План работы фольклорного кружка "Ладушки"

5811
План работы фольклорного кружка

 
Составила музыкальный руководитель МДОУ № 20 "Веснушки"  Московская область Подольский район

ЦЕЛЬ:

  • Вызвать интерес к жизни наших предков.
  • Воспитывать уважение к русскому народу.
  • Дать представление о народных промыслах: Хохлома, Жостово.
  • Познакомить детей с русскими народными инструментами, игрушками. Дать сведения об одежде (порты, рубаха, понева, передник).
  • Вызвать интерес к русским традициям: гостеприимство, почитание родителей, ярмарки.
  • Дать представление о народных праздниках: Масленица, Колядки.
  • Развитие творческой личности, знающей свою культуру.

СЕНТЯБРЬ.

1. Народный календарь. Фольклор.
Рассказать о значении детского музыкального фольклора в жизни человека. Знакомить с народным календарём. Учить исполнять попевки: "Дождик, дождик, лей, лей, лей", "Дождик, дождик, пуще".

2. Хлеб. Жатва.
Осенние праздники – праздники урожая. Праздник хлеба был самым главным праздником в году. Последний сноп с поля крестьяне несли с песнями. Они наряжали его в сарафан, украшали лентами. Бусами, надевали на него кокошник. Рассказать, почему люди с таким уважением относятся к хлебу. Разучить попевку "Нива золотая", "Нивка, нивка". Учить игровой песне "Посмотрите, как у нас-то в мастерской". Развивать ритм движений.

3. Осенние праздники.
Осенние праздники – начало посиделок. Знакомить с традициями посиделок. Учить играм, хороводам в процессе исполнения песен "Теремок", "А я по лугу".

4. Осенины.
Знакомить с календарными праздниками, песнями "Бай, качи, качи", "Живка, нивка", "Осень, осень".

ОКТЯБРЬ.

1. Праздник урожая. Капустинские вечёрки. Разучивать игры-песни "Завиваем капустку", "Был у бабушки коток". Учить пословицы и загадки об урожае.

2. Русские народные инструменты.
Рассказать детям о русских народных инструментах – деревянных ложках, Трещотках, бубенцах, свистульках, балалайке, гармошке. Раздать детям ударные инструмент, показать, как ими пользоваться. Разучить новую игру "Кузнечики".

3. Прощальная музыка осени.
Учить детей слушать, анализировать и сравнивать музыку П.И. Чайковского "Времена года": "Октябрь", "Осенняя песень". Знакомить с русскими народными песнями, инструментами.

4. Уральские мастера.
В древние времена люди называли Уральские горы Каменным поясом. Каменный пояс славился своим богатством: пушистыми шкурками соболей и куниц, узорчатыми каменьями и железной рудой. Уральские мастера обрабатывали драгоценные камни. Вначале изготавливали только пуговицы для одежды. А потом и вазы, чаши, колонны украшали дворцы Москвы и Петербурга. Малахин особенно ценный камень.Поучить песню-дразнилку "Стёпушка-Степан" и игру "Цепь".

НОЯБРЬ.

1. Русская игрушка.
Рассказать о русской игрушке, что она была «оберегом» для крестьянской детворы. Самые красивые игрушки делались на промыслах мастерами. Показать свистульки, дымковские игрушки, каргопольскую игрушку, богородские деревяные игрушки самодельные тряпочные куклы. Разучивание музыкальной считалки "Тарара ли, тарара". Поучить игру "Воробейка".

2. Ярмарка.
Знакомить детей с традициями проведения ярмарки на Руси, рассказать, чем торговали на ярмарке. Рассказать об обязательном персонаже ярмарок – Петрушке. Повторить музыкальные считалки, песенки-заклички, календарные песенки, повторить игру "Воробей".

3. Календарный фольклор – приговорки.
Объяснить, что приговорки представляют собой краткие обращения к животным, птицам, насекомым,растениям. Поучить приговорки "Мышка, мышка, вылей воду", "Божья коровочка", "Божия коровка".

4. Осень – хорошее время года, ко сну готовится природа – обобщающее занятие
Хранители осени – Осенина, Лада, Мать-Сыпа Земля. Исполнять трудовые песни, водить хороводы, повторять загадки, пословицы об урожае, труде.

ДЕКАБРЬ.

1. Родной язык. Сказка.
Осень навстречу зиме движется. В долгие тёмные вечера детям рассказывали сказки. В сказке добро всегда побеждает зло, умный одерживает победу над глупым, справедливость всегда торжествует. Игра "Петрушка" - знакомство, поучить псенку "Воробушек летит".

2. Родной язык. Пословицы, поговорки.
Русский народ копил мудрость много веков, пословицы передавались от отцов к детям. Короткие и простые мысли так сложены, что запоминались сами собой. В своих пословицах и поговорках, загадках русский народ раскрывает своё отношение к миру, жизни, труду. Загадать детям загадки. Разучивание колядки "Сею-вею, повеваю". Повторить игру "Петрушка".

3. Потешный фольклор (прибаутки, небылицы, дразнилки).
Рассказать детям о потешном фольклоре. Поучить музыкальные дразнилки: "Как у нашего овса", "Как у наших у ворот", "Из-за леса, из-за гор", "Рёва-корова", "Дядя Федя", "Упал Ваня с потолка". Поиграть в игру по желанию детей.

4. Знакомство с русской частушкой.
Послушать русские частушки. Пробовать самим сочинять частушки. Повторить пословицы, загадки, прибаутки, небылицы,дразнилки.

ЯНВАРЬ.

1. Зимние праздники. Колядки.
Похнакомить с праздниками Рождество, Новый год. Знакомство с рождественскими гуляниями на Руси. Разучить колядки: "Уж я сяду на порог", "Коляда, коляда", зимние игры "Бубен" - поучить.
2. Зимние праздники. Колядки.
Рассказать о колядовщиках. Повторить песню «Коляда», других знакомых колядок. Поучить игру "Богатые мужички".
3. Зимние праздники. Золотые вечера.
Итоговое занятие по зимним праздникам – Колядкам . Вспомнить все колядки. Поиграть в знакомые игры.

ФЕВРАЛЬ.

1. Русское поселение.
Рассказать об устройстве деревянной избы, её внутреннем устройстве, о русской печи. Поучить песни "Тень, тень, бутетень" . Поучить игру "Брыкалище".

2. Народные промыслы. Хохлома. Жостово.
Крестьяне, чтобы не помереть с голоду, вынуждены были заниматься промыслами. Самую красивую посуду делали в селе с названием Хохлома, это на Волге. А в небольшой подмосковной деревушке Жостово расцветало искусство росписи подносов. Пение "Тень, тень, бутетень" - повторно. Игра "Селезень и утка" - поучить.

3. Деревенские мастерицы. Одежда.
Рассказать о том, как крестьяне раньше шили одежду (сначала обмолачивали лён, сушили его, трепали. Чесали – получалась кудель. Её пряли всю зиму на прялке. Рассказать отличие мужской и женской одежды. Повторение знакомых песен, игр.

4. Знакомство с праздниками весны. Масленица.
Разучивать заклички к Масленице "Масляна, Масляна", "Широкая Масленица", "Блины". Игра "Бояре, а мы к вам пришли" - разучивание.

МАРТ.
1. Встреча Масленицы.
Рассказать об этом празднике. О каждом дне недели этого праздника, рассказать о кукле-чучеле, показать её. Повторить масленичные заклички, игры.

2. Проводы Масленицы.
Рассказать об обрядах на Масленицу, о субботе, воскресенье, об играх, какие играли на этом празднике. Разучивание песен "Масленица-полизуха!". Разучивание игры "Иван и бычок".

3. Праздник жаворонков.
Весна. Что с собой принесёт? Для весны-красны пели заклички. В них закликали, звали Весну, просили прийти поскорее. Предвестниками весны были птицы. Жаворонки – первые весенние птицы. Жаворонков выпекали из теста. Поучить закличку «Весна – красна», повторить масленичные песни. Поучить "Нам весну гукать". Игра повторение "Иван и бычок".

4. Тагильские умельцы.
Рассказать о тагильских умельцах, о лаковых подносах из железа, которыми они славились. Поучить песенку-считалочку "Баба сеяла горох", поучить игру "Кривой петух"

АПРЕЛЬ.

1. Весна.
"Прогулка в весенний лес" (послушать голоса птиц, рассказать детям, чей голос они слышат), рассказать о песнях-веснянках, которые пели женщины, зазываю поскорее весну. Пение – повторение "Нам весну агукать"; разучивание – "Жаворонки, прилетите". Игра "Матушка-Весна' - поучить.

2. Народный календарь. Весна.
Весна уже где-то близко. Повторить песенки-заклички, повторить игру по желанию детей.

3. Домашние животные.
Первый раз выгоняют скотину в поле 23 апреля, в Егорьев день.. Главную роль в обряде исполняли мужчины. Песня "Дай тебе, хозяин" - поучить. Игра "Гуси и волк" - поучить.

4. Весна в поле.
Наступило время весеннего сева. Рассказать об обычаях и обрядах, посвящённых этому событию. Поучить песню "Сейся, родися", игра в капусту – разучить.

МАЙ.
1. Весна. Работа в огороде.
Рассказать, что сажал крестьянин в огороде. Загадки об овощах. Начались огородные работы, заводили по вечерам игры. Знакомство с игрой "А мы просо сеяли", пение знакомых песен.

2. Зелёная неделя.
В конце весны народ чествовал деревья и цветы. Неделя, во время которой отмечался этот праздник назывался "зелёной". Люди ветками молодых берёз украшали свои жилища. Праздник берёзки был девичьим праздником. Поучить песню "Берёзынька". Игра "Огородник и воробей" - знакомство.

3. Праздничные посиделки. Сценарий фольклорного праздника в ДОУ.
Вспомнить знакомые песни, пословицы, дразнилки, прибаутки, загадки, сказки. провести соревнование: кто больше расскажет. Поиграть в игры по желанию детей.

4. Праздничные посиделки.
Итоговое занятие по русским народным календарным праздникам. По желанию детей попеть знакомые р. н. песни, заклички, поиграть в знакомые игры. Закончить занятие чаепитием.

Ищите материалы по организации музыкального воспитания в ДОУ?

Сценарии праздников, тексты, ноты и аудио песен современных авторов всегда под рукой с электронной версией журнала "Справочник музыкального руководителя".



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары





© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль