Конспект рока "Определение"

1124
Конспект рока


Автор: Бобылева Любовь Ивановна учитель русского языка и литературы МБОУ "СОШ №8 г. Белгорода"

Цели урока:

1) обучающая: познакомить с определением как второстепенным членом и способами его выражения, его ролью в усилении выразительности художественного описания.

2) развивающая: формировать умение находить определения в предложениях и верно графически обозначать их, совершенствование навыков правописания ранее изученных орфограмм на более сложном материале.

3) воспитывающая: воспитывать бережное и внимательное отношение к слову.Оборудование: презентация "Определение", карточки, раздаточный материалМетодические приёмы: работа у доски, фронтальная работа, работа с учебником, индивидуальная работа, работа в парах.Тип урока: урок изучения нового материалаХод урока

1. Организационный момент
2.Актуализация опорных знаний

1. Лингвистическая разминка

(запись на доске)

Есть дер…во р…дное,
Бли…кое и д…рогое:
Белый сарафан? чик,
Бархатный кафтан?чик,
Листики р…зные,
Серё…ки расп…сные.

Отгадайте загадку. Что это за дерево? А как догадались? Как автор и мы с вами относимся к этому дереву? Есть ли в тексте слова, передающие отношение к берёзке? Каково лексическое значение слова «берёза»?

( лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями)

Иллюстрация

Выписать слова с пропущенными буквами,обозначить орфограммы, у доски работает 1 ученик вставляет буквы, объясняет.

Дорогое? Я думаю, наверно, дорого стоит, имеет высокую цену. А вы согласны или нет? Что значит дорогое?( которым дорожат, дорого сердцу)Это одно из средств выразительности русского языка. Авторы используют такие слова, чтобы подчеркнуть особенности изображаемого предмета.

Выписать словосочетания – признак берёзки (ученик у доски)

Белый сарафанчик, листики резные, серёжки расписные(разобрать)
По главному слову? – именные
По типу подчинительной связи ? - согласование
Чем выражены зависимые слова? Что обозначают? ( прилагательные, признак предмет
Такие слова называются определениями. Как вы думаете называется тема нашего урока?

3. Новая тема

Запись темы. Определение
Попробуем сформулировать цели нашего урока ( понять , что такое определение, каковы его признаки, способы выражения, роль в речи)
Составьте предложения о берёзке. Самое красивое запишем.

Русская берёзка – символ нашей родины.( синтаксический разбор, схема)

Работа с учебником, пар. 38. Сравнить наши наблюдения с учебником.

- В учебнике говорится, что определение обычно выражается именем прилагательным. Что значит «обычно»? ( часто, но не всегда)

Давайте заглянем за страницы учебника. Замените словосочетание прилаг.+сущ. Словосочетанием сущ.+сущ. Кирпичный (какой?) дом – дом (какой?) из кирпича.

Стальная труба – труба из стали, малиновое варенье – варенье из малины, стеклянная трубка – трубка из стекла.

Вывод : определение может быть выражено и именем существительным.

ОПРЕДЕЛЕНИЯСогласованные Несогласованные

Согласованные определения – согласуются с существительным, от которого они зависят в роде, числе и падеже.

Дождевая капля упала в воду.
Капля дождя отвесно упала в воду.

Вывод: Определения чаще всего в предложении выражены прилагательным, но могут быть выражены именем существительным.

Алгоритм

1. Найду главные члены предложения.
2. Найду в предложении слова, которые обозначают предмет.
3. Поставлю от них вопросы Какой? Какая? Какие? Чей?
4. Определю, есть ли в предложении слова, которые отвечают на эти вопросы.
5. Если есть, значит это определение.
6. Подчеркну определение волнистой линией.

Упр. 181 (2 человека у доски) -1 часть

2 часть – самостоятельно, подчеркнуть определения.

Разминка
Словосочетания с определениями-хлопок над головой

Другие словосочетания присесть.
1.Перелётные птицы
2. Вспоминать о лете
3. Золотая осень
4. Падали с шелестом
5. Резные листья
6. Лисий хвост
7. Осенние каникулы

Стряхнуть капельки дождя с ручек,

Вдох-выдох, потянулись. Сели. Продолжаем работу.

Сейчас какое время года? Осень. Вы любите рисовать. Иллюстрации детей. Репродукции картин художников. При помощи красок нарисовали авторы свои работы, передали свои чувства. А можно и при помощи слов нарисовать образную картину.

Любимое время года многих поэтов. А.С.Пушкин.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…

Текст Осень
Стоят дни осени. В небе висят облака. Дует ветер. В воздухе плывут нити паутины. На тропинке лежат листья осинки, листья ольхи.

Всё ли нравится в тексте?

Преобразовать. "Разукрасить". Дополнить текст яркими определениями.

Дни осени (упр.) – осенние дни( согл.) (ГИА 9 кл)
Золотая осень

Стоят последние дни золотой осени. В синем небе висят белые облака. В прозрачном воздухе плывут тонкие нити паутины. На лесной тропинке лежат багровые листья осины, жёлтые листья ольхи.

4. домашнее задание

Параграф 38, упр.182 или сочинение –миниатюра 10 предложений(описание осеннего леса, парка, дерева…)

5..Итоги урока

-Что мы узнали на сегодняшнем уроке?
-Что научились делать?
- Что вам показалось трудным?
- Что самое интересное было на уроке?

Закончите фразы:
-Я научился…
-Я запомнил…
-Мне понравилось…

 

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль