Диагностическая работа в общеобразовательной школе

8818
Диагностическая работа в общеобразовательной школе

Автор: Е.К. Трофимова,  педагог-психолог высшей квалификационной категории  ГБОУ СОШ № 1138, Москва

Любая психодиагностическая деятельность школьного педагога-психолога – это одно направление целостного процесса, она обретает смысл и ценность лишь во взаимосвязи с другими направлениями, чаще всего – с коррекционно-развивающей работой.

Школьный педагог-психолог подотчетен директору школы и зависит от администрации во всем, начиная с распределения рабочего времени до плана работы с детьми.

Главная задача педагога-психолога школы – отслеживать психологическое благополучие и учеников, и учителей. Для решения поставленной задачи педагог-психолог  работает в разных направлениях, одним из которых является диагностическое.

Основная цель психодиагностики – создание условий для проведения коррекционно-развивающей работы, выработки рекомендаций, организация психотерапевтических мероприятий.

Конфиденциальность
Педагог-психолог не только обязан быть тактичным и доброжелательным – его деятельность должна быть конфиденциальной. Информация, полученная педагогом-психологом в ходе работы, не подлежит разглашению. В случае необходимости передачи этих сведений третьим лицам она должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов клиентов. Педагог-психолог обязан соблюдать принцип анонимности и

Диагностическая работа в общеобразовательной школе конфиденциальности и при написании отчетов представлять только общие результаты и сравнительные характеристики учеников. На любую работу с детьми, не связанную напрямую с их образовательными потребностями, нужно разрешение родителей.

Психодиагностическая работа, индивидуальная и групповая, осуществляется по плану, запросу педагога, родителей или самого ребенка.

Результаты психодиагностики педагог-психолог использует в следующих целях:

  • составляет социально-психологический профиль класса;
  • вносит в личные карты школьников;
  • подготавливает психологические характеристики учеников.

Диагностические схемы
Полученные данные служат для определения путей и форм оказания помощи детям, которые испытывают трудности в обучении и общении, а также для выбора средств и форм психологического сопровождения ребенка в соответствии с его личностными потребностями.

Условно выделяются две диагностические схемы:

  • диагностический минимум;
  • углубленное психодиагностическое обследование.

Каждая схема направлена на решение своих задач сопровождения образовательного процесса. Вместе с тем они органично взаимодействуют друг с другом и применяются в определенной последовательности.

Первая психодиагностическая схема – диагностический минимум. Она направлена на решение многих задач, но главное – помогает обеспечивать индивидуализацию обучения как необходимое  условие сохранения психологического здоровья учащихся. Эта схема представляет собой комплексное обследование всех школьников определенной параллели. Ее проведение по времени связано с наиболее сложными периодами школьной жизни ребенка: поступление в школу (1-й класс), переход в среднее звено (4–5-й классы), наиболее острый период подросткового возраста (8–10-й классы),  подготовка к уходу из школьной среды (11-й класс).

Диагностический минимум позволяет отслеживать динамику развития и состояние школьника по определенным фиксированным характеристикам на протяжении всего процесса обучения в школе. В случае выявления проблем при осуществлении первичного  диагностического минимума, свидетельствующих о возможных  нарушениях в развитии ребенка, педагог-психолог проводит углубленное психодиагностическое обследование личности школьника.

Таким образом, по итогам диагностического минимума выделяются группы "психологически благополучных" школьников и  школьников, имеющих проблемы в обучении и развитии. Также по итогам проверки запроса педагога или родителя на обоснованность педагог-психолог либо относит ребенка к категории "проблемных", либо ориентирует свою работу на самих авторов запроса, их консультирование и решение их сложностей. Далее в
отношении каждого школьника из группы "проблемных" выдвигается гипотеза о происхождении и причинах психологических трудностей. В соответствии с гипотезой реализуется определенный тип  дальнейшего диагностического обследования. Если у педагога-психолога нет возможности справиться с проблемой или нужна помощь профильного специалиста, следует обратиться за помощью в центры психолого-медико-социального сопровождения  (ЦПМСС). Школьники, охарактеризованные по результатам диагностики как "психологически благополучные", не подвергаются обследованию до следующего планового обследования. Исключением являются ситуации обоснованного запроса от них либо от родителей и педагогов.

Диагностическая работа в общеобразовательной школеОбучающая психодиагностика

Следует отметить, что немаловажная особенность психодиагностической работы заключается в применении индивидуального и коллективного обследования – метода обучающей психодиагностики, который объединяет в себе тестирование, психологическое просвещение и консультирование учащихся. Этот метод направлен прежде всего на реализацию запросов учащихся на самопознание, повышение эффективности индивидуального консультирования. Для индивидуальной обучающей психодиагностики используются методики, ориентированные на изучение личностных особенностей, отношений с другими людьми и профориентацию.

Практика показывает, что обучающая психодиагностика не только помогает школьникам понять актуальные психологические проблемы, но и способствует формированию у них адекватного положительного отношения к коррекционным мероприятиям, прививает навыки психологическойm культуры.

Педагогу-психологу предоставлена возможность самому отбирать диагностические методики. Для удобства использования  можно сгруппировать их по направленности:

  • диагностика и изучение психологической готовности детей к обучению в школе;
  • определение уровня интеллектуального развития и общей осведомленности (степени обученности) учащихся;
  • разграничение задержек психического развития и умственной отсталости;
  • изучение эмоционально-волевой сферы детей и взрослых;
  • изучение личностной сферы детей и взрослых;
  • диагностика семейных отношений;
  • профдиагностика и профориентационная работа;
  • диагностика взаимоотношений в группе, между педагогом и ребенком;
  • развитие познавательных процессов;
  • психокоррекционная работа;
  • психогимнастика, психологическая разгрузка (аудиокассеты с музыкальными записями);
  • другие направления диагностики – в зависимости от нужд конкретного образовательного учреждения (методики изучения уровня профессионализма педагогов, аудиозаписи психокоррекционной работы и др.).

Принципы отбора методического инструментария
Существуют определенные принципы отбора диагностических методик:
1. Разнонаправленность методик, охватывающих все стороны психической жизни человека: психические процессы, состояние, направленность личности, ценностные ориентации, интеллектуальный уровень, особенности межличностного взаимодействия, стрессоустойчивость и поведенческие реакции в напряженных ситуациях и др.
2. "Банк" методик должен включать методики для разных возрастных групп, комплекс различных показателей (с возможностью отследить их в динамике), дающие возможность проведения глубокого психологического анализа и грамотной интерпретации, регистрации актуальных состояний и построения прогноза, определения "зоны ближайшего развития".
3. Методики должны быть как для индивидуального, так и для группового исследования.
4. Наличие экспресс-методик для получения оперативной информации.
5. Использование компьютерных диагностических методик, что позволяет значительно экономить время на подготовке тестового материала и процедуре обработки результатов.

Следует предостеречь от чрезмерного использования компьютерной психодиагностики, т. к. непосредственное эмоциональное общение ученика с педагогом-психологом дает дополнительный материал для исследования и позволяет наладить личностный контакт.

По результатам диагностических обследований педагог-психолог готовит аналитические справки и таблицы, которые обсуждает с классными руководителями и родителями на родительских собраниях и индивидуальных встречах. Эти данные позволяют вы явить индивидуальные особенности познавательной и личностной сферы ребенка. Таким образом, педагоги имеют возможность опереться в своей работе на сильные стороны ученика и создать для него ситуацию успеха благодаря формированию индивидуального стиля учебной деятельности учащихся.

Тем самым при необходимости для каждого, даже самого слабого ученика, педагог-психолог совместно с учителем разрабатывает программу индивидуальных занятий, которая позволяет школьнику освоить необходимый образовательный ценз.

Например, отдельным ученикам рекомендуется посещать коррекционно-развивающие занятия:
1. Индивидуальные занятия по развитию когнитивных процессов (памяти, внимания и др.).
2. Групповые и индивидуальные психотерапевтические занятия, направленные на уменьшение агрессии, тревожности, дезадаптации.
3. Индивидуальные психотерапевтические занятия по коррекции направленности личности, формированию самопринятия. Также по результатам групповых диагностик могут быть рекомендованы следующие мероприятия:
1. Тренинг на сплочение коллектива.
2. Тренинг на тему "Защита отверженных".
3. Программа "Межличностные отношения" (практические и лекционные занятия).
4. Индивидуальные занятия по коррекции и развитию речевой деятельности.

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль