Методические условия формирования УУД у младших школьников

9232
Методические условия формирования УУД у младших школьников

 
Авторы:
С.Ю. Прохорова, канд. пед. наук, доц. каф. начального образования ОГБОУ ДПО "Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования",
Я.М. Брагина, учитель начальных классов МАОУ "Гимназия № 34", г. Ульяновск

Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи. И.Г. Песталоцци

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее – ФГОС), утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования", одной из важнейших целей начального образования является формирование у младших школьников основ учебной  деятельности. Достаточный для младшего школьника уровень ее сформированности обеспечивает возможность развития психических и личностных  новообразований, что является существенным результатом обучения в начальной школе. Особое значение учебной деятельности – в установлении нового типа взаимодействия учителя и учащихся, основанного на сотрудничестве, совместной работе, активном участии ребенка в каждом шаге обучения.

Психологический компонент планируемых результатов начального общего образования составляют универсальные учебные действия (далее – УУД).  Их разнообразие, специфика и доля участия в интеллектуальной деятельности учащихся позволяют повысить качество образовательного процесса.  В ФГОС определены регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД,  а также личностные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

Под педагогической поддержкой мы понимаем превентивную и оперативную помощь в развитии обучающегося, которая  направлена на решение его индивидуальных проблем, связанных с продвижением в самореализации.

Поддержать младшего школьника – значит оказать ему в той или иной форме помощь:

  • прямую, непосредственную или опосредованную;
  • педагогическую, психологическую или социальную;
  • общую, индивидуальную или групповую.

В процессе взаимодействия педагога и обучающегося осуществляются:

  • поддержка того, что актуально присутствует у младшего школьника, что потенциально возможно и находится в зоне его ближайшего развития;
  • создание условий, способствующих переводу того, что поддерживается, в деятельность самого учащегося;
  • содействие обнаружению учащимся собственных проблем и придание им развивающего характера путем превращения проблемы в задачу деятельности.

Далее рассмотрим некоторые методические условия формирования и развития УУД у младших школьников в учебной деятельности:

  • опора на субъектный опыт ученика;
  • применение активных методов обучения в урочной и внеурочной деятельности;
  • использование заданий, способствующих развитию творческих способностей учащихся;
  • организация работы с "интеллектуальным резервом".

Акцент на субъектность обусловлен не новыми теоретическими веяниями, а пониманием того, что личность – есть феномен субъектности. Это изменяет позицию учащегося с традиционной – как объекта обучения, на новую – как субъекта учения.

В современных условиях учитель должен стремиться строить учебное взаимодействие на основе межсубъектных отношений с обучающимися. Он должен помогать ученикам осваивать субъектную роль и использовать свои субъектные полномочия. Учитель должен организовать процесс обучения через актуализацию и обогащение субъектного опыта учащихся.

Приемы организации учебной работы (типы заданий), способствующие развитию субъектности обучающихся, представлены в приложении. Другим методическим условием формирования и развития УУД у школьников в учебной деятельности является применение активных методов обучения в урочной и внеурочной деятельности. Приведем некоторые примеры.

Методика "Дерево решений" способствует развитию у учащихся умения  принимать решения в трудных и неоднозначных ситуациях. Она с успехом может применяться как в начальной, так и в основной школе. Учитель обозначает проблему, которая будет обсуждаться, подготавливает для групп школьников таблицы "Решение проблемы" (таблица).

Методические условия формирования УУД у младших школьников

УУД как психолого-дидактическое явление имеют следующие особенности:

  • возникают в результате интеграции всех сформированных предметных действий;
  • являются предпосылкой формирования у школьников культурологических умений как способности самостоятельно организовывать учебно-познавательную деятельность, используя обобщенные способы действий;
  • не зависят от конкретного предметного содержания и в определенном смысле имеют всеобъемлющий характер;
  • отражают способность обучающегося работать не только с практическими задачами (отвечать на вопрос "что делать?"), но и с учебными (отвечать  на вопрос "как делать?");
  • "вынуждают" обучающегося действовать четко, последовательно, ориентируясь на отработанный алгоритм.


В процессе выполнения домашнего задания учащиеся узнают дополнительные факты, связанные с данной проблемой. Далее на уроке учитель предлагает группам школьников исследовать проблему. Ученики выявляют ее плюсы и минусы, затем подробно анализируют все возможные варианты решений и на уроке заполняют таблицу "Решение проблемы". После обсуждения полученных результатов дети приходят к совместному решению проблемы.

Дискуссионная методика "Пустое кресло" развивает у младших школьников критическое мышление, прививает культуру ведения дискуссии, учит аргументировать, задавать вопросы.

Перед обучающимися ставится цель: найти ответ на четко поставленный вопрос путем обмена мнениями. На 3–4-х стульях раскладываются альбомные листы, на которых записаны мнения различных людей по поводу поставленной проблемы, лист со знаком "?". Учащиеся знакомятся с разными мнениями и становятся у стула с избранной точкой зрения. Тот, кто имеет собственное мнение по данному вопросу, становится у знака "?". Таким образом обучающиеся делятся на группы сторонников той или иной точки зрения.

Каждая группа обсуждает выбранное мнение и выдвигает представителя для дискуссии. Все участники дискуссии садятся в круг. Дискуссию начинают представители групп, которые сидят на стульях, стоящих друг против друга. Ведущий (учитель) ставит еще один стул («пустое кресло»). Если кто-то хочет вступить в дискуссию, он садится в «пустое кресло». В кресле можно сидеть только одну минуту. Как только учитель (ведущий) услышит то, что является самым важным, он прекращает дискуссию.

От учителя требуется умение и терпение выслушать всех желающих высказаться, тактично поддержать и в то же время внести необходимые корректи-
вы в ход обсуждения.

Субъектность ученика – это:

  • способность занимать в обучении активную позицию;
  • сформированность собственного (позитивного) отношения к учебной деятельности; выработанность индивидуального стиля ее осуществления;
  • способность мобилизовать интеллектуальные и волевые усилия для достижения учебных целей;
  • способность проектировать, планировать и прогнозировать учебную деятельность;
  • способность инициировать свою познавательную активность на основе внутренней положительной мотивации.


Еще одним методическим условием формирования и развития УУД у школьников в учебной деятельности является использование учителем в работе заданий, способствующих развитию творческих способностей обучающихся.

Наилучшим стимулом для развития является такая организация жизни учеников, которая создает потребности и возможности для творчества. Этому способствуют:

  • свободная атмосфера в классе;
  • доверие и уважение к ученикам со стороны учителя;
  • предоставление ученикам самостоятельности;
  • внимание к интересам, склонностям, здоровью, разностороннему развитию каждого ученика.

Приведем примеры творческих заданий на уроках русского языка.
Акрости 2х – литературная форма, стихотворение, в котором некоторые (в норме – первые) буквы каждой строки составляют осмысленный текст (слово, словосочетание или предложение).

Акростих
Акростихи – ума забава.
Капризы кисти и холста.
Рисунок, свод законов, правил,
Отточенность и простота.
Союз метафор, рифм лукавых,
Тропинка букв и край листа.
Из вдохновения стихий
Хочу – леплю акростихи!
М. Талесников

С учениками можно начать работу с «расшифровывания» собственного имени или фамилии, слов "школа", "урок", "друзья", затем перейти к использованию слов, соответствующих изучаемой теме.

В процессе такой деятельности у детей формируется способность удерживать учебную задачу, они получают возможность для самовыражения, изучают правила написания акростиха, способы использования средств языка и речи для передачи информации.

Cинквейн – это один из приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке. Синквейн строится по определенной схеме:

  • 1-я строка – тема сиквейна, состоит из одного слова (существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь;
  • 2-я строка – два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного предмета или объекта;
  • 3-я строка – образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта;
  • 4-я строка – фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту;
  • 5-я строка – одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

При составлении синквейнов дети учатся следовать заданному алгоритму, удерживать задачу, контролировать и оценивать свои действия. Последним методическим условием формирования и развития УУД у младших школьников в учебной деятельности, которое мы рассмотрим в данной
статье, является организация работы учителя с "интеллектуальным резервом".

Эта работа предполагает выявление одаренных детей и организацию регулярных занятий с ними и включает следующую деятельность учителя:

  • подготовку детей к участию в предметных олимпиадах, конкурсах, конференциях, марафонах, ассамблеях;
  • организацию выполнения младшими школьниками творческих проектов и исследований;
  • своевременное информирование детей и их родителей о творческих конкурсах, проводимых в школе, городе, области;
  • консультирование школьников и их родителей и помощь им в оформлении заявок на участие в конкурсах и в подготовке творческих работ;
  • организация выступлений учеников, создание условий для их творческого роста;
  • распространение ученического опыта через публикации в различных сборниках, журналах, на сайтах;
  • работа с родителями: разъяснение целей, задач и перспектив развития ребенка, консультирование по психолого-педагогическим вопросам, повышение мотивации к совместной деятельности с детьми.

Таким образом, сложность выстраиваемой педагогом деятельности заключается в том, что педагог должен уметь, не разрывая поддерживающих отношений с ребенком, постепенно уменьшать долю своих прямых действий в решении его проблем. Дистанцируясь, таким образом, от непосредственной ответственности за принимаемые ребенком решения, он постепенно передает ее ребенку. Это одно из главных условий развития самостоятельности ученика, формирования и развития у него УУД.

Это полезно знать
Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.
Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умений:

  • находить в информационном материале наиболее существенные элементы;
  • делать выводы и кратко их формулировать.

Приложение >>

Статья предоставлена редакцией журнала "Управление начальной школой"

Инновационные методы и технологии работы с учащимися младших классов всегда под рукой с электронной версией журнала".

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль