Занятия как форма организации учебной деятельности в начальной школе

4022
Занятия как форма организации учебной деятельности в начальной школе

Автор: О.И. Свиридова,  зам. директора МАОУ "Общеобразовательное учреждение Красноярская университетская гимназия № 1 - Универс", г. Красноярск

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предъявляет новые требования к результатам обучения младших школьников. Развивать умения и универсальные учебные действия, стимулировать учебную самостоятельность обучающихся проще не в формате урока, а в более свободной форме. Например, в виде занятия.

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования", определена цель образования на начальной ступени - формирование субъекта учебной деятельности, т. е. ученика, умеющего и желающего учиться.

Выпускник начальной школы должен стать самостоятельным в процессе учения, он должен:

  • сопоставлять свои действия с заданным образцом;
  • самостоятельно принимать решение о необходимости дополнительной подготовки;
  • оценивать свой уровень овладения осваиваемыми способами действия;
  • самостоятельно изобретать недостающий способ действия;
  • находить необходимую информацию;
  • запрашивать недостающую информацию у взрослого;
  • организовывать учебное взаимодействие со сверстниками.

Достижение такой цели образования невозможно без внедрения в образовательный процесс разнообразных организационно-учебных форм: урок, занятие, «погружение», учебная экскурсия и т. п.

Для формирования учебной самостоятельности младших школьников на уроках русского языка и математики в МАОУ "Общеобразовательное учреждение Красноярская университетская гимназия № 1 - Универс" (далее - гимназия) используются формы учебной работы с отличными от урока принципами и подходами к их проектированию и реализации.

Разработка урочно-занятийной формы учебной деятельности осуществлялась проектной группой педагогов и психологов гимназии под руководством д-ра психол. наук, проф. Б.Д. Эльконина.Урок принято проводить со всем классом в течение 45 мин и завершать его по указанию учителя, по звонку, одновременно для всех детей.

Занятие же организуется с малой группой детей и по времени жестко не регламентировано, завершение может происходить индивидуально для каждого ребенка: дети определяют время окончания своей работы, после которой могут, например, пойти в игровую комнату, почитать книгу в школьной библиотеке или в классной комнате либо выполнить задания повышенной трудности. Занятие может иметь продолжение в условиях школы или дома.Деление учеников на подгруппы учитель проводит по своему усмотрению. Как правило, в обе подгруппы входят и хорошо успевающие дети, и успевающие слабо. Но состав может меняться в зависимости от педагогических целей, например для проведения особой работы со слабоуспевающими учениками.

Занятия отличаются от урока по содержанию предметного материала. Урок - это место принятия и постановки учебной задачи, где происходит выделение общего способа действия, введение и понимание детьми принципов моделирования. На занятиях разворачивается работа по освоению операций, входящих в состав введенного на уроке способа действия.

На уроке раскрывается способ сложения многозначных чисел с переходом через разряд, прорабатывается возможность моделирования такого сложения с помощью схемы и предметов, апробируется сложение чисел. Следующее после урока занятие посвящается пониманию детьми устройства обычных счетов и изготовлению счетов в любой другой системе счисления. Благодаря такой работе ребенок не просто понимает, для чего нужны счеты и как их можно использовать, но и пытается воплотить в реальной модели открытый на уроке принцип сложения, что позволяет второклассникам лучше понять введенный на уроке способ сложения многозначных чисел и лучше освоить операции сложения.

Особенностью проведения урока является то, что учащиеся работают, совместно обсуждая введенные принципы. Для урока характерен коллективный способ работы, организованный учителем, завершенность поставленной цели. Дети занимаются фронтально, группами, парами, но решают обязательно общий для всех вопрос. На занятиях школьники работают индивидуально или небольшими группами, но самостоятельно выбирая для себя вид и объем заданий.

На уроке учитель является инициатором и организатором: он побуждает детей к размышлению и завершает работу глобальной оценкой ситуации. На занятии меняется тип кооперации учителя с детьми: педагог становится в позицию консультанта и эксперта. Он не проверяет правильность сделанного задания, а помогает ученику подобрать адекватно заданию помощь для его выполнения; объективно оценить свою работу; разрешить возникшие противоречия; поддержать образовавшийся у ребят обмен мнениями, средствами решения задач; ответить на детские вопросы. На занятиях, как правило, учитель не ходит по классной комнате - ученики сами идут к нему с вопросами. Приведем пример фрагмента занятия.

Ребята занимаются отработкой вычитания многозначных чисел с переходом через разряд. К учителю подходит ученик:
- Не могу вычесть из числа 367 число 274!
- Почему не можешь?
- От шести семь не отнять, а если займу, то какое число будет?
- Подойдем к "столу помощников", посмотрим, какая карточка тебе сможет помочь.

Учитель подводит ученика к столу, они вместе рассматривают карточки, мальчик сам выбирает то, что ему в дальнейшем помогает выполнить задание. Возможно, быстрее и понятнее было бы учителю самому задать наводящие вопросы и подвести ребенка к верному решению. Но задача педагога - создать такие условия, при которых ученик сможет сам себе оказывать помощь.Виды занятий

Помимо обязательной консультационно-экспертной функции такой тип учебных отношений предполагает тщательную работу учителя по наблюдению за действиями ученика:

  • как он ведет себя при подборе задания;
  • какой выбор осуществляет;
  • совершает ли пробное действие;
  • к кому и в какой момент обращается за помощью;
  • какие задает вопросы;
  • самостоятельно ли начинает и завершает свою работу на занятии;
  • берет ли задание на дом и в каком объеме.

Такая работа необходима педагогу, чтобы понять, как и в чем изменяется поведение ребенка, что нужно менять в организации его учения, т. е. учитель благодаря этому выстраивает индивидуальную работу с учеником.

Выделяются два вида занятий: исследовательское и тренировочное. Тренировочное занятие направлено на освоение способа, открытого на уроке, и подразделяется:

  • на занятия по улучшению умений (работа с тетрадью детских достижений);
  • занятия по работе с предметным материалом;
  • на цикл (занятие - урок - занятие) по подготовке к проверочной работе и работе над ошибками.

Цель тренировочных занятий - не только и не столько освоение обучающимися навыков решения задач и вычислений (т. е. практических навыков), цель - научить ребенка понимать себя:

  • готов ли он к выполнению работы для предъявления на оценку;
  • если не готов, то в чем стоит себя потренировать и что или кто ему лучше в этом сможет помочь: взрослый, сверстник или карточка с заданием.

Лишь в этом случае можно говорить, что ребенок становится субъектом собственной работы.

На занятиях исследовательского типа детям может быть предложен новый вид записи изучаемых на уроке отношений. Дети должны самостоятельно проанализировать материал, установить связь со старыми видами записи и тем самым показать уровень овладения изучаемым понятием. Может предлагаться изобретение приборов, работа с динамическими схемами, с помощью которых удается наглядно представить и исследовать числовые зависимости.

Любое занятие надо рассматривать в связи с уроками, а не в отрыве от них, занятие всегда логически следует из предыдущего урока и находит свое завершение на последующих. Вид занятий, условно названный «Работа с предметным материалом», необходим для отработки детьми переноса введенных на уроке отношений на один из предметных материалов.

Перед занятием проходит обычный урок, где вводится учебная задача "Умножение чисел".

На уроке, как это и принято в развивающем обучении, создается определенная предметная ситуация, в результате разрешения которой дети приходят к необходимости укрупнения заданной мерки. Как правило, все ученики работают с одинаковыми предметными средствами: сосудами различной конфигурации, наполненными жидкостью. Но детям необходимы предметные действия с более широким кругом предметов.

Для этого на следующем за таким уроком занятии каждый из учащихся получает свой предметный материал: кубики, палочки, воду с сосудами, бумагу, ножницы и клей, набор геометрических фигур, весы с набором гирь и грузов и т. д. Дети рассаживаются вокруг большого стола для возможности свободного наблюдения за работой друг друга и свободного общения. Учитель наблюдает за работой детей, отвечает на их вопросы, помогает справиться с заданием тем, кому сложно это сделать самостоятельно и кто пока не научился обращаться за помощью к сверстнику или учителю.

После работы над несколькими темами или вследствие пропусков занятий по болезни у ребят могут появляться и накапливаться трудности, для ликвидации которых проводится занятие с условным названием "Улучшение умений".

Одним из средств организации детской работы по изменению умений в учебном предмете является "тетрадь достижений". В ней ребята фиксируют результаты своих проверочных работ, но не одним баллом за всю работу, а отражая выполнение заданий по различным умениям.

Выделение умений и обращение ребенка к мере их освоения - важный этап в становлении самооценки и самоконтроля у учащихся.

Для проведения занятия "Улучшение умений" учитель готовит карточки по изученным темам трех видов:

  • тренировочные разного уровня сложности;
  • карточки, в которых отражены разные средства помощи для выполнения задания;
  • карточки для работы на оценку.

Они расположены на разных столах и подписаны по умениям. Учитель объявляет о целях занятия: исправить недочеты, которые встречались в прошлых работах. Кто-то из ребят знает и помнит о своих трудностях, кому-то нужно воспользоваться тетрадью достижений или обычной рабочей тетрадкой. Тем, кто считает, что они уже ликвидировали свои недочеты, можно выполнить задание на оценку, остальным можно потренировать свои умения.

Дети рассаживаются так, как им удобно готовиться: по одному или с кем-либо из ребят, которые испытывают такие же трудности. Но для получения оценки каждый работает самостоятельно. Если ученик не справляется с заданием, он может обратиться за помощью к учителю, другому ученику или найти на отдельном столе средство, которое ему поможет.

Организация цикла "Подготовка к проверочной работе и работа над ошибками" (занятие по подготовке к проверочной работе, проверочная работа на уроке и завершающее этот цикл занятие по работе над ошибками).

Такой тип работы существует и в традиционном обучении, где, как правило, сам учитель указывает на возможные ошибки и предлагает детям определенный набор упражнений, что не дает ребенку возможности оценить собственную готовность и проявить самостоятельность. Однако на занятии эту работу можно организовать совсем по-другому.

Для проведения занятия "Подготовка к проверочной работе" учитель готовит следующий материал:

  • карточки с текстом контрольной работы;
  • пронумерованные карточки с тренировочными заданиями (включающие задания-ловушки), которые могут быть ранжированы на простые и сложные;
  • ответы к тренировочным карточкам;
  • карточки с заданиями на тренировку умений, которые не проверяются в контрольной работе (для оценки адекватности или неадекватности выбора тренировочных заданий);
  • карточки с ответами к тренировочным заданиям;
  • пронумерованные карточки с заданиями-помощниками.

Список умений, которые будут проверяться контрольной работой, записан на доске.

Учитель объявляет о предстоящей контрольной работе. Детям предлагается либо готовиться к ней, либо, если они считают, что готовы к ее выполнению, сразу приступать к контрольной работе. Учитель наблюдает, насколько ребенок самостоятелен в организации своей работы и как справляется с заданиями.

На второй день учащиеся, которые не выполняли или не успели закончить выполнение контрольной работы на предыдущем занятии, завершают ее, а ребятам, которые в первый день выполнили работу на оценку, учитель предлагает, например, задания повышенной трудности. На следующем занятии происходит работа над ошибками.

Учитель раздает проверенные контрольные работы, т. е. работы, в которых помечены места с ошибками (зачеркнуты, подчеркнуты, но не исправлены), и в итоге выставлены метки на линеечках с подписанными умениями, которые в этой работе проверялись. Дети заносят (отдельно по каждому умению) результаты выполнения проверочной работы в тетрадь достижений.

Детей, которые выполнили работу на «отлично», учитель просит изготовить карточки-помощники к каким-либо заданиям. Те ребята, у которых были ошибки, работают над их исправлением.

Классная комната должна отвечать требованиям, предъявляемым к ведению как урока, так и занятия. На занятиях требуется (в зависимости от выбранных каждым учеником формы и вида деятельности) предусмотреть места для парной, групповой и индивидуальной работы. Одноместные школьные парты легко и быстро могут передвинуть сами ученики даже во время занятия.

Некоторые изготовленные самостоятельно карточки-помощники ребята любят в увеличенном виде вывешивать на стену, чтобы иметь возможность пользоваться ими длительное время; там же удобно располагать таблички с открытыми на уроке алгоритмами, формулами и другие вывески, играющие роль «помощников». В связи с этим на стене желательно выделить место по крайней мере для табличек по двум учебным предметам: математике и русскому языку.

Поскольку дети часто работают с карточками, причем разных типов, необходимо подготовить для них не меньше трех столов (для тренировочных карточек, карточек-помощников, контрольных карточек).

Предметный материал (планки, кубики, сосуды, блоки, конструкторы, бумага, ножницы и т. д.), использующийся при выполнении заданий на занятии, на уроке либо при проведении исследовательской работы, удобно располагать, например, в доступном для учеников шкафу.

Часто ребята после завершения работы на занятии остаются в классной комнате, где должно быть место, отделенное от учебного пространства класса. Таким местом может служить коврик или скамейка, стоящая рядом с книжным стеллажом.

Эмпирические наблюдения показали, что первоклассники ориентированы на оценку результата своей работы, а для второклассников важнее совершенствование собственного умения, чем выполнение работы на оценку.

В первом классе наблюдается большее обращение детей друг к другу на уроке и меньшее - на занятии, во втором классе наоборот. Интерес детей-первоклассников на занятии носит в основном эмоциональный характер.

Во втором классе ученики более инициативны, заинтересованы в понимании самой схемы, а не в получении с помощью нее какого-либо результата.
В третьем классе, помимо занятия, появляется новый вид урока - "поляризованный урок", проходящий со всем классом. На таком уроке учитель сохраняет позицию педагога на занятии, а учащимся предоставляется выбор: как работать, с кем и какой вид деятельности выполнять.

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль