Изменения в казначейском сопровождении деятельности школы и ДОУ, 2010 год

5061

Изменения в процессе финансового управления образовательными учреждениями, происходящие в настоящее время, связаны с продолжением реализации бюджетной реформы, но теперь уже в условиях кризиса.

При этом бюджетирование деятельности школ остается объектом особого внимания финансовых и проверяющих органов. Финансовый контроль осуществляется на основе Бюджетного кодекса РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (далее – БК РФ) и Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (далее – КоАП РФ) с учетом изменений, которые были внесены в последний Федеральным законом от 21.10.2009 № 160-ФЗ.

Новации в КоАП РФ обусловлены, преж­де всего, необходимостью повышения ответственности должностных лиц за экономию и целевое использование бюджетных средств, а также требованием усиления антикоррупционной составляющей при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд. При этом согласно ст. 2.4 КоАП РФ лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных или муниципальных организациях (в т. ч. и руководители образовательных учреждений), относятся к категории должностных лиц.

Кроме того, уже с 1 января 2008 г. бюджетное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам (п. 5 ст. 161 БК РФ). Поскольку в соответствии с п. 6 ст. 161 БК РФ субсидии и бюджетные кре­диты учебным заведениям (как бюджетным учреждениям) не предоставляют, требуются очень четкие и выверенные расчеты финансовых потребностей учреждения и жесткий контроль за исполнением утвержденной сметы. Тем самым повышается ответственность администраторов образовательных учреждений (директоров и бухгалтеров, в первую очередь) за организацию управления финансами и своевременную оплату труда персонала в рамках формируемого штатного расписания.

В результате для образовательного учреждения финансовый контроль реализуется в следующих формах:

  • предварительный;
  • последующий (ведомственный и внешний аудит);
  • надзор за деятельностью.

Бюджетный контроль со стороны казначейства, осуществляющего сопровождение деятельности образовательного учреждения, относится к форме предварительного (до совершения финансовых операций) контроля. Его цель – предупреждение и недопущение нарушений бюджетного законодательства. К методам такого контроля относятся:

  • санкционирование операций (контроль за непревышением суммы лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований, соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации и наличием документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства);
  • контроль бюджетных обязательств, осуществляемый в форме учета принятых бюджетных обязательств, подлежащих оплате за счет средств бюджета, в целях получения информации о принятых бюджетных обязательствах, как правило, до возникновения денежных обязательств.

Казначейский контроль базируется на том, что финансовая деятельность любого образовательного учреждения вне зависимости от уровня реализуемого им образования, местоположения и источников финансированияосуществляется на основе сметы доходов и расходов.

Смета доходов и расходов (или бюджет) – это документированный бухгалтерский план поступления и расходования денежных средств, используемых для финансирования хозяйственной деятельности образовательного учреждения. Смета представляет собой простейшую форму финансового плана.

Как документ, смета составляется образовательным учреждением на текущий финансовый год и утверждается в порядке, установленном главным распорядителем средств бюджета, из которого финансируется основная деятельность учреждения.

Объемы планируемых к поступлению средств включаются в смету с указанием источников их образования.

С 1 января 2009 г. изменилась структура лицевых счетов, открываемых получателям бюджетных средств. Финансовые операции в связи с осуществлением полномочий учебных заведений отражаются только на одном лицевом счете, но на отдельных его разделах, учитывающих: бюджетные поступления; поступления от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; дополнительное бюджетное финансирование за счет арендных платежей. В результате традиционно для образовательного учреждения составляются три вида смет (согласно трем видам разделов лицевого счета образовательного учреждения, открытого в казначействе, обслуживающем это учебное заведение):

  • смета доходов и расходов бюджетных средств;
  • смета доходов и расходов внебюджетных средств (получаемых от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности);
  • смета доходов и расходов от предоставления в аренду закрепленного за образовательным учреждением имущества.
  • Кроме того, могут составляться отдельные сметы затрат:
  • на конкретную образовательную программу;
  • получение и расходование средств по национальному проекту "Образование";
  • содержание структурных подразделений учреждения, реализующих образовательные программы различных уровней и не обладающих правом юридического лица (например, детский сад, школа-интернат и др.);
  • строительство или реконструкцию объектов и др.

Смета доходов и расходов составляется в тысячах рублей с одним десятичным знаком.

Расходы распределяются в разрезе кодов бюджетной классификации РФ с детализацией до кодов статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления. Отнесение доходов и расходов к кодам бюджетной классификации осуществляется на основе приказа Минфина России от 25.12.2008 № 145н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации".

К причинам возникновения типичных ошибок при применении классификации операций сектора государственного управления относят следующие:

1. Применение писем Минфина России и Федерального казначейства:

  • утративших силу, а также разъясняющих положения приказов Минфина России "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации", которые признаны утратившими силу;
  • направленных в адрес конкретного органа государственной власти или учреждения в качестве "системных" писем.

Методические рекомендации по применению классификации операций сектора государственного управления (письмо Минфина России от 21.07.2009 № 02-05-10/2931) определяют единый подход к применению указанной классификации.

При этом письма Минфина России и Федерального казначейства, разъясняющие применение экономической классификации расходов бюджетов в 2005–2007 гг., классификации операций сектора государственного управления в 2008 г., используемые участниками бюджетного процесса в 2005–2008 гг., применению не подлежат.

Письма вышеназванных организаций, разъясняющие порядок применения классификации операций сектора государственного управления, с 1 января 2009 г. могут быть применены исключительно получателем письма и органом, с которым он взаимодействует (орган Федерального казначейства, проверяющий орган и др.) при принятии соответствующего решения в целях реализации возложенных на них полномочий.

2. Часто используется некорректная формулировка предметов государственных (муниципальных) контрактов, которая не допускает однозначного ее отражения в классификации операций сектора государственного управления (далее – КОСГУ), например:

  • "оказание транспортных услуг и обеспечение найма транспортных средств";
  • "предоставление в пользование легковых автомобилей, с предоставлением услуг водителей по управлению автотранспортом и услуги по технической эксплуатации (включая услуги диспетчера по оформлению путевого листа) и с обес­печением горюче-смазочными материалами";
  • "оказание услуг по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов";
  • "предоставление доступа к телефонной сети, пользование местной телефонной связью, обеспечение технической возможности междугороднего и международного соединения автоматическим способом, дополнительные справочно-информационные услуги и другие дополнительные услуги за отдельную плату".

3. Может использоваться неоднозначная трактовка отдельных положений Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, в частности, применяться такие термины, как: "технологические нужды", "типографские услуги", "организационные и регистрационные взносы за участие в различных научных мероприятиях".

К особенностям при исполнении бюджетов в 2009 г. относится отражение отдельных операций:

  • выплат работникам, государственным гражданским служащим при увольнении (КОСГУ 211, 262);
  • оказание услуг, связанных с перевозкой, в т. ч.: техобслуживание автомобилей, ремонтные работы, заправка автомобилей, обеспечение подбора водительского состава, осуществление обязательного страхования автогражданской ответственности транспортных средств и др. (КОСГУ 222);
  • расходы на оплату найма жилых помещений, проезда и питания:
    - учащихся и студентов образовательных учреждений при их направлении на различного рода мероприятия (учебную практику, соревнования, олимпиады и т. п.) (КОСГУ 290);
    - направляемых (в случаях, установленных законодательством) на соревнования спортсменов, тренеров, а также сопровождающих лиц, не являющихся штатными сотрудниками направляющего их учреждения, в случае если с ними не заключен договор гражданско-правового характера на участие в мероприятии, сопровождение (КОСГУ 290).

Кроме того, отнесение расходов на подстатьи 310 "Увеличение стоимости основных средств" и 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" осуществляется по решению, которое принимает получатель бюджетных средств (в соответствии с положениями Инструкции № 148н) и несет ответственность за его правильность. При этом орган, осуществляющий кассовое обслуживание исполнения бюджета, не имеет правовых оснований для отказа получателю бюджетных средств в санкционировании оплаты соответствующего денежного обязательства.

Важным является то, что перечни операций, приведенные в рамках соответствующих статей (подстатей), не закрыты, т. е. не исключают возможности отражения иных операций, аналогичных по экономическому содержанию.

Основные изменения при регистрации бюджетных обязательств, выделяемых образовательному учреждению, связаны с тем, что в органах казначейства будут учитываться все бюджетные обязательства вне зависимости от их вида: по государственным контрактам; по договорам с поставщиками и иным договорам и соглашениям, не являющимися госконтрактами; по сделкам и обязательствам, по которым не заключался договор; по исполнительным документам (в т. ч. по периодическим выплатам).

При этом любой договор, заключаемый учебным заведением, будь то закупка учебных материалов или ремонт помещения, должен ставиться на учет в органе казначейства, которое его обслуживает, как отдельное бюджетное обязательство.

Обязательства отражаются на лицевом счете для учета операций образовательного учреждения как получателя средств бюджета (в разделах: операции с бюджетными средствами; операции со средствами от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; операции со средствами от дополнительного бюджетного финансирования).

Если до 1 января 2010 г. учет бюджетных обязательств (за исключением бюджетных обязательств по исполнительным документам – решениям суда) осуществлялся только на основании документов, представленных для оплаты денежных обязательств учебных заведений, то c 1 января 2010 г. бюджетные обязательства будут учитываться отдельно на текущий финансовый год, на первый и второй год планового периода, третий, четвертый и пятый год после текущего финансового года и на последующие годы на основании сведений, предоставляемых учебными заведениями.

Номер бюджетного обязательства является уникальным и не подлежит изменению при изменении отдельных реквизитов бюджетного обязательства или его перерегистрации.

Номер бюджетного обязательства состоит из 25 разрядов:

  • С 1-го по 4-й разряд – код органа Федерального казначейства, в котором открыт соответствующий лицевой счет, по кодам отделений федерального казначейства;
  • 5–9-й разряды – код получателя средств федерального бюджета по Сводному реестру;
  • 10–13-й разряды – год постановки на учет;
  • 14–25-й разряды – порядковый номер бюджетного обязательства получателя средств федерального бюджета в рамках одного календарного года.

Каждому государственному контракту (договору) соответствует одно бюджетное обязательство, включая расшифровку сумм по кодам бюджетной классификации и источникам средств.

Одно бюджетное обязательство может исполняться как за счет средств бюджета, так и за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности.

При постановке на учет бюджетного обязательства учебного заведения орган казначейства осуществляет проверку на непревышение суммы бюджетного обязательства по соответствующим кодам классификации расходов бюджетов сумме неиспользованных доведенных бюджетных ассигнований или лимитов бюджетных обязательств, отраженных на лицевом счете учебного заведения.

В случае если бюджетное обязательство учебного заведения превышает неиспользованные доведенные бюджетные данные или утвержденные сметные назначения, орган казначейства принимает на учет данное бюджетное обязательство учебного заведения и доводит информацию о выявленном несоответствии до учебного заведения и распорядителя бюджетных средств. Таким образом, бюджетное обязательство регистрируется независимо от результатов казначейского контроля за наличием на лицевом счете у образовательного учреждения финансовых средств.

В представляемом в казначейство документе "Сведения об обязательстве" должна содержаться следующая информация:

  • номер и дата формирования Сведений получателем средств бюджета;
  • код бюджетного учреждения и номер его лицевого счета;
  • код валюты, в которой принято бюджетное обязательство;
  • сумма бюджетного обязательства в валюте договора;
  • возможность авансового платежа и правила расчета авансового платежа (процент или общая сумма);
  • реквизиты договора, заключенного с поставщиком товаров, работ или услуг;
  • наименование и банковские реквизиты поставщика, с которым заключен договор;
  • код (коды) бюджетной классификации расходов, по которому принято бюджетное обязательство;
  • содержание предмета принятого бюджетного обязательства по каждому коду бюджетной классификации расходов;
  • источник средств по каждому коду бюджетной классификации расходов принятого бюджетного обязательства;
  • сумма бюджетного обязательства по каждому коду бюджетной классификации расходов и источнику средств в валюте договора и в рублях;
  • график оплаты в разрезе кодов бюджетной классификации расходов и источников средств (с разбивкой по годам для долгосрочных бюджетных обязательств и с разбивкой по месяцам в рамках текущего года) в валюте договора и в рублях.

При реорганизации учебного заведения принятые бюджетные обязательства передаются на основании подписанного им и казначейством Акта приемки-передачи принятых на учет бюджетных обязательств.

По запросу учебного заведения орган казначейства по месту обслуживания будет представлять справку об исполнении принятых на учет бюджетных обязательств по состоянию на 1-е число соответствующего месяца, сформированную нарастающим итогом с 1 января текущего финансового года.

Перевод финансовых средств, поступающих образовательному учреждению из различных источников, на ведение операций в рамках одного лицевого счета обусловил признание утратившим силу приказа Минфина России и Федерального казначейства от 03.03.2006 № 36н/4н "О применении Порядка открытия и ведения лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств федерального бюджета". При этом с 1 января 2009 г. введен в действие приказ Минфина России от 01.09.2008 № 88н "О Порядке осуществления федеральными бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности".

Осуществление расходов образовательным учреждением с оплатой за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, происходит в настоящее время на основании консолидированной заявки, предоставляемой в казначейство, которая помимо разных источников финансирования платежей объединяет заявки на кассовый расход, получение наличных средств и их возврат. Консолидированные заявки составляются в рублях с точностью до целых.

Кроме того, в соответствии с ч. 6 и 7 ст. 6 Федерального закона от 24.11.2008 № 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" принят приказ Минфина России от 15.05.2009 № 46н "О порядке перечисления в 2009 году остатков средств, полученных федеральными бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, и средств, поступающих в их временное распоряжение, с соответствующих счетов территориальных органов Федерального казначейства в федеральный бюджет, а также их возврата на указанные счета".

В результате:

  1. Казначейства осуществляют кассовые выплаты с оплатой из средств от приносящей доход деятельности в срок не позднее второго рабочего дня после представления им образовательными учреждениями (федеральными бюджетными учреждениями) заявок на кассовый расход (возврат или получение наличных денег), оформленных в установленном законодательством РФ порядке.
  2. Перечисление средств осуществляется до 25 декабря текущего года.
  3. Остатки средств, полученных федеральными бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, могут перечисляться Федеральным казначейством в 2009 г. с соответствующих счетов органов казначейства в федеральный бюджет с их возвратом на указанные счета до 31 декабря 2009 г.

Данный приказ вступил в действие с 1 октября 2009 г.

Изменения затронули и законодательство РФ о размещении заказов. В связи с принятием Федерального закона от 17.07.2009 № 164-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты РФ» предусмотрен механизм обеспечения обязательств по государственным и муниципальным контрактам. В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (п. 15.2 ч. 4 ст. 22, п. 9 ч. 4 ст. 34, п. 11 ч. 3 ст. 41.6) заказчик вправе, а в отдельных случаях обязан (если цена контракта свыше 50 млн руб. или по контракту предусмотрен аванс в размере более 30%) устанавливать требования обеспечения исполнения контракта. С одной стороны, это защищает интересы образовательного учреждения от действий недобросовестных исполнителей по государственным или муниципальным заказам. С другой стороны, участие самих образовательных учреждений в конкурсах на получение контракта становится проблематичным, поскольку данный вид расходов (на обеспечение обязательств) в смете образовательного учреждения явно не предусматривается.

Вместе с тем предусмотрены совершенно новые виды административных правонарушений в сфере размещения государственных и муниципальных заказов. Например, нарушением теперь является непредставление либо несвоевременное представление сведений о заключении (изменении, исполнении или расторжении) государственного муниципального контракта в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ либо орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестров государственных или муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов (ст. 19.7.4 КоАП РФ).

В результате происходящих изменений меняется акцент работы администраций образовательных учреждений: от "осуществления контроля за расходованием финансовых средств" к "повышению эффективности их использования". Для этого система финансового менеджмента (как и управления образовательным учреждением в целом) должна, прежде всего, опираться на стабильную систему информационного обеспечения (в т. ч. правовое консультирование) и бюджетное планирование (в соответствии с поставленными образовательному учреждению целями, имеющимися ресурсами и действующим законодательством).

Зав. лабораторией проблем региональной экономики ГОУ ВПО "Тверской государственный университет", д-р экон. наук., проф.Г.К. Лапушинская



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль