сумеет повести себя правильно.

Мишень: малыш живет с ощущением нестабильности, поскольку не может предсказать поведение своих близких. Эта неопределенность заставляет его все время быть настороже.Как избежать дистресса:

  • не лениться и объяснять карапузу причины своих эмоциональных реакций;
  • сначала четко сформулировать про себя, что от ребенка требуется, и только потом произнести это вслух; если есть понимание неправоты своих действий, слов - извиниться и подробно объяснить малышу свою ошибку.

Конфликты в семье, развод родителей
Обвинения, которыми обмениваются мама или папа, непонятны ребенку: с точки зрения малыша, любой конфликт всегда вспыхивает, что называется, на ровном месте. Предсказать же, как и когда за кончится очередная родительская ссора, практически невозможно. "Кто знает, может, если сегодня папа обижает маму, то завтра очередь дойдет и до меня?".

КОГДА МАМА, ТОЛЬКО ЧТО ГРОМКО РУГАВШАЯСЯ, НАЧИНАЕТ НЕМЕДЛЕННО ИЗВИНЯТЬСЯ В ОТВЕТ НА ДЕТСКИЕ СЛЕЗЫ, РЕБЕНОК ПОЛУЧАЕТ НЕПРАВИЛЬНЫЙ СИГНАЛ

Мишень: ребенку буквально некуда идти за поддержкой. Семья как надежный тыл, в котором можно спрятаться от дразнилок Петрова и строгих замечаний Валентины Ивановны, сама превращается в поле боя.Как избежать дистресса:

  • даже если конфликт носит принципиальный характер - создавать видимость доброжелательных отношений. На навязчивый вопрос малыша "Вы помирились?" всегда отвечать утвердительно. По возможности сохранить ритуалы, которые важны ребенку: не стоит, ссылаясь на плохое настроение после ссоры, отменять традиционное чтение на ночь. Если все же дошло до развода, постараться создать условия для частого и полноценного общения малыша с отцом;
  • если ребенок стал свидетелем конфликта, избегать прямых угроз в адрес обидчика и не употреблять выражений вроде "никогда", "в последний раз" и т. д. Малыш воспринимает такие слова как подтверждение своим самым страшным опасениям.

Ревность
Рождение младшего брата или сестры, повторный брак одного из родителей заставляют ребенка сомневаться в своей значимости. С помощью различных выходок и капризов малыш пытается проверить на прочность любовь мамы и папы, а полученный "нагоняй" воспринимает как доказательство изменений в их отношении к нему.

Мишень: вера ребенка в безусловные любовь и принятие родителей переживает крайне непростые времена. Появление нового члена семьи малыш воспринимает как своеобразное наказание: "Со мной им, наверное, было недостаточно интересно". Горечь и недоумение, которые испытывают дети в таких ситуациях, очень похожи на переживания Карлсона: "Я ведь лучше собаки...".

Как избежать дистресса:

  • •не декларировать равенство между детьми - разве справедливо, что младенец, которому нет еще месяца, претендует на точно такое же от ношение, как ребенок, живущий с родителями душа в душу уже целых четыре года! Не уставать заверять наследника в том, что лучшего старшего сына или дочери никогда не будет;
  • не умиляться новорожденному в присутствии ребенка: старшие дети болезненно реагируют на контраст между "взрослым" обращением с ними и сюсюканьем в адрес младшего.

Конфликты со сверстниками
Чем лучше воспитан ребенок, тем меньше у него средств для отстаивания своих интересов. Обзываться нельзя, драться плохо, а обращаться за помощью к взрослым означает ябедничать. В итоге изо дня в день малыш попадает в ситуации, когда все вокруг плюются, кусаются и ругаются, а он оказывается с безуупречными ма нерами, разбитым носом и раздавленным самолюбием

ЧЕМ ЛУЧШЕ ВОСПИТАН РЕБЕНОК, ТЕМ МЕНЬШЕ У НЕГО СРЕДСТВ ДЛЯ ОТСТАИВАНИЯ СВОИХ ИНТЕРЕСОВ

Мишень: ребенок чувствует себя абсолютно беззащитным перед всемогущим противником и не сомневается в своем поражении.Как избежать дистресса:

  • если малыш сильно расстроен из-за конфликта - не заставлять его решать проблему самостоятельно. Предложить ребенку помощь и обговорить с ним плюсы и минусы всех возможных способов выхода из ситуации;
  • помочь ребенку с юмором отнестись к своему "врагу". Нарисовать карикатуру, подсказать, как можно передразнить противника, посмеяться над его нелепым поступком - это позволит ребенку сбросить эмоциональное напряжение.

Смерть родственника или питомца
Многие дети не делают разницы между уходом из жизни дедушки или, например, кота: и тот, и другой являются для малыша членами семьи. Обещание завести другого котенка не только не успокаивает ребенка, но и воспринимается им как страшное предательство. Уклончивые ответы родителей на вопрос о причинах смерти только усиливают чувство тревоги.

Мишень: чувство привязанности малыша не находит выхода, он оказывается один на один с проблемой, которую не способен решить самостоятельно.Как избежать дистресса:

  • не говорить ребенку, что родственник "уехал в командировку", а питомец "улетел на небо". Такие утверждения дают ему повод для обиды (как можно было бросить все и не попрощаться?) либо вынуждают его искать объяснение у других людей;
  • рассказать малышу о том, что смерть - один из законов жизни. Все игрушки рано или поздно ломаются, растения вянут, а люди и животные умирают. Если ребенок озаботится вопросом бессмертия (своего или родителей), можно высказать надежду, что к моменту наступления старости врачи сумеют изобрести лекарство от всех болезней;
  • помочь малышу перенести чувство привязанности и боль потери на деятельность, связанную с сохранением памяти об умершем родственнике (разобрать фотографии или, например, вспомнить смешные случаи из его жизни).


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль