Библиотека в детском саду

66551

Во всем мире интерес к традиционной книге постепенно угасает. Чтобы прочитать то или иное произведение, сегодня не обязательно бежать в библиотеку – интересующую книгу несложно найти в Интернете.

Учитывая это, задачи педагогов и родителей – оказывать помощь детям в правильном выборе источников информации, а также повышать среди подрастающего поколения престиж чтения и статус "читающего человека".

В настоящее время перед образовательными учреждениями стоит задача приобщения детей к книге, воспитания интереса к чтению, формирования будущего читателя. Начинать такую работу необходимо с самого раннего возраста, в первом для ребенка "социальном институте" – детском саду.

По традиции весной коллектив ГОУ "Детский сад комбинированного вида № 2502" проводит для своих воспитанников "Неделю детской книги". "Книжкины именины" отмечаются в нашей стране с 1943 г. На какое-то время об этой доброй традиции забыли. Однако не так давно "Недели детской книги" возобновились в библиотеках, школах, центрах детского творчества.

Подготовка "Недели детской книги" не требует больших временных, материальных и организационных затрат. Следует отметить, что во время проведения подобных тематических недель родители наиболее активно включаются в образовательный процесс: участвуют в праздниках, конкурсах, подбирают материалы для выставок, вместе с детьми изготавливают поделки.

В рамках "Недели детской книги" проводятся следующие мероприятия:

  • торжественное открытие "Недели детской книги" в музыкальном зале;
  • тематические выставки ("Моя любимая книга", "Любимые книги нашей семьи", "Книги наших родителей");
  • демонстрация результатов домашнего задания родителей и детей – "Книги своими руками";
  • инсценировки сказок;
  • иллюстрирование книг;
  • изготовление закладок для книг;
  • организация "Книжкиной больницы";
  • тематические досуги "Откуда пришла книга", "Путешествие в историю книги";
  • просмотры мультфильмов и диафильмов о создании книг, экранизированных произведений художественной литературы;
  • чтение художественной литературы;
  • работа в книжных уголках.

В 2008/09 учебном году тематическая неделя завершилась торжественным открытием библиотеки детского сада. Этому событию предшествовала работа с детьми и их родителями. Так, для того чтобы изучить, как организовано домашнее чтение в семьях, было проведено анкетирование, в котором приняли участие 80 человек (родители воспитанников от младшей до подготовительной группы). Главная задача опроса состояла в том, чтобы заинтересовать родителей проблемой приобщения детей к книге, воспитания интереса к чтению.

В результате анкетирования выяснилось, что более чем 86% воспитанников детского сада имеют дома библиотеку, и лишь у 14% ее нет. Большинство родителей читают ребенку книги перед сном (40%), многие – каждый день (29%). К сожалению, ежедневное чтение не является традицией во всех семьях – около четверти опрошенных (24%) читают детям только тогда, когда их об этом попросят.

В списке любимых книг своих детей родители называли (в порядке наибольшего предпочтения): русские народные сказки ("Колобок", "Гуси­-лебеди", "Маша и медведи"); сказки Ш. Перро "Красная шапочка", "Кот в сапогах", "Золушка"; сказки Г. Андерсена "Русалочка", "Дюймовочка", "Снежная королева"; стихи К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова; рассказы Н. Носова, В. Бианки и многое другое. Среди опрошенных 5% (4 человека) не смогли назвать любимые произведения своего ребенка.

Почти все родители (99%) без труда смогли вспомнить недавно прочитанные с детьми книги. 80% опрошенных отметили, что после прочтения книг обсуждают с ребенком содержание произведений, никогда не беседуют лишь 2 респондента.

Более половины (62,5%) всех респондентов не выписывают детские журналы. Примечательно, что 26 человек (32,5%) сообщили: "покупаем". Этот факт можно объяснить тем, что в настоящее время издается большое количество доступной литературы (книжек, самоделок, раскрасок, книг с заданиями), которая вполне заменяет журналы.

Вопросы, умеет ли читать и понимает ли прочитанное ребенок, а также читает ли он детские книги самостоятельно, были включены в анкету для того, чтобы выяснить, какое количество "читающих" детей уже проявляют интерес к книгам.

На вопрос, в каком возрасте ребенок должен научиться читать, большинство взрослых (60%) ответили, что в 6–7 лет, а 19% опрошенных – что в 5–6 лет.

В прошлом учебном году коллектив детского сада проводил опрос, касающийся подготовки детей к школе (в т. ч. обучения грамоте). Педагогическое просвещение родителей дает свои результаты: они не стремятся как можно раньше научить ребенка читать.

Особый интерес представлял вопрос о выставке, оформленной в детском саду. Все ее экспонаты – семейные работы. Часть из них родители оформляли вместе с ребенком, некоторые – воспитанники делали сами. Как оказалось, большинство респондентов (58%) часто посещают с детьми выставку, 28% – ежедневно, аргументируя это тем, что она дает много поводов для бесед с ребенком. Ни разу не заглянули на выставку лишь 8,7% опрошенных.

Также из общения с родителями выяснилось, что они крайне редко бывают с детьми в районной библиотеке, в т. ч. потому, что она расположена удаленно. По этой же причине затруднительна организация экскурсий в библиотеку для воспитанников детского сада. Учитывая данные, полученные в результате анкетирования, было принято решение об открытии библиотеки в стенах дошкольного учреждения.

Порядок работы библиотеки детского сада

Сегодня библиотека ДОУ представляет собой не просто несколько полок или книжных шкафов в уголке методического кабинета. Это отдельное помещение, оснащенное книжными стеллажами и каталожными ящиками, алфавитными и тематическими рубрикаторами. Книжный фонд пока небольшой – около 1300 единиц – каталожные карточки уместились бы в паре ящичков. Однако для создания атмосферы "настоящей библиотеки" были специально заказаны каталожные ящики.

Порядок работы библиотеки регламентирует локальный документ детского сада – Положение о библиотеке дошкольного учреждения, разработанный старшим воспитателем совместно с заведующим ДОУ Э.В. Бояркиной.

Тематические праздники:
3 марта – Всемирный день писателя
21 марта – Всемирный день поэзии
2 апреля – Международный день детской книги
23 апреля – Всемирный день книг и авторского права
3 мая – Всемирный день свободы печати
25 мая – День филолога.

Посещения библиотеки детьми организуются заранее. Как правило, они приурочиваются к знаменательной дате, связанной с именем детского писателя, либо посвящаются определенной теме (книги о природе, книги "Про все на свете" и т. д.).

Проведение экскурсий, выставок и специальных "библиотечных занятий" способствует формированию у детей умений пользоваться библиотечным фондом, а также усвоению определенного объема библиотечно-библиографических сведений ("библиотека", "стеллаж", "каталог", "каталожная карточка", "картотека", "читательский формуляр" и др.).

Безусловно, фонд не располагает всеми необходимыми книгами. Зачастую нужная для конкретного занятия книга заблаговременно приносится из дома воспитателем или другим педагогом, ставится на полку, в общем каталоге на нее "заводится" каталожная карточка.

Каждая группа имеет свой "читательский формуляр", в который записываются выходные данные книги и срок возврата, а воспитатель расписывается за взятую книгу. Это немаловажная деталь: так дети чувствуют ответственность. Во время посещения библиотеки библиотекарь (старший воспитатель) помогает дошкольникам найти нужную книгу, пользуясь каталогом, алфавитным или тематическим рубрикатором, а также ориентируясь на ее внешние признаки (оформление обложки).

Если книга представляет собой сборник сказок или рассказов, воспитатель учит детей работать с оглавлением. Вся эта атрибутика создана специально для детей, как модель настоящей библиотеки, с тем, чтобы воспитать у дошкольников потребность в ее посещении, дать первоначальные навыки пользования информационными ресурсами.

После посещения библиотеки педагог вместе с детьми в группе вспоминают, что им помогло найти книгу, на что они обращали внимание в ходе поиска, как нужно обращаться с библиотечной книгой и т. д.

Сделать библиотеку доступной не только для детей, но и завести постоянно действующий абонемент для родителей или открыть читальный зал не представляется возможным. Это такая же сложная процедура, как и открытие частного детского сада. Она не может, да и не должна дублировать районную. Чтобы библиотека детского сада выполняла те же функции, она должна быть отдельным структурным подразделением учреждения, со штатной единицей – библиотекарем, с совершенно иной формой учета библиотечного фонда, с большим количеством сопроводительной документации.

Самостоятельное индивидуальное посещение библиотеки ребенком также затруднительно, поэтому "функцию" читального зала берет на себя книжный уголок в группе, в котором дети в любое время могут взять книгу для просмотра или чтения.

Что касается родителей, то они имеют возможность при необходимости пользоваться книжным фондом детского сада – взять книгу по рекомендации педагога-психолога, старшего воспитателя, воспитателя.

Особо следует отметить значение библиотеки для педагогов ДОУ. В фондах собрана как детская художественная литература, так и методическая. Хранение книг на открытых стеллажах в соответствии с тематикой существенно облегчает их поиск. Как показывает практика, очень редко воспитатель приходит за определенной книгой конкретного автора (как правило, это педагоги, являющиеся студентами). В основном запрос звучит так: "Что-нибудь новенькое об играх…", "Что-нибудь интересное об организации прогулок…". Библиотека удовлетворит запросы и тех, и других. Если нужна конкретная книга, ее можно найти в бумажном каталоге (по карточкам), а также в электронном, где возможен поиск даже по первым буквам названия книги. Тем, кто не определился, книгу порекомендует старший воспитатель. Читательские формуляры заменяет "Тетрадь выдачи книг и пособий методического кабинета", обязательный к ведению документ.

В заключение остается сказать, что с момента открытия библиотеки в дошкольном учреждении дети стали проявлять больший интерес к книгам, чаще проводят время за их просмотром, бережно к ним относятся.

Анкета для родителей

Уважаемые родители!Ответьте, пожалуйста, на вопросы данной анкеты. Ваше мнение для нас очень важно.

1. Есть ли у вас дома библиотека, и что она собой представляет?

несколько книжных полок; книжный шкаф; стеллажи с книгами; другое

2. Есть ли у вашего ребенка своя книжная полка или уголок с книгами?

да; нет.

3. Часто ли вы читаете ребенку книги?

каждый день; каждый вечер перед сном; когда попросит; иногда.

4. Назовите, пожалуйста, самые любимые книги вашего ребенка

5. Назовите, пожалуйста, несколько недавно прочитанных вами ребенку произведений:

6. Беседуете ли вы с ребенком о прочитанном?

да; нет; иногда.

7. Может ли ваш ребенок назвать недавно прочитанные с вами книги?

да; нет; не знаю.

8. Имена каких поэтов и писателей знает ваш ребенок?

9. Может ли ваш ребенок пересказать отрывок из любимой сказки, произведения?

да; нет; не знаю.

10. Выписываете ли вы детские журналы? Какие?

11. Как вы считаете, в каком возрасте ребенок должен научиться читать?

12. Умеет ли читать (и понимать прочитанное) ваш ребенок?

да; нет.

13. Читает ли ваш ребенок детские книги самостоятельно?

да; нет.

14. Рассматриваете ли вы с ребенком работы, представленные на выставке в коридоре первого этажа детского сада:

да, обязательно каждый раз: там содержится много материала для бесед; да, иногда; нам некогда рассматривать;нет, никогда.

Благодарим за сотрудничество!

Дополнительно: Сценарий первой экскурсии в библиотеку для воспитанников старшей группы ДОУ

Автор: И.Л. Андрианова,
старший воспитатель ГОУ "Детский сад комбинированного вида № 2502" г. Москвы



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль