Инновационный потенциал дошкольного учреждения

8602

Содержание:

Термин “инновационный потенциал” чаще используется в отношении к промышленным и коммерческим предприятиям. Однако при глубоком толковании понятия становится ясно его употребление и для дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ).
В современном мире с учетом изменений традиционной системы образования стоит пересмотреть существующие стереотипы. Именно поэтому наш детский сад стал центром разработки инновационных материалов.

Экспериментальные разработки

Под экспериментальными разработками понимается систематическая деятельность, которая основана на знаниях, приобретенных в результате проведения научных исследований или практическим путем. Она включает в себя получение новых материалов, введение современных технологий и дальнейшее их усовершенствование в процессе применения. В детском саду такая работа должна быть направлена на обеспечение жизни и здоровья ребенка.
Необходимо отметить, что педагоги ДОУ в своей работе опираются на следующие определения инновационного образования, данные учеными:
• инновационная образовательная деятельность – это деятельность, благодаря
которой происходит развитие образовательного процесса;
• инновационное образование – это развивающее и развивающееся образование.
Классифицируя инновации по инновационному потенциалу, рассматриваются
нововведения как радикальные, т. е. базовые; комбинаторные, где используются различные сочетания; модифицирующие, или улучшающие, дополняющие.
Говоря о детских садах, нужно употреблять понятие комбинаторных инноваций, так как возможности ДОУ определяются его потенциалом и характеризуются
следующими критериями:
• квалификационным составом коллектива педагогов;
• наличием и прогрессивностью учебного оборудования;
• наличием современной информационной базы;
• наличием собственных методических разработок.
Как отмечают ученые, инновационный потенциал образовательной организации представляет
собой совокупность характеристик, определяющих способность к инновационной деятельности.

наверх

Основные элементы и показатели инновационного потенциала ДОУ

Основными элементами инновационного потенциала являются:
• материально-технические ресурсы;
• финансовые ресурсы;
• интеллектуальные ресурсы;
• социально-психологические факторы и т. д.
Показатели инновационного потенциала ДОУ:
• научно-технический потенциал (численность сотрудников, имеющих высшие разряды и категории, а также количество предложений по совершенствованию
педагогического процесса на одного сотрудника);
• инновационность управляющей системы в ДОУ (формы стимулирования,
участие высшего руководства, уровень свободы, предоставляемой
участникам инновационной деятельности).

наверх

Меры по обеспечению инновационного процесса ДОУ

Организационно-управленческое обеспечение инновационного процесса ДОУ достигается путем принятия различных мер, среди которых:
• налаживание тесных связей с научными учреждениями, консультации со специалистами по различным вопросам;
• использование педагогических приемов, позволяющих результативно
управлять образовательным процессом (на этой основе функционируют
образовательные программы нового поколения);
• организация кооперированных связей с другими ДОУ по внедрению и апробированию новых моделей образовательных программ;
• развитие координационного и демократического стиля управления,
для которого характерны формы и методы, помогающие раскрытию способностей подчиненных, стимулирующие творчество,
побудительные мотивы к новаторству, поиск новых решений, ориентированных на существенное повышение эффективности работы;
• оплата подготовки и переподготовки специалистов.
Для грамотного и эффективного управления людьми используются следующие инструменты:
• мониторинг социально-психологических процессов в педагогическом коллективе, моделирование и реализация их в практической деятельности;
• моральное стимулирование повышения качества и эффективности работы сотрудников.
Правильность направления инновационного процесса определяется качеством образования в ДОУ. Его показателем является непосредственный результат образовательного процесса в целом, который зависит от уровня квалификации педагогических кадров, состояния материально-технической базы.
Подчеркнем, что инновационный потенциал любого ДОУ позволяет рассматривать образование как деятельность, целью которой служит развитие личности ребенка с признанием его индивидуальной неповторимости. Современные исследователи утверждают, что будущее образования – в субъектности, диалогичности, интегрированности и развивающей направленности образовательного процесса, а также в фундаментальности подготовки педагогических кадров. По их мнению, эти составные части приведут к конкурентной способности учреждения, развитию духовно-нравственных начал у детей, расширению содержания образовательного процесса и разнообразию инновационных технологий.
Где же при одинаковом дефиците кадрового и материально-технического обеспечения ДОУ изыскать инновационный потенциал?

наверх

Интеллектуальные ресурсы

Рассмотрим интеллектуальные ресурсы:
За 2004–2006 гг. 13 сотрудников обучаются в высших учебных заведениях,
причем как педагогической направленности, так и по другим специальностям
(на экономических факультетах – 3 чел., пищевой промышленности
– 1 чел.). Потребность в профессиональном росте продиктована не рекомендациями
руководства, а восприимчивостью к нововведениям, желанием познавать и внедрять свои знания в практическую деятельность. Кроме того, правильно организованная деятельность, направленная на формирование высокой коммуникативной компетентности, и дает возможность коллективу реализовать инновационные технологии в детском саду. Атмосфера поиска, творчества, доброжелательность, благоприятные условия для саморазвития отличают коллектив МДОУ № 90.

наверх

Финансовые ресурсы

Финансовые ресурсы помогают правильно оценить качества сотрудников,
распределять материальные поощрения среди коллектива. Одним из стимулирующих факторов является 15-процентная надбавка педагогам за работу в экспериментальном режиме (на основании приказов вышестоящих органов и заведующей), возможность оплаты самоокупаемых курсов повышения квалификации, повышения разрядности (на основании Положения о доплатах и надбавках). Участие в общих мероприятиях, выполнение дополнительных обязанностей, расширение сферы деятельности рассматриваются на совете учреждения и выражаются в денежном эквиваленте. Рациональное распределение нагрузки среди сотрудников позволяет повышать уровень заработной платы в коллективе в рамках установленного фонда оплаты труда.

наверх

Материально-технические ресурсы

Говоря о материально-технических ресурсах, важно отметить понимание и поддержку учредителей – Департамента образования и социально-правовой защиты детства (директор Тарасова И.Б.) и Управления дошкольного образования Автозаводского района (начальник Костина С.В.). Несомненно, администрацией детского сада тоже немало делается для привлечения внебюджетных средств. При распределении же средств, предусмотренных бюджетом, необходимо соблюдать точность: выделять их на первоочередные приобретения и те позиции, где можно сэкономить. Например, сейчас великое множество оборудования для спортивных игр и развития двигательной активности. Но одни из них недоступны по цене, другие – не соответствуют возрастным особенностям раннего и младшего дошкольного возраста. На основании этого педагогами и родителями сформировано уникальное оснащение для центров физического развития детей в группах. Использование нестандартного оборудования, изготовленного своими руками (с минимальными материальными затратами), не только развивает физические качества детей, но и учит их бережному, уважительному отношению к данным пособиям. Ненужные предметы быта (пластиковые емкости, картон, коробки из-под конфет, бигуди, подставки) превращаются совершенно в фантастические коррекционные коврики, массажеры, гантели и т. д.

наверх

Социально-психологические факторы

О социально-психологических факторах мы упоминали выше, но необходимо
дополнить, что данный вопрос – один из важнейших составляющих успешной деятельности коллектива. Единство, взаимопонимание, поддержка друг друга ощущается не только в ежедневной работе, но и в проведении совместного досуга: "Красота спасет мир" – встреча с людьми творческих профессий, "Женщина – это любовь" – поэтический клуб, традиционные встречи молодых специалистов детского сада с педагогами-ветеранами. Коллективные посещения театров, подготовка конкурсных программ ("Педагог года"), концертов с участием детей и взрослых ("Праздник города", "Конкурс патриотической песни", "Поющие капельки", "Ритмическая мозаика", "Молодежный карнавал"), совместный отдых на речных просторах, активное участие во всех спортивных мероприятиях Автозаводского района ("Новые амазонки", "Пробег на приз газеты "Автозаводец", Эстафетный пробег на приз газеты "Автошка").
Важным моментом была подготовка и участие в Х Всероссийском образовательном
форуме – 2006 как финалиста конкурса инновационных разработок.

О.А. Ушакова,зав. МДОУ № 90 Автозаводского района г. Н. Новгорода 

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль