Формы и методы дифференцированного подхода к обучению слепых и слабовидящих детей. Из опыта работы

3734
Формы и методы дифференцированного подхода  к обучению слепых и слабовидящих детей. Из опыта работы

Автор:  Рожкова Екатерина директор Казанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №172 III, IV видов ( Республика Татарстан)
   Основное назначение дифференцированного обучения состоит в том, чтобы, зная и учитывая индивидуальные отличия в учебных возможностях учащихся, обеспечить каждому из них оптимальные условия для формирования познавательной деятельности в процессе учебной работы.

Основой дифференцированного обучения является хорошее знание уровня подготовки и развития каждого ученика, изучение его индивидуальных особенностей, зрительных возможностей. Эта работа проводится в школе постоянно. С этой целью в школе создана и работает психолого-медико-педагогическая служба.

Специфической особенностью является наличие в штатном расписании школы ставок врача, медицинской сестры, логопеда, психолога, тифлопедагога, инструктора ЛФК. Функция данного объединения состоит в диагностике и коррекции психофизического развития школьников, сохранении и развитии функций зрительного анализатора, совершенствовании деятельности сохранных анализаторов (слуха, обоняния, осязания).

На основе диагностических наблюдений школьники объединяются в подвижные группы. Особенность этих групп состоит в том, что один и тот же ученик по разным учебным предметам может находиться в различных группах. Объединение детей в группы производится в зависимости от патологии зрения, их ближайших перспектив обучения (учебные возможности). Положение ученика в группе может меняться. В зависимости от контингента поступающих детей, их количества, в школе формируется определенная модель внешней дифференциации.

В школе созданы 4 комплект-класса для детей-браилистов (письмо по системе Л.Брайля), 8 классов смешанных: учатся слепые и слабовидящие дети. В перспективе 2013-2014 года открытие 1 класса для детей с ЗПР и олигофренией.

Дифференцированный подход к обучению осуществляется путем диагностирования и составления карт-схем на каждый класс, где отражены группы детей по различным заболеваниям, но сходные по педагогическому воздействию во время учебной деятельности. Эта карта дает возможность классному руководителю, учителям-предметникам грамотно пользоваться рекомендациями специалистов, учитывая их в учебной и внеурочной деятельности. Тем самым решается вопрос психолого-медико-педагогического сопровождения образовательного процесса.

В карте офтальмолог дает рекомендации по уровню зрительной нагрузки, противопоказания относительно зрительного заболевания каждого ребенка, оптимальные средства коррекции. Таким образом, осуществляется внутренняя дифференциация в школе.

Важно отметить, что такая дифференциация предъявляет определенные требования к отбору педтехнологий и методик работы. Как вы понимаете, работая в школе для детей с нарушением зрения, основной упор в преподавании учебных предметов делается на работу сохранных анализаторов: остаточное зрение, слух, обоняние, тактильную и суставно-мышечную чувствительность.

Процесс обучения и воспитания детей с нарушением зрения требует учета возрастных особенностей, функциональных показателей дефекта зрения, психофизических возможностей учащихся. Отбирая приемы и способы работы в начальном звене школы, педагог учитывает задачи, которые стоят перед ним:

  • формировать умения и навыки, которые упорядочивают и организуют поведение детей, позволяющих им координировать движения, ориентироваться в пространстве,
  • определять предметы и процессы, используя неполноценное зрение и сохранные анализаторы.

В этом возрасте отмечается у детей склонность к подражанию, на которой основывается коррекционная методика типа "Делай как я", которые используют многие учителя НШ в своей деятельности. Для слабовидящего ребенка образец учителя является основой для правильно выполненной работы, а в дальнейшем и базой для самостоятельно выполненной работы и творчества. Для слепых детей применим прием работы "рука в руку" и комментируемое управление. Особое внимание тифлопедагогика основной школы уделяет коррекционной направленности предметного преподавания основ наук, особенностям трудового воспитания и обучения, профориентации и подготовке учащихся к труду по доступным для них профессиям.

Более детально решается проблема компенсации слепоты и слабовидения. В арсенале педагога в этот период обязательно должны быть такие коррекционные методы, как наглядные опоры в обучении, комментируемое управление, поэтапное формирование умственных действий, опережающее консультирование по трудным темам. При повторении, обобщении и контроле учителями должна использоваться методика свободного выбора учащимися разноуровневых заданий.

В силу особенностей учебной деятельности школьников нужны учебные ситуации с элементами новизны, занимательности, опора на жизненный опыт детей, а также щадящая учебная нагрузка. При обучении учащихся в старших классах они сталкиваются с большими трудностями при усвоении сложных программных тем. Здесь коррекционная работа учителя-предметника заключается в том, что необходимо совершенствовать полученные навыки учебной деятельности, развивать абстрактное мышление, укреплять морально-волевые качества, поддерживая интерес к учению. Ценным помощником является применение ИКТ-технологий: он-лайн тестирований, использование образовательных сайтов, интернет- тренажеры и т.д.

Не остаются в стороне слепые школьники – для них используются программы озвучки. Очень важно показать на примере великих ученых, общественных деятелей, писателей, поэтов, музыкантов, у которых отсутствовало или нарушено зрение, чего может достичь человек, если он целеустремлен, трудолюбив, верит в свои силы и возможности.

Тифлопедагогика предполагает применение в учебном процессе индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся. При этом она дает возможность работать с разными категориями детей:

  • помочь неуспевающим, не забывая уделить внимание наиболее успешным;
  • работать по словесной инструкции учителя со слепыми детьми и фронтально со слабовидящими школьниками;
  • с индивидуальной картой-подсказкой для слабо мотивированного ребенка и самостоятельно, на самопроверке с "сильным" ребенком.

Такая дифференциация должна идти через урок, когда учитель в ходе подготовки к уроку, обязан ориентироваться на каждую группу детей.

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль