Конспект занятия "Бабушкина избушка"

2201
Конспект занятия

 

Автор: Баранова Наталия Александровна, музыкальный руководитель высшей категории, МБДОУ "Филимоновский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей" с. Филимоново (Красноярский край)

В зале детского сада оформляется уголок русской избы. Во время проведения используется показ слайдов, отрывок м/ф "Аленький цветочек". Здесь же выставка вязаного рукоделия. Дети одеты в национальную одежду - русскую. Дети с воспитателем входят в зал, рассматривают убранство русской избы, старинную домашнюю утварь, рассаживаются на лавки вдоль стены.Воспитатель: Ребята, мы с вами попали в далекое прошлое нашей родной Отчизны, в старинную русскую избу. Внимательно смотрите и запоминайте все, что услышите, да увидите.

звучат русские народные наигрыши.

Воспитатель: Отгадайте для начала загадку "Стоит копна, вся в дырках. На копне – гора, из горы дым идет" (изба). Правильно, это русская изба. В древние времена люди селились по берегам рек и озер, рядом с лесом. Лесов в России много, поэтому жилища строили из дерева, с помощью топора. Такие дома называли избами. Валили лес, срубив дерево, стволы очищали от сучьев и коры, а затем укладывали друг на друга. Окна – "глаза" дома. Над окнами крепились козырьки. Они прикрывали от дождя и снега. Ставни закрывали на ночь, а утром – открывали. Крыльцо связывало избу с улицей. На крыльцо вели ступеньки, а чтобы было удобнее – ставили перила. А вот и сени! Выходи плясать, народ – из сеней да в огород!

Звучит русская народная песня "Ах, вы, сени" - дети пляшут произвольно, используя движения русских плясок (с цветными платочками)Воспитатель: Посмотрите, как красиво украшали свои избы народные умельцы (показ слайдов: русские избы разных областей России) Дверь в избу была низкая, чтобы войти, каждый должен поклониться хозяевам. А порог – высокий, чтобы меньше холода проникало в дом.

Звучит музыка, входят бабушки (участницы фольклорного ансамбля Дома Культуры села Филимоново "Судьбинушка"), кланяются, здороваются с детьми.1-я бабушка: Дорогие деточки, мы поведаем вам, как в старину люди жили-поживали. Я расскажу про печку русскую.2 -я бабушка: А я вам покажу, что в старину люди носили.3- я: Я расскажу, как трудились русские люди.4-я: А я вас научу играть в старинные игры. бабушки присаживаются к детям на лавки1-я: Как вы думаете, что в избе самое главное? Попробуйте угадать: "Ах, какая старая бабушка! Вся белая – белая. На улице лето – на нее и внимания не обращают. А зима придет – так и липнут к ней" (печь). Правильно! И в нашей с вами избе есть печка, вот она, теплая! Печка в избе занимает много места. В печке раньше и хлеб пекли, и всю еду для людей и всякой живности – коров, коз, свиней – готовили. На русской печке сушили одежду и обувь, грибы и ягоды, мелкую рыбешку. На печке можно было даже спать. Печь складывали из кирпича, обмазывали глиной. Когда топили печку, то дым в дом не попадал, а уходил в трубу. "В нашем доме топят печку, в небо дым идет столбом" А чем топят печку? Погляди, дочурочка – вот чурбан – вот – чурочка. Можно ими не только печку топить, но из них ложки, да чашки вырезать. Ели еду из деревянной посуды деревянными ложками. Воспитатель: Мы ложками не едим, а играем – погляди! Берите и вы наши ложки.Игра с ложками: "Ладушки, ладушки, где были? У бабушки!" – ритмично ударяют по ложкам друг друга;
Ехал мальчик маленький, на лошадке каренькой, по ровненькой дорожке – ударяют ложками перекрестно, взяв их за черенки;
По кочкам, по кочкам, по ухабам, по ухабам – удары по полу;
Поехали, поехали, с орехами, с орехами, поскакали, поскакали, с калачами, с калачами – ударяют, двигая руки по часовой стрелке в стороны и над головой;
Хорошая дорога, вот стала что-то хуже – ударяют по коленям;
Шаляет, валяет, шаляет, валяет – выпады вправо, влево с ударами;
Замесили тесто, есть в печи место, пеку, пеку каравай, переваливай, валяй – "месят" ложками тесто;
Чук –чук-чук-чук, наловил дед щук, баба рыбку напекла, сковородка потекла – прием игры – "шофер".

1 бабушка: А в каких сказках печка помогает людям? ("По щучьему веленью", "Гуси – лебеди") – показать иллюстрации из книг или слайды. Посмотрите, на нашей печке испеклись блины.Подвижная игра "Перенеси блины"
Дети делятся на две команды, встают в две колонны на расстоянии от печки. По сигналу каждый участник бежит со сковородой к печке, кладет бумажный блин на сковороду и несет к своей команде, выкладывает на тарелку. Чья команда принесет больше блинов, пока звучит музыка, та является победителем в игре.Воспитатель: В сенях ставили кадушки с соленой капустой, мочеными яблоками, бочонки с солеными грибочками. На Руси говорят: "Лето –припасиха, зима – подбериха". Умная и заботливая хозяйка для всей семьи заготавливала продукты впрок.1 бабушка: Изба красна, печь тепла, хозяюшка добра. Послушайте, ребятушки, чем в старину гостей потчевали. (рассказывает и выкладывает на стол продукты) "Без огурцов крестьянский стол – что без царя престол". "У нас такого малахита полны кадочки набито". "Сядут за стол хоть дряхлый дед, хоть юнец - тут же глядят, а где огурец?" "Помидоры в чаше красных девок краше". "Солит хозяюшка, ест после банюшки". "Помидоры духмяные – спелые и румяные". "Соли в новолунье – будешь колдунья, соли с приправой – будешь павой". "Ах, морковь, девичья любовь!" "Готовим впрок морковный шелк, чтоб щеки бархотели, хвори отлетели". "Крестьянский стол без капусты – сирота". "Не выставишь икрицу – никто не прогневится, не выставишь капусту – ан на столе не густо!" "Без батюшки перца куда нам деться! В меру перчи, в меру горчи, а совсем-то пресно и неинтересно!" "Хорош и лучок -золотистый бочок. Крестьянский стол без лука – скука". "Без храма слепа сторонка, без лука бедна котомка!"
Ну, вот, полон стол угощения крестьянского. Хлеб да соль вашему дому!

дети подходят к столу, угощаются1 бабушка: По избе я пройду, вам загадки загадаю, а вы не зевайте, правильно отвечайте. (бабушка загадывает загадку о домашней утвари и подходит к этому предмету)
1) С ним я по воду пошла,
Полны ведра принесла.
На плече оно повисло
Что же это? (коромысло)

2) Я люблю на ней лежать,
 Только это не кровать.
А избы моей сердечко Русская, большая … (печка)

3) Я огурчики люблю,
Прямо в ней их я солю
И хрустящие грибочки
В деревянной круглой (бочке)

4) Он на уточку похож
 Плавает в ведерке … (ковш)

5) Не юла и не волчок.
Деревянный в нем бочок.
Пляску русскую ведет,
Когда бабушка прядет.
Ох, и верткое оно, Что это? (веретено)2 бабушка: А я вам покажу, что в старину носили (достает из сундука вещи) Одежда русских людей шилась с любовью, праздничная одежда красотой отличалась. Сарафаны, юбки, платки, душегреи, носили из поколения в поколение, передавали, берегли. На сарафан надевали передник, а то и узорчатый пояс. Мужские рубахи из грубой ткани носили повседневно, на работу, а из нарядных тканей шили праздничные и свадебные рубахи. А знаете ли вы, деточки, что такое лапти? (плетеная обувь, которая крепилась к ноге с помощью веревок-косичек, называющихся "оборотами") Носим мы сейчас туфли, кроссовки, босоножки, а раньше на Руси "липовые корытца" носили многие лица! Да не лица, а ноженьки топали по дороженьке в лыковых лапоточках по ухабам, да кочкам. Для долгой дороги лаптей надо много. "В дорогу идти – пять пар лаптей плести" Плели лапти из лыка – мягкой коры дерева. Порою плели лапти всей семьей и пели веселые песни. Любили лапти в народе, даже названия им давали разные – шептуны, курпы, крутцы, дубочары, коренники, волосяники, писаки. О лаптях сложили пословицы: "Это вам не лаптем щи хлебать" - говорили о непростом деле; "Звонит в лапоть" - говорили о бездельниках; "В один лапоть две ноги обувают" - о хвастливых людях. (показ отрывка из м/ф "Аленький цветочек" где русские девушки примеряют наряды)

Воспитатель: Нам парнишки и девчонки пропоют частушки звонко,
Ведь в народе каждый знает: жить частушки помогают.
1. Ах, Алеша, ты, Алеша,
У тебя гармонь хороша.
Лапти новые скрипят,
Танцевать ему велят.

2. Гуляй, Матвей,
Не жалей лаптей,
Тятька лыка надерет.
Лапти новые сплетет.

3. Наши девки нарядились,
Надушились, набелились,
Девки в гости званые
Только лапти рваные

4. Как на празднике Кирилл
Всех изрядно уморил.
Оба лаптя развязал.
Пляску русскую сплясал.В-ль: Сейчас состязание с лаптем для тех, в ком сила играет для разных потех. Кто взглядом прицельным пространство окинет, и лапоть подальше, подальше закинет. Бросать можно слева, бросать можно справа, кому по плечу богатырская слава?Игра "Кто дальше бросит лапоть" (через голову или плечо)2 бабушка: Издавна Россия славилась своими платками. В старину модницы даже за водой ходили в платках, повязанных по – особенному. Каждый платок имеет свой неповторимый узор, каждый наряден, ярок. Платок можно на голову завязать по-разному (показывает). Звучит народная музыка, входят Филя и Уля, их одежда сшита из цветных платков.Сценка "Филя и Уля"Уля: Здравствуй, Филя!Филя: Здравствуй, Уля! Уля: Что, Филя, мать гостинцы прислала?Филя: Мать прислала лепешек-оладушек.

Уля: А где же они?Филя: Я их под лавку положил.Уля: Экий ты чудак!Филя: А ты бы, Уля, как?Уля: Я бы их в печку положила, ты бы пришел и поел тепленькие. (расходятся, возвращаются обратно)Уля: Здравствуй, Филя!Филя: Здравствуй, Уля!Уля: Что, Филя, мать гостинцы прислала?Филя: Мать прислала сарафан.

Уля: А где же он?Филя: Я его в печку положил.Уля: Экий ты чудак!Филя: А ты бы, Уля, как?Уля: Я бы его на плечики в шифоньер повесила, чтобы не помялся. (расходятся, возвращаются обратно)Уля: Здравствуй, Филя!Филя: Здравствуй, Уля!Уля: Что, Филя, мать гостинцы прислала?Филя: Матушка прислала коровушку.

Уля: А где же она?Филя: Я ее в шифоньер на плечики повесил, чтобы она не помялась.Уля: Экий ты чудак!Филя: А ты бы, Уля, как?Уля: Я бы ее в хлев отвела, водой напоила, сена задала. (расходятся, возвращаются обратно)Уля: Здравствуй, Филя!Филя: Здравствуй, Уля! Уля: Что, Филя, мать гостинцы прислала?Филя: Матушка прислала Настеньку.

Уля: А где же она?

Филя: Я ее в хлев отвел, водой напоил, сена задал.Уля: Экий ты чудак!Филя: А ты бы, Уля, как? Уля: А я бы конфетками угостила, чаем напоила. (расходятся, возвращаются обратно)Уля: Здравствуй, Филя!

Филя: Здравствуй, Уля!Уля: Что, Филя, мать гостинцы прислала?Филя: Мать прислала свинью.Уля: А где же она?Филя: Я ее конфетами накормил. Да чаем напоил.

Уля: Экий ты чудак! Филя – простофиля!3 бабушка: Так повелось издавна на Руси, что ни одно орудие труда не было столь необычным по форме и не украшалось с такой любовью, как прялка. Прялка была в каждой русской избе. Раньше, в крестьянской семье начинали учиться прясть с детства. Прялка была одним из самых почитаемых предметов в доме. Отец заказывал для своей дочери прялку у лучшего мастера ко дню свадьбы в подарок. Прялки были разных форм и размеров. Русская прялка состоит из лопасти, к которой прикрепляется кудель, а так же донца, на которое садится пряха. "Моя прялка не прядет, колесо не вертится, что ж дружок не подойдет, он наверно сердится. Не стой, миленький, в порожке, не большая тебе честь, иди, сядь ко мне на лавку, для тебя местечко есть. Вот те гребень, вот те лен, вот те сорок веретен, ты сиди, попрядывай, на дружка поглядывай. А я встану с лавочки, возьму балалаечку. А ты, брат Андрейка, сыграй – ка на жалейке, а ты, брат Ермошка, сыграй – ка на гармошке"

Бабушки исполняют русскую песню "Крутись, веретенце" - и показывают, как они прядут.В-ль: Трудолюбивый народ был в давние времена, да и сейчас наши мамы и бабушки могут похвалиться рукоделием. Дети рассматривают выставку вязаных изделий.4 бабушка: Собирайся, детвора, ждут вас игры до утра!

Дети играют в народные игры, которые предлагает им бабушка. Игры организуются со всеми детьми, которые заводят свой круг с одной из бабушек. Можно использовать следующие малоподвижные игры:

1. "Арина" Играющие встают в круг, в середине водящий – Арина. Ей завязывают глаза. Все поют: "Долгая Арина, встань выше овина, рученьки сложи, чье имя, укажи". Арина ходит, напевая: "Хожу, гуляю вдоль караваю, вдоль покараваю, кого найду – узнаю!" Затем, коснувшись одного из играющих, старается отгадать его имя. Чье имя отгадает, тот будет Ариной.

2. "Башмачник" Играющие становятся в круг и берутся за руки. В середину круга садится на скамеечку башмачник и делает вид, будто шьет сапоги, напевая: "Хорошенькие ножки, хорошенькие ножки, примерьте сапожки!" В это время играющие быстро ходят по кругу, произнося следующие слова:
'Примеривай, примеривай!" После этого башмачник должен, не вставая с места и не передвигая скамейки, протянув руку, поймать кого-нибудь из участников игры. Пойманный и башмачник меняются местами.

В-ль:
Ребята, понравилось вам в русской избе?
А что особенно запомнилось?
А что показалось удивительным?
А вы бы хотели пожить в такой избушке?
А почему?

Бабушки: Вот и все, детушки малые, о чем мы вам хотели сегодня поведать. "Заиграй повеселее балалайка и гармошка, мы споем вам, как сумеем, вы попляшете немножко"

Бабушки исполняют русскую народную плясовую песню, вовлекая детей в пляс. Кланяются в пояс, прощаются и уходят.

Ищите материалы по организации музыкального воспитания в ДОУ?

Сценарии праздников, тексты, ноты и аудио песен современных авторов всегда под рукой с электронной версией журнала "Справочник музыкального руководителя".



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары





© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль