Проект музыкального руководителя в детском саду

11486

Содержание статьи:

  • Проект музыкального руководителя
  • Ожидаемые результаты проектов
  • Ресурсное обеспечение (скачать)
  • Риски и их преодоление
  • Механизм реализации проекта
  • Развивающая среда
  • Музыкально-игровые ситуации
  • Направления диагностики (скачать)
  • Диагностика-анализ развивающей среды (скачать)

Проект музыкального руководителя в детском саду предлагает использовать в работе музруков современный репертуар таких мастеров хоровой и хороводной песни для самых маленьких, как Е. Зарицкая, Г. Вихарева, И.Пономарева и др. Творчество этих авторов уникально и очень ценно, может использоваться, как в организованной образовательной деятельности, совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности малышей.

Вид проекта – практико-ориентированный.

Участники проекта: Воспитанники с 3 до 7 лет, родители, педагоги, специалисты ДОУ.

Проект музыкального руководителя в детском саду: специфика проведения

"Песня – это зеркало, душа эпохи…Детская песня – это отражение не только настоящего времени, но и предвкушение будущего. Поэтому, наверное, так трудно педагогам-музыкантам детских садов, работающим с малышами, найти современную, по-настоящему художественную детскую мелодию" (А.И.Буренина сб. "Сказочная карусель"). Вот уже три десятилетия в детсадах звучат, в основном, одни и те же композиции из мультфильмов В.Шаинского, Е.Крылатова, а также произведения Герчик, Тиличеевой, Раухвергера и др… Безусловно, эти композиции хороши, но новое время требует новых решений, новых образов, новых идей. А писать для малышей – намного труднее, чем для взрослых: мелодии должны быть доступными, и яркими, и оригинальными. Данный детский творческий проект в дестком саду по музыкальному воспитанию собрал лучшие песни современных композиторов для малышей – маленьких и больших, со своими детскими и не очень детскими проблемами, желаниями, мечтами. Творчество Е.Зарицкой, Г.Вихаревой, И.Пономаревой, Л. Олифировой, С.Насауленко, З.Роот, М.Еремеевой и других композиторов известно широкому кругу исполнителей. В их мелодиях каким – то удивительным образом передается ритм, дух, звучание времени, понятные и доступные для исполнения дошколятами. Сказочные, игровые сюжеты, поэтические образы их песен легко запоминаются, их можно обыгрывать, инсценировать. С предлагаемым репертуаром дети могут выступать на праздниках, концертах, на различных конкурсах, а также просто петь в повседневной жизни. "Это песни, воспитывающие мелодичный и поэтический вкус, их хочется слушать и петь." (А.И.Буренина сб."Сказочная карусель")

Цель проекта музыкального руководителя детского сада – амплификация музрепертуара по образовательной области "Музыка" основной общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Веракса современными песнями разнообразной тематики, прежде всего связанной с окружающей ребенка жизнью.

Задачи:

  1. Обогатить образовательный процесс, предметно-развивающую среду и самостоятельную деятельность дошкольников современной детской музыкой.
  2. Побуждать кроху самостоятельно организовывать собственную муздеятельность в группе детсада и в семье.
  3. Поощрять проявления инициативы и активности в муздеятельности в детсаду, готовность участвовать в концертах, использовать репертуар композиций в играх, в режимные моменты.
  4. Поощрять активность в выражении собственных впечатлений об исполненной песне в рассказе о ней, в пластических миниатюрах, в художественно – изобразительной деятельности.

Ожидаемые результаты проектов по музыкальному воспитанию в детском саду

Воспитанники:

  • Положительная динамика в развитии интереса к произведениям современных детских композиторов, к муздеятельности.
  • Обозначение предпочтений в музыке.
  • Развитие музспособностей.
  • Развитие у воспитанников таких личностных качеств, как самостоятельность, инициативность, креативность.

Родители:

Воспитатели:

  • Понимание необходимости сотрудничества в решении общих задач музыкального развития дошкольников
  • Стремление использовать музыку в педагогическом процессе.
  • Активность во взаимодействии с родителями.

Музруководитель:

  • Организация работы с малышами с учетом детских интересов и возможностей.
  • Участие в проектировании индивидуальных маршрутов
  • Участие в организации "Музыкального фонда"
  • Помощь воспитателю в подборе репертуара композиций для организации режимных моментов и проведения организованной образовательной деятельности.

Критерии результативности проекта:

  1. Обновление детского репертуара произведениями современных детских композиторов во всех возрастных группах.
  2. Использование этих песен в образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности, в ходе режимных моментов и самостоятельной деятельности воспитанников. 
  3. Создание базы данных (картотеки) современного детского репертуара, творчества каждого композитора.
  4. Составление методических рекомендаций по итогам реализации данного проекта.

Способы, подтверждающие результативность реализации проекта:

  • рабочая программа, циклограмма образовательной деятельности музруководителя, воспитателя;
  • концерты, праздники, развлечения;
  • сборник методических рекомендаций по итогам реализации проекта.

Ресурсное обеспечение проектов по музыкальному воспитанию в детском саду

Приложение
Скачать в .docx

Материально-техническое

Информационно-методическое

Кадровое

Музыкальный зал

Музыкальные инструменты для взрослых, детей.

Проектор, экран

ДVД-проигрыватель, ПК

Музыкальный центр

Акустическая система

Микрофоны

Интернет-ресурсы

Библиотека музыкальной литературы

Периодическая печать

Музруководитель

Педагоги ДОУ

Инструктор по физкультуре

Проекты по музыкальному воспитанию в детском саду: риски и пути их преодоления

Недостаточное использование данного репертуара в совместной и самостоятельной деятельности детей педагогами ДОУ

-Оснащение предметно-развивающей среды группы

-Консультация для педагогов по использованию данного репертуара

-Совместное планирование работы.

Отсутствие фонограмм для подготовки номеров для концерта в детском саду.

-приобретение фонограмм по подписке

-покупка

-запись

Механизм реализации проекта музыкального руководителя в детском саду

Первый этап (подготовительный). Проект музыкального руководителя в детском саду подразумевает:

  • изучение творчества современных композиторов;
  • отбор композиций с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников;
  • соответствие данного репертуара комплексно-тематическому планированию;
  • включение данного проекта в локальный компонент рабочей программы музыкального воспитателя ДОУ;
  • составление перспективного плана с использованием нового репертуара

Второй этап (практический):

Амплификация образовательного процесса. Организованная образовательная деятельность:

  • слушание и обсуждение детской музыки;
  • пение, совместное пение, беседы по содержанию хороводных песен в детском саду, драматизация песен;
  • подыгрывание на музинструментах;
  • песни-танцы;
  • совместное художественное моделирование содержания произведений;
  • музыкально-дидактические игры, игры-драматизации, игры имитационного характера, игровые задания;
  • просмотр и осуждение детских музтелепередач, видеофильмов о выступлениях детских вокальных коллективов («Саманта» Е.Зарицкой и др.);
  • рассказы об интересных фактах и событиях ( о творчестве композитора, о предстоящем празднике и т.д.);
  • продуктивная деятельность(рисование, лепка) на тему разученных песен; выставка рисунков по композициям (определенной тематики, композитора);
  • викторина по творчеству композитора;
  • инсценирование, драматизация песен.

Примерный музыкальный репертуар >>

Музыка в интеграции образовательных областей >>

Образовательная деятельность при проведении режимных моментов >>

(использование песен в повседневной жизни, в игре, в досуговой деятельности, на прогулке, при проведении утренней гимнастики).

Самостоятельная деятельность малышей:

  • предоставление дошкольникам возможности самостоятельно слушать музыку;
  • музицировать (петь, танцевать, играть на инструментах). 

Проект музыкального руководителя в детском саду: развивающая среда

  • "Музфонд" группы (диски с записями современных композиций для самых маленьких, которые предоставляет музрук, приобретают родители; флеш-карты с записями необходимых мелодий)
  • мультимедийный центр, проигрыватели флеш-карт
  • планшетный компьютер в детском саду
  • диски с караоке-записями этих песен
  • сборники песен с иллюстрациями, фотографиями
  • портреты композиторов
  • модели
  • графические партитуры произведений
  • фотографии детских эстрадных ансамблей ("Саманта", "Непоседы" и др)
  • фотографии победителей и участников детских конкурсов "Евровидения", "Новой волны", "Наранаай Туяа" и др.
  • музинструменты для самых маленьких
  • атрибуты для инсценирования произведений
  • игрушки
  • настольные и напольные детские синтезаторы.

Проекты по музыкальному воспитанию в детском саду: музыкально-игровые ситуации с использованием современных песен для дошколят

Цель: определить особенности знаний детьми репертуара композиций.

1. «Музыкальная шкатулка»
Оборудование: шкатулка, карточки с рисунками (фото) по содержанию композиций.
Ход игры: В шкатулке 5-6 карточек. Малыши по очереди вынимают карточки, передают их ведущему, называя песню. Ее исполняют без музсопровождения всеми воспитанниками или индивидуально по желанию.

2. "Волшебный волчок»"

Оборудование: "Музыкальный волчок" с иллюстрациями песен.
Ход игры: Когда звучит песня, ребенок показывает стрелкой на картинку и называет ее. Ребенок-ведущий показывает стрелкой картинку, а все угадывают и поют композицию.

3. "Музыкальный магазин"
Оборудование: магнитофон, диски.
Ход: Ребенок-покупатель просит послушать песню, продавец исполняет. От того, как он поет, зависит, купят диск или нет.

4. "Музыкальное лото"
Оборудование: Карточки-картинки (по числу играющих) иллюстрирующих содержание композиций.
Ход: Всем раздаются по 3-4 карточки. Исполняется композиция в записи, воспитанники узнают и закрывают фишкой нужную карточку. Выигрывает тот, кто закроет все карточки.

5. "Угадайка"
Оборудование: Диски с записями.
Ход: Звучит мелодия, кроха называет ее. За правильный ответ – очки. У кого больше очков – тот выиграл.

Проекты по музыкальному воспитанию в детском саду: направления диагностики

Метод 1. Наблюдение за дошкольниками в свободной деятельности

Цель: изучить особенности использования ребенком музыки.

Индивидуальная карта: "Предпочтения малыша в музыке"

Приложение
Скачать в .docx

Жанры музыки

Предпочитаемые виды деятельности

слушание

исполнительство

Творческие импровизации

Классическая музыка

Детский фольклор

Современные детские песни

Современные взрослые песни

Песни из популярных детских м\ф, к\ф.

Музрепертуар по программе "От рождения до школы" Веракса

 
2 индивидуальная карта: "Использование ребенком музыки в ходе режимных моментов"

Режимные момент

Частота музыкальных инициатив

Инициативность в использовании музыки

Используемый репертуар

Часто

Редко

Не использует

Инициатор

активно подключается к другим детям

индифферентен

Варьируется в зависимости от ситуации

постоянный

однообразный

Встреча детей

Одевание-раздевание

Прогулки

Гигиенические процедуры

3 индивидуальная карта: "Использование ребенком музыки в самостоятельной деятельности"

Приложение
Скачать в .docx

Самостоятельная деятельность

Частота музыкальных инициатив

Инициативность в использовании музыки

Используемый репертуар

ЧАСТО

РЕДКО

Музыку не использует

Инициатор

Активно подключается к другим детям

Индифферентен

Варьируется в зависимости от ситуации

Постоянный

Однообразный

игра

Индивидуальная продуктивная деятельность

Муздеятельность

4 индивидуальная карта: "Использование музыки ребенком в процессе взаимодействия"

Взаимодействия

Частота музыкальных инициатив

Инициативность в использовании музыки

Используемый репертуар

Часто

Редко

Не использует

Инициатор

активно подключается к другим детям

индифферентен

Варьируется в зависимости от ситуации

постоянный

Со сверстниками

С педагогами

С родителями

Метод 2. Индивидуальная беседа с дошкольником.
Цель: выявить предпочтения малышей в мелодиях.
Вопросы беседы:

  • любишь ли ты слушать музыку?
  • какие песни ты знаешь?
  • у тебя есть любимая песня или композиция, которую ты любишь слушать больше всего?
  • можешь ли ты напеть какую-нибудь мелодию?
  • что ты делаешь, когда слышишь любимую песню?
  • какие детские композиции тебе нравятся?

Метод 3. Индивидуальная беседа с ребенком.

Цель: выявить отношение дошкольников к использованию музыки в течение дня.
Вопросы беседы:

  • ты хочешь, чтобы, когда ты с утра приходишь в детсад, звучала музыка? Почему?
  • хочешь ли ты, чтобы во время твоей игры в группе звучала музыка?
  • хочешь ли ты засыпать под колыбельную, а просыпаться под быструю песенку или мелодию?
  • тебе больше нравится рисовать под музыку или в тишине?
  • можешь ли ты самостоятельно включить магнитофон и послушать музыку?

Метод 4. Экспериментальная ситуация.
Цель: изучение особенностей эмоциональной реакции на современную детскую композицию.

Ход ситуации:
Малышам предлагается прослушать контрастные по характеру современные произведения (в соответствии с возрастом)
Критерии оценки эмоциональных проявлений ребенка:

  • желание слушать;
  • сосредоточенность, устойчивость внимания;
  • продолжительность восприятия;
  • двигательная активность, наличие движений, мимических реакций;
  • сила и длительность эмоционального воздействия мелодия на ребенка.

Диагностика-анализ развивающей среды через проект музыкального руководителя в детском саду

Приложение
Скачать в .docx

показатели

    реализуется

полностью

частично

Не реализуется

1 присутствует ли в среде группы музыкальный уголок?

2представлены ли в уголке разнообразные инструменты?

3имеется ли в группе аудиотехника?

4часто ли ребенку предоставляется возможность для самостоятельной деятельности в музуголке?

5 владеют ли воспитанники способами действия с музинструментами?

6реализуется ли воспитателем работа по привлечению дошкольников в музуголок?

7 Осуществляется ли помощь педагогом в процессе взаимодействия детей в уголке?

Работа с родителями:

1 направление - информационно-аналитическое (выявление потребностей интересов, способностей родителей);

  • анкетирование;
  • опросы;
  • беседы;
  • общение на форуме сайта ДОУ;
  • организация родительского сообщества "Поем всей семьей".

2 познавательное направление – ознакомление с творчеством современных композиторов, с современными детскими песнями, с вокальными коллективами.

  • презентация проекта по музыкальному воспитанию в детском саду, мероприятий проекта;
  • информация в "Музыкальном дневничке" группы;
  • создание "Музфонда" группы;
  • информация о Интернет-ресурсах по данному вопросу;
  • вечера, посвященные творчеству композитора;
  • информация газете ДОУ "Подснежник".

3 направление – контрольно-оценочное, анализ качества образовательных услуг и эффективности взаимодействия с родителями.

  • выступления на родительских собраниях, педсоветах;
  • анкетирование;
  • рекомендации родителей.

4 направление – совместная деятельность.

  • участие в культурно-досуговой деятельности ДОУ, группы;
  • создание фильма о семейном домашнем музыкальном творчестве;
  • создание фильма о жизни группы "Наши любимые мелодии";
  • помощь в оснащении предметно-развивающей среды группы.

Анкетирование родителей:

  • Вспоминает ли ребенок о прослушанной музыке?
  • Есть ли у него привязанность к творчеству какого-либо композитора, к каким-либо произведениям?
  • Как ребенок реагирует на музыку?
  • Реагирует ли по-разному на разные по характеру композиции?
  • Выражает ли внешне свое настроение? Как?
  • Отражает ли ребенок музыку (характер, содержание, настроение мелодии) или свой характер в танце, рисунке, игре?

Работа с воспитателями

1 познавательное направление:

  • знакомство с современным детским репертуаром, творчеством композиторов
  • консультации по использованию репертуара в образовательном процессе.

2 контрольно-оценочное направление:

Диагностика "Использование воспитателем современного детского репертуара в педагогическом процессе"

Индивидуальная карта 1. "Особенности использования музыки в образовательном процессе"

Приложение
Скачать в .docx

Режимные моменты

Использование музыки в режимных моментах

Разнообразие музматериала

Связь музыки с изучаемой темой

Частота использования музыки

Самостоятельная работа детей с музыкальным материалом

да

нет

да

нет

да

нет

да

нет

да

нет

Утренние часы приема детей

Тихий час

прогулка

Гигиенические процедуры

Организованная образовательная деятельность

самостоятельная

деятельность

игры

Анкетирование воспитателя. Вопросы анкеты:

1. Считаете ли вы необходимым использовать при работе с воспитанниками современные детские песни?
А. да
В. нет
С. другое

2. Используете ли вы при работе с воспитанниками современные композиции для малышей?
А. да, использую
В. иногда
С. нет, не использую.

3. Как вы думаете, когда целесообразнее использовать современные песни в течение дня?
А. только в организованной образовательной деятельности.
В. в режимные моменты.
С. другое.

4. Основная цель использования этих песен?
А. для проведения динамической паузы
В. для привлечения внимания малышей.
С. другое.

Работа с социумом :

  • концертные выступления детей в других группах и ДОУ, на концертных площадках села;
  • проведение совместных досуговых мероприятий учреждений образования и культуры села;
  • публикация в СМИ о проекте;
  • презентация проекта на МО музруководителей района.

Третий этап (Заключительный):

1. Мониторинг по диагностической программе (методика А. Г. Гогоберидзе)

  • изучение особенностей эмоциональной отзывчивости детей на музыку современных композиторов;
  • определение детских интересов и предпочтений в музыке;
  • выявление особенностей развития эрудиции воспитанников в музыке;
  • изучение особенностей музсубкультуры в данной группе;
  • выявление особенностей использования воспитателем данного репертуара в образовательном процессе;
  • анализ развивающей среды в группе.

2. Составление методических рекомендаций для педагогов по использованию современного репертуара для дошкольников.

3. Итоговое мероприятие - праздничный концерт ко дню защиты детей "Песенка, звени" и выставка работ малышей "Моя любимая песенка"

4. Публичный отчет о результатах реализации проектов по музыкальному воспитанию в детском саду.

5. Публикация статьи (проекта) в методическом журнале для музруководителей.

6. Создание электронного пособия для педагогов ДОУ и родителей "Калейдоскоп мелодий" (по использованию современной детской музыки в жизни ребенка). Перспектива развития проекта

Данный проект музыкального руководителя в детском саду имеет широкую перспективу развития т.к. современных детских композиций появляется все больше и больше, а творчество этих композиторов все разнообразнее. Репертуар будет постоянно пополняться, использоваться как можно шире в работе с дошкольниками.

В дальнейшем, данный проект музыкального руководителя в детском саду может быть основой для проекта по гендерному воспитанию "Песенки для девочек" и "Песенки для мальчиков".

Используемая литература:

  1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Веракса ("Мозаика-синтез"2010)
  2. "Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии" А.Г.Гогоберидзе ("Феникс" 2008)
  3. "Музыкальное воспитание в детском саду" М.Б.Зацепина ("Мозаика-синтез" 2010)
  4. "Проектирование интегративной программы предшкольного образования" А.И.Буренина, Л.И.Колунтаева (Санкт-Петербург 2007)
  5. Журналы
  6. Сборники:
  • И.В.Пономарева "Детский сад наш дорогой", "Песни для Алешки", "Песни для Катюшки", "Смешинки и грустинки"
  • Е.Б. Зарицкая "Сказочная карусель", "Дети выбирают мир"
  • Г.Ф. Вихарева "Песенка, звени!", "Осенние картинки", "Веселинка", "Пестрые страницы", "Споем, попляшем, поиграем"
  • Г.Л.Гусева "Тише, мыши - кот на крыше", "Пора настала осени", Кошачье танго", "Какое это лето"
  • М.Ю.Картушина "Мы играем, рисуем, поем","Забавы для малышей"
  • З.Роот "Песни для детского сада"

Ищите материалы по организации музыкального воспитания в ДОУ? Читайте журнал "Справочник музыкального руководителя". Подписаться на журнал!

Читайте также о других проектах в ДОУ:

  • Оформление информационного уголка как мера профилактики детского дорожно-транспортного травматизма
  • Совместное мероприятие с родителями в детском саду
  • Проектирование развивающей предметно-пространственной среды современного детского сада
  • Проект "Календарь интересных дат" в детском саду
  • Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста.


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары





© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль