Конспект комплексного занятия "Глупа та птица, которой гнездо своё не мило"

3373
Конспект комплексного занятия

Автор: Воропаева Елена Владимировна (Республика Карелия) Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представлений о перелётных птицах. Развитие логического мышления – формирование причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы. Знакомство с народными приметами, связанными с птицами, по рассказу Н.Сладкова "Птицы весну принесли". Придумывание своего конца к рассказу Н. Сладкова "Птицы весну принесли".

Закрепление знаний и представлений детей об истории родного края (народный костюм, быт, обычаи и традиции). Знакомство с элементами карельского народного творчества (вышивка, карельский узор, природный материал – береста, певческое искусство, игры, забавы).Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи (использование в речи сложноподчинённых предложений), слухового внимания, мышления, памяти, тонкой и общей моторики, координации движений.Воспитательные цели. Воспитание самостоятельности, инициативности, ответственности, любви и привязанности к родному краю, бережному отношению к природе через песни, танцы и карельский фольклор.Предварительная работа. Повторение стихов о весне и перелётных птицах А. Толстого, И. Никитина, А. Плещеева. Слушание голосов птиц на СД. Чтение рассказов Н.Сладкова "Соловей поёт", "Соловей и лягушка", "Почему зяблик – зяблик", "Кукушкины годы", "Скворцы-знахари", И Соколова-Микитова "Трясогузка".

Чтение карельских сказок в музее "Карельская горница", знакомство с элементами карельского народного творчества (костюм, вышивка, знакомство с природными материалами). Оформление выставки для родителей совместно с детьми "Родной край". Разучивание карельских игр и песен.

1. 1. Орг. момент. Дети в карельских костюмах проходят в зал. Ребята слушают голоса птиц, отгадывают и размещают на панно под фото слово-название. Логопед сообщает, что сегодня дети будут слушать рассказ, учиться пересказывать и узнают новое о родном крае.

2. 2.Чтение рассказа Н. Сладкова "Птицы весну принесли".

Грачи прилетели - проталины принесли. Трясогузки – ледоломки лёд на реке раскололи. Зяблики появились – зелёная травка заворсилась.

Дальше – больше. Пеночки прилетели – цветы запестрели. Кукушка вернулась – листья на берёзах проклюнулись. Соловьи показались – черёмуха зацвела. Весна так и делается: каждый понемножку.

3. Беседа по содержанию рассказа.
Почему писатель Н.Сладков говорит, что грачи принесли проталины?
Как можно об этом сказать иначе, другими словами?
Грачи прилетают весной, когда только начинает таять снег и появляются первые проталины.
Как вы понимаете слова писателя "трясогузки –ледоломки лёд раскололи"? Трясогузки прилетают тогда, когда начинает на реках таять и трескаться, раскалываться лёд.
Определите, что происходило раньше, что потом: "зелёная травка заворсилась" или зяблики появились;
Сначала зяблики появились, потом зелёная травка "заворсилась".
"цветы запестрели" или пеночки прилетели; Сначала пеночки прилетели, потом цветы запестрели. "листья на берёзах проклюнулись» или кукушка вернулась; "Сначала кукушка вернулась, потом листья на берёзах проклюнулись".
"черёмуха расцвела" или соловьи показались; Сначала соловьи показались, потом черёмуха расцвела.

О какой замечательной, очень любимой людьми, необыкновенно красивой перелётной птичке ничего не говорится в рассказе «Птицы весну принесли»?

В рассказе "Птицы весну принесли" ничего не говорится о ласточке.
Какую народную примету, связанную с ласточкой, вы знаете?
Ласточки перед дождём низко летают над землёй.
А как вы понимаете народную поговорку "Ласточка день начинает, а соловей кончает"?
Я думаю, что сначала надо рано встать и поработать, а потом и песни петь.
О какой перелётной птице, как и о ласточке можно сказать, что она день начинает? Найдите ответ на этот вопрос в одном из стихотворений о весне. ("Жаворонок" В.А.Жуковский)
Жаворонок день начинает так же рано, как и ласточка.
Почему перелётные птицы улетают зимовать в тёплые края, а зимующие остаются? Перелётные птицы улетают в тёплые края, потому что становится холодно и им нечем питаться.
Вспомните, чем питаются грачи, цапли. Ласточки, журавли?
Грачи питаются вредными насекомыми, червями, личинками, истребляют полевых мышей. Цапли питаются в основном рыбой, лягушками, поедают раков, моллюсков, червей, иногда нападают на маленьких птиц, поедают лягушек. Ласточки питаются мелкими насекомыми: мухами, комарами и ловят их на лету в воздухе.
А какой основной корм у остающихся зимовать сов, синичек, дятлов?
Зимующие птицы шелушат шишки, достают семена растений, которые не осыпались, поедают ягоды на кустах. Клёст даже может есть молодые побеги сосны. Люди подкармливают птиц пшеном, семечками, несолёным салом.
Какие неизвестные или малоизвестные птицы встретились вам в рассказе?

(Логопед выставляет изображение пеночки, трясогузки, зяблика, соловья)

Мне не знакомы пеночка и зяблик.

4. Второе чтение рассказа "Птицы весну принесли" Н.Сладкова с установкой на запоминание. Садитесь удобнее, послушайте рассказ ещё раз, постарайтесь его запомнить.

5. Игра "Закончи предложение" - договаривание сложноподчинённых предложений на материале рассказа Н. Сладкова "Птицы весну принесли".
Когда начинает таять снег и появляются первые проталины, … тогда первыми прилетают грачи.
Трясогузки –ледоломки прилетают, когда… начинает на реках таять и трескаться, раскалываться лёд.
Как только зелёная травка заворсилась, … тогда зяблики появились.
Когда цветы на лугах запестрели,… тогда пеночки прилетели.
Кукушки домой воротились, когда… листья на берёзах проклюнулись.
Когда расцвела черёмуха в садах, … тогда соловьи показались.

6. Придумывание своего конца рассказа о быстрокрылой ласточке и теплолюбивой ласточке, опираясь на стихотворение Я.Н.Плещеева "Сельская песенка".
Ласточка прилетела, травка заворсилась.

7. Подвижная игра "Будь внимательным". (Развитие пластичности, координации движений, способности быстро реагировать на сигнал).
После игры дети оказываются в карельской горнице.

8.Входит хозяйка с коромыслом:

- Терве, детушки! Вы в гости ко мне пожаловали? Только вот недосуг мне с вами без дела время коротать, скучен день до вечера коли делать нечего. На дворе весна, дел много у нас, карелов. Может вы поможете мне в работе?

Дети: Поможем.

Дети подходят к лавкам. Девочки надевают фартуки, мальчики берестяные обручи. Каждый ребёнок выбирает себе работу ("шьёт", "вышивает", "плетёт лапти", "нянчит ребёнка"…). Хозяйка садится за прялку и заводит с детьми разговор о весенних заботах карелов.

Хозяйка:
- Ай да работники у меня собрались. У нас карелов ведь как повелось, собирались парни да девки в просторной избе на беседу, работали, пели, в игры потешные играли, небылицы рассказывали. Давайте и мы с вами споём. (Дети поют акапелло "Дядя Яков").

Песню вы спели весёлую. Вот и работа наша на лад пошла. Ребята, вы наверное притомились сидеть? Давайте поиграем (дети играют в карельскую игру "Заинька") Да, весна в этом году запоздалая, но дружная, но дружная. Ночью морозцем припустит, днём оттает. Мы, карелы? весну по первым весенним птицам примечали. Первой в Кемь чайка прилетает. Карелы говорили: "Чайка прилетела – лёд пошёл". После чайки уже и другие птицы подтягиваются: скворцы, кулики… .

Ни мал ни велик
Летит кулик,
Летит деньком,
С большим замком,
Замок на клеть – зиму запереть!
Ясна, красна, пришла весна. (А. А. Пркофьев "Веснянка")

Мы с вами сегодня попробуем зазвать весну – сделаем птичку. Птичка маленькая, пёстренькая, над полем летает, песни распевает. Кто это ? Правильно, жаворонок. Сделаем жаворонка из бересты. Издавна кору берёзы корелы использовали для плетения различных предметов : коробов, корзинок, туесков, кружек, игрушек, украшений. (Хозяйка раздаёт детям кусочки бересты детям, объясняет как сложить кору, где сделать надрезы и как соединить готовые части.)

Звучит музыка (кантеле). Дети делают жаворонков.

Хозяйка:
-К самым тонким оттенкам природы
К самым сочным краскам земли
Прикоснулись руки народа
И секрет волшебства обрели.
Все красоты родных просторов
Чудеса мастеров таят,
В светлой музыке карельской природы
Расцветает народный талант.
Вот наши птички и готовы, их мы сложим в лукошко и отнесём к себе домой, чтобы в нашем доме всегда весна была.
Мы на славу потрудились, вот и гости притомились.
Пляс весёлый заведём и гостей с собой возьмём.
Дети, приглашайте гостей на танец (гости танцуют под карельскую песенку).

- Ой, ой чувствуете дымом пахнет? Батюшки, дау меня же в печке… .
(Хозяка выносит на подносе булочки в форме птичек).
А вот и мои жавороночки, угощайтесь гости дорогие! Хватило время для дела и веселья.

Дети и гости пробуют угощение.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль