Родственные слова

4844
Родственные слова

Автор: Бондаренко Светлана Викторовна учитель-логопед г. Заозерск

Воспитывать любовь к родному языку поможет логопед.Цели: Познакомить в доступной форме с понятием "родственные слова" с детьми с нарушениями устной речи, научить логопата выбирать родственные слова из ряда слов и текста. Уметь самостоятельно подбирать по смыслу от глагола ехатьнеобходимый приставочный глагол. Развивать память, слух, внимание, мышление. Воспитывать любовь к родному языку, помощь окажет логопед.

Оборудование: дерево (модель), предметные картинки: снегурочка, снеговик, снежинка, снегокат, подснежники, валенки, рукавицы, фишки, конструктор "Лего", мяч.
Слова: вода, зима, мороз, снег.Ход занятия 1. Оргмомент. (Игра с мячом).

- Дети, назовите предмет (какой он?), если он сделан из стекла (стеклянный),
кожи, дерева, глины, металла, фарфора и т.д.
Обратить внимание на пары слов.
- Послушайте: стекло – стеклянный – слова похожи между собой по звучанию.

2. Сегодня у нас выросло необычное дерево.
- Что нужно сделать, чтобы выросло дерево?
- Посадить зернышко.
- Потом нужно долго ждать, чтобы дерево стало большим. И вот оно выросло.
- А что есть у дерева? (Корни, ствол, листья, ветки, крона). Логопед читает стихотворение.

Как-то, много лет назад,
Посадили чудный сад
Сад был не фруктовым,
Было это слово.

Это слово, словно-корень,
Разрастаться стало вскоре,
И плоды принесло –
Появилось много слов.

3. Рассказывание сказки логопедом.
Давным-давно люди забыли слово снег, потеряли и никто не вспоминал о нем. А слово случайно попало в землю и появился росток, из ростка-слова: снежки, снегурочка, снегоход, снежинки, снегокат, снегирь, снежная. Прислушались люди к словам, а слова похожи как друг на друга, как родственники. И назвали такие слова родственными.
Повторить ряд слов.
Слова, как родные, похожи чуть-чуть,
И если поставить их рядом,
Послушать и вдуматься в суть –
Они говорят об одном.

4. Выбор родственных слов из текста.
- Какое сейчас время года? Зима.
Послушайте рассказ о зиме и постарайтесь услышать родственные слова (похожие). Кто будет называть слово, получит фишку.

Наступила холодная зима. Люди надели теплую зимнюю одежду. Звери попрятались в зимовье. Перелетные птицы улетели зимовать на юг. Остались только зимующие: снегири, вороны, голуби. Трудная зимовка ожидает их холодной зимой. Особенно трудно зайке в зимнюю стужу. Нет у него ни запасов, ни теплого дома. Разгребет снег лапами, найдет озимые, полакомится свежей озимью.
Скажи ласково: зима – зимушка, зимка.

5. Составление цепочки родственных слов.
- Зимой температура опускается ниже нуля градусов и тогда люди говорят: на улице мороз.
Слово мороз.
У вас есть картинки, образуйте родственные слова.
Мороз – морозилка, морозный, морозит, мороженое.

6. Составление предложений.
После зимы наступает весна.
Что происходит со снегом? Превращается в воду.
Составим родственные слова со словом вода. (Водный, водяной, водолаз, подводник, подводный, водоросли).
- Составьте предложения со словами вода, водолаз, водяной, подводный.

7. Физминутка.

8. Упражнение "Муха" - ориентировка на плоскости.

9. Образование приставочных глаголов.
- Давайте вместе с вами расскажем историю маленькой машинки. (Дети дополняют предложения, образуя приставочные глаголы).

Жила-была маленькая машинка, стояла она в тесном гараже и больше всего ей нравилось путешествовать. Как то рано-рано утром, когда все еще в доме спали, машинка выехала из гаража, и поехала по дороге, доехала до глубокой речки, въехала на деревянный мост, съехала с моста, и подъехала к ёлке, объехала ее, той же дорогой вернулась назад и тихо заехала в свой гараж. Никто даже не догадался о путешествии маленькой машинки.

10. Итог занятия. Ребята, о каких словах мы сегодня говорили?



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль