Программа "Растем вместе"

7164
Программа

Автор: А.Г. Дураева,  педагог-психолог МБДОУ "Детский сад № 28 "Снежинка", г. Набережные Челны
Необходимость создания развивающей адаптационной программы "Растем вместе" вызвана отсутствием единой программы по адаптации к ДОУ. Программа рассчитана на специалистов – педагогов-психологов, воспитателей, работающих с детьми раннего возраста и их семьями. В то же время материалы программы могут быть полезны и интересны родителям малышей.Цели программы: развитие положительных эмоциональных отношений между матерью (отцом) и ребенком раннего возраста и на этой основе – обеспечение базового чувства безопасности, которое будет способствовать успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ.Задачи:

  1. Оптимизация процесса психологической адаптации – снижение уровня тревожности, создание комфортной ситуации, формирование социальной коммуникабельности, базового чувства безопасности.
  2. Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста.

Принципы, на которых базируется программа:

  • принцип соответствия возрастным и психологическим особенностям;
  • принцип последовательности и поэтапности внедрения и применения методик;
  • принцип комплексности;
  • принцип творческой активности.

Программа "Растем вместе" имеет две ступени:

  1. Программа "Диада" – направлена на работу в предаптационный период с семьями детей, которые вскоре станут воспитанниками ДОУ.
  2. Программа "Здравствуй, малыш!" – направлена на работу с детьми в адаптационный период.

Каждая ступень может проводиться самостоятельно и во взаимосвязи с другой.Используемые технологии:

  • коммуникативные игры;
  • телесно-ориентированные игры и упражнения;
  • арт-терапевтические упражнения;
  • упражнения с дидактическим материалом.

Кроме того, для достижения целей программы рекомендуется использовать в работе: наблюдение (систематическое, сплошное, включенное – позволяющее увидеть общую картину поведения детей в группе, одновременно зафиксировать разные стороны их поведения и эмоциональные реакции, а также быть активным участником совместных с детьми действий), беседу, анкетирование родителей в ДОУ, психологическую консультацию.Ожидаемые результаты реализации программы:

  1. Успешная, более легкая и короткая по времени адаптация детей, поступающих в группы раннего возраста (с 2 до 3 лет), к условиям ДОУ.
  2. Овладение родителями приемами взаимодействия с ребенком раннего возраста: понимание значимости положительного тактильного контакта с ребенком, обучение телесно-ориентированнным играм; упрочение эмоциональной связи с малышом в совместной деятельности.

Содержание программы "Диада"
Программа рассчитана на месяц, проводится в предаптационный период – в мае. Она включает:

  • групповую консультацию для родителей на родительском всеобуче в начале мая, где рассматриваются медицинские, педагогические, психологические аспекты подготовки ребенка к посещению ДОУ. Родители получают печатный материал – брошюру, в которой собрана вся информация о детском саде, его сотрудниках и главные правила поведения детей и родителей в период адаптации. Очень хорошо, если на данном этапе будет образовано детско-родительское сообщество в ДОУ;
  • анкетирование родителей на всеобуче с целью прогнозирования степени готовности ребенка к посещению ДОУ, сбора анамнестических данных и информации об особенностях развития и воспитания ребенка в семье (анкета 1 – приложение 1);
  • индивидуальную беседу и диагностику, в ходе которых психолог знакомится с семьей и ребенком, диагностирует уровень развития социальных навыков ребенка и определяет особенности семейного воспитания (анкета 2 – приложение 2);
  • цикл игровых сеансов, состоящий из 6 встреч в детско-родительских группах. Цель – введение ребенка в новый детский коллектив, становление доверительных отношений между сотрудниками ДОУ и семьей.

План-конспект игровых сеансов >> Характеристика этапов игрового сеанса  (Актуальна и для игровых сеансов программы "Здравствуй, малыш".)

  1. Диагностика эмоционального состояния ребенка по цветовому тесту Люшера (2–3 мин). Цель – отслеживание отношения ребенка к ДОУ, его эмоционального состояния в группе. Ребенку предлагается выбрать понравившийся шарик (из предложенных) и наклеить его на страничку в альбоме или обычной тетради (на каждый игровой сеанс отводится новая страничка), далее из оставшихся выбрать еще один шарик и приклеить рядом (по принципу цветового выбора Люшера). Шарики вырезаны из цветной самоклеящейся бумаги.
  2. Ритуал приветствия/прощания (2–3 мин). Участникам предлагается встать в круг, спеть песенку, помахать друг другу руками. Ритуал позволяет ощутить целостность и завершенность процесса, он остается неизменным на протяжении всего цикла игровых сеансов. В ходе проведения ритуала используются диски Е. Железновой.
  3. Пальчиковая гимнастика. Длится 3–4 минуты. Желательно упражнения менять.
  4. Игровая часть (10–15 мин). Цели – познакомить детей с многообразием предметного мира и научить с ним взаимодействовать, а также показать родителям приемы и способы обращения с дидактическими игрушками и материалами. Включает игры с дидактическими и обучающими игрушками (блоки Дьенеша, шнуровки, вкладыши, парные картинки, разрезные картинки и т. д.).
  5. Музыкально-ритмическая часть (2–3 мин). Делится на три части: музыкальные подвижные игры, игры на развитие общей моторики, игры на коленях. Музыкально-литературные композиции сопровождаются движениями в соответствии с текстом. Словесные образы передаются движениями рук, ног, головы, туловища, причем движения должны опережать слова. Педагог играет ведущую роль и являет собой пример для подражания. Родители – активные соучастники на протяжении всего игрового сеанса, они выполняют все движения за педагогом, вместе с детьми поют и играют.
  6. Телесно-ориентированные игры. Самомассаж (1–2 мин), музыкальные игры на коленях у мамы (2–3 мин), релаксация с элементами массажа (2–3 мин) позволяют взрослым и детям получить более полный чувственный опыт партнерского взаимодействия.
  7. Изобразительная деятельность (10–15 мин). Включает в себя пальчиковое рисование и лепку. Изобразительной деятельностью дети занимаются совместно с мамами под руководством педагога. Такие занятия также сближают маму и ребенка.

Отдельные фрагменты игрового сеанса регулярно повторяются, что обусловлено особенностями восприятия детей раннего возраста: неоднократно пройденный материал становится знакомым, легко запоминается и доставляет детям радость.

Длительность игрового сеанса – 1 час. Количество участников в группе зависит от количества поступающих в ДОУ: если набирается одна ясельная группа, то приходят все дети этой группы; если две – то занятия проводятся отдельно с каждой группой. В конце каждой встречи организуется чаепитие.Прогноз адаптации к ДОУ
На основе полученных на первой ступени программы данных о семье и ребенке составляется прогноз его адаптации к ДОУ и на этом основании делается вывод о том, как лучше организовать переход от семейного к общественному воспитанию. Полученный прогноз позволяет спланировать дальнейшую работу с семьями будущих воспитанников, составить приблизительный график прихода новых детей. Основные тенденции (для составления графика): в группу приходят не более 4–5 новых детей в неделю, из которых – не более 1 ребенка с тяжелой адаптацией.
Кроме того, в ходе индивидуальной беседы с ребенком определяется предполагаемая степень адаптации (таблица).Таблица Прогнозирование возможной степени адаптации на индивидуальной беседе

Оцениваемые критерии

Степень адаптации

легкая

средняя

тяжелая

очень тяжелая

Контакт

Ребенок сам идет на контакт, спокоен

Ребенок вступает в контакт, наблюдая за действиями психолога, либо через телесные ощущения. Напряженность спадает, ребенок сам идет на контакт

Контакт устанавливается через родителей

Ребенок не идет на контакт

Речь

Речь хорошо развита

Речь развита в пределах возрастной нормы

О развитии речи можно узнать только со слов родителей

 

Игра

Умеет занять себя сам. В игре использует предметы-заместители

Может развернуть игровые действия

Переходит от одной игрушки к другой, ни на чем не задерживаясь. Не может развернуть игровых действий

 

Реакция на одобрение и порицание

Придерживается установленных правил поведения. Адекватно реагирует на замечания и одобрения, корректируя после них свое поведение

На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения (социальное экспериментирование)

На замечания или похвалу не реагирует либо пугается и бежит за поддержкой к родителям

 

Родитель-ребенок

Родители доверяют своему ребенку, не контролируют его поминутно, не опекают, не указывают, что нужно делать, хорошо чувствуют его настроение, поддерживают в случае необходимости

Родители часто не доверяют ребенку, пытаются дисциплинировать, делая ему замечания. Редко находятся в слиянии с ребенком

Родители игнорируют потребности ребенка или опекают его во всем

Родители находятся в слиянии с ребенком, сомневаются в том, что он сможет освоиться в детском саду

Родитель-специалист

Родители уверены в себе, с доверием относятся к специалисту, отстаивают свои взгляды, проявляют в общении инициативу и самостоятельность

Со специалистом могут быть откровенны или держатся на дистанции. Как правило, рекомендации принимают, задают много вопросов, избегая высказывать свою точку зрения

Родители проявляют тревожность, воспринимая встречу со специалистом как экзамен

Родители часто авторитарны, вступают в конкуренцию со специалистом, демонстрируя свою сверхкомпетентность по всем вопросам

Содержание программы "Здравствуй, малыш"

Программа направлена на работу с детьми в период адаптации и включает 12 игровых сеансов. Продолжительность игрового сеанса – 15–20 минут. Работа проводится со всей группой.

Приложение 1 Анкета для родителей "Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в ДОУ" >>


Приложение 2 Первичная анкета для родителей >>



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары





© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль