Диагностика знаний детей дошкольного возраста об объектах и явлениях природы

20812

В.Г. Фокина,канд. пед. наук, профессор кафедры теории и методики дошкольного образования Московского педагогического государственного университета

О.М. Газина,канд. пед. наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования Московского педагогического государственного университета

Одним из важных критериев готовности ребенка к обучению в школе является объем усвоенной в период дошкольного детства информации, а также умение применять ее в самостоятельной деятельности. Регулярная проверка и оценка знаний каждого дошкольника и группы детей
позволяет получить реалистическую картину, сделать заключение о позитивных и негативных сторонах организации педагогического процесса в детском образовательном учреждении.

Дошкольное природоведение ставит своей целью формирование элементарной системы знаний о живой и неживой природе (умение различать "живое", "неживое"), некоторых существенных особенностях растений и животных как живых организмов, влиянии факторов внеш­ней среды на их жизнь, взаимодействии растений и животных в условиях экосистемы (лес, луг, поле и др.), взаимоотношениях человека и природы; подведение детей к пониманию и установлению доступных для этого возраста разнообразных связей и зависимостей, существующих в природе.

Важным компонентом проверки знаний, умений и навыков служит диагностика, определяющая индивидуально-психологические особенности личности с целью оценки их состояния и прогнозирования дальнейшего развития. Процедура диагностики состоит из сбора психодиагностической информации и постановки диагноза для последующих рекомендаций. Получить нужную информацию можно при длительном изучении ребенка (или детей) в условиях образовательного учреждения, а также при кратком обследовании с применением ряда методик, например беседы, серии игровых заданий, теста и др.

Как же осуществляется диагностика? В приложениях 1–3 представлено несколько способов определения уровня сформированности природоведческих знаний у детей дошкольного возраста. Это лишь примерная модель диагностики природоведческих знаний дошкольников, которую воспитатель может дополнить другими вопросами и заданиями при определении содержания и методики обследования детей.

В соответствии с критериями оценки ответов выясняют уровень знаний дошкольников о природном окружении, сформированности умений устанавливать разнообразные связи, зависимости между объектами и явлениями природы, взаимодейст­вии человека и природы. Уровень знаний может быть высоким, средним, низким.

Высокий уровень – знания носят обобщенный, системный характер (дошкольник не только перечисляет растения и животных, но и дает характеристику существенных признаков, объясняет значение процессов ухода за обитателями, сообразуясь с их потребностями). Ребенок уверенно отвечает на поставленные вопросы, рассматривает объекты (явления) целостно; способен к обобщениям, классификации, выявлению объективных связей внутри группы предметов или явлений, может объяснить наблюдаемые в природе закономерности, привести примеры.

Средний уровень – имеется определенный объем фактических знаний о потребностях растений и животных, делаются попытки обосновать свои действия по уходу за ними, опираясь на знания; системность и обобщенность знаний прослеживаются слабо. Ребенок способен к установлению некоторых связей и зависимостей, однако не всегда может объяснить их; умеет анализировать предметы и явления природы, выделяет в них существенное, используя подсказку воспитателя; указывает на общую адаптацию или одну конкретную зависимость приспособленности живых организмов к среде обитания без выделения адаптивных признаков.

Низкий уровень – ребенок имеет небольшие по объему, неточные знания, отвечает неуверенно, подолгу задумывается; с помощью подсказки или наводящих вопросов дает неполный ответ, перечисляя отдельные признаки объектов уголка природы; не умеет выделить существенное в объекте (явлении), не способен к установлению связей и зависимостей.

Больше материалов про проверку полученных знаний:

Приложение 1

Диагностика природоведческих знаний детей младшего дошкольного возраста

Позиция 1

Цель: выявить характер, содержание и объем знаний детей о сезонных явлениях в природе.

Беседа проводится индивидуально с использованием иллюстративного материала (например, картин из серии "Четыре времени года" О.И. Соловьевой) или дидактической игры, в которой дети к большой карте с изображением природы зимой (летом) подбирают маленькие карточки, отображающие характерные признаки данного сезона. Рисунки на картинках должны быть четкими, красочными, с хорошо видимыми растениями (дерево, кустарник, трава, цветы).

Вопросы и задания:

  • Что нарисовано на этой картинке?
  • Что делают дети?
  • Когда так бывает, что дети катаются на санках?
  • А ты катаешься на санках? Почему не катаешься летом?
  • Что сейчас: лето или зима? Почему ты думаешь, что сейчас зима?
  • Что это (показывая на снег) на дереве? Когда такое дерево бывает? А летом каким бывает дерево?
  • Покажи и назови дерево (береза, ель), куст, траву, цветы (одуванчик, ромашка и др.).
  • Есть ли листья на деревьях? Какого они цвета? Покажи ствол дерева, ветки.
  • Когда так бывает: зеленые листья, много цветов (травы)?
  • Летом тепло или холодно?
  • Как одеваются летом дети? Можно ли летом гулять в теплом пальто? Почему?
  • Ты любишь купаться в реке? Почему летом можно купаться? Почему вода в реке теплая?
  • Откуда летом появляются лужи? Почему они высыхают?
  • Зачем летом нужен дождь?
  • Что надо надеть (взять с собой), если идет дождь?
  • Любят ли дождь цветы, трава, деревья?

Позиция 2

Цель: определить уровень представлений детей о животных: степень полноты знаний о каждом животном, форма выражения своих знаний (узнавание и выбор объекта по слову взрослого, самостоятельный поиск, подражание движениям, звукам или правильное определение их словом).

В процессе индивидуальных бесед малышам демонстрируют дидактические картинки или игрушки-модели. Анализируя характер знаний детей о животных, обращают внимание на узнавание и называние животного; знание особенностей внешнего вида, жизненных проявлений (звуки, движения); называние детенышей, сходство и отличие их от взрослых; знание основных условий, необходимых для живых организмов (питание, уход).

Перед ребенком раскладывают картинки с изображением домашних животных (кошка, корова, собака, коза и др.), затем диких (заяц, лиса, медведь). Второй комплект иллюстраций с детенышами животных предлагают по ходу беседы.

Вопросы и задания:

  • Покажи и назови животных, которых ты знаешь. Как ты узнал, что это корова (кошка, собака, коза)?
  • Как кричит корова (кошка, собака, коза)?
  • Где живут эти животные?
  • У тебя дома есть кошка (собака, птичка, рыбки)? Что надо делать, чтобы кошке (собаке и др.) было хорошо? Чем ты ее (их) кормишь?
  • Ты любишь свою кошку (собаку)?
  • Может ли кошка (собака) жить в лесу? Почему?
  • Найди и назови детеныша кошки (собаки, коровы, козы).
  • Выявление уровня знаний о диких животных проводится аналогично.

Приложение 2

Диагностика природоведческих знаний детей среднего дошкольного возраста

Позиция 1

Цель: выявить представления детей о характерных особенностях каждого сезона, закономерной повторяемости изменений в жизни природы от сезона к сезону (изменения в неживой природе, в растительном и животном мире, сезонный труд людей в природе).

Ребенку предлагают выбрать и рассмотреть картинку с изображением природы летом (осенью, зимой, весной). Целесообразно подобрать картинки, отображающие характерные признаки каждого сезона, особенности жизни людей, растений и животных.

Вопросы и задания:

  • Как ты узнал, что на картинке изображено лето (осень, зима, весна)?
  • В какое время года холоднее (теплее) всего?
  • Какое сейчас время года? Как ты определил, что сейчас весна (лето, осень, зима)?
  • Какое время года наступит после весны?
  • Какая погода бывает весной (летом, осенью, зимой)? (Попросить ребенка словом определить состояние погоды: солнечно, пасмурно, дует ветер и т. д.). Как светит солнышко? Когда дует холодный (теплый) ветер, идет снег (дождь)?
  • Почему весной распускаются листья на деревьях и кустарниках, расцветают цветы?
  • В какое время года много травы, цветов? Найди картинки и назови известные тебе цветы.
  • Почему летом на лугу много бабочек?
  • Когда вянут трава и цветы, желтеют и опадают листья с деревьев?
  • Разложи карточки с изображением дерева в разные сезоны по порядку и расскажи, что происходит с ним осенью, зимой, весной, летом.
  • Как животные готовятся к зиме? (Птицы улетают, белка делает запасы, заяц становится белым и др.)
  • Кто из животных спит зимой? Спят ли зимой заяц, волк, лиса?
  • Что делают люди весной (летом, осенью) в огороде, поле, саду?
  • Какое время года нравится тебе больше: зима или лето? Почему?

Позиция 2

Цель: выявить представления детей о живом (неживом), растениях и животных как живых существах; умение определять принадлежность объектов природы к живым существам на основе выделения признаков живого (дышит, питается, растет и изменяется, передвигается и др.).

Ребенку предлагают выделить все живое из предметного окружения группы. В случае затруднения задают вопрос: животные (растения) – живые? Почему?

Позиция 3

Цель: выявить характер, содержание и объем знаний детей о растениях разных морфологических групп (умение узнавать и правильно называть растения, особенности внешнего вида, потребности растений, способы ухода и др.).

Ребенка просят назвать знакомые комнатные растения, показать и определить словом их части.

Вопросы и задания:

  • Какое комнатное растение похоже на дерево (куст, траву)?
  • Чем дерево отличается от кустарника (травы)? Назови знакомые тебе деревья (кустарники, цветы).
  • Что нужно для того, чтобы растение росло?
  • Как ты ухаживаешь за комнатными растениями?
  • Что произойдет, если не поливать растение (поставить его в темное место, холодное помещение)?

В случае затруднения перед ребенком раскладывают картинки с изображением древесных и травянистых растений, того, что нужно для их роста и развития (солнце, дающее свет и тепло, вода, земля); фотографии, отображающие знакомые детям способы ухода, особенности состояния растений при недостатке влаги, света, тепла.

Затем выявляют содержание знаний о растениях естественных и искусственно созданных биоценозов.

Вопросы и задания:

  • Выбери растения леса (огорода, сада, цветника).
  • Где растут овощи (фрукты, цветы)?
  • Кто посадил цветы на клумбе (овощи в огороде)? Назови знакомые тебе цветы (овощи).
  • Могут ли овощи расти в лесу?
  • Из чего выросли овощи (цветы)?
  • Расскажи, как мы выращивали цветы (сеяли семена, поливали, рыхлили землю, пропалывали и др.).

Выявляя знания об изменениях во внешнем виде хорошо знакомых растений, детям предлагают картинки с изображением разных стадий роста гороха, просят разложить их в определенной последовательности, объяснить свои действия.

Представления о садовых цветах, овощах, фруктах целесообразно выявлять с помощью настольно-печатной игры "Во саду ли, в огороде".

Позиция 4

Цель: определить уровень представлений дошкольника о животных уголка природы и ближайшего природного окружения (характерные признаки внешнего вида, голосовые реакции, потребности, особенности поведения, среда обитания и др.).

Из разложенных на столе иллюстраций ребенку предлагают отобрать зверей, птиц, рыб, домашних и диких животных.

Вопросы и задания:

  • Где живут рыбы (птицы, звери)? Чем они питаются, как передвигаются, какие издают звуки?
  • Выбери животных, которые плавают (бегают, прыгают, ползают, летают).
  • Назови домашних животных. Почему они так называются? Могут ли домашние животные жить без помощи человека?
  • Каких диких животных ты знаешь? Где они живут?
  • Назови птиц, которых ты знаешь. Почему ты думаешь, что это птицы? (Если ребенок выбирает по картинкам, то "Как ты узнал, что это птица?").
  • Что нужно живущей в уголке природы птичке (рыбке, морской свинке и др.), чтобы ей было хорошо?
  • Как ты ухаживаешь за животными уголка природы? Что ты больше всего любишь делать?

Приложение 3

Диагностика природоведческих знаний детей старшего дошкольного возраста

Позиция 1

Цель: выявить сформированность понятия "живое"; понимание детьми слов "живое" и "неживое"
(на основании каких признаков дошкольники судят о "живом", классифицируют объекты на живые и неживые).

Ребенку предлагают отобрать иллюстрации с изображением живой (неживой) природы и рассказать, чем "живое" отличается от "неживого". В случае затруднения помогают вопросами.

Вопросы и задания:

  • Что относится к живой (неживой) природе? Чем отличается живая природа от неживой?
  • Что объединяет все живые существа?
  • Как ты думаешь, все живое может передвигаться? А деревья, цветы – живые? Передвигаются ли они?
  • Что нужно всему живому на Земле? Отбери картинки, на которых нарисовано то, что относится к неживой природе, но необходимо всем живым существам.
  • Что произойдет с живым существом, если не будет света (воздуха, воды, земли и др.)?

Позиция 2

Цель: выявить умение различать сезоны и определять словом их характерные признаки.

Вопросы и задания:

  • Какое сейчас время года? Почему ты так считаешь?
  • Назови признаки данного сезона, характерные изменения, происходящие в неживой природе, растительном и животном мире, труде и быте людей.
  • Как ты узнал, что наступает осень?
  • Какое время года было до нее? Какое наступит после?
  • Чем отличается осень от лета и зимы? (Сравнить длину дня, состояние погоды и др.).
  • Затем ребенку предлагают разложить по порядку картинки с изображением сезонов и их периодов (начало, середина, конец), обосновывая свои действия.

Позиция 3

Цель: выявить понимание детьми слова "растение", знание общих потребностей растений, зависимости их состояния от удовлетворения потребностей в свете, тепле, влаге, почвенном питании; умение классифицировать растения по месту произрастания.

Из разложенных на столе картинок ребенку предлагают выбрать те, на которых изображены растения. Назвать знакомые растения, указать их части. Дают задание "собрать растение". Ребенок складывает растение из частей, используя карточки-модели, на которых изображены стебель, листья, корень, цветок.

Вопросы и задания:

  • Зачем растению нужны стебель, листья, корень, цветки?
  • Что нужно для того, чтобы растение росло?
  • Как ты узнаешь, что растению не хватает воды (света, тепла)?
  • Используя картинки, расскажи, как из семени вырастает растение.
  • Где растут растения?
  • Какие растения растут в лесу (на лугу, огороде и др.)? Назови одним словом растения леса (луга, сада, огорода).
  • Найди ошибку художника и дай пояснения. (Использование картинок с сознательно допущенными ошибками: водные растения растут в лесу, лесные – на огороде и др.).
  • Когда листва берез начинает желтеть, а клена и осины – краснеть?
  • В какой период осени начинается листопад?
  • Почему увяли, сбросили листья деревья и кустарники?
  • Почему весной и летом растения растут, цветут, дают плоды и семена?
  • Что происходит с ними зимой? Как узнать, что деревья и кустарники зимой живые?

Позиция 4

Цель: выявить характер, объем конкретных и обобщенных знаний, умение дошкольников группировать животных на основе генетического родства, по характеру взаимоотношений с человеком, приспособления к условиям окружающей среды.

Ребенку предлагают назвать известных птиц (рыб, насекомых и др.), определить характерные признаки представителей разных классов (что есть у всех птиц (рыб, насекомых и др.), чего нет у других животных).

При обследовании знаний детей выясняют понимание связи внешнего строения и образа жизни животных со средой обитания.

Вопросы и задания:

  • Где живут рыбы (птицы и др.)?
  • Могут ли рыбы жить без воды?
  • Что помогает рыбам жить и передвигаться в воде?
  • Как передвигаются другие животные?
  • Чем питаются животные?
  • Почему улетели грачи, ласточки, скворцы, но остались зимовать воробьи, синицы?
  • Почему не видно насекомых?
  • Почему зимой медведь спит, а заяц и белка нет?
  • Почему у большинства животных детеныши рождаются весной?

С помощью различных "экологических пирамид" и построения пищевых цепочек выявляют знания дошкольников об отношениях живых организмов.

Вопросы и задания:

  • Нужны ли животным растения? Растения могут обойтись без животных?
  • Есть ли в природе "ненужные" животные (растения)? Что случится, если исчезнут все насекомые?
  • Какие враги есть у животных? Как они спасаются от врагов?
  • Ребенку предлагают, используя картинки-модели, рассказать о последовательности развития животного (разложить карточки в той последовательности, в которой происходит рост и развитие птицы, лягушки, насекомого и др.).
  • Выявляя понимание детьми сущности взаимодействия человека и животных, просят рассказать:
  • Почему человек заботится о животных?
  • Какие это животные?
  • Как люди охраняют природу?


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль