Создание имиджа психологической службы образовательного учреждения

3099
Создание имиджа психологической службы образовательного учреждения

Автор: М.Ю. Чибисова, канд. психол. наук, доцент кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования ГБОУ ВПО МГППУ

Психолог образования находится в непростой профессиональной ситуации. С одной стороны, значительная часть его профессиональной деятельности является "закрытой", а ее результаты не всегда очевидны. С другой - позитивное впечатление о работе педагога-психолога является важнейшим ресурсом, помогающим успешно взаимодействовать со взрослыми и детьми. Поэтому в реалиях современного образования, когда это противоречие становится особенно заметным, большое значение приобретает такое направление профессиональной деятельности педагога-психолога, как формирование его имиджа.Имидж - это искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия.
В социальной психологии выделяют два вида имиджа: имидж организации и имидж человека. В данной статье мы остановимся на формировании имиджа психологической службы образовательного учреждения. Нужно ли вообще прикладывать отдельные усилия для формирования ее имиджа?

Три вида имиджа (по Э. Сэмпсону):
1. Самоимидж отражает восприятие человеком себя самого.
2. Воспринимаемый имидж – это то, как нас видят другие.
3. Требуемый имидж отражает стандарты, предъявляемые к имиджу внешней средой, ситуацией, окружением, нашей социальной ролью.

Позитивный имидж психологической службы становится своего рода фундаментом для успешного решения целого ряда профессиональных задач. Он облегчает установление контакта и выстраивание доверительных рабочих отношений, способствует тому, что педагоги и родители начинают чаще обращаться за консультацией педагога-психолога.

Усилия, потраченные на формирование имиджа, - это не затраты, а инвестиции. Вспомним старую студенческую мудрость: «Сначала ты работаешь на зачетку, потом зачетка работает на тебя». Нечто подобное происходит и в рассматриваемом нами случае: позитивный имидж начинает работать на пользу психологической службы.

Необходимо понимать, что определенный имидж в любом случае уже формируется. Но если этот процесс происходит спонтанно, его результаты совершенно непредсказуемы и могут стать не только ресурсом, но и препятствием в работе специалиста. Если же заранее поставить цель имиджевого воздействия и приложить некоторые усилия для ее достижения, то это могло бы стать дополнительным профессиональным инструментом.

ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА ПРЕДПОЛАГАЕТ НЕ СТОЛЬКО ОТДЕЛЬНЫЕ, САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ, НО И НОВЫЙ РАКУРС ХОРОШО ЗНАКОМЫХ, ПРИВЫЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Подчеркнем, что формирование имиджа предполагает не только отдельные, самостоятельные виды деятельности психологической службы, но и новый ракурс хорошо знакомых, привычных мероприятий. Так, при подготовке выступления на родительском собрании педагог-психолог не просто готовит интересный материал, но и задает себе вопрос: "Какое впечатление я хочу произвести на родителей?". Это поможет по-новому посмотреть на свою работу и, возможно, обратить внимание на какие-то детали, о которых ранее не задумывался.

Создание имиджа происходит в несколько этапов.

Определение требований целевой аудитории
В нашем случае целевой аудиторией являются участники образовательного процесса. Поэтому первый этап разработки имиджа психологической службы - это попытка ответить на вопрос: "Каким хотят видеть педагога-психолога образовательного учреждения дети, родители, администрация, педагоги?" Например, дети хотят, чтобы педагог-психолог был добрым, понимающим, веселым, открытым. Родители - чтобы он был компетентным, доступным, неравнодушным к их детям. Для них также  важно, чтобы к педагогу-психологу было не страшно обратиться, чтобы он был доброжелательным и безоценочным. Администрация хочет видеть педагогов-психологов исполнительными, ответственными, грамотными, а педагоги - обрести в их лице помощников.

Безусловно, некоторые ожидания заведомо нереалистичны: например, воспитатели иногда хотят, чтобы педагоги-психологи выполняли роль своего рода скорой помощи и были готовы в немедленно забрать из группы детского сада трудного ребенка. На подобные ожидания нельзя ориентироваться, но и игнорировать их полностью тоже нельзя.

Оптимальной стратегией в данном случае может стать включение в имидж психологической службы таких установок, которые постепенно помогут преодолеть данные формы поведения. Например, для вышеприведенного примера можно предложить такую формулировку: "Мы внимательно относимся к трудностям, которые возникают у педагогов с воспитанниками, и детально разбираем каждый случай". Это значит что для воспитателя трудная ситуация с ребенком не будет исчерпана просто единичным
приводом ребенка в кабинет к педагогу-психологу; напротив, это будет началом кропотливой аналитической работы и поиска эффективных способов взаимодействия.

Создание концепции имиджа
Концепция имиджа - это главные принципы и ценности, на которых строится работа. Создание концепции предполагает поиск ответа на вопрос: "Какое впечатление педагог-психолог хочет произвести на собеседника или аудиторию?"

Концепция имиджа включает симбиоз ожиданий детей, родителей, педагогов с одной стороны (то есть воспринимаемый имидж) и лично значимых профессиональных характеристик педагога-психолога с другой (то есть самоимидж).

НЕ НАДО СТРЕМИТЬСЯ СДЕЛАТЬ ИМИДЖ ВСЕОБЪЕМЛЮЩИМ, ВКЛЮЧИТЬ В НЕГО ВСЕ ВОЗМОЖНЫЕ ПОЗИТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, КОТОРЫМИ МОЖЕТ ОБЛАДАТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

В практических целях концепцию имиджа лучше всего четко обозначить. Для этого нужно прописать несколько (лучше не более 5-7) характеристик, которые позволят наиболее точно описать желаемый имидж, или сформулировать своего рода позицию, которая будет его отражать. При этом не надо стремиться сделать концепцию всеобъемлющей, включая в имидж все возможные позитивные характеристики, которыми только может обладать психологическая служба.

Например, психологическая служба детского сада сформулировала такую концепцию имиджа: "Профессионализм, позитив, открытость, пунктуальность, четкость". Из такой формулировки сразу понятно, на что специалисты будут обращать внимание в своей работе и какое  впечатление они хотят произвести. Еще один пример. Психологическая
служба разработала концепцию имиджа в виде своего рода установок, отражающих ценности специалистов: "Мы стремимся искать положительное в каждом ребенке", "Мы внимательно рассматриваем каждую просьбу о помощи", «Мы ценим свое и чужое время, поэтому проводим индивидуальные консультации только по предварительной договоренности".

Перевод характеристик имиджа в транслируемую форму
Концепцию имиджа не нужно пересказывать целевой аудитории напрямую. Напротив, необходимо найти различные выразительные формы, которые позволят отразить ее в повседневной деятельности педагога-психолога. К таким выразительным формам относятся: вербальные, визуальные, событийные формы. Рассмотрим каждую из форм.

НЕОБХОДИМО НАЙТИ РАЗЛИЧНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ, КОТОРЫЕ ПОЗВОЛЯТ ОТРАЗИТЬ СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОНЦЕПЦИИ ИМИДЖА В ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Вербальные. Чтобы найти такие формы, спросим себя: "Что я буду говорить, чтобы сформировать желаемый имидж?" или "Какими словами я могу выразить концепцию имиджа?".
Например, концепция имиджа психологической службы детского сада строится на идеях компетентности и профессионализма. Тогда стоит уделить внимание тому, как представляются ее сотрудники во время выступлений перед родителями или какая информация о них размещается на сайте ДОУ. На сайте может быть написано так - "Мария Борисовна, педагог-психолог", но совсем другое звучание приобретает формулировка - "Специалист психологической службы Мария Борисовна, психолог-куратор логопедических групп".

Визуальные. В этом случае вопрос звучит так: "С помощью каких образов, картинок, фотографий я могу выразить концепцию имиджа?".

Продолжим пример, затронутый выше. Желая подчеркнуть свою компетентность, педагоги-психологи службы могут, например, разместить в своем кабинете копии документов о повышении квалификации или же разместить эту информацию на сайте образовательного учреждения. При выборе фотографии для размещения на сетевом ресурсе они возьмут фотографию в деловом стиле или же сделанную непосредственно в ДОУ.

Событийные. Здесь мы ищем ответ на вопрос: "Что мы можем сделать, чтобы показать концепцию имиджа в действии?". Допустим, специалисты стремятся сформировать имидж службы как пунктуальной и обязательной. Для этого они могут:
1. Сообщить педагогам о планируемой диагностической работе и в назначенное время познакомить их с результатами проведенной диагностики.
2. Сделать на сайте образовательного учреждения страницу с вопросами к педагогу-психологу и оперативно отвечать на них.
3. Составить для администрации и/или представить на педагогическом совете в конце года отчет о работе службы, обратив внимание на частоту и специфику запросов педагогов (естественно, с учетом принципа конфиденциальности).

Внедрение и закрепление имиджа
Недостаточно разработать и даже представить имидж целевой аудитории. Для создания у родителей, детей, педагогов устойчивого образа психологической службы необходимо, чтобы выбранные выразительные формы демонстрировались регулярно.

В практической деятельности можно использовать следующие средства формирования имиджа психологической службы: создание и поддержание страницы в Интернете. Оформление, стиль, содержание размещаемой информации; специально организованные акции: дни открытых дверей, недели психологии, открытые занятия, психологические КВНы и клубы; определенные формы поведения и речевые формулировки. Например, правило: "Всегда начинать выступление перед родителями с положительной информации о детях". Это помогает подчеркнуть атмосферу сотрудничества и доброжелательности.

Средства формирования имиджа психологической службы:
создание и поддержка страницы в Интернете;
специально организованные акции;
определенные формы поведения
и речевые формулировки.


Но не хотелось бы переоценивать работу имиджа. Никакие замечательные средства создания образа психологической службы не помогут произвести впечатления компетентности и профессионализма, если педагог-психолог не владеет теоретическими знаниями и методическим инструментарием своей профессии. Как ограненный алмаз становится бриллиантом (и ценность его при этом многократно возрастает), так и грамотная профессиональная деятельность, дополненная конструктивным имиджем, становится значительно более эффективной.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары





© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль