Семейное консультирование в коррекционно-развивающей работе с детьми

2262
Семейное консультирование в коррекционно-развивающей работе с детьми

Автор: Г.В. Мищенко, педагог-психолог высшей квалификационной категории ГБОУ детский сад компенсирующего вида № 1898, Москва

Специфика работы педагогов-психологов в России определяется национальными, религиозными и культурными аспектами жизни общества вообще, и семьи в частности. В нашей стране семья имеет свои отличительные особенности: сохраняется патриархальная семья, т. е. состоящая из нескольких поколений; границы между подсистемами диффузны, плохо структурированы (власть в семье нередко принадлежит бабушкам и дедушкам); часто в семьях в нескольких поколениях отсутствуют мужчины (так же, как их нет во многих общественных институтах - детских садах, школах, университетах, больницах, поликлиниках, некоторых фирмах и банках, где работают в основном женщины); несколько поколений зависят друг от друга не только духовно, но и материально - молодые семьи живут либо в коммунальных квартирах, либо вместе с родственниками без надежды на приобретение собственного жилья; и др.

Снижение значимости нравственных ценностей приводит к тому, что семьи легко распадаются, а на детей большое влияние начинает оказывать улица, вследствие чего они становятся легкой добычей криминальных элементов; в семьях возрос уровень взаимной агрессии.

Семейная психотерапия представляет собой особый вид терапии, направленный на коррекцию межличностных отношений и имеющий целью устранение эмоциональных расстройств  в семье, наиболее выраженных у "больного" ее члена. Семейная психотерапия может быть сосредоточена только на нем, но обычно курс лечения проходят и другие члены семьи.

ПРОБЛЕМЫ РЕБЕНКА СЛУЖАТ ПОКАЗАТЕЛЯМИ ДИСФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ СЕМЬИЦели семейной психотерапии:

  • изменение в семье ряда представлений (установок, предположений) о возникшей проблеме;
  • трансформация взглядов членов семьи на их проблему от индивидуально-личностных к целым и согласованным;
  • модификация проницаемости границ между подсистемами - т. е. в каждой семье имеются подсистемы, например, семья дедушки - бабушки, тети - дяди, и каждая такая подсистема "вмешивается" в жизнедеятельность другой (клиентская семья "родители - дети");
  • создание альтернативных моделей разрешения проблем через прямое или косвенное вмешательство;
  • уменьшение эмоциональной вовлеченности членов семьи в симптоматическое поведение одного из ее членов;
  • коррекция различных форм иерархического несоответствия;
  • устранение дисфункциональных стереотипов поведения, перенятых от родительской семьи;
  • вынесение на поверхность важных "незаконченных дел", раскрытие "семейных секретов", негативно влияющих на отношения;
  • улучшение коммуникативного стиля общения членов семьи.

Идентифицированный пациент
Педагог-психолог при проведении семейной консультации руководствуется принципами и понятиями семейной психотерапии. Одно из ее основных понятий - "идентифицированный пациент".
Это член семьи, поведение которого создает проблемы для всех ее членов. Часто таковым становится тот в семье, кто более других переживает из-за нарушения взаимоотношений - супружеских либо детско-родительских. Его поведение - как сигнал SOS для семьи, свидетельствующий об имеющихся в ней проблемах. Обычно проявлению симптоматики предшествует некоторое событие. Таким событием могут быть:

  • изменение внешней, по отношению к семье, среды (война, кризис и т. п.);
  • изменения в прародительской семье (болезнь бабушки, финансовые трудности деда и т. п.);
  • изменение состава семьи (бабушка приходит жить в семью, рождается еще один ребенок, дочь выходит замуж и т. п.);
  • биологические изменения (взросление ребенка, госпитализация отца, менопауза матери);
  • существенные социальные изменения (ребенок, воспитывающийся дома, поступает в детский сад, школу, семья переезжает на другую квартиру, отец получает повышение в должности, сын поступает в колледж и т. п.).

Таким образом, один из членов семьи становится идентифицированным в том случае, когда произошедшие изменения или во внутренней жизни семьи, или во внешней среде, окружающей семью, нарушают функциональность ее существования. И тогда один из родственников, более других переживающий страх за возможные разрушения внутрисемейных связей и отношений, становится идентифицированным. Чаще всего эту роль на себя "берет" один из детей.

ОДИН ИЗ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ СТАНОВИТСЯ ИДЕНТИФИЦИРОВАННЫМ В ТОМ СЛУЧАЕ, КОГДА ПРОИЗОШЕДШИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ИЛИ ВО ВНУТРЕННЕЙ ЖИЗНИ СЕМЬИ, ИЛИ ВО ВНЕШНЕЙ СРЕДЕ, ОКРУЖАЮЩЕЙ СЕМЬЮ, НАРУШАЮТ ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ ЕЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ

Когда родители не уверены в себе и не считают себя настолько значимыми, чтобы влиять на собственного ребенка, ключевой в их обиходе становится фраза "таким уж он уродился". Родители аргументируют эмоциональные проблемы их сына или дочери с наследственной и химической точек зрения.

В целом можно говорить о том, что когда родители сосредоточиваются на ребенке в дисфункциональном ключе они нередко используют его в роли "символа мечты" Но символ идентифицированного пациента и символ мечты не совсем одно и то же. Когда человек предается мечтам, ему открываются все символические образы. В семье же, как правило, немного детей, которым подходит роль "козла отпущения". Поэтому, когда возникает серьезная проблема и под рукой не оказывается ребенка, подходящего на роль символа этой проблемы, необходимо, чтобы произошло значительное искажение сознания, что позволит использовать в качестве "козла отпущения" самый подходящий объект. Наука не объясняет, почему в качестве идентифицированного пациента супружеские пары выбирают одного ребенка, а не другого. Выбор отчасти определяется тем, какого рода конфликт существует между супругами.

Можно сформулировать следующие причины конфликтов между мужем и женой, связанные с ребенком (детьми) в семье:

  • ребенок может быть уродливым, физически неполноценным или иметь проблемы с адаптацией (у родителей снижается уровень самоуважения, они могут стать объектом насмешек или любопытства со стороны окружающих);
  • ребенок может быть очень красивым или обладающим выдающимся интеллектом (одновременно с повышением уровня самоуважения у родителей, они ощущают, что "проигрывают" по этим показателям своему ребенку);
  • ребенок может вести себя как один из родителей (например, беспокойство жены о профессиональной непригодности мужа не выражается напрямую, в центре ее внимания может находиться ребенок и его проблемы в обучении и поведении, его достижения);
  • перенос собственных детских проблем, связанных с положением в родительской семье (например, если один из родителей был средним ребенком в семье, то, скорее всего, он будет уделять повышенное внимание своему среднему ребенку и т. п.);
  • первый ребенок, появившийся в семье, в конфликтной семейной ситуации чаще всего становится фигурой, составляющей альтернативу родителям;
  • конфликт может быть спровоцирован и половой принадлежностью ребенка (родители могут использовать ребенка одного с ними пола для стимуляции супружеского конфликта);
  • возраст ребенка также может спровоцировать супружеский конфликт просто потому, что, становясь старше, он начинает претендовать на независимость от родительского контроля.

В результате, как можно понять из вышесказанного, идентифицированный пациент страдает больше всех, хотя изредка и получает разрядку от исполнения своей роли или побочное вознаграждение, т. е. чувство вины родителей может привести к тому, что ребенок иногда получает от них похвалу, его "замечают" или, наоборот, такой пациент считает себя одним из главных действующих лиц, пусть кратковременно, и последствия могут быть негативными. Он интериоризирует супружеские конфликты, а это создает для него определенные проблемы в установлении и поддержании удовлетворительных межполовых взаимоотношений. Такому ребенку не хватает самоуважения. Ярлык, характеризующий его как плохого, больного или непохожего на других, только усиливает убежденность в собственной никчемности. Он не умеет должным образом взаимодействовать за пределами семьи.

Каждому человеку, а тем более ребенку, необходимо выживать, развиваться и находиться в значимых отношениях с другими; все его поведение обусловлено этими тремя целями, и неважно, насколько искаженным оно может казаться. То, что общество называет нездоровым, безумным, глупым или дурным поведением - на самом деле лишь попытка страдающего ребенка рассказать о существовании проблемы и попро сить о помощи. Человеческие существа ограничены только объемом своих знаний, способами понимания самих себя и своей способности "сверяться" с окружающими. Ребенок и взрослые могут использовать свои когнитивные способности, чтобы владеть чувствами. Именно на основании этого можно предположить, что они могут научиться тому, чего не знали раньше, и изменить свои способы понимания окружающего мира, если собственные оказались неудовлетворительными.

Словарь психолога
Интериоризация (от лат. interior - внутренний) -букв.: переход извне внутрь; психологическое понятие, означающее формирование стабильных структурно-функциональных единиц сознания через усвоение внешних действий с предметами и овладение внешними знаковыми средствами (например, формирование внутренней речи из внешней речи). Иногда расширенно трактуется в смысле любого усвоения информации, знаний, ролей, ценностных предпочтений и т. п.
Работа с семьей
Члены семьи приходят к педагогу-психологу, испытывая огромный страх. Выполнение им структурирующей функции помогает снизить угрозу возникновения психоэмоционального напряжения, развития конфликтной ситуации в маленьком государстве под названием "семья", психологической потери ребенка.
Все члены семьи в глубине души чувствуют вину за то, что все идет не так, как нужно (даже в том случае, если на словах они винят в этом идентифицированного пациента или кого-то из родственников). Мамам и папам обязательно нужно ощущать, что, исполняя родительские функции, они сделали все, что могли. Они чувствуют необходимость сказать педагогу-психологу об этом. Хронология семейной жизни, где учитываются такие факты, как имена, даты, длительные взаимоотношения, переезды и т. д., играет роль обращения к семье чисто в формальном плане. В таких случаях уходит на второй план внутренняя эмоциональная составляющая жизни семьи, а это приводит к непониманию, конфликту, психологическому разобщению. Но в то же время хронология семейной жизни является важным моментом психотерапии. Пе дагог-психолог знает: члены семьи в определенной степени сосредоточиваются на переживаниях из-за идентифицированного пациента, чтобы снять собственную боль. Ему также известно, что любая попытка сместить центр внимания встретит сопротивление семьи. Прослеживание хронологии семейной жизни - это эффективный, не таящий в себе угрозы способ перенесения акцента с "больного" или "плохого" члена семьи на особенности супружеских отношений. Прослеживание хронологии семейной жизни позволяет решить и еще одну задачу, а именно: оно закладывает основу для процесса обучения - обучения технике коммуникации. Кроме того, прослеживая хронологию, педагог-психолог имеет возможность, не вызывая у клиентов излишнего страха, подойти к критическим вопросам, в которые он стремится внести определенные изменения.

ПРОСЛЕЖИВАНИЕ ХРОНОЛОГИИ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ – ЭТО ЭФФЕКТИВНЫЙ, НЕ ТАЯЩИЙ В СЕБЕ УГРОЗЫ СПОСОБ ПЕРЕНЕСТИ АКЦЕНТ С "БОЛЬНОГО" ИЛИ "ПЛОХОГО" ЧЛЕНА СЕМЬИ НА ОСОБЕННОСТИ СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Методы и приемы работы с семьей
В процессе групповой и индивидуальной работы используются различные приемы, большинство из которых является авторскими разработками или авторскими модификациями известных методик. Упражнения, как правило, полифункциональны, с их помощью можно решать сразу несколько задач.
Основные методы и приемы работы с семьей: ролевые игры, сказкотерапия, арт-терапия, психодрама, гештальттерапия.

ЕСЛИ СЕМЬЯ ПО-НАСТОЯЩЕМУ НАСТРОЕНА НА РАБОТУ И ВЕРИТ В ТО, ЧТО ОНА ДАСТ РЕЗУЛЬТАТ, ТО ПРОБЛЕМА БУДЕТ РЕШЕНАЭтапы консультирования
Отношения в семье - это те нити, узы, связи, которые объединяют людей в целое. В неблагополучных семьях у людей низкая самооценка, что оборачивается для них душевными болезнями, алкоголизмом, наркоманией, нищетой, другими социальными проблемами, толкает их на преступления.
При всем разнообразии проблем неблагополучные семьи характеризуются всегда:

  • низкой самооценкой членов семьи, ненаправленными, спутанными, неясными, в значительной степени нереалистичными и нечестными коммуникациями;
  • ригидными, стереотипными, негуманными правилами поведения, не направленными на помощь другим и чрезмерно ограничивающими жизнь;
  • социальными связями либо обеспечивающими покой в семье, либо наполненными страхом и угрозой.

Для зрелых семей характерны:

  • высокая самооценка членов семьи;
  • непосредственные, прямые, четкие и честные коммуникации;
  • подвижные и гуманные правила поведения, способность членов семьи к изменениям;
  • открытость социальных связей, позитивные установки и надежды.

Чтобы достичь такого уровня, необходима кропотливая работа и обоюдная заинтересованность всех ее членов.
Поскольку для любой семьи количество консультаций по каждому запросу строго индивидуально, то определенной темы не формулируется. На каждом этапе работы может быть от трех до пяти консультаций в зависимости от потребности конкретной семьи.
Можно выделить четыре этапа консультирования:

I. Диагностика семейных проблем и семейных взаимоотношений
Цели:

  • выявление нарушений структуры базисных семейных ролей;
  • определение стилей семейных коммуникаций;
  • определение стандартов взаимодействия членов семьи;
  • определение внутренних и внешних границ семьи;
  • выявление "семейных мифов", определяющих межличностные и внутриличностные конфликты в семье.

Диагностические методики:
1. Метод "Семейная генограмма" (авт. Э.Г. Эйдемиллер).
2. "Шкала семейной адаптации и сплоченности" (авт. Д.Х. Ол-сон, Дж. Портнер).
3. Методика "Анализ семейной тревоги" (авт. Э.Г. Эйдемиллер).

II. Выявление члена семьи, который является носителем симптома семейных проблем
Цели:

  • выявление члена семьи, отклоняющееся поведение и психологические проблемы которого являются непосредственным поводом обращения семьи к психологу;
  • выявление несущей эмоциональную нагрузку проблемы, вокруг которой формируется периодически повторяющийся конфликт.

Диагностические методики:

  1. Проективный тест "Семейная социограмма" (авт. Э.Г. Эйдемиллер).
  2. Методика "Типовое семейное состояние" (авт. Э.Г. Эйдемил-лер).

III. Индивидуальное консультирование каждого члена семьи Цели:

  • коррекция индивидуального стиля поведения каждого члена семьи;
  • снижение уровня психологической защиты;
  • осознание проблемы семьи и своей роли в решении этой проблемы.

Методы:

  1. Арт-терапия.
  2. Элементы психодрамы.
  3. Игротерапия.

IV. Совместные семейные консультации Цели:

  • реконструкция семейных отношений;
  • формирование позитивного отношения каждого члена семьи друг к другу;
  • принятие факта дисгармоничности развития семьи и выработка путей ее преодоления.

Методы:
1. Сюжетно-ролевая игра:

  • "Разыгрывание семейных ролей";
  • "Предоставление заданий";
  • "Подписание контрактов".

2. Арт-терапия.
3. Элементы гештальттерапии.
Как правило, на первичную консультацию приходит один из членов семьи. В ходе беседы выясняется, что заявленная проблема касается всех его домочадцев. В таком случае нужно сказать о важности встреч с психологом каждого члена семьи и необходимости встретиться вместе. Следует отметить, что совместная встреча часто происходит только после работы с каждым по отдельности. Если семья по-настоящему настроена на работу и верит в то, что она даст результат, то проблема будет решена.Описание случаев из практики
Согласно профессиональной этике клиенты обозначены: Семья А, Семья Б, Семья В.

Семья А
Клиентка: мама, 41 год. Обратилась за помощью: снижение уровня агрессии у сына, которая направлена на близких ему людей.

Анамнез
Семья - мама (41 год), сын (9 лет), отчим (51 год). С отцом мальчика мама развелась 5 лет назад. Они не видятся, т. к. папа уехал в другой город; созваниваются очень редко. Отчим появился 3 года назад. Сначала отношения складывались хорошо (по словам мамы). В процессе разговора выяснилось, что ребенок никак не реагировал на нового мужа мамы. Постепенно мальчик стал раздражительным, часто грубит маме и отчиму. Это не нравится отчиму, который сразу же пытается "воспитывать" ребенка. Физических воздействий он не оказывает. На сегодняшний момент обстановка в семье очень напряженная, происходят постоянные ссоры или с сыном, или с мужем. Мама находится "меж двух огней"
Клиентка готова работать совместно с сыном. Взаимодействие психолога с отчимом под вопросом, т. к. мужчина не верит в возможность изменения ситуации.
Была предложена помощь в виде семейного консультирования 1 раз в неделю. Проводилась работа в несколько этапов:

  1. Работа с сыном.
  2. Работа с мамой.
  3. Совместная работа с мамой и сыном.
  4. Встреча всех членов семьи, т. е. на одну консультацию отчим пришел.

Всего проведено 8 консультаций. Использованы следующие методики:

  • "Шкала семейной адаптации и сплоченности";
  • анализ семейной тревоги;
  • арт-терапия (рисование, лепка);
  • сюжетно-ролевая игра "Разыгрывание ролей";
  • ролевая игра "Составление контракта" (описаны права и обязанности каждого члена семьи, определены поощрения и санкции при нарушении условий контракта);
  • техники гештальттерапии.

В итоге выявлены и осознаны проблемы:

  • обида и агрессия на родного отца у сына;
  • ревность к новому мужу мамы;
  • холодность со стороны отчима (по мнению ребенка).

В процессе работы были определены причины агрессивного поведения ребенка, что позволило строить психотерапевтическую работу опираясь на  эти знания. Мама приняла чувства сына и сделала попытку изменить возникшую ситуацию. Отрадно, что отчим включился в работу и стал по-другому относиться к пасынку: терпимее, доброжелательнее. Мальчик научился говорить о своих чувствах.

ОТЧИМ ВКЛЮЧИЛСЯ В РАБОТУ И СТАЛ ПО-ДРУГОМУ ОТНОСИТЬСЯ К ПАСЫНКУ: ТЕРПИМЕЕ, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЕЕ. МАЛЬЧИК НАУЧИЛСЯ ГОВОРИТЬ О СВОИХ ЧУВСТВАХ

Семья Б
Клиентка: мама, 38 лет. Обратилась за помощью: у дочери частые эмоциональные срывы, плаксивость, перепады настроения.

Анамнез
Семья - мама (38 лет), дочь (15 лет), папа (40 лет), сын (9 лет). Девочка профессионально занимается спортом, достигла высоких результатов. Но ее эмоциональное состояние не позволяет ей двигаться дальше.
Клиентка готова работать с психологом с привлечением всех членов семьи.

Была предложена помощь в виде семейного консультирования 1 раз в неделю. Проводилась эта работа в несколько этапов:

  1. Работа с дочерью.
  2. Работа с мамой.
  3. Работа с папой.
  4. Совместная работа.

Проведено 10 консультаций. В работе использовались следующие методики:

  • "Родительское сочинение";
  • арт-терапия, сказкотерапия, психодраматические техники.

В итоге выявлены и осознаны проблемы:

  • тревога дочери, связанная с ожиданиями семьи;
  • стремление дочери оправдать ожидания отца;
  • реализация амбиций отца через результаты дочери в спорте.

В процессе работы выявились причины эмоциональной лабильности де- вочки: чувство ответственности перед родителями ("они в меня много вкладывают", "я должна оправдать их ожидания"), высокий уровень тревожности перед важными соревнованиями ("я всегда думаю о схватках", "я боюсь проиграть"). После работы с мамой и папой выяснилось, что основным носителем «неуверенности и тревоги» является отец, т. к. в свое время он не смог достичь высоких результатов как спортсмен и теперь свои амбиции пытается реализовать через девочку. Данная ситуация давит на дочь, а поскольку папа практически на всех соревнованиях ее сопровождает, то груз ответственности увеличивается. После проведенных трех этапов работы были определены основные приемы семейного консультирования. Постепенно повысился уровень взаимного доверия, что позволило каждому принять и понять позицию друг друга, папа в итоге осознал, что каждый член семьи проживает свою жизнь, совершает свои "подвиги и ошибки".

ВЫЯСНИЛОСЬ, ЧТО ОСНОВНЫМ НОСИТЕЛЕМ "НЕУВЕРЕННОСТИ И ТРЕВОГИ" ЯВЛЯЕТСЯ ОТЕЦ, Т. К. В СВОЕ ВРЕМЯ ОН НЕ СМОГ ДОСТИЧЬ ВЫСОКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ КАК СПОРТСМЕН И ТЕПЕРЬ СВОИ АМБИЦИИ ПЫТАЕТСЯ РЕАЛИЗОВАТЬ ЧЕРЕЗ ДЕВОЧКУ

В результате семейного консультирования:

  • девочка научилась частично справляться со своими внутренними переживаниями;
  • папа отказался от сопровождения дочери на соревнованиях, стал бережнее к ней относиться;
  • у каждого члена семьи появились свои приоритеты, связанные с дальнейшей жизнью;
  • девочка нашла для себя способы и приемы для снижения уровня тревожности, эмоционального восстановления в стрессовых ситуациях (например, на соревнованиях).

Семья В
Клиентка: бабушка 54 лет. Обратилась за помощью по поводу высокой тревожности ребенка.

Анамнез
Семья - бабушка (54 года), внук (10 лет). Семья проживает в отдельной квартире. Бабушка воспитывает мальчика одна. Родители живут отдельно, у каждого своя семья, помогают материально. Встречаются с сыном только в день его рождения на короткое время. В ходе первичной консультации выяснилось, что бабушка стремится заменить внуку мать и отца, которые, по ее мнению, только "вредят". Она предъявляет мальчику жесткие требования ("чтобы не был похож на своего отца"). Мальчик замкнут, практически все время проводит дома. Друзей у него нет ("они плохо влияют на внука").
Клиентка готова работать совместно с внуком, но без подключения родителей.

Была предложена помощь в виде семейного консультирования 1 раз в неделю. Проводилась эта работа в несколько этапов:

  1. Работа с мальчиком.
  2. Работа с бабушкой.
  3. Работа совместная.
  4. Подключение мамы (1 консультация).

Проведено 11 консультаций. Во время работы использованы следующие методики:
• "Типовое семейное состояние";
• "Семейная генограмма";
• сюжетно-ролевая игра "Распределение ролей";
• арт-терапия, психодраматические техники.

В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ У РЕБЕНКА СНИЗИЛСЯ УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ, А БАБУШКА СТАЛА ПОНИМАТЬ, ЧТО НЕ ВСЕГДА ЕЕ ТРЕБОВАНИЯ СООТВЕТСТВУЮТ РЕАЛЬНЫМ ВОЗМОЖНОСТЯМ ВНУКА, И ОНА НИКОГДА НЕ СМОЖЕТ ЗАМЕНИТЬ ЕМУ РОДИТЕЛЕЙ

В процессе работы у ребенка снизился уровень тревожности, а бабушка стала понимать, что не всегда ее требования соответствуют реальным возможностям внука, и она никогда не сможет заменить ему родителей. Главное: бабушка осознала, что необходима совместная встреча с родителями - это приведет к созданию благоприятных эмоциональных условий для развития ее внука. В результате бабушка пришла к выводу, что она не должна полностью посвящать себя мальчику, что у нее тоже есть своя жизнь. Ребенок научился проговаривать свои чувства и желания, а бабушка научилась их принимать. И это позволило каждому более внимательно посмотреть на качества другого, увидеть и принять их. Произошли небольшие изменения и в позиции мамы: она готова принимать участие в жизни своего сына.
Возможны встречи с этой семьей в дальнейшем.

Анализируя работу с семьями, которая велась на протяжении длительного времени, можно отметить, что четко прослеживается динамика. Помимо того что решается проблема, поставленная клиентом перед педагогом-психологом, сами клиенты приобретают инструментарий в решении своих новых проблем. Важно, что они начинают слышать, понимать и поддерживать друг друга в семье. Качественно изменяются отношения не только взрослых с детьми, но и между взрослыми, младшим и старшим поколениями. Конечно, некоторое недопонимание между членами семьи возможно, но эту проблему клиенты уже могут решить сами, используя приобретенный опыт семейной терапии. Взаимопонимание и продуктивное взаимодействие развивается только в том случае, когда каждый член семьи научится чувствовать и слышать другого. Опыт работы в области семейного консультирования показывает, что это возможно только при желании всех членов семьи. Главное для педагога-психолога - заинтересовать родителей, показать, как изменятся их отношения не только внутри семьи, но и в окружающем их мире.

При всей результативности семейной терапии все же важно, чтобы педагоги дошкольного учреждения оказывали информационную помощь педагогу-психологу. Однако подобные сведения должны преподноситься в адекватном контексте и при условии хороших отношений с будущими клиентами. Только совместная деятельность поможет сделать и родителей, и детей доброжелательнее и счастливее.

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль