Социальное партнерство семьи и ДОУ - основа реализации задач образовательной области "Музыка"

3914
Социальное партнерство семьи и ДОУ - основа реализации задач образовательной области


Автор: Г.В. Кузнецова, науч. сотр. дошкольного отдела ФГАУ "ФИРО", г. Москва

Переход к личностью ориентированной модели общения педагога с детьми вызвал необходимость по-новому взглянуть и на проблему взаимодействия дошкольного образовательного учреждения (далее - ДОУ) с родителями с целью создания единого образовательного пространства семьи и дошкольного учреждения. В полной мере это относится и к музыкальному развитию дошкольника.

Родители и педагоги детского сада - воспитатели одних и тех же детей, по-разному влияющие на их развитие. При этом именно семья является единственным социальным институтом, который может обеспечить ребенку качественный индивидуальный подход в музыкальном развитии. Даже обучение в музыкальной школе при всей кажущейся индивидуализации не может обеспечить этого, т. к. после занятий со специалистом ребенку необходимо музицировать дома под контролем родителей.

Когда в семье ребенок впервые знакомится с музыкой, он видит отношение взрослых к ней, и его музыкальный багаж пополняется первыми музыкальными произведениями (колыбельные, пестушки и т. д.). В детском саду музыкальный материал обогащается, систематизируется и осмысливается. Если он закрепляется в домашних условиях, то остается с ребенком навсегда. А если этого не происходит, то знания об услышанных музыкальных произведениях со временем стираются из памяти. Вот почему результат деятельности музыкального руководителя, воспитателя и родителей может быть успешным только тогда, когда они станут союзниками. Этому союзу единомышленников более всего подходит понятие "взаимодействие", предполагающее совместную деятельность педагогов и родителей по музыкальному развитию ребенка. Что же необходимо для его организации?

Прежде всего, как нам кажется, необходимо добровольное сближение позиций партнеров образовательного процесса. Так же важно устранение противоречий между родителями и педагогами детского сада, понимание ими друг друга, учет социально-экономического положения и музыкального опыта и традиций семьи.

Сближение позиций педагогов ДОУ и родителей должно быть основано на устойчивом направлении интересов, понятных и разделяемых как родителями, так и сотрудниками детского сада. Но на практике, как мы знаем, родители хотят, чтоб их ребенок хорошо пел, танцевал, играл на музыкальных инструментах, выступал в главных ролях на празднике, а музыкальный руководитель ДОУ стремится научить всех детей слушать и понимать музыку, пытается развить музыкальные способности каждого, выявить одаренных для дальнейшего развития их таланта в будущем.

Еще до встречи с родителями необходимо тщательно обследовать ребенка. Тогда, опираясь на сильные стороны малыша, можно предложить стратегию его дальнейшего музыкального развития как в ДОУ так и в более комфортных для него домашних условиях. Родители сами могут провести обследование ребенка дома, а педагоги ДОУ - предложить инструмент для анализа музыкальных способностей ребенка, научить родителей им пользоваться и делать выводы. Таким инструментом может быть специально разработанная система музыкального домашнего игрового мониторинга. Его суть заключается в том, что ребенок погружается в игру, которая помогает раскрыть его знания и умения в образовательной области "музыка". А родители, наблюдая и фиксируя результаты, сами ставят баллы и делают выводы.
Выявление интересов родителей в музыкальном развитии ребенка

Первым шагом в этом направлении будет выявление направлений интересов каждого из родителей с помощью специального обследования. Но, как показало проведенное нами интервьюирование, нередко родители сами не знают, чего они хотят, не могут сформулировать свой запрос относительно музыкального развития ребенка. Следовательно, необходимо помочь им в этом.Интервьюирование родителей

Нами было проведено интервьюирование 350 родителей 3 дошкольных образовательных учреждений г. Москвы. Результаты таковы:

  • 86% родителей имеют высшее образование;
  • 4% - среднее или неполное среднее;
  • 10%- среднее специальное;
  • 42% имеют законченное музыкальное образование;
  • 12% - незаконченное музыкальное образование;
  • 10% самостоятельно освоили музыкальный инструмент (гармонь, гитара, балалайка, дутар, губная гармошка и др.);
  • 36% музыкой не занимались никогда.

Вопросов в интервьюировании было два:

  1. 1. Хотели бы вы, чтобы ваш ребенок занимался музыкой?
  2. 2. Что вы делаете для того, чтобы ваш ребенок занимался музыкой?

В результате проведенного обследования нами было выяснено, что родители по-разному относятся к музыкальному образованию своего ребенка. По итогам опроса мы разделили родителей на 4 группы:

  • 1-я группа: родители, которые не хотят, чтобы ребенок занимался музыкой (2%);
  • 2-я группа: родители, которые считают, что музыка нужна лишь для общего развития ребенка (22%);
  • 3-я группа: родители, которые считают, что музыка необходима для развития их ребенка
  • (58%);
  • 4-я группа: родители, которые считают, что их ребенок будет заниматься музыкой серьезно (28%).

Во время приватной беседы с родителями 1-й группы выяснилось, что они сами имеют музыкальное образование. В детстве их насильно заставляли заниматься музыкой, и теперь они не желают такой же судьбы своим детям.

Родители 2-й группы считают, что занятия музыкой не пригодятся их детям в будущем, поэтому музыкальные занятия в ДОУ необходимы лишь для общего развития детей.

Родители 3-й группы - это самые активные помощники по музыкальному воспитанию в ДОУ. Они считают, что музыка очень важна не только для музыкального развития ребенка, но и для воспитания творческой личности. Родители этой группы участвуют во всех мероприятиях в ДОУ, дополнительно занимаются с детьми дома, приглашают для домашних вечеров аниматоров и сами устраивают концерты и театральные постановки.

Многие из родителей 4-й группы уже водят детей в музыкальные школы района, в танцевальные кружки при клубах, хореографические и танцевальные ансамбли, на занятия балетом. Родители этой группы требуют от педагогов ДОУ повышенного внимания к своим детям, считают, что педагоги уделяют тем мало времени, поэтому водят дошкольников на дополнительные занятия.

По результатам этого исследования можно сделать вывод, что у большинства родителей есть желание заниматься с детьми музыкой.

Мы предполагаем, что одной из самых доступных форм взаимодействия родителей, музыкального руководителя и педагогов ДОУ является праздник. Общеизвестно, что именно праздник - одно из самых любимых мероприятий родителей. Поэтому имеются предпосылки для их участия во всем цикле этой работы (от разработки сценария до после-праздничного чаепития).

Готовы ли родители и педагоги к сотрудничеству?

Просматривая высказывания родителей на форумах в Интернете, можно отметить тенденцию: родители готовы к сотрудничеству с педагогами ДОУ в части создания сценария и организации праздников как в детском саду, так и дома. На некоторых сайтах проводится конкурс "Лучший сценарий детского праздника". Чаще всего победителями становятся именно родители.

Однако музыкальные руководители не всегда используют таланты родителей в написании сценария, подготовке и проведении праздника.

Интервьюирование музыкальных руководителей
В чем же причины такого игнорирования родителей?
Нами были опрошены 42 музыкальных руководителя и 65 воспитателей г. Москвы. В анкетировании-интервьюировании было предложено 3 вопроса:

  1. Хотели бы вы, чтобы в создании сценария и в проведении праздника в детском саду принимали участие родители?
  2. Объясните почему?
  3. Считаете ли вы родителей своими конкурентами в написании сценария и в организации детского праздника?

Из анализа анкет были сделаны следующие выводы.

  • Во-первых, большинство респондентов не хотят допускать родителей к процессу создания праздника, но охотно бы приняли их помощь в изготовлении декораций, костюмов, атрибутов и в самом проведении мероприятия. Это, на наш взгляд, происходит потому, что современные педагоги боятся соперничества с родителями, не хотят разделять с ними авторство сценария праздника, боятся признания родителями своей некомпетентности.
  • Во-вторых, у музыкальных руководителей и некоторых, особенно начинающих, воспитателей отсутствуют навыки практического взаимодействия со взрослыми (родителями, коллегами), т. к. они профессионально подготовлены только к взаимодействию с детьми.
  • В-третьих, педагоги боятся, что в результате практического взаимодействия родители предложат такой сценарий, который не впишется в традиционные рамки проведения праздников в детском саду, придется отступить от выработанного штампа в отборе музыкального материала, его предъявлении и оформлении.

Однако интервьюирование показало, что все-таки есть музыкальные руководители (хотя и очень мало), которые подходят к своей работе менее догматично. Они умеют работать совместно и с родителями, и с педагогами групп. Началом такого сотрудничества, как правило, бывает посильное участие родителей в праздничных утренниках, эстафетах, массовых танцах - в роли персонажей или сопереживающих . ( В статье "Наш веселый чемоданчик" журнала "Справочник музыкального руководителя" №0 2012 г. нами были предложены формы взаимодействия с родителями, присутствующими на празднике в зрительном зале - прим. ред.)

Проблемы организации и проведения работы с родителями
Оценка практического опыта педагогов по взаимодействию с родителями в качестве участников на праздниках позволило также выделить ряд существенных недостатков в организации и проведении их работы. Каковы же эти недостатки?

  1. Взаимодействие с родителями организуется эпизодически, бессистемно, и эта работа не отражена в годовом плане детского сада.
  2. В некоторых детских садах наблюдается формальный подход к проведению праздника, поэтому, не видя желания со стороны педагогов, родители отстраняются, чтобы своим участием не навредить ребенку.
  3. Музыкальные руководители, не зная контингента родителей, подчас переоценивают свои возможности.

Напрашивается вопрос: почему построение социального партнерства с родителями воспитанников необходимо начинать с подготовки и проведения праздников?

  1. Необходимо осознать, что праздник - это самая привлекательная форма решения воспитательно-образовательных задач при взаимодействии родителей с педагогами ДОУ. По сравнению с образованием ребенка, по мнению родителей, праздник является менее обязывающей процедурой, которая позволяет каждому человеку проявить в процессе этой работы свою компетентность.
  2. Праздник, с точки зрения родителей, близок к праздникам в рамках семейных традиций и предполагает свободную импровизацию, которая ни к чему не обязывает участников.
  3. На празднике присутствует публичность выступления, и если достижения ребенка по развитию речи, сознания, интеллекта незаметны окружающим, то участие в празднике позволяет сразу же получить оценку результата своих достижений.

Следующий вопрос: как привлечь родителей к участию в разработке сценария, подготовке костюмов, атрибутов и т. д.?

Этой работой в ДОУ, на наш взгляд, могут заниматься заведующая, старший воспитатель, воспитатели групп, музыкальный руководитель, родительский комитет. Заведующая доводит до сведения родителей, что их участие в создании сценария праздника, костюмов, декораций и в самом проведении праздника является обязательным требованием повышения качества работы с детьми.  (В соответствии с современными требованиями нормативных документов: приказ Минобрнауки России от 27.10.2011 № 2562 "Об утверждении Типового положения о дошколь¬ном образовательном учреждении", приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования", приказ Минобрнауки России от20.07.2011 №2151 "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования". - Примеч. авт.)

Их участие позволит обогатить эту деятельность новыми идеями, включить большее количество исполнителей для повышения зрелищности мероприятия.

Бесспорно, в массовой практике нельзя рассчитывать на то, что ДОУ обеспечит компетентное решение всех вопросов по музыкальному развитию, которые возникнут в соответствии с запросами родителей. Для того чтобы устранить данное противоречие, необходимо взаимодействие сотрудников ДОУ с педагогами социальной сферы (музыкальных школ, художественных студий, клубов и пр.).

Анализ выступлений и статей педагогов-практиков, методической литературы позволяет выделить следующие формы взаимодействия с родителями:
родительские собрания; конференции; консультации; беседы; вечера для родителей; кружки для родителей; тематические выставки; диспуты; педагогические советы; попечительский совет; встречи с администрацией; школа для родителей.

Но мы понимаем, что это требует дополнительных физических и эмоциональных затрат, на которые не все педагоги готовы. Тем не менее взаимодействие с родителями - современное обязательное требование к работе педагога.

И, наконец, и родителям, и педагогам очень важно понять, что участие родителей в мероприятиях ДОУ стимулирует их собственного ребенка к выступлению. Это и профилактика застенчивости, и формирование публичности, и обогащение содержания общения взрослого с ребенком (обсуждение предстоящих мероприятий и этапов их подготовки).

По мнению Л.Н. Галигузовой, 72% детей от3 до 7 лет - это застенчивые, тревожные дети. Любое публичное выступление, с одной стороны, их травмирует (вплоть до заикания), с другой, - положительно влияет на формирование умения преодолевать сценическое волнение и регулировать собственное состояние. Если при этом на празднике родитель выступает в качестве партнера, то все проблемы снимаются. Ребенок, перенимая опыт взрослых (родителей, педагогов), учится созданию и проведению публичного мероприятия. Такие навыки необходимы любому современному человеку.

Кроме того, согласно современным требованиям государства, родители - это первые учителя детей и участники партнерского взаимодействия с педагогами ДОУ, и поэтому они должны быть хорошо информированы обо всех мероприятиях  дошкольного образовательного учреждения, чтобы участвовать в их планировании, корректировке и анализе проведения.

Статья предоставлена редакцией журнала "Справочник музыкального руководителя"

Сценарии музыкальных праздников, тексты, ноты и аудио песен современных авторов всегда под рукой с электронной версией журнала.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль