Участие педагога-психолога в школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме

19199
Участие педагога-психолога в школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме

Автор: С.М. Курганский,  заслуженный учитель РФ, канд. пед. наук, проф. каф. естественно-математического образования Института развития образования Ханты-Мансийского автономного округа - ЮгрыЦели, задачи, принципы и функции ПМПк
Психолого-медико-педагогический консилиум (далее - ПМПк школы) - организационная форма, в рамках которой происходит разработка и планирование психолого-педагогического сопровождения обучающегося, определенных ученических групп и параллелей в процессе обучения и воспитания.

ПМПк школы объединяет информацию об отдельном ребенке, группе, параллели, которой владеют педагоги, классные руководители, школьный врач, педагог-психолог, социальный педагог, и на основе целостного видения обучающегося разрабатывает и реализовывает общую линию его дальнейшего обучения и развития.

ПМПк школы в своей деятельности руководствуется следующими нормативными документами: письмо Минобразования России от 27.03.2000 № 27/901-6, Конвенция ООН «О правах ребенка», Устав школы, Программа развития школы, договор (письменным согласием) между школой и родителями (законными представителями) обучающегося о предоставлении услуг психологического сопровождения процесса обучения.

Общее руководство ПМПк школы осуществляет директор школы, а непосредственное руководство - заместитель директора по УВР. Заместителем председателя ПМПк школы является педагог-психолог.

Цель ПМПк: обеспечение диагностико-коррекционного, психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, исходя из реальных возможностей ОУ и в соответствии с образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся.

Задачи ПМПк:

  • выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии ребенка;
  • оказание индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ и при их воспитании в соответствии с возможностями школы;
  • профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
  • выявление резервных возможностей развития;
  • определение специфики и причин отклонений в поведении и учении обучающихся;
  • выявление причин дезадаптации (школьной и социальной) детей и подростков;
  • разработка программ коррекционно-развивающих и воспитательных мероприятий для обучающихся, ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности;
  • определение средств, путей, продолжительности и эффективности коррекци-онно-развивающей работы в соответствии с возможностями школы;

Основные принципы ПМПк школы:

принцип индивидуализации - уважение к личности ребенка с опорой на его лучшие качества; принцип системности - видение педагогических явлений и процессов, происходящих в школе, как системных; принцип гуманистической ориентации образования - определение индивидуальной траектории социального развития каждого обучающегося, выделение специальных задач, соответствующих его особенностям, включение детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, предоставление возможности каждому обучающемуся для самореализации и самораскрытия. профессиональная квалификация динамики развития ребенка в процессе реализации коррекционно-развивающих программ.

Основные функции ПМПк школы:

  • диагностическая - заключается в изучении социальной ситуации развития, определении доминанты развития, потенциальных возможностей и способностей обучающихся, распознавании характера отклонений в их поведении, деятельности и общении;
  • воспитательная - включает в себя разработку проекта педагогической коррекции в виде ряда учебно-воспитательных мер, рекомендуемых классному руководителю, учителю-предметнику, родителям, ученическому активу и т. д. Эти меры могут носить лечебный, контролирующий, дисциплинирующий, коррекционный, коррекционно-развивающий характер;
  • реабилитирующая - предполагает защиту интересов ребенка, попавшего в неблагоприятные семейные или учебно-воспитательные условия.

Заседания ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые. Периодичность проведения ПМПк определяется запросом школы. Плановые проводятся один раз в четверть, внеплановые - по мере необходимости.

Специалисты, включенные в ПМПк, выполняют свои функции в основное рабочее время, составляя индивидуальный план деятельности в соответствии с запросом. На консилиум должны быть представлены следующие документы:
педагогом:

  • информационная карта класса со списком детей, испытывающих трудности в обучении;
  • педагогическая характеристика на обучающегося, в которой отражается все необходимое для решения вопроса.
  • результаты проверочных работ и тетради ребенка по основным предметам.

педагогом-психологом:

  • протокол психологического обследования ребенка;
  • психологическое заключение и рекомендации,

логопедом:

  • логопедическое представление (речевая карта) на ребенка;
  • протокол логопедического обследования;
  • логопедическое заключение и рекомендации;

социальным педагогом:

  • карта социально-педагогического обследования ребенка и семьи;
  • социально-педагогическое заключение.

Виды школьных ПМПк
Как сказано выше, заседания ПМПк школы делятся на плановые и внеплановые. Для первых план составляется в начале учебного года, и заседания проводятся в соответствии с ним. Цель плановых заседаний - выработка пути психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка, определение образовательных и коррекционно-развивающих направлений, решение вопросов об изменении направлений коррекционно-развивающей работы при завершении обучения.

Темами плановых ПМПк могут быть следующие:

  • адаптация обучающихся 1-х классов к ситуации школьного обучения;
  • адаптация обучающихся 5-х классов к ситуации предметного обучения;
  • проблемы подросткового возраста - 6-8 классы;
  • проблемы старшего подросткового возраста и профориентации - 9-11 классы.

На внеплановых консилиумах принимаются экстренные меры по выявившимся трудностям, изменяются направления коррекционно-развивающей работы в случае ее неэффективности. Периодичность проведения внеплановых заседаний ПМПк школы определяется запросом школы на комплексное, всестороннее обсуждение проблем обучающихся.

Виды школьных ПМПк
Классический - его созыву предшествует возникновение определенной проблемы. Консилиум может собираться для решения сложностей отдельных детей или может быть посвящен актуальным психолого-педагогическим проблемам класса, параллели или целого школьного звена.
Экстренный - причиной его проведения становится кризисная ситуация, необходимость принятия экстренного решения. Отличие от классического - минимальная предшествующая подготовка, диагностика ситуации проводится на самом консилиуме. Обязательно принятие решения и его реализация.
Проведение ПМПк
На консилиуме обсуждаются обобщенные аналитические материалы обследования, проведенные каждым специалистом (педагогом, педагогом-психологом, учителем- логопедом, школьным врачом). Обмен  информацией между участниками и ответы на вопросы служат основой для заполнения важной графы заключения консилиума, касающейся описания актуального психолого-медико-педагогического состояния обучающегося. Работа консилиума заканчивается заполнением итогового документа - заключения консилиума, в котором предусматриваются ответы на следующие вопросы.

  1. Каков психологический, педагогический и медицинский статус обучающегося на момент обследования?
  2. Какими особенностями и проблемами характеризуется развитие школьника в целом на момент обследования?
  3. Каким содержанием должна быть наполнена индивидуальная стратегия его сопровождения в процессе школьного обучения?
  4. В каких формах и в какие сроки в сопровождении обучающегося примут участие педагог-психолог, школьный врач и классный руководитель?
  5. Предусматривается ли и какая по содержанию консультативная работа участников консилиума с педагогическим коллективом или отдельными учителями, родителями обучающегося и школьной администрацией?

ОБЪЕКТЫ ОБСУЖДЕНИЯ НА ПМПК ШКОЛЫ:ПАРАЛЛЕЛЬ КЛАССОВ, ОТДЕЛЬНЫЙ КЛАСС, ГРУППА ОБУЧАЮЩИХСЯ; ОТДЕЛЬНЫЙ ОБУЧАЮЩИЙСЯ

Ответы на все перечисленные вопросы предполагают установление сроков выполнения той или иной работы, конкретного ответственного и форм контроля. Ответственным может быть любой специалист консилиума, но чаще всего им становится школьный педагог-психолог. В его функции входит:

  • ведение карты развития обучающегося;
  • отслеживание этапов сопровождения;
  • инициация повторного обсуждения данного ребенка на заседании ПМПк с целью подведения итогов проделанной работы и определения дальнейших шагов.

Особое внимание следует обратить на ответственность специалистов ПМПк при заполнении документации. Представления и заключения должны составляться объективно и грамотно. Некорректно подготовленные документы могут оказаться причиной судебного разбирательства между школой и родителями ребенка. Основными недостатками при составлении представлений и заключений могут быть:

  • неполное или искаженное отражение ситуации развития;
  • неграмотное использование специальной терминологии;
  • отсутствие анализа и обобщения проблемы;
  • излишне подробная информация, содержащая ненужные детали, нарушающая конфиденциальность;
  • отсутствие рекомендаций специалистов или несоответствие их проблеме;
  • отсутствие или подделка подписей ответственных лиц.

В школе создается команда специалистов, работающих по принципу системной организации. Эффективность работы специалистов достигается посредством междисциплинарного взаимодействия. Важным в деятельности специалистов является комплексный подход к проблемам ребенка, который предполагает: многоуровневую диагностику развития ребенка;
создание индивидуальных коррекционно-развивающих программ, нацеленных на взаимосвязанное развитие отдельных сторон когнитивной и эмоциональной сфер ребенка;
взаимодействие специалистов в рамках ПМПк; организацию развивающего пространства (кабинет игровой терапии, логопедический и дефектологический кабинеты).

5 этапов ПМПк:
1. Диагностико-консультативный.
2. Организационно-методический.
3. Коррекционно-развивающий.
4. Контрольный.
5. Итоговый.

ПМПк включает 5 этапов: диагностико-консультативный, организационно-методический, коррекционно-развивающий, контрольный, итоговый. Рассмотрим вкратце каждый из них. Диагностико-консультативный этап Сбор первичных сведений об обучающихся. Встреча специалистов с учителем и родителями ребенка. Изучение медицинского анамнеза. Наблюдение на уроке и переменах. Многоуровневая диагностика обучающихся специалистами с целью определения уровня развития каждого ребенка: дефектологом (учебная и познавательная деятельность); логопедом (речевая деятельность); психологом (познавательная деятельность и эмоционально-личностное развитие). По результатам диагностики каждый специалист заполняет представление на обучающегося. Повторная консультативная встреча с родителями и учителем. Включение родителей и учителя в реализацию индивидуальных коррекционных программ.

Организационно-методический этап
Проведение консилиума. Составление индивидуальных комплексных программ развития. Предварительное комплектование групп. Составление комплексных программ развития обучающихся. Разработка моделей взаимодействия специалистов в каждом отдельном случае.

Коррекционно-развивающий этап
Коррекционная работа с эмоционально-волевой познавательной сферами ребенка. Работа по формированию базовых учебных умений и навыков. Коррекция речевых нарушений. Формами проведения коррекционной работы на этом этапе являются:

  • индивидуально-коррекционная работа;
  • групповые интегративные занятия;
  • занятия-"путешествия";;
  • поддерживающие занятия, направленные на адаптацию ребенка к новым условиям развития в переходные этапы (первый, пятый, девятый классы, перевод в другой класс);
  • социальные игры - специальные игры на развитие социального интеллекта и эмоциональной компетенции;
  • занятия-тренинги (тренинги общения, развитие навыков коммуникации, релаксационные занятия и т. д.);
  • постоянно действующая «Стена самовыражения» для детей, где они могут нарисовать и написать всея, что хотят;
  • индивидуальные и групповые коррекционные занятия с логопедом, дефектологом.

Контрольный этап

Проведение текущей диагностики и промежуточного консилиума, на котором обсуждается динамика развития наиболее "сложных" детей, корригируются программы, принимается решение об изменении формы работы (например, не групповая, а индивидуальная), решается вопрос об адекватных формах обучения в школе. Далее следует продолжение занятий по коррекционным программам с учетом внесенных изменений, проводится консультативная работа с родителями и педагогами.

Итоговый этап
Завершающий консилиум. Анализ деятельности ПМПк за прошедший учебный год. Проект плана работы ПМПк на новый учебный год. Формы взаимодействия: теоретические и практические семинары, индивидуальные консультации, составление рекомендаций, оформление информационных стендов, лектории.Примерный план работы педагога-психолога в психолого-медико-педагогическом консилиуме школы на учебный год (Извлечения из общего плана).

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль