Договор возмездного оказания услуг в образовании

9757

М.Л. Левицкий, проф., академик РАО, директор Института подготовки руководящих педагогических кадров, декан экономического факультета Московского городского педагогического университета

Платные образовательные услуги – реальность сегодняшнего дня и существенное подспорье для образовательных учреждений в условиях дефицита бюджетного финансирования. Одним из важных этапов процесса организации платной услуги является заключение договора между образовательным учреждением и заказчиком. При оформлении этого ключевого документа допускают множество нарушений. Данная статья поможет избежать наиболее распространенных ошибок.

Одним из актуальных вопросов при оказании платных услуг является нормативно­правовой регламент договорных отношений между исполнителем (образовательным учреждением) и заказчиком. Свидетельством имеющихся здесь проблем служат, в частности, материалы коллегии Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (далее – МАП), специально рассматривавшей еще в ноябре 1999 г. вопрос “О соблюдении законодательства о защите прав потребителей при оказании платных образовательных услуг”.

Выявленные МАП нарушения классифицированы по ряду оснований, половина из которых связана с оформлением договоров на оказание платных образовательных услуг и включением в договоры условий, ущемляющих права потребителей по сравнению с правилами, установленными законодательством о защите прав потребителей. Учитывая повсеместный характер такого рода нарушений, целесообразно процитировать эту часть решения коллегии МАП:

«К условиям договоров, противоречащих законодательству, относятся:

  • • включение в договоры в одностороннем порядке права расторгать договор в случаях неоплаты, просрочки оплаты образовательных услуг (противоречит в части оплаты услуг за обучение ст. 310 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ));
  • ограничение права потребителей на отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг в любое время и без обоснования причин, предоставленного ст. 782 ГК РФ;
  • условие о невозврате сумм, уплаченных за образовательные услуги, либо о возврате их со значительными удержаниями при отказе от исполнения договора по инициативе потребителя на основании ст. 782 ГК РФ, а также установление штрафа за такой отказ;
  • установление в договорах помимо платы за обучение “безвозмездных единовременных сумм на содержание образовательного учреждения” (противоречит п. 8 ст. 41 Закона РФ “Об образовании”);
  • установление исключительной подсудности по месту нахождения образовательного учреждения (противоречит ст. 17 Закона РФ от 07.02.92 № 2300­1 “О защите прав потребителей” (далее – закон № 2300­1)».

Большую помощь руководителям образовательных учреждений в решении сложных и противоречивых вопросов заключения договоров оказывают разработанные в 2003 г. “Примерная форма договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования” (приказ Минобразования России от 10.06.03 № 2994); “Примерная форма договора на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования” (приказ Минобразования России от 28.07.03 № 3177).

Вместе с тем статус “примерного” предполагает целесообразность анализа возможного диапазона адаптации содержания этих договоров к условиям конкретного образовательного учреждения.

Подавляющее большинство услуг, оказываемых образовательными учреждениями, относятся к классу договоров “возмездного оказания услуг”, регламентированных ст. 39 ГК РФ. Эта статья применяется, в частности, к услугам консультационным, информационным, по обучению, туристическому обслуживанию.

В связи с вышеизложенным представляется актуальным рассмотрение правил и ограничений составления договоров возмездного оказания услуг в соответствии с действующим законодательством.

ГК РФ в ст. 422 содержит общую норму, согласно которой “Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующим в момент его заключения”. Для до­говоров в образовании такие правила содержатся в ГК РФ, федеральных законах “О защите прав потребителей”, “Об образовании”, “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”, постановлении Правительства РФ от 05.07.01 № 505 “Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг” (далее – постановление № 505). Следует признать, что ГК РФ является наиболее “либеральным” в части требований к составу и содержанию пунктов договора. Так, п. 5 ст. 421 ГК РФ вводит широкое понятие “обычаи делового оборота”, которое применяется в случае, если то или иное условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой.

Впрочем, в качестве обычаев делового оборота могут применяться примерные условия, “…разработанные для договоров соответствующего вида и опубликованные в печати” (п. 1 ст. 427). Этот тезис ГК РФ определяет и статус упомянутых Примерных форм договоров. Однако еще раз подчеркиваем, что они не являются “императивной нормой”.

Из п. 3 ст. 424 ГК РФ следует, в частности, что даже цена возмездного договора, в принципе, может быть не предусмотрена.

Договор считается заключенным, если между его сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям. Существенными по ГК РФ являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (п. 1 ст. 432 ГК РФ).

Правовое регулирование договоров возмездного оказания услуг осуществляется также в соответствии с общими положениями о подряде.

Рассмотрим далее требования законодательства и нормативных актов по поводу отдельных существенных сторон договора возмездного оказания услуг.

В ст. 9 закона № 2300­1 содержатся требования о составе информации об исполнителе, которая должна быть доведена до потребителей (наименование, юридический адрес, реквизиты, лицензии и т. п.). Формы ее представления могут быть различными, однако требований о включении этой информации непосредственно в текст договора не содержится.

Впрочем, в ситуации, когда предоставляемая образовательная услуга предполагает возможность получения потребителями (заказчиками) социального налогового вычета на обучение, целесообразно включать в данный раздел договора реквизиты лицензии учебного заведения. В такой ситуации получателю вычета не придется представлять в налоговую инспекцию копию лицензии образовательного учреждения (письмо Федеральной налоговой службы
от 31.08.06 № САЭ­6­04/876). Отметим также, что согласно упомянутому письму все сомнения по поводу лицензий налоговые органы должны разрешать без участия (в общем случае) получателя вычета через запросы в само образовательное учреждение, либо в соответствующий лицензирующий орган.

В самом тексте договора может быть приведена краткая формулировка услуги, по поводу которой составляется договор. Однако в законе № 2300­1 в ст. 10 содержатся требования своевременного предоставления заказчику достоверной информации о предлагаемой услуге (услугах) и ее (информации) обязательный состав.

В иных случаях заказчик должен иметь возможность ознакомиться с предлагаемой программой платной услуги, формах и сроках ее получения. Перечень такой информации, адаптированной к образовательным услугам, оказываемым, в частности, в сфере дошкольного и общего образования, приведен в постановлении № 505.

Однако подчеркнем, что ни в одном документе не содержится требование о том, чтобы эта информация (или хотя бы ее часть) была отражена в тексте договора.

Общие требования к качеству приведены в ст. 721 ГК РФ применительно к договору подряда, поэтому они вряд ли могут быть адаптированы непосредственно к результатам услуги.

Однако в ст. 4 закона № 2300­1 содержатся положения, которые прямо относятся и к качеству возмездных услуг. Соответствующие требования могут быть непосредственно указаны в тексте договора. Естественно, что в этом случае рассматриваемая категория должна быть представлена в виде, подлежащем измерению. Поэтому общие формулировки типа “высокое качество услуги” являются скорее пафосными, чем конструктивными.

Если в тексте договора условия о качестве услуги не содержатся, то подразумевается, что исполнитель “…обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется” (ст. 4 закона № 2300­1). Впрочем, и это условие может быть реально выполнено лишь в том случае, если при заключении договора исполнитель был информирован заказчиком о вышеупомянутых целях. Применительно к образовательной услуге это условие также оставляет широкое поле для возможных дискуссий между заказчиком и исполнителем по поводу соответствия качества оказанной услуги представлениям сторон.

Поэтому реальные требования к качеству могут относиться лишь к стандартизированным услугам, например к содержанию платного обучения по стандартизованной государственной специальности. Впрочем, заказчик “…вправе во всякое время проверять ход и качество работы, включенной подрядчиком (исполнителем – М.Л.), не вмешиваясь в его деятельность” (п. 1 ст. 715 ГК РФ).

Статья 709 ГК РФ конкретизирует общие положения о договорной цене применительно к рассматриваемому классу договоров. Цена в договоре возмездного оказания услуг может быть определена путем составления сметы. В этом случае она становится неотъемлемой частью договора с момента подтверждения ее заказчиком. Цена услуги (смета) может быть приблизительной или твердой. При отсутствии определения “приблизительная” цена считается твердой.

Приблизительная цена в договоре устанавливается в том случае, если в ходе предоставления услуги предполагается возможность корректировки изначально запланированных объемов услуг, а также возрастания стоимости услуг, оказываемых исполнителю третьими лицами (если все эти обстоятельства нельзя предусмотреть при заключении договора).

Статья 710 ГК РФ вводит понятие “экономия подрядчика” (в нашем случае – исполнителя). Она возникает, когда фактические расходы исполнителя оказались меньше тех, которые предусматривались при определении цены услуги. Если заказчик не докажет, что эта экономия произошла за счет ухудшения качества оказываемой услуги, то оплата ее должна производиться по изначально предусмотренной в договоре цене.

Здесь нелишне упомянуть и о том, что согласно Закону РФ “Об образовании” цены на оказание платных образовательных услуг являются до­говорными.

Их уровень определяется сложившейся на том или ином сегменте рынка таких услуг экономической конъюнктурой и, в первую очередь, платежеспособным спросом населения. Известные нам попытки административного вмешательства в этот процесс органов управления образованием или исполнительной власти на местах нарушают упомянутую норму Закона РФ
“Об образовании” и Закона РФ от 22.03.91 № 948­1 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”, которым в ст. 7 установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют, либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан.

Следует также прокомментировать различные ситуации с возможными вариантами утверждения сметы доходов и расходов исполнителя и представление ее как неотъемлемой части договора.

В настоящее время большинство регионов РФ перешло на казначейский метод исполнения не только бюджета, но и сметы бюджетных организаций от предпринимательской или иной приносящей доход деятельности. По этим средствам для учреждений установлен особый статус учета. В частности, недостаточность сметных назначений по соответствующему коду экономической классификации расходов не является основанием для органа казначейства в отказе приема расчетно­денежного документа бюджетного учреждения. При этом последнее должно внести в смету необходимые изменения (иными словами, скорректировать запланированную по данному коду величину расходов за счет других статей) и представить ее в орган казначейства по месту открытия лицевого счета по учету внебюджетных средств.

Однако если смета согласована с заказчиком (точнее, с каждым из них), то возникает проблема, которая на нормативном уровне не регламентирована: следует получить согласие заказчика (в общем случае – заказчиков)на корректировку первоначальной сметы (без увеличения общей стоимости услуги).

А ведь при услугах с длительными сроками предоставления таких корректировок может возникнуть немало. Кроме того, изложенный выше “льготный” режим “передвижки” средств между статьями сметы регламентирован лишь для федеральных учреждений. Финансовые органы субъектов РФ вправе устанавливать более жесткие “правила игры”. Тогда изложенная ситуация с корректировкой сметы может превратиться в трудноразрешимую задачу.

Поэтому, на наш взгляд, при обсуждении с заказчиком вопроса о включении сметы в состав договора следует использовать в переговорном процессе и вышеизложенную аргументацию.

Существенные условия о сроках выполнения услуги определены в п. 1 ст. 708 ГК РФ. В договоре должны быть указаны начальный и конечный сроки предоставления услуги. По соглашению сторон в договор могут быть включены промежуточные сроки, а также порядок изменения начальных, промежуточных и конечных сроков. Последнее обстоятельство, на наш взгляд, заслуживает особого внимания, т. к. в законе № 2300­1 установленаответственность исполнителя за нарушение упомянутых сроков (ст. 28). При этом потребитель имеет право:

  • назначить исполнителю новый срок (Федеральный закон от 17.12.99 № 212­ФЗ);
  • поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
  • потребовать уменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги);
  • расторгнуть договор о выполнении работы (оказание услуги).

Кроме того, при нарушении договорных сроков исполнитель уплачивает потребителю неустойку в размере 3% цены оказания услуги за каждый день просрочки, вплоть до завершения оказания услуги (п. 5 ст. 28 закона № 2300­1).

Исходя из вышеизложенного исполнителю следует (во избежание возможных последствий) тщательно продумать формулировку договора, позволяющую уйти от чрезмерно жесткой привязки окончания предоставления услуги к той или иной календарной дате.

По отношению к заказчику условия расторжения договора определены ст. 717, 782 ГК РФ и ст. 32 закона № 2300­1. Формулировки, приведенные в указанных нормативных актах, практически одинаковы и сводятся к праву потребителя “…расторгнуть договор о выполнении работы (оказании услуги) в любое время, уплатив исполнителю часть цены пропорционально части выполненной работы (оказанной услуги) до получения извещения о расторжении указанного договора, и возместить исполнителю расходы, произведенные им до этого момента, в целях исполнения договора, если они не входят в указанную часть цены работы (услуги)” (ст. 32 Закона РФ “О защите прав потребителей”).

Право исполнителя на односторонний отказ от выполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг определено п. 2 ст. 782 ГК РФ, при этом исполнитель обязан полностью возместить заказчику убытки. Впрочем, если порядок расчета и возмещение таких убытков в договоре специально не предусмотрены, то, на наш взгляд, данный вопрос может быть решен лишь в судебном порядке.

Все вышеупомянутое в данном разделе относится к одностороннему расторжению договора потребителем или исполнителем. В то же время в ст. 310 ГК РФ определено, что “односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом”.

Причем в упомянутом выше решении коллегии МАП РФ содержится тезис о недопустимости одностороннего расторжения договора со ссылкой именно на ст. 310 ГК РФ.

Налицо, на наш взгляд, внутреннее противоречие гражданского законодательства в рассматриваемом вопросе, что, впрочем, дает дополнительные аргументы должностным лицам образовательных учреждений для отстаивания своей позиции по данному вопросу договорных отношений.

Порядок расчетов за оказание услуги может предусматривать как оплату заказчиком полностью оказанной услуги, так и предоплату (полную или частичную) (ст. 37 закона № 2300­1).

В договоре также указываются полные реквизиты сторон.

При составлении этого раздела договора необходимо учитывать и условия налогообложения прибыли (превышения доходов над расходами образовательного учреждения от приносящей доход деятельности). Так, приобретение за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности объектов основных средств стоимостью более 10 тыс. руб. возможно только за счет прибыли, остающейся у учреждения после уплаты налога (иными словами, за счет “чистой” прибыли). За счет этого же источника производятся и различные социальные выплаты коллективу.

Но даже если менеджмент образовательного учреждения предпочитает не усложнять бухгалтерский и налоговый учет планированием прибыли и уплатой соответствующего налога, то проблемная ситуация здесь все равно может возникнуть. Она связана с методом признания доходов и расходов в системе налогового учета. В соответствии с 25­й главой Налогового кодекса (НК) РФ (Налог на прибыль организаций) существуют два таких метода: кассовый метод и метод начисления.

Кассовый метод применяют организации (п. 1 ст. 273 НК РФ), у которых в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила 1 млн руб. за каждый квартал. В иных случаях применяется метод начислений. Таким образом, большинство образовательных учреждений должны учитывать доходы и расходы по кассовому методу.

Рассмотрим следующий пример. Образовательное учреждение предоставляет платную дополнительную образовательную услугу, договорные сроки которой определены с 01.10.06 по 01.03.07. Оплата услуги в соответствии с договором производится единовременно и полностью в период с 01.10.06 по 15.10.06. Расходование средств осуществляется на основании сметы доходов и расходов. В этой ситуации по окончании налогового периода (по налогу на прибыль – год) у образовательного учреждения возникнет налогооблагаемая база по прибыли, равная остатку средств на конец календарного (2006) года от оплаты рассматриваемой услуги. В принципе, если эта база запланирована в смете учреждения, т. е. в ней предусмотрены расходы, производимые за счет прибыли, остающейся у образовательного учреждения после уплаты налога за 2006 г., то проблем не возникает. Однако нередко необходимость уплаты налога на прибыль является для менеджмента образовательного учреждения неприятной неожиданностью. Аналогичная ситуация по остаткам средств на конец года может возникнуть и в случае поэтапной оплаты услуги. Например, в два срока: первый – с 01.10.06 по 15.10.06 и второй – с 01.01.07 по 15.01.07.

Поэтому для режима “бесприбыльных” смет можно посоветовать вариант помесячной оплаты услуги. Для менеджмента, проводящего активную экономическую политику, а также для образовательного учреждения, применяющего метод начислений, целесообразны иные варианты оплаты услуги, в частности, с использованием предоплаты (которая доходом не является). Однако эти аспекты составляют специальный предмет рассмотрения и выходят за рамки данной статьи.

Рассмотренные выше существенные условия договоров возмездного оказания услуг не исчерпывают, естественно, всего многообразия возможных дополнительных условий, которые характеризуют специфику тех или иных видов образовательной и иной деятельности исполнителей, а также пожеланий потребителей. К ним можно отнести, например, “Обязанности исполнителя”, “Обязанности заказчика”, “Права потребителя”, “Права заказчика” и т. д. Однако эти разделы договора не имеют адекватного регламента в системе действующего законодательства и носят характер инициативного творчества сторон договора.

Следует отметить, что часто формулировки этих инициативных условий носят весьма расплывчатый, пафосный характер, что не позволяет установить как факт их выполнения, так и факт их нарушения. Для оценки адекватности формулировок в тех или иных разделах договора целесообразно, на наш взгляд, смоделировать возникновение спорной ситуации по соответствующему поводу между заказчиком и исполнителем. Далее необходимо определить нормативный базис позиции сторон, после чего возможно принятие решения о включении (или исключении) соответствующего условия договора.

В качестве иллюстрации изложенного подхода можно привести ряд формулировок из раздела “Обязанность исполнителя”, вышеупомянутой Примерной формы договора на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования.

В п. 3.5 исполнитель обязуется сохранить место за потребителем в случае “пропуска занятий по уважительным причинам”. Отсутствие нормативного регламента отнесения причин к уважительным выводит, на наш взгляд, это условие из правового поля в область эмоциональных представлений сторон.

Неслучайно поэтому в упомянутой Примерной форме договора… в сфере общего образования в п. 2.4 приведены расшифровки причин, признаваемых для сохранения места за потребителем в случае пропуска им занятий: болезнь, лечение, карантин, отпуск родителей, каникулы. Хотя и здесь этот список неопределенно расширен за счет слов “… и в других случаях пропуска занятий по уважительным причинам”.

Не менее дискуссионна и формулировка п. 3.6 Примерной формы договора… в сфере профессионального образования о восполнении материала занятий, пройденного за время отсутствия потребителя по уважительной причине.

Такое восполнение связанно, как минимум, с дополнительными финансовыми затратами исполнителя на оплату индивидуальных занятий (или консультаций). Выполнение указанного условия предполагает увеличение цены образовательной услуги для всех потребителей, которым придется оплачивать риски исполнителя, по рассматриваемой причине. Оценка возможных рисков представляет собой самостоятельную проблему, которая выходит за рамки данной статьи.

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль