Конспект занятия "Как величаво ты, море!"

902
Конспект занятия

 Автор: Мартышкина Ольга Анатольевна, воспитатель МДОУ Детский сад комбинированного вида № 3 "Звездочка" г. Ершова Саратовской области Программное содержание:

  • Познакомить детей с художником-маринистом И.К. Айвазовским, его творчеством.
  • Формировать у детей умение видеть оттенки цвета, отражающие настроение картины, дать представление о средствах выразительности и способах изображения моря в разном состоянии.
  • Развивать отзывчивость на впечатления, полученные от эмоционально-образного содержания произведений музыки, поэзии, живописи, воспевающих образ моря.
  • Воспитывать у детей эмоционально – положительное отношение к природе и способность видеть красоту моря в разном состоянии.

Материал: репродукции картин И.К. Айвазовского "Восход солнца", "Неаполитанский залив ночью", "Девятый вал"; музыкальные произведения: П.И. Чайковский "Ноктюрн", С. Прокофьев "Утро", Н. Римский-Корсаков "Садко", мультимедийная установка.Предварительная работа:
Чтение произведений А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане", "Сказка о рыбаке и рыбке", стихотворения "Земля и море", рассматривание иллюстраций, слушание музыки произведений с морской тематикой.Ход:
(звучит фонограмма с шумом прибоя)Воспитатель: знакомы ли вам эти звуки? Это звуки моря. Шум прибоя. Кто из вас был на море, что такое море?
Сейчас мы с вами поближе познакомимся с морем. Увидим, что же такое море, каким оно бывает (на экране мультимедийной установки демонстрируется море).Воспитатель: море представляет удивительное зрелище. Водная стихия простирается до самого горизонта и, кажется, нет ей ни конца, ни края. Море, как живое существо, может менять своё настроение и облик в разное время суток и разной погоде: голубое, изумрудное, глубокое, прекрасное, величавое, загадочное, может быть и суровым, страшным.

Безграничный простор небес и моря, сливающимся где-то за горизонтом, нашел своё отражение в полотнах И.К. Айвазовского, поэзии А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, Фета, музыке П.И. Чайковского, Н Римского-Корсакова.

Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми репродукциями картин И. К. Айвазовского. На протяжении всей своей долгой жизни Иван Константинович был связан с морем, ему он посвятил очень много картин. В крымском городе Феодосии существует музей, где собраны почти все картины этого известного художника-мариниста: от огромных полотен, до совсем маленьких, со спичечный коробок. Рассмотрите картины и скажите, что их объединяет? В каком жанре они выполнены?

Художников, которые рисуют море, называют маринистами, так как "марина" в переводе обозначает «морской пейзаж», поэтому я вам сказала, что Айвазовский художник-маринист.

Иван Константинович любил море, он призывает и нас полюбить красоту и неповторимость моря.

Звучит музыка Чайковского "Ноктюрн"
Посмотрите вот на эту репродукцию: Айвазовский назвал её "Неаполитанский залив ночью"
Как хорошо, ты, о море ночное,
Здесь лучезарно, там сизо-тёмно…
В лунном сиянии, словно живое
Ходит и дышит, и блещет оно… Ф.И. Тютчев

Такое явление на море называется ШТИЛЕМ. Царят гармония и тишина. Рассмотрите внимательно картину и найдите детали, доказывающие, что на море покой, тишина. (Спокойная гладь моря)

Видите ли вы какие-нибудь отражения в морской глади?
Да, это лунные блики, на тёмном фоне мы видим лунную рябь от лёгкого дуновения ветра.

Звучит музыка из произведения С. Прокофьева "Утро"

Ребята, посмотрите на эту картину.
Какое время суток изображено на картине?
Как вы догадались? Найдите подтверждение на картине и докажите.

Это утро, радость эта
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод.
Этот крик и вереницы,
Эти стая, эти птицы,
Этот говор вод.
А. Фет

Какие краски подобрал художник, изображая море, небо?
Сколько очарования и трепетности в изображении лёгких облаков и туманной дымки восходящего солнца.
Желтые, оранжевые, золотистые, охристые, малиновые и багровые оттенки сложились в солнечный цвет, которым каждое утро окрашивается море и небо.

Представьте себе, как долго художник подбирал цвет, смотрел на небо, чтобы запечатлеть короткий момент утренней зари. Обратите внимание на утренние блики, которые гуляют по морю.

Что мы видим на переднем плане?
Что они делают?
Да, это рыбаки, и им не до восхода, они проверяют рыболовные снасти. В жаркий полдень улова не жди, и поэтому они спешат скорее выйти в море.
Продолжим наше путешествие по морю.

Воспитатель подводит к картине "Девятый вал"

Чем отличается море на этой картине?
Какого цвета море?
От чего зависит цвет моря?
Кого мы ещё видим на картине?
Как вы думаете, что с ним случилось?
Могут ли они надеяться на помощь?

Эту картину художник назвал "Девятый вал". На ней изображена грозная, ревущая, неуправляемая стихия. Громадная, пенящаяся по гребню волна неотвратимо надвигается на затерянный в безбрежном бурном океане обломок мачты, за который судорожно цепляются люди, спасшиеся после кораблекрушения. За первой волной встаёт вторая, ещё более грозная, а тем временем, первые лучи восходящего солнца пронизывают водную толщину и кипение ярких красок – зелёных, синих, фиолетовых, розовых, смешивает с кипением морской стихии.

Звучит музыка Римского-Корсакова "Садко"

Настроение картины очень точно передал поэт Брюсов.
Волны взбегают упорные
Мечутся, дикие, пенные
Гибнут в борьбе непокорные,
Гаснут, разбитые, пенные.

Мы с вами увидели, как образ моря и его состояние художник передал красками. Но море может звучать по-разному: то тихо, спокойно, убаюкивающе, то оно бурлит, ревёт, пугая своими звуками. Это тоже мы с вами услышали в произведениях великих композиторов.Физминутка
Ну, а сейчас, ребята, в мир подводный
Опустимся все дружно мы.
И превратимся в обитателей
Столь небывалой красоты.
Одни ребята будут рыбки,
Киты, дельфины и коньки.
Другие будут осьминожки
Омары, крабы и рачки.
Мы не забудем про медузы,
И превратимся в грозный скат.
И, может даже, в этом мире
Найдём на дне волшебный клад.
(Звучит музыка, дети перевоплощаются, танцуют под музыку)

Сегодня мы познакомились с морем. Как и другие образы природы, оно бывает в разном настроении. Какое состояние моря вам запомнилось?
(спокойное, бурлящее, ревущее, игривое или торжественное). Попробуйте написать акварелью на чуть влажном листе бумаги небо и море. А затем "опустите" луч света, солнца или луны в воду и вы увидите, как изменяется цвет, появятся оттенки волшебные, неповторимые.

Дети под музыку рисуют.

Ребята, с репродукциями картин какого художника мы сегодня познакомились? Как называют художников, которые рисуют морской пейзаж?
Давайте попрощаемся с морем, но еще не раз будем вспоминать и слушать о нем музыку, рассматривать иллюстрации и слайды.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль