Основные нарушения при работе с персональными данными в образовательных организациях

7694
Основные нарушения при работе с персональными данными в образовательных организациях

Какие ошибки чаще всего встречаются при работе с персональными данными детей и как их избежать? Какую информацию можно размещать на сайтах школ и детских садов?

Культура работы с персональными данными для Российской Федерации является сравнительно новым явлением. В течение десятилетий такого понятия, как персональные данные в детском саду, в советском и российском законодательстве не существовало, равно как и понятия privacy. Для русской культуры неприкосновенность частной жизни, в т. ч. информации о ней, является сравнительно новым явлением.

Сфера образования в данном случае не исключение - в течение длительного времени понятия неприкосновенности информации о частной жизни ученика либо педагога не были настолько императивны, как, например, сейчас, когда российское законодательство адаптировалось к требованиям западной культуры по вопросам неприкосновенности частной жизни и персональных данных. В итоге для большой части педагогического сообщества необходимость соблюдения конфиденциальности персональных данных обучающихся является довольно новым требованием, которое нарушает привычный ход работы. В связи с этим возникают регулярные нарушения, обусловленные тем, что долгое время работали иначе, не задумывались над этими вопросами. И многие практики, которые в течение десятилетий были общепринятыми, еще не осознаются как незаконные.

Понятие и состав персональных данных обучающихся и работников учреждения

Определения персональных данных даны в Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон) и Трудовом кодексе Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (далее - ТК РФ):

  • персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных) (ст. 3 Закона);
  • персональные данные работника - информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника (ст. 85 ТК РФ). К персональным данным лица относится информация (т. е. самые разнообразные данные), которая позволяет идентифицировать это лицо.

Если информация представлена в такой форме, что невозможно определить, к какому конкретно гражданину она относится - она не является персональными данными. Исчерпывающий перечень персональных данных определить нельзя. Любая информация, если она относится к конкретному лицу, является такими данными.

В случае, когда речь идет об обучающихся, в качестве персональных данных чаще всего выступают фамилия, имя, отчество, адрес, телефон, родственные связи, дата и место рождения, паспортные данные, социальное и имущественное положение семьи, образование и место работы родителей, адреса электронной почты и прочие контакты в сети Интернет, факты обучения в других учреждениях (дополнительное образование), информация об оздоровительных мероприятиях, сведения о других событиях жизни и т. п. Несомненно, в школе накапливается также большой массив информации об учебных достижениях ребенка.

Помимо той информации, которая содержится в личном деле работника, работодатель обладает информацией о его заработной плате, факте нахождения в отпуске, периодах временной нетрудоспособности, может стать обладателем информации о семейной и личной жизни, состоянии здоровья работника. Работодатель владеет информацией о квалификации и ее повышении, прохождении периодических медицинских осмотров, наличии судимости, результатах аттестации, служебных расследований, об обучении работника и т. п.

Нарушения при работе с персональными данными обучающихся

Данный вид нарушений является довольно распространенным. Большей своей частью нарушения связаны с восприятием коллектива детей - как целого, той единицы, с которой и происходит работа. Персональные данные детей чаще всего группируются по классам, группам, и работа с ними ведется именно как с единым набором информации. Это прочно вошло в педагогическую практику.

Зачастую нарушения связаны с тем, что персональные данные третьих лиц предоставляются без согласования с этими лицами. Например, мама ребенка в качестве контактной информации указывает не только свои данные, но и данные отца ребенка, а также других родственников. Учреждение получает, хранит, обрабатывает эти данные, несмотря на то что получены они не у того субъекта, который вправе решать вопрос об их предоставлении. В самом факте наличия контактной информации о разных людях нет ничего противозаконного, но только в том случае, если персональные данные предоставлены этими людьми добровольно и самостоятельно. Если же такая информация собрана через третьих лиц (пусть эти лица даже и будут родителями ребенка), это - нарушение.

Довольно часто с родителями на собраниях либо в классе обсуждаются какие-то моменты, в т. ч. частная жизнь ребенка. При этом озвучиваются некоторые данные о составе семьи ребенка, социальном и материальном положении его родственников, месте жительства и иная подобная информация, которая может быть отнесена к персональным данным. Во многих школах принято давать родителям классный журнал, чтобы ознакомиться с оценками их ребенка, и т. п. Вместе с тем каждый ребенок является субъектом персональных данных, и работа с его данными должна вестись отдельно.

Подобные действия, несомненно, будут являться нарушениями. Если информация касается отдельного ребенка, то предоставлять ее даже его одноклассникам можно только в случае выраженного на то согласия законных представителей ребенка. В случае же, если такого согласия нет, информация должна быть изолирована. Например, показывая журнал, чтобы родители могли посмотреть оценки своего ребенка, закрываются данные по другим детям. Либо давая посмотреть, как класс в целом справился с контрольной работой (для оценки успеваемости ребенка на фоне остальных) закрывают фамилии и имена детей, чтобы информация была обезличена. Другой вариант ознакомить конкретного родителя с информацией о его ребенке - предоставление выписки из журнала, когда копируется исключительно нужная информация.

ВАЖНО! Подробнее о типичных нарушениях с персональными данными детей и с персональными данными работников читайте в полной версии статьи, полностью опубликованной в журнале "Нормативные документы образовательного учреждения", оформить подписку на который вы можете прямо сейчас.

ЧИТАЙТЕ НА ЭТУ ТЕМУ статьи в специальной рубрике сайта "Обеспечение безопасности"



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль