Приобщение детей к здоровому образу жизни посредством туризма

4241
Приобщение детей к здоровому образу жизни посредством туризма

Авторы:
Т.А. Нещеретова, зам. руководителя по инновационной деятельности МАДОУ "Центр развития ребенка – детский сад № 2" г. Усть-Лабинска  Краснодарского края
И.П. Хворостянcкая, инструктор по физической культуре МАДОУ "Центр развития ребенка – детский сад № 2" г. Усть-Лабинска  Краснодарского края
Г.В. Калдузова, воспитатель – инструктор по физической культуре МАДОУ "Центр развития ребенка – детский сад № 2" г. Усть-Лабинска  Краснодарского края


В настоящее время особое внимание в педагоги­ческой практике уделяется вопросам активизации двигательного режима детей дошкольного возрас­та, формирования у них навыков экологического и безопасного поведения на природе путем использования средств туризма. Это комплексный вид деятельности, т. к. параллельно реша­ется несколько задач: физического вос­питания, расширения кругозора, форми­рования навыков грамотного поведения на природе, закрепления названий расте­ний и животных, воспитания личностных качеств (чувств товарищества, взаимопо­мощи, преданности, целеустремленности, решительности), любви к родному краю, гордости за свою малую родину.

Так, в МАДОУ "Центр развития ребенка – детский сад № 2" успешно проводится работа по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни, а также экологическое воспитание посредством туризма. С этой целью используются возможности природного окружения и достопримечательностей
родного города.

Организация воспитательно-образовательной работы с применением средств туризма требует от педагогов определенных знаний и умений: определять  маршрут и выбирать место для привала, ориентироваться на местности, распознавать ядовитые растения, устанавливать палатку, собирать рюкзак, оказывать первую медицинскую помощь, определять признаки утомления и переутомления детей и т. д.

Учитывая это, для воспитателей ДОУ разработаны консультации на темы: "Двигательная активность детей на прогулке", "Необходимое снаряжение для  похода", "Прогулки с детьми старшего дошкольного  возраста за пределы детского сада", "Экологически  правильное поведение во время прогулки-похода на природу", "Физиологические возможности детей старшего дошкольного возраста", "Собираемся в поход", "Организация прогулки-похода на природу", "Как обеспечить безопасность путешествий".

Кроме того, педагог должен интересоваться краеведением, а именно: знать достопримечательности города, природоохранные объекты, близлежащие зеленые зоны, флору и фауну региона, в котором находится дошкольное учреждение. В помощь воспитателям в методическом кабинете ДОУ представ-
лены разработки походов-экскурсий в музейный комплекс "Александровская крепость", краеведческий музей, городской парк, к памятнику пионера-героя Муси Пинкензона, на станцию юннатов, памятки с информацией о лекарственных и ядовитых растениях района, информация об исторических находках на территории Усть-Лабинского поселения, слайд-презентации на темы: "Река Кубань в разное время года", "Из жизни озера Копытце", видеофильм "Достопримечательности города Усть-Лабинска".

Прогулкам-походам по выбранным маршрутам предшествуют тренировочные прогулки на территории  по тропе здоровья в детском саду общей  продолжительностью 520 м. В состав тропы входят объекты для экологических наблюдений и практической деятельности на природе, специальное оборудование для тренировки туристских навыков (для развития координации – бревно, бум, пеньки, вкопанные шины, лабиринт; для развития силы и выносливости – рукоход, турник, шведская стенка, лесенка-стремянка, "тарзанка", веревочная переправа; для прыжков – прыжковая яма, разметка, неглубокий ров, сухой ручей; для формирования умения преодолевать склоны – насыпь, дорожка для ходьбы с разными видами грунта; для тренировки умения метать – стационарное и съемное оборудование).

Для того чтобы разнообразить маршрут на территории ДОУ, педагоги используют выносное оборудование: палатку, треногу, стойки, туннели. В распоряжение детей предоставляются самокаты, велосипеды, поэтому разработаны не только пешие, но и веломаршруты, пролегающие через площадку в соответствии с правилами дорожного движения. Здесь воспитанники получают практические навыки безопасного поведения на улицах города. По периметру детского сада нанесена разметка для игр в "классики", с мячом, для осуществления в игровой форме бега, прыжков,  ходьбы на длительные дистанции.

По всей территории детского сада расположены экологические объекты для наблюдений – разнообразные деревья и кустарники, цветники, огород, сад камней, розарий, зеленая аптека, пень, муравейник, скворечники. В процессе опытно- экспериментальной работы на метеоплощадке и в групповой научной лаборатории воспитанники могут на практике проверить свои наблюдения и предположения. По завершении тренировок основных туристических навыков педагоги проводят с детьми прогулки-походы за пределы детского сада. В содержание таких прогулок включаются: переход к месту отдыха с преодолением естественных препятствий и выполнением двигательных заданий; подвижные и дидактические игры, наблюдения на природе, сбор природного материала, занятие физической культурой (если оно предусмотрено расписанием НОД),  индивидуальная работа с воспитанниками во время привалов. Элементы спортивных игр и упражнений используются для обеспечения организованной и самостоятельной деятельности детей на привале,  для проведения разнообразных занятий физической  культурой и туристских развлечений.

При организации прогулок-походов педагоги учитывают возраст, физическую подготовленность детей, время года. Такие прогулки желательно планировать на конец недели или день, предусматривающий два занятия, одно из которых предполагает занятие физической культурой на свежем воздухе.

Иногда возникает проблема с необходимостью отмены занятий в день похода. В таком случае воспитатели могут воспользоваться следующими альтернативными вариантами организации прогулок-походов:
одна из форм занятий физической культурой;
активный отдых;
комплексная непосредственно образовательная деятельность, в которую включаются программные задачи по ознакомлению детей с окружающим и развитию речи, конструированию, ФЭМП.

Особое внимание уделяется такой форме работы, как непосредственно образовательная деятельность комплексного, обобщающего и углубленно познавательного видов. В процессе такой деятельности у детей формируются общие представления о явлениях природы, они учатся понимать природные взаимосвязи и закономерности, воспринимать произведения искусства.

Таким образом, на привале педагоги могут организовать с воспитанниками любую непосредственно образовательную деятельность (в течение 15–20 минут), эффективность которой не ниже, а возможно, даже выше занятий, проводимых в обычных условиях. Кратковременный отдых по дороге к стоянке устраивается через каждые 15–20 минут движения.

Если есть возможность, дети присаживаются на бревна, пни, прислоняются к деревьям. В отдельных случаях выбирается возвышенное сухое место, где расстилаются коврики для отдыха. В это же время проводятся кратковременные наблюдения. Воспитанники рассматривают деревья, цветы, травы, наблюдают за насекомыми, птицами, прислушиваются к звукам, любуются неожиданно открывшейся панорамой луга, речки.

Совместные игры и упражнения воспитатель организует, когда видит, что дети отдохнули, у них появилась потребность в общении. В час двигательной активности во время длительного привала проводятся игры и соревнования туристской тематики: "Ловкий турист", "Болото", "Кто самый меткий".

По ходу движения с воспитанниками по маршруту педагог напоминает им о необходимости бережного отношения ко всему окружающему, приглашает к участию в практических делах по охране природы. Прогулки-походы в ближайшее окружение проводятся по следующим темам: "Прогулки по временам года", "Лесной стадион", "Туризм и экология", "Семейный туризм" и др.

С целью приобщения детей к туризму в ДОУ подготовлен познавательный материал о великих путешественниках, лучших курортных местах Краснодарского края, России, стран мира, который закрепляется в дидактических и подвижных играх ("Одень туриста по сезону", "Собери рюкзак в поход", "Выбери снаряжение для похода", "Разложи костер", "Ориентировка по компасу"). Педагоги знакомят детей с разнообразными картами (физической, топографической, картой-схемой) и их назначением, учат пользоваться компасом и определять части света. Полученные знания и навыки воспитанники закрепляют в ходе поисковых игр ("Кто быстрее найдет клад", "Проложи самый короткий маршрут" и т. д.).

Каждый выход на природу связан с разными видами деятельности. Так, собранные за время прогулки- похода дары природы дети используют на занятиях по развитию речи, рисованию, аппликации, в театрализованных представлениях, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых играх. Важной формой экологического воспитания дошкольников являются природоохранные акции в рамках прогулок-походов: предновогодняя "Зеленая иголочка – живая иголочка" и «Земля – наш дом», приуроченная к Дню земли (22 апреля). В этих комплексных мероприятиях с участием сотрудников детского сада, старших до

В настоящее время особое внимание в педагогической практике уделяется вопросам активизации двигательного режима детей дошкольного возраста, формирования у них навыков экологического и безопасного поведения на природе путем использо- школьников и их родителей применяются различные методы работы с детьми. Их значение  для экологического воспитания сложно переоценить: участие в реальных практических делах, выходящих за пределы детского сада, оказывает воздействие не только на людей, которые их готовят и проводят, но и на окружающих. В качестве примера в приложении представлен перспективный план работы по экологическому воспитанию и приобщению дошкольников к здоровому образу жизни посредством туризма.

Следует отметить, что работа по включению средств туризма в воспитательно-образовательный процесс должна осуществляться во взаимодействии с семьей. Так, родители воспитанников ДОУ принимают активное участие в организованных прогулках-походах, что наполняет их новым содержанием, позволяет использовать личный пример взрослых в физическом воспитании дошкольников, изучить положительный опыт семейного воспитания и пропагандировать его среди родителей воспитанников. Родители не просто сопровождают детей в прогулках-походах в целях безопасности, но и активно включаются в состязания, экологические игры, разработку будущих маршрутов. При активном участии родителей были созданы гербарии лекарственных трав, ракушек и камней.

В целях просвещения и оказания методической помощи для родителей разработаны буклеты, информационные листки: "Детский туризм – залог гармонизации детско-родительских отношений", "Детский туризм как метод оздоровления и закаливания", "Поделки из природного и бросового материалов", "Движение – это здоровье", памятки для
путешественников ("Всей семьей идем в поход", "Советы отдыхающим в лесу", "Проверим народные приметы").

Поскольку родители часто отдыхают с детьми на Черноморском и Азовском побережьях, в предгорье Кавказа, педагоги ДОУ проводят большую работу по приобщению семей к культуре отдыха в заповедных местах. Например, рекомендуют посетить дендрарий, парк Ривьера, Мацесту, прокатиться на подвесной канатной дороге в Сочи. Напоминают, что песчаный берег Анапы – лучший детский курорт.

В ходе реализации данной работы были достигнуты положительные результаты. Активное использование разных форм туризма помогло прежде всего улучшить показатели физической подготовленности детей. Длительные прогулки, учитывающие возрастные возможности воспитанников, стимулировали развитие общей выносливости скоростно-  силовых качеств. Специально подобранные физические и туристские упражнения на ориентировку в пространстве, преодоление препятствий, работа с туристским снаряжением способствуют комплексному развитию координационных способностей дошкольников.

Не могли не порадовать и успехи детей, демонстрирующие положительную динамику формирования дружеских взаимоотношений. Так, диагностика дружеских взаимоотношений (модификация экспериментальной игры "Не намочи ног", Э.К. Суслова), а также наблюдения педагогов позволили выявить у воспитанников умения замечать в ходе прогулок-походов трудное положение товарища, размышлять над тем, как его выручить в трудной ситуации. Если в начале года для детей был важен личный результат, собственный успех, трудное положение товарища их не волновало, то к концу года большинство воспитанников стремились оказывать помощь своим друзьям.

Диагностикасформированности навыков безопасного экологического поведения на природе показала, что в результате интеграции двигательной и познавательной деятельности посредством туризма у детей наблюдается осознанно-правильное отношение к природе. Таким образом, в системе физкультурно-оздоровительной работы МАДОУ "Центр развития ребенка – детский сад № 2" детский туризм зарекомендовал себя эффективной формой активного отдыха.

При минимальных затратах времени прогулки-походы помогают укрепить здоровье, восстановить силы, работоспособность, расширить функциональные возможности детского организма, обогатить двигательный опыт, пополнить объем знаний в области физической культуры, экологии, туризма и краеведения.

Приложение >>



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль