Конспект урока "Отрезок"

4653
Конспект урока


Автор: Портнова Оксана Михайловна учитель начальных классов ГОУ гимназия № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга

Тема урока: Отрезок.

Место в системе уроков:

Урок по изучению геометрического материала входит в раздел "Нумерация чисел от 1 до 10. Число 0" (всего 28 часов).

Цель урока:

ввести понятия "отрезок", "концы отрезка".

Задачи урока:

  • формировать умение работать в соответствии с поставленной целью;
  • формировать умение выделять общий признак группы элементов, моделировать;
  • формировать умение осуществлять рефлексию деятельности;
  • развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Оборудование:

  • лицензионный ЭОР образовательный комплекс ;
  • мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация ;
  • интерактивная приставка ;
  • счетные палочки, "магнитные" палочки для доски;
  • толстая нитка, ножницы;
  • картинка с изображением Карандаша;
  • круги с числами 1, 2, 3, 4;
  • карточки с выражениями вида □ ±1,2;
  • альбом из нелинованной бумаги, карандаш, линейка, цветные карандаши;
  • веера с числами 1- 20.

Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Проверка готовности к уроку. На доску прикрепляется картинка с изображением карандаша (Этот персонаж маркирует геометрический материал.)
– Как вы думаете, какая у нас сегодня тема?
(Предлагают варианты.)

– Да, сегодня у нас новая тема по геометрии. И сказка тоже будет. Но должны ведь мы повторить счет, состав числа, вычисления и письмо цифр? Давайте возьмем на это немного времени и Карандаша постараемся порадовать своими умениями. Итак, 4 шага – и новая сказка. (На доске появляются 4 круга с числами 1, 2, 3, 4, которые снимаются по ходу выполнения заданий.)

II. Повторение изученного.

1. Счет 1 – 20.

– Первое задание – умеете ли вы вовремя промолчать и "не сказать". Считаем через один. (Игра детям известна. Считают: 1, не скажу, 3, не скажу. Затем: не скажу, 2, не скажу, 4. Счет до 20.)
– Поднимите руку, кто не сбивался. Похвалите себя.

2. Состав чисел 3, 4, 5.

– Теперь посмотрим, как вы усвоили состав чисел до 5.

Выполняются задания на знание состава чисел из ОК 

(Показывают на веерах варианты состава чисел 3, 4, 5. Ученики у доски перетаскивают числа в окошки.)

3. Вычисления вида□ ±1,2.

– Следующее испытание – хорошие ли вы умельцы прибавлять и отнимать 1 и 2. (Карточки ) (Показывают результаты на веерах.)
– Поднимите руку, кто давал только правильные ответы. Похвалите себя.

4. Письмо цифр.

– Карандаш, как вы знаете, очень любит красиво чертить и писать. Он попросил меня включить в план письмо цифры, состоящей из трех элементов. Какая цифра это может быть? (4 и 5.)
– Давайте обе напишем. (Прописывают строчку цифр 4 и 5 в чередовании.)
– Найдите самую красивую четверку и самую красивую пятерку и подчеркните. Похвалите себя за красивое письмо.

III. Изучение нового материала.

1. Объяснение нового материала.

– Готовы слушать сказку?
– Жила-была Точка. Она была очень любопытная и хотела все знать. Особенно она интересовалась линиями. Увидит незнакомую линию и непременно спросит: "А как эта линия называется? Она длинная или короткая?" Подумала однажды Точка: "Как же я смогу все узнать, если всегда буду жить на одном месте? Отправлюсь-ка я путешествовать!" Вышла Точка на прямую линию и пошла по этой линии. (Два ученика натягивают длинную нитку, изображая прямую. На нитку прикрепляется точка. Третий ученик ее перемещает.)

– Как вы думаете, долго шла Точка по прямой?(Очень долго, т.к. прямая бесконечна.)

– Устала Точка, повернула в другую сторону. Долго ли она шла?(Очень долго, но до конца не дошла.)

– Опечалилась Точка: "Что же это за прогулка? Хожу-хожу по линии туда-сюда, а ни разу до конца не дошла". Могла Точка дойти до концов прямой? (Нет. У прямой концов нет.)

– Вдруг, откуда ни возьмись, появились Ножницы, щелкнули перед самым Точкиным носом и разрезали прямую. (Учитель разрезает нитку.) "Ура! – закричала Точка. – Вот и конец получился! Ай да Ножницы! А теперь сделайте, пожалуйста, конец с другой стороны". "Можно и с другой", – послушно щелкнули Ножницы. (Учитель второй раз разрезает нитку.) "Что же это такое вы от прямой отрезали? Что это за фигура такая? С одной стороны конец, с другой – конец?" "Это (Учитель дает возможность детям назвать новую фигуру.) отрезок, – ответили Ножницы. – Теперь ты, Точка, на отрезке прямой". "Отрезок прямой, отрезок прямой", – с удовольствием повторяла Точка, прогуливаясь от одного конца отрезка до другого.

2. Первичное закрепление.

1) Просмотр анимации.

– Понравилась новая сказка Карандаша? Хотите посмотреть маленький фильм, как это было? (Просмотр анимации "Отрезок" из ОК . Математика/Узнавание в объектах окружающего мира геометрических форм и работа с ними/Плоские фигуры/Отрезок)
– Запомнили новую фигуру?
– На какой фигуре Точка не могла найти конца?
– Какая фигура имеет два конца?

ФИЗМИНУТКА

2) Упражнение в построении отрезков.

a) Способы построения отрезка.

– Кто хочет сам построить в альбоме новую фигуру? Как будем действовать?
(Разбираются разные способы построения отрезка. Дети выполняют 3 упражнения: 1) построить прямую, отметить две точки, показать отрезок, выделить его цветным карандашом; 2) отметить две точки, соединить их линией, показать отрезок, его концы; 3) построить отрезок с помощью цветного карандаша, приложить линейку к отрезку и достроить прямую, частью которой отрезок является.)
– Кто может себя похвалить за построение отрезков, поднимите руку. Поднимите руку, кто еще будет учиться строить отрезки.

b) Обозначение концов отрезка точками.

– Карандашу ваша работа тоже нравится, поэтому он подготовил вам трудный вопрос: как на чертеже не перепутать прямую и отрезок? Кто заметил маленькую хитрость? (Точки, являющиеся концами отрезка, надо выделить.)
-Молодцы. Тогда попробуйте построить два отрезка: красный и зеленый, причем зеленый длиннее красного. (Строят отрезки. Проверяют в парах.)
– Поднимите руку, у кого получилось.

c) Узнавание в объектах окружающего мира геометрических форм.

– Хорошо. Но, мне кажется, мы что-то делаем неправильно. В самом начале нашего знакомства с Карандашом мы узнали, что геометрия – это землемерие, что египтяне измеряли свои земельные участки, что геометрия нужна для решения жизненных задач. А мы с вами только на бумаге отрезки строим да на экране смотрим. Единственный "жизненный" отрезок сегодня из ниточки был в начале урока. Можете вы найти в нашем классе отрезки и показать их нам?

(Дети показывают отрезки, концы отрезков.)

– Поднимите руку, кто сам нашел хотя бы один отрезок в нашем классе.

d) Моделирование отрезков. Преобразование фигур.

– Интересная тема "Отрезок"? Может быть, вы не догадываетесь, но с отрезками можно даже играть. Меня научил Карандаш. Только использовать мы будем модели отрезков. Подумайте, что может послужить моделью отрезка?(Предлагают различные варианты.)
– Давайте возьмем счетные палочки, тем более что у нас есть комплект магнитных для доски.
– А теперь внимательно посмотрите на эти цифры. Из каких элементов они состоят? (Слайд 1.) (Из отрезков.)
– Посмотрите на эти цифры и найдите лишнюю.(Цифра 1: состоит из 3 отрезков, а цифры 2, 3, 4 – из 4 отрезков.) (Клик по слайду 1.)
– А теперь составьте цифру 2.
– И попробуйте ее превратить в цифру 3, затронув наименьшее количество палочек. (Предлагают разные варианты. Показывают у доски. Приходят к выводу, что надо передвинуть две палочки, но сделать это можно по-разному.)
– Теперь из тройки делаем четверку. (Надо переставить 3 палочки.)
– Какое еще превращение можем сделать? (Четверку в двойку: перемещаем 2 палочки.)
– Понравилось показывать фокусы с цифрами? Какая фигура помогала?
– Поднимите руку, у кого получалось превращать цифры. Похвалите себя.

IV. Итог урока.

– Молодцы. Вы хорошо занимались, но Карандаш все же волнуется, запомнили ли вы новые геометрические термины. Он настаивает, чтобы я вас проверила. Согласны? Вот что придумал Карандаш: сможете вы озвучить анимацию, которую мы смотрели в начале урока? (Дети "озвучивают" анимацию. Нужно прикрыть "шторкой" готовый текст. Примерный текст: "Это прямая. Это отрезок. Это концы отрезка.")
– Молодцы. Хочется узнать про дальнейшие приключения Точки? Скоро узнаете. Прощаемся с Карандашом. Желающие могут дома строить отрезки.

Список использованной литературы

Житомирский В.Г., Шеврин Л. Н. Путешествие по стране геометрии. – М., 1991

Ищите материалы по обучению и воспитанию школьников младших классов?

Инновационные методы и технологии работы с детьми всегда под рукой с электронной версией журнала "Управление начальной школой ".

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль