Основные трудности при обучении дошкольников чтению и пути их преодоления

1948
Основные трудности при обучении дошкольников чтению и пути их преодоления

Чтение – это воссоздание звуковой формы слова на основе его буквенного (так называемого графического) изображения. При подготовке детей к школе педагогам важно помнить, что не звук является на- званием буквы, а наоборот – буквы придуманы для обозначения звуков, то есть – вторичны.

Формируется чтение на базе устной речи и повторяет все имеющиеся у ребенка недостатки произношения, словарного запаса, грамматического строя и пр. Работая с дошкольниками более сорока лет, встречаюсь с различными трудностями обучения чтению дошкольников старших и подготовительных групп ДОУ. Выделю главные. Первая трудность – нарушение звукопроизношения.

Если вместо "МАША МЫЛА РАМУ" ребенок произносит "МАСА МЫЛЯ ЛЯМУ", то именно так он и прочтет, следовательно, вместо чтения получится  стойкое закрепление дефектов произношения. Что в таком случае делать воспитателям? Посоветовать родителям дошкольника самостоятельно, используя надежные логопедические пособия, или с помощью логопеда, нормализовать устную речь ребенка.

Не торопиться с чтением, а к изучению букв приступать только тогда, когда все звуки речи произносятся правильно.

Вторая трудность – ребенок никак не может запомнить буквы. Постоянно путает похожие: "Х" и "К", "Г" и "Т", "М" и "Л" и пр. Как помочь в таком случае?

Заняться заучиванием каждой буквы по отдельности: обводить букву по контуру, раскрашивать, вырезать из бумаги, лепить из пластилина.

Запоминанию зрительного образа буквы хорошо помогают рифмовки, в которых буква соотносится с похожим предметом, а соответствующий звук встречается многократно. Например:Буква Ш

Три шипа, а снизу палка,
Чьи-то шины очень жалко!
Шины по шоссе шуршали,
Но шепнули Ш-Ш-Ш и встали.

Третья трудность – называя буквы так, как положено в алфавите, дети получают непонятное сочетание (ЭС, ЭЛЬ, О, ЭН), а совсем не то слово, которое читали (СЛОН). Как быть? Как нужно "именовать" буквы, чтобы их слияние проходило легко и давало "живое слово"? Называйте согласные бук-
вы коротко, без добавления "посторонних примесей", т. к. они звучат в конце слов: помидоР, насоС, стоЛ, кармаН и пр. Тогда СЛОН останется слоном!

Четвертая трудность – зная все буквы и правильно называя их, дети, при чтении длинных слов (Р, У, Б, А, Ш, К, А), забывают с чего начали и теряют смысл слова. Что делать? Учить детей послоговому чтению! При этом старайтесь, чтобы они читали нараспев, с протягиванием гласных (РУУ – БАААШ – КАААА, МААА – ЛИИИИ – НАААА). Так у ребенка намного быстрее появятся слитность и осознанность чтения.

Основные трудности при обучении дошкольников чтению и пути их преодоленияТатьяна Александровна Ткаченко – признанный эксперт в области детского развития, логопед с 40-летней практикой, заслуженный учитель РФ и автор более 80 книг и развивающих пособий для детей, в которых представлены инновационные и эффективные педагогические технологии.

Они проверены  временем и практикой, базируются на классических научных принципах. Учебно-методические пособия автора рекомендованы Министерством образования и науки РФ и кафедрой логопедии Московского института открытого образования (МИОО).

Пятая трудность – начинающий чтец, увлеченный техникой, не сразу улавливает смысл предложения. Пытаясь понять прочитанное, снова и снова возвращается к его началу. Как быть?

Добивайтесь понимания каждого читаемого слова, каждой фразы и текста в целом. Лучше несколько раз прочитать слово, но понять его, чем, гонясь за скоростью, назвать все буквы в предложении и не уловить содержания. После чтения фразы, просите ребенка произнести ее целиком, а прочитанный рассказ или стихотворение предлагайте пересказать своими словами. Только так чтение станет сознательным, "смысловым", принесет наибольшую пользу, а главное – удовольствие! Успехов вам! Основные трудности при обучении дошкольников чтению и пути их преодоления



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль