Новые механизмы бюджетного финансирования образовательных услуг

8716

Главная особенность системы управления образованием в современных социально­экономических условиях связана с ее децентрализацией. В основе этого процесса лежит распределение полномочий между федеральным, региональным и муниципальным уровнями власти. Это, с одной стороны, расширяет права муниципальных органов управления образованием, с другой – повышает их ответственность за развитие муниципальной образовательной системы, доступность и качество предоставляемых на данной территории образовательных услуг. Предлагаемые Департаментом образования г. Перми механизмы бюджетного финансирования являются новыми, поскольку не имеют аналогов как в теории, так и на практике. Их комплексная реализация создает предпосылки для оптимального расходования бюджетных средств и развития муниципальной системы образования, опережая время.

Л.А. Гаджиева,
канд. пед. наук, нач. Департамента образования г. Перми

Недостатки системы управления бюджетными учреждениями свидетельствуют о потребности ее усовершенствования через разработку механизмов, ориентированных на развитие рыночных отношений, обеспечение эффективности расходования бюджетных средств и достижение качественных общественно значимых результатов. По существу, новые механизмы бюджетного финансирования должны стать реальными предпосылками повышения качества образования в г. Перми и стимулом к реструктуризации сети образовательных учреждений. Очевидно, что данный процесс возможен при наличии определенных условий и ресурсов.

Внедрение новых механизмов управления предусматривает:

  • переход к новым формам финансового обеспечения предоставления образовательных услуг;
  • реорганизацию сети бюджетных учреждений;
  • освоение нового метода бюджетного планирования, ориентированного на результат.

Под новыми формами финансирования образовательных услуг подразумевается набор бюджетных инструментов, основными из которых являются:

  • нормативно­подушевое финансирование;
  • муниципальный заказ;
  • муниципальное задание.

Принцип нормативно­подушевого финансирования внедряется для того, чтобы учреждение могло определить объем бюджетных средств в соответствии с муниципальным заданием путем умножения нормативной стоимости одной услуги на количество предоставляемых услуг. Важно подчеркнуть, что норматив стоимости одной услуги должен быть полным, т. е. учитывать расходы, связанные не только с фондом оплаты труда, но и с текущими затратами. Финансирование не учреждения, а услуги создаст стимулы к сокращению издержек и экономии бюджетных средств.

Муниципальный заказ предполагает проведение конкурса на предо­ставление услуг определенного вида и объема и выделение средств учреждению­победителю. Принципиальное отличие данного подхода состоит в том, что задание на поставку социальных услуг размещается на договорной основе, а не принудительно. Договор заключается по результатам конкурса,
т. е. в условиях конкуренции за доступ к бюджетным ресурсам. Размещение бюджетных средств на конкурсной основе призвано стимулировать рост качества предоставляемых услуг.

Под муниципальным заданием понимается следующее: комплексный план, определяющий обязательства муниципалитета по предоставлению населению данной территории образовательных услуг за счет средств бюджета; объем финансовых ресурсов, выделяемых на выполнение гарантий; условия и порядок оказания образовательных услуг, а также требования к эффективной деятельности образовательного учреждения. Внедрение технологии размещения муниципального задания будет ориентировать учреждения не на освоение средств, а на получение конечного результата – качественной услуги.

Важным условием эффективной реорганизации сети учебных учреждений является наличие полного норматива стоимости образовательной услуги, позволяющего обеспечить внедрение механизма "закупки" услуг на конкурсной основе у негосударственных поставщиков. Эта реорганизация включает в себя:

  • преобразование муниципальных учреждений, способных функционировать в рыночной среде (в Перми уже есть такие учреждения), в иные организационно­правовые формы; это, с одной стороны, снизит нагрузку на бюджет, а с другой – будет способствовать реальному развитию муниципального рынка образовательных услуг;
  • привлечение организаций различных организационно­правовых форм к предоставлению муниципальных услуг, оплачиваемых за счет бюджетных средств, что создает эффективные стимулы для появления качественно новых услуг.

Внедрение современных механизмов управления бюджетными учреждениями связано с освоением нового метода бюджетного планирования, который бы обеспечивал прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и общественной значимостью ожидаемых конечных результатов их использования. Это метод планирования, заранее определяющий и формализующий цели и систему показателей, на основе которой будет осуществляться мониторинг степени достижения поставленных целей.

Частичное внедрение современных инструментов финансового обеспечения образовательных услуг в Перми началось в 2003 г. с введением нормативов подушевого финансирования в части фонда оплаты труда в школах. В2006 г. был введен норматив в системе дополнительного образования. Помимо оплаты труда он учитывал текущие затраты на предоставление услуги, что позволило существенно упорядочить финансовые потоки, сделать их “прозрачными” для получателей бюджетных средств.

В 2007 г. рассмотренные нами современные механизмы бюджетного финансирования услуг начали разрабатываться и внедряться в комплексе.

В качестве "пилотной" была определена сфера дошкольного образования, поскольку именно в ней наиболее остро стоит проблема обеспечения доступности качественного образования. В настоящее время не обеспечен услугой 6081 ребенок в возрасте от 3 до 7 лет, что составляет 14% от общего числа детей данной возрастной категории.

В первую очередь была формализована окончательная общественно значимая цель развития муниципальной системы дошкольного образования – в период до 2011 г. ликвидировать очередь в детский сад для детей от 3 до 7 лет и повысить качество предоставляемых услуг дошкольного образования.

Достижение намеченного зависит от решения задач, связанных с совершенствованием системы управления дошкольным образованием. В частности, к ним относятся:

  • создание условий для привлечения на рынок услуг дошкольного образования негосударственных поставщиков для последующего размещения у них муниципального заказа, что будет способствовать большей доступности дошкольного образования;
  • обеспечение условий для реструктуризации сети учреждений дошкольного образования в целях развития конкурентной среды и, как следствие, повышения качества образования.

В рамках решения указанных задач в 2007 г. была стандартизирована общеразвивающая услуга дошкольного образования. Разработаны два паспорта услуги для возрастных групп 1,5–3 года и 3–7 лет. Паспорта утверж­дены приказом Департамента образования и в настоящее время имеются
в каждом общеразвивающем дошкольном образовательном учреждении (далее – ДОУ).

Наличие стандарта услуги позволило рассчитать норматив полной ее стоимости,включающий в себя затраты на фонд оплаты труда, коммунальные расходы, приобретение оборудования, текущий ремонт и пр.

Благодаря расчету полной стоимости услуги в полной мере удалось внедрить с 1 января 2008 г. нормативно­подушевое финансирование детских садов. Сегодня бюджет детского сада определяется путем умножения количества предоставляемых в нем услуг на их стоимость. В пределах данных бюджетных ассигнований руководитель самостоятельно выстраивает структуру расходов. В результате введения нормативно­подушевого финансирования у 118 (78%) общеразвивающих ДОУ увеличился объем денежных средств на оплату труда.

Знание полной стоимости услуги позволило объявить конкурс на оказание услуг дошкольного образования среди немуниципальных поставщиков. Так, впервые в г. Перми за бюджетные средства было "закуплено" 193 образовательные услуги в частном секторе. Созданы реальные условия для привлечения на муниципальный рынок образовательных услуг организаций любой формы собственности и ведомственной принадлежности.

В рамках решения задачи реструктуризации сети бюджетных образовательных учреждений, в целях развития конкурентной среды были созданы шесть муниципальных автономных дошкольных учреждений.

Стандартизация услуги создала предпосылки перехода к новой форме взаимодействия учредителя (заказчика услуги) и учреждения (поставщика услуги) – муниципальному заданию. В нем фиксируется не только объем услуг, предоставляемых населению города детским садом, но и требования к их качеству.

Наличие у дошкольного учреждения муниципального задания, в котором операционально зафиксирован конечный результат деятельности, стимулирует администрацию детского сада ориентироваться на получение запланированного результата. На муниципальном уровне бюджетное финансирование также ориентировано на измеримый результат. На период до 2011 г.
и в разрезе каждого года зафиксировано:

  • количество услуг, предоставляемых в муниципальной сети (42 660 услуг в 2008 г.);
  • количество услуг, планируемых для размещения на конкурсной основе в немуниципальной сети (663 услуги в 2008 г., 3348 услуг за три года);
  • количество услуг, размещенных в форме муниципального задания в автономных ДОУ (1351 услуга в 2008 г.);
  • количество мест, вводимых дополнительно в муниципальной сети за счет восстановления ранее переоборудованных групп (1220 мест за три года), восстановления и реконструкции ДОУ (1725 мест за три года), строительства новых дошкольных учреждений (разработка проектно­сметной документации на строительство четырех детских садов и начало строительства двух детских садов);
  • количество лицензий, которые необходимо получить муниципальным ДОУ, открытым после капитального ремонта (32 лицензии в 2008 г.).

Эффект, полученный на первом этапе внедрения указанных механизмов, свидетельствует о том, что найденные инновационные подходы к бюджетному финансированию на основе оценки качества предоставляемых услуг своевременны, адекватны сложившейся социально­экономической ситуации в городе и перспективны, так как ориентированы на будущее.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль