Конспект урока музыки в 7-м классе "Музыкальная драматургия"

6034
Конспект урока музыки в 7-м классе


Автор: Пушняк Екатерина Викторовна  учитель МБОУ СОШ № 4 города Липецка
Тема полугодия: "Музыкальная драматургия"Тема урока: "Нет музыки печальнее на свете…"Цель: через анализ музыкальных образов и их местонахождение в увертюре увидеть отношение композитора к главным героям.Задачи: развитие творческого мышления, тембрового и интонационного слуха; на примере прослушанной музыки углубить представления о многогранности музыки Чайковского.Музыкальный материал: фонозапись увертюры-фантазии Чайковского "Ромео и Джульетта"; фонохрестоматия.Оборудование: сиди-плейер, слайд с изображением инструментов симфонического оркестра, портреты Чайковского и Шекспира.Ход урока:

Учитель. Мы продолжаем изучать тему "Музыкальная драматургия". Вспомните произведения, с которыми мы знакомились на прошлых уроках (дети называют увертюру Бетховена "Эгмонт" и увертюру Глинки к опере "Руслан и Людмила").

Если увертюра "Эгмонт" - это музыка, отражающая мировоззрение не только Бетховена, но и целой эпохи, и в музыке на первом плане личность человека, то у Глинки – сказочные лирические и эпические образы. В этих увертюрах связь музыки и литературы заключена уже в программности произведения, и композитор, выражая свою позицию, трансформирует литературные персонажи. Сегодня мы знакомимся с увертюрой Чайковского, которая появилась как отдельное произведение. "Нет повести печальнее на свете, чем повесть…?" (класс: … о Ромео и Джульетте). Класс знакомится с сюжетом, позицией Шекспира по отношению к своим героям (беседа с классом по вопросам).

У. – Принцип драматургии?
Д. – Конфликт, так как он уже есть в сюжете.
У. – В увертюре будут взаимодействовать образы людей, как в опере и балете, или философские образы? Какие?
Д.- Образы влюбленных, образ патера Лоренцо, образы любви, вражды, эпохи. Возможно, образ смерти.
У. - Попробуем услышать и "увидеть" образы в музыке: чей это образ (исполняет первую тему на ф-но)? Любовь? Главный герой?
Д. - Наверное, это образ эпохи: темные минорные краски, низкий регистр, тоска и безысходность.
У.– Если бы мы оказались в этой эпохе, какой бы инструмент смог бы олицетворять величие церкви?
Д. - Орган.

(Прослушиваем этот фрагмент в записи, предлагаю в этих звуках услышать пение , приходим к выводу о том, что это интонация церковной музыки; объясняю, что такое хорал).

У. – Еще не успел отзвучать орган, как появился новый образ, какой? Инструмент?
Д. – Звучит арфа – чисто, прозрачно, возвышенно, наверное, это образ любви. (Если класс слабый, то перед прослушиванием этого фрагмента сама рассказываю о следующем образе и играю на ф-но партию арфы, предлагая определить, какой бы инструмент смог бы исполнить эти волнообразные пассажи?)

Вывод:

У. - Уже в вступлении Чайковский выражает свою позицию. Какую?
Д. – На первом плане образ эпохи, на втором – образ любви; любовь зарождается вопреки предрассудкам эпохи.

Экспозиция (слушание); постановка задачи перед классом: при прослушивании самостоятельно определить музыкальные образы и охарактеризовать их (работает один ученик, а класс дополняет; беседа по вопросам).

У. - Что изменилось в музыке, в оркестре, интонациях?
Д. - Музыка становится быстрее, энергичнее, звучание оркестра разрастается, появляется образ вражды, завязывается конфликт.
У.- А теперь обратите внимание на развитие мелодий. Сколько мелодических линий, и как они движутся; что происходит в оркестре, и чьи это образы? (если необходимо, то показываю направление мелодии рукой).
Д. – Оркестр как бы делится на две части: струнные ведут мелодию вверх, а деревянные духовые - на одном месте; удары тарелок, как удары мечей, борьба физическая, образы двух семей, между ними конфликт.
У. – Как называется такой прием изложения музыки, где есть многоголосие? Темы вступают в разное время?
Д. – Полифония.
У. - Что хотел Чайковский показать таким сложным приемом?
Д. – Сложность человеческих отношений.
У. – После звучания образа вражды что должно прозвучать контрастом?
Д. – Образ любви.

Учитель проигрывает тему на ф-но.

У. – Чья это любовь? Какие инструменты могут исполнить эту тему?
Д. – Это любовь Ромео, так как музыка мужественная и благородная, мелодия как мужской голос, ее не смогут пропеть скрипки и флейты, но могут виолончели и альты.

Домашнее задание (индивидуально): "Три женщины в жизни Чайковского".
Продолжение темы (следующий урок по этой теме)

После проверки усвоения материала прошлого урока (играю на ф-но основные темы и прошу дать им характеристику) продолжаем работать.

У. – Чей образ рядом с образом любви Ромео? (звучит фонозапись; если необходимо, показываю на ладони шаг).
Д. – Это покровитель влюбленных – патер Лоренцо, у него тихие шаги, «шаркающие», возможно, он стар. Тихо звучат струнные смычковые.
У. – Попробуйте предслышать и предугадать появление следующего образа. Что меняется?
Д. – Разрастается оркестр, мелодия движется вверх – это образ любви Джульетты; Валторны и флейта, мелодия звучит в высоком регистре возвышенно и светло.
У. – Почему Чайковский выбрал разные по тембру и высоте звука инструменты; огромное расстояние, почему?
Д. – Огромная любовь, словно неземная, это Джульетта любящая.
У. - Как вы думаете, если бы была возможна хореографическая постановка на музыку Чайковского, как бы двигалась Джульетта?
Д. – Она бы бежала как по лестнице – вверх, «летела».

Вывод:

У. – Мы прослушали вступление и экспозицию; обратите внимание, в каком порядке показал слушателю Чайковский главные образы. Чей образ находится между образами Ромео и Джульетты?
Д. – Священник, оберегающий их чувства.
У. – А чей образ предшествует влюбленным?
Д. – Образ вражды двух семей.
У. – Все уравновешенно, хотя образы по характеру контрастны.

Разработка. Кода. Прослушивание фонозаписи. Активизация внимания на образных деталях.

У. – Контраст или конфликт?
Д. – Конфликт, так как ломаются отношения, весь оркестр участвует в исполнении, появляется звучание трубы, сильное, яркое по звуку, но рядом с «ударами мечей» - как символ смерти.
У. – Что можно сказать об образе любви Джульетты? Как звучит образ эпохи?
Д. – Джульетта страдающая, потому что в сопровождении звучит интонация слез; весь оркестр – всепоглощающая любовь; в музыку вторгается образ вражды, удары мечей – удары тарелок. Эпоха рядом с враждой – имитация органа, очень громко и подавляюще. Эпоха породила вражду, гонг… как весть о состоявшейся смерти.

Учитель: заключительная часть увертюры – это результат и вывод, как в романе, поучающий читателя и слушателя.

Д. - Траурное шествие, образ любви Ромео изменен: еще темнее краски, чем прежде; эпоха ушла на второй план, она не главная, звучит тихо и светло, так как примирение состоялось. Рядом звучит арфа – символ любви и образ Джульетты, неустойчивая мелодия, трудно пропевается и звучит очень высоко,у скрипок; как взгляд сверху, возможно, это душа Джульетты. Ударные и медные духовые завершают коду как отзвуки вражды.
У. – Музыка Чайковского многогранна и психологична: от фортепианных миниатюр с мечтой о гармонии человека и природы, таких как «Времена года», до таких сложных музыкальных вершин, как опера «Пиковая дама» и увертюра «Ромео и Джульетта», где музыка трансформирует литературные персонажи.

Вопросы к работе над сочинением-описанием:

У. – Тема любви в коде, по отношению к последним звукам вражды, какая по масштабу и почему?
Д. – Она больше, так как любовь – это победа над смертью.
У. – Самая первая тема и последняя в произведении? Позиция композитора по отношению к персонажам?
Д. - Эпоха породила вражду. Чайковский показал не только личные отношения, но и причины этой трагедии.

Проверка домашнего задания "Три женщины в жизни Чайковского".

Слово учителя о жертвенной любви в жизни, как в музыке. Разговор о Дезире Арто.

Предлагаю два эпиграфа для работы над сочинением. Постановка задачи перед классом: используя эпиграфы в работе, обосновать свой выбор эпиграфа.

"Но нет печальней повести на свете,
Чем повесть о Ромео и Джульетте".
Перевод Т.Щепкиной – Куперник

"Но повесть о Ромео и Джульетте
Останется печальнейшей на свете…"
Перевод Б. Пастернака

Учитель сообщает критерии оценивания сочинения:
-наличие вывода в конце сочинения;
-в своих размышлениях отталкиваться от музыки, а не от литературного сюжета;
-использовать музыкальную терминологию.

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль