Комплексный подход к укреплению здоровья дошкольников в условиях дошкольного учреждения. Из опыта работы

2254
Комплексный подход к укреплению здоровья дошкольников в условиях дошкольного учреждения. Из опыта работы

 Автор: Бычкова И.Н., заслуженный учитель РФ, заведующая МБДОУ "Центр развития ребёнка – детский сад № 182" г. Воронеж

В " Центре развития ребенка – детском саду №182" г. Воронежа накоплен и систематизирован опыт оздоровительной работы, являющейся приоритетным направлением деятельности учреждения, так как охрана физического и психического здоровья детей – глобальная проблема нашего времени.
У нас к решению этой проблемы подходят комплексно.

  • Во-первых, создана благоприятная эмоционально-психологическая среда;
  • Во-вторых, созданы условия для достаточной двигательной активности детей: оборудованы физкультурный зал, бассейн, спортивная площадка, мини-стадион, в каждой группе созданы центры двигательной активности;
  • В-третьих, педагогический коллектив детского сада имеет достаточную квалификацию для успешного внедрения здоровьесберегающих технологий и методически грамотной организации физкультурно-оздоровительной деятельности;
  • В-четвертых, создан и успешно функционирует лицензированный оздоровительный центр, позволяющий вести профилактическую работу и проводить реабилитационные процедуры по назначению врача. Медицинский кабинет, состоящий из кабинета врача, медсестры, процедурного кабинета и изолятора оборудован в соответствии с нормативными требованиями СанПиН .

Для планомерного ведения физкультурно-оздоровительной работы в учреждении была разработана и внедрена программа "Здоровые дети – счастливые дети", базирующаяся на комплексных программах "Детство" В.И.Логинова, Т.И.Бабаева и др.), парциальных программах "Здоровье" В.Г.Алямовской, "Здоровый дошкольник" Ю.Ф.Змановского, "Физическая культура – дошкольникам" Л.Д.Глазыриной.Программа разработана для оптимального использования здоровьесберегающих технологий в процессе деятельности учреждения и адресована воспитателям, педагогам дополнительного образования, инструкторам по физической культуре и плаванию, музыкальным руководителям, логопедам, педагогам-психологам, медицинским работникам. Программа имеет как оздоровительное так и научно – исследовательское значение, путем ее реализации раскрываются возможности образовательного учреждения в организации здоровьесберегающей деятельности, в пропаганде здорового образа жизни дошкольников.Структура программы включает в себя 5 блоков, объединенных целью: создание в муниципальном дошкольном образовательном учреждении единого здоровьесберегающего пространства. Система физкультурно-оздоровительной работы нашего учреждения строится по принципу развивающей педагогики оздоравления, а основной задачей данной системы является формирование и реализация индивидуального оздоровительного маршрута для каждого воспитанника, основная составляющая которого следует из половых, возрастных и психофизиологических особенностей ребенка. Она включает все виды физкультурных занятий, оздоровительных мероприятий, на которых обязательно дозируется нагрузка. Помимо занятий, в течение дня в комплексе проводятся различные виды закаливания, утренняя гимнастика, прогулки, подвижные игры и т.д., где находят свое применение здоровьесберегающие технологии: технология сохранения и стимулирования здоровья (стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, гимнастика корригирующая, ортопедическая гимнастика); технология обучения здоровому образу жизни (игротренинги и игротерапия, коммуникативные игры, самомассаж, точечный массаж); коррекционные технологии (технология музыкального воздействия, сказкотерапия, технология воздействия цветом, технология коррекции и формировния поведения дошкольников, психогимнастика, логоритмика).

Значительно расширяется оздоровительный маршрут детей, посещающих группу нетрадиционного закаливания, которое включает в себя сначала частичное, а потом и полное обливание холодной водой. Как известно, начинать закаливание нужно как можно раньше. С трехлетнего возраста наших детей обливают прохладной, а затем и холодной водой, после чего следует разогрев посредством физических упражнений, ритмических и танцевальных движений, подвижных игр, занятий на спортивных тренажерах. По данной методике мы работаем с 1992 года. Имеем очень хорошие результаты, этот опыт неоднократно обобщался и представлялся на городском и областном уровнях. Но действительность такова, что как бы мы ни старались, но дети все равно иногда болеют, и, к сожалению, возвращаются в детский сад после болезни, окончательно не восстановившись, со сниженным иммунитетом, повышенной утомляемостью. Грустная статистика показывает, что подавляющее большинство детей знакомо с болезнями, причем, иногда довольно близко. Медицина сегодня – это медицина болезней, ремонтная, а не медицина здоровья. И мы решили, будучи профессиональными педагогами, а не врачами, активизировать медицину профилактическую и открыть оздоровительный физиотерапевтический центр. Открытие проходило в несколько этапов.

В настоящее время оздоровительный центр успешно функционирует, имеет лицензию на ведение оздоровительной деятельности. Физиотерапевтическое оборудование центра представлено современными отечественными и зарубежными аппаратами для проведения УВЧ терапии, лекарственного электрофареза, общего и местного ультрафиолетового и инфракрасного облучения, имеются ингаляторы различных модификаций, аэрофитоионизаторы. Помимо этого проводится оздоровительный массаж, сеансы кислородного коктейля, электросонтерапии.

Занятия по корригирующей гимнастике и лечебной физкультуре проводятся в специальном зале, который оснащен всем необходимым оборудованием, люстрой Чижевского и аэроионизатором воздуха "Бриз". Оздоровительными процедурами охватываются все дети, посещающие детский сад, а виды лечения и очередность их принятия назначает врач педиатр. В детском саду уже несколько лет существует психолого –развивающий центр, включающий в себя игровой центр, центр развития мелкой моторики, центр воды и песка, комнату релаксации, центр сказкотерапии, консультационный центр для родителей, центр здоровья в детском саду. Работая в тесном контакте с воспитателями, педагогами, родителями воспитанников, педагоги-психологи способствуют укреплению здоровья детей в ДОУ, в частности, психического, уделяя большое внимание диагностике и коррекции выявленных нарушений. Не оставлена без внимания и такая важная сторона оздоровительной работы как коррекция речевых нарушений. В детском саду работает логопункт, оснащенный современным инструментарием и дидактическими пособиями.Занятия с детьми носят индивидуальный характер. Несомненно, что нет и не может быть унифицированной оздоровительной программы, внедрение которой было бы эффективно во всех условиях. Создание новых, научно обоснованных, программ и поиск результативных форм оздоровительной работы в настоящее время является общей задачей педагогики, психологии и педиатрии. И, все же, коллектив нашего детского сада может с гордостью констатировать, что система оздоровительной работы нами создана. Несомненно, она нуждается в постоянном усовершенствовании, существуют объективные и субъективные недостатки, которые требуют устранения, но налицо признаки системы: перед нами четко стоит цель; сформулированы задачи, найдены пути их решения; в учреждении работает достаточно квалифицированный и сплоченный коллектив, который, отказавшись от ряда укоренившихся стереотипов, работает творчески, а главное, с любовью к детям; сформированы мощные внешние связи с образовательными учреждениями различного уровня, учреждениями здравоохранения, общественными организациями, что позволяет систематически повышать квалификацию педагогов, осваивать новые педагогические технологии, осуществлять научный подход в проведении мониторинга развития детей и анализа педагогической деятельности; разработан алгоритм управления системой по конечному результату; руководствуясь необходимостью учета индивидуальных особенностей ребенка, мы формируем и реализуем индивидуальный оздоровительный маршрут для каждого воспитанника, при этом стремимся не только к тому, чтобы ребенок выздоровел, а чтобы он не заболел.

В результате планомерного проведения комплекса физкультурно-оздоровительных мероприятий у воспитанников прослеживается положительная динамика уровня физического и интеллектуального развития, снижение уровня заболеваемости. За высокие достижения в работе по созданию лучших условий для пропаганды и ведения здорового образа жизни, профилактической и оздоровительной деятельности среди воспитанников наше учреждение отмечено почетной грамотой Управления образования, является победителем районного конкурса "Лучшее образовательное учреждение" в номинациях "Здоровый детский сад" и "Спортивные рекорды".

Разработанная нами воспитательная система "Расти здоровым, малыш!", признана в 2008году победителем областного (в рамках Всероссийского) конкурса воспитательных систем образовательных учреждений. В 2008 году МДОУ "Центр развития ребенка – детский сад №182" награжден Свидетельством участника IV Всероссийского конкурса воспитательных систем образовательных учреждений в номинации "Дошкольные образовательные учреждения", в 2009г - внесен в Федеральный Реестр "Всероссийская Книга Почета", в 2010 году – в Национальный Реестр "Ведущие образовательные учреждения России". В 2010 и 2011 годах детский сад являлся лауреатом конкурса "Лучший детский сад России". В 2012 году МБДОУ "ЦРР – детский сад №182" стал победителем областного конкурса "ДЕТСКИЙ САД ГОДА – 2012".



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль