Организация работы комнаты сенсомоторного развития

4427
Организация работы комнаты сенсомоторного развития

А.В. Сорин, канд. психол. наук, директор психологического центра «Квартет», практикующий детский психолог

Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного и психического развития человека, а полноценное восприятие мира - это база для успешного овладения многими видами деятельности. Поэтому развитие сенсорных функций имеет большое значение для всего последующего развития ребенка.
Сенсорные и моторные навыки - наиболее архаичны: только что родившийся младенец умеет лишь смотреть, слышать, осязать и двигаться. Но, несмотря на огромное фундаментальное значение этих сфер, в дальнейшем развитии им уделяется меньше всего внимания. Родители стремятся как можно быстрее и раньше научить ребенка читать, писать, решать задачи. А часто он совсем не готов к этим новым знаниям, потому что базовые функции недостаточно развиты. Например, обучение ребенка чтению до того, как у него сформировалась хорошая речь, может привести к дальнейшим сложностям с чтением, письмом и речью. По этой же причине, когда у ребенка возникают проблемы с обучением, важно проводить не только и не столько коррекционную работу, но и заниматься с ним в т. ч. развитием двигательной и сенсорной сферы.

ВАЖНО СТИМУЛИРОВАТЬ НАКОПЛЕНИЕ ЧУВСТВЕННОГО ОПЫТА, СОЧЕТАЯ ЕГО  С МОТОРНОЙ АКТИВНОСТЬЮ

Сенсорные функции развиваются в тесной взаимосвязи с двигательными навыками поэтому важно стимулировать накопление чувственного опыта, сочетая его с моторной активностью. Ребенка необходимо обучать комплексному обследованию предметов с привлечением зрения, слуха, движений рук.

Двигательные навыки - одни из основных показателей хорошего физического и психического развития. Стимуляция двигательных функций оказывает влияние на физиологические процессы, происходящие в нервной системе, и способствует дальнейшему двигательному, психическому и речевому развитию ребенка. Кроме того, через работу именно с двигательной сферой можно решать проблемы, связанные с произвольностью, контролем и общим тонусом.

Успешная работа в данном направлении заключается в активизации двигательной сферы ребенка с использованием мотивации, т. е. привлечением его внимания к выполнению предложенных заданий. Обеспечить включенность ребенка в двигательные и сенсорные игровые упражнения гораздо проще, чем в выполнение методик, в основе которых лежит принцип "карандаш - бумага". Однако это не значит, что их нужно исключить, просто необходимо чередование.

По мере развития движений и освоения ребенком определенных навыков, предъявляемые ему требования постепенно усложняются. Таким образом, целенаправленное и системное развитие именно сенсомоторной сферы позволяет обеспечить высокий уровень общего развития, адаптации, усвоения знаний.
Основной формой активности ребенка в сенсомоторной комнате служит игра – деятельность, приносящая ему удовольствие и создающая условия для формирования средств общения и социально ориентированного поведения. Кроме того, игра – это ведущая деятельность в дошкольном возрасте.

ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ И СИСТЕМНОЕ РАЗВИТИЕ ИМЕННО СЕНСОМОТОРНОЙ СФЕРЫ ПОЗВОЛЯЕТ ОБЕСПЕЧИТЬ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ, АДАПТАЦИИ, УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙЦель работы комнаты сенсомоторного развития: создание благоприятных условий для развития ребенка.

Задачи комнаты сенсомоторного развития:
1. Развитие двигательных функций:

  • совершенствование общей, мелкой и речевой моторики;
  • поддержка физического тонуса детей, снятие мышечного и эмоционального напряжения.

2. Стимуляция накопления сенсомоторного опыта:

  • создание условий для ознакомления детей с цветом, величиной, осязаемыми свойствами предметов;
  • закрепление умения выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов, группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам - величине, форме, цвету;
  • обогащение чувственного опыта детей, показ разных способов обследования предметов, совершенствование восприятия детей, активное включение всех органов чувств.

3. Развитие эмоциональной сферы.
4. Формирование произвольности и контроля.Формы работы
Занятия в комнате сенсомоторного развития строятся следующим образом. Ребенок сам выбирает материал, который его в данный момент привлекает. Задача педагога - поддерживая интерес ребенка, помогать ему в освоении все более сложного материала, который имеется в оснащении данной комнаты.

Помимо работы с материалом, способствующим накоплению сенсомоторного опыта, проводится работа по стимуляции двигательных функций, что также является задачей работы данной комнаты. А именно: разминки и физкультминутки, пальчиковая гимнастика упражнения, направленные на развитие глазодвигательного праксиса, артикуляционного праксиса и межсистемные взаимодействия.

Словарь психолога
Праксис (греч. praxis – действие) – способность производить целенаправленные действия, движения. Различные формы нарушений действия объединяются понятием
"апраксия". Кроме того, к апраксиям в качестве относительно самостоятельной их формы относят расстройства письма, дисграфию.


После работы с каждым материалом ребенок убирает его на место. Длительность работы и количество занятий в комнате сенсомоторного развития определяется специалиста-ми (педагогами-психологами и педагогами-логопедами) согласно программе работы коллектива либо индивидуальной программе психолого-педагогического сопровождения ребенка.Основное оснащение комнаты Настольные игры
Настольные игры - одна из удобных форм работы с детьми. Они позволяют развивать такие базовые психические процессы, как восприятие, внимание, воображение, память, устная речь, мышление; формируют навыки коллективной игры, игры по правилам.

Настольные игры часто используют при проведении психологического или логопедического обследования ребенка. С их помощью легко устанавливается контакт с малышом, снимается напряжение, вызванное ситуацией обследования.

Интересно проводить групповые занятия (от 2 до 5-6 человек) с использованием настольных игр. При этом выполняется не только дидактическая задача, поставленная педагогом, но также появляется и социальный контекст: дети учатся уступать, слушать друг друга, принимать точку зрения партнера по игре. Игра станет более азартной, если устроить соревнование. Его можно организовать как между командами, рассаживая каждую за отдельный стол, так и между двумя игроками.

ИГРЫ, ПЕРЕНЕСЕННЫЕ В ВЕРТИКАЛЬНУЮ ПЛОСКОСТЬ, НА МОЛЬБЕРТЫ, НЕ СКОВЫВАЮТ ДВИЖЕНИЙ, ПОЗВОЛЯЮТ ТРЕНИРОВАТЬ КООРДИНАЦИЮ, РАЗВИВАТЬ ТАКТИЛЬНУЮ ЗРИТЕЛЬНУЮ ПАМЯТЬ И ДР.
Игры на мольбертах
О пользе рисования на мольбертах известно давно. Игры, перенесенные в вертикальную плоскость, на мольберты, не сковывают движений, позволяют тренировать координацию, развивать тактильную и зрительную память и ощущения, стратегическое мышление, формировать пространственные отношения (верх-низ, лево-право). Мольберт воспринимается малышом как его личное рабочее место. К тому же при игре на мольберте не портится осанка.

Игры на полу
Помогают снять детскую агрессивность, тревожность, научиться играть со сверстниками в неформальной обстановке. Возиться с игрушками на полу, конструировать, ползать, сидеть так, как удобно, - все это естественно для ребенка. Игры на полу дают ему свободу - не только двигательную, но и психологическую.

ПРИ ИГРЕ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ ВЫРАБАТЫВАЕТСЯ УСИДЧИВОСТЬ, СПОСОБНОСТЬ К КОНЦЕНТРАЦИИВНИМАНИЯ НА БОЛЕЕ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫЕ ПЕРИОДЫ ВРЕМЕНИМузыкальные инструменты
Музыкальная деятельность занимает одно из ведущих мест в формировании художественной культуры ребенка. Развитию слуха и акустического внимания способствуют музыкально-дидактические игры, направленные на формирование различать высоту, тембр ритм динамику характер музыкальных произведений. При игре на музыкальных инструментах обогащается слуховое восприятие детей, вырабатывается усидчивость, способность к концентрации внимания на более продолжительные периоды времени. Коллективная игра на различных музыкальных инструментах позволяет быстрее адаптировать детей к новой обстановке, к незнакомым сверстникам, развивает коммуникативные навыки.Оснащение комнаты сенсомоторного развития ГУ МЦ "Марьино"

НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ

1. Магнитный лабиринт
Игра представляет собой деревянное игровое поле с лабиринтом из прорезей, покрытое оргстеклом. В комплект входят двенадцать шариков. Слева и справа при помощи шнуров прикреплены ручки с магнитными наконечниками.
Игровая задача: провести шарики по лабиринту с помощью ручки. Если взять ручку неправильно, шарик падает
Цель игры: развить мелкую моторику, в т. ч. координацию и движения пальцев; способствовать успешному овладению письмом; воспитать усидчивость, аккуратность, внимание.

2. Мозаика для развития пальцев
Игра представляет собой коробку с прозрачной крышкой, в которой находятся 16 цветных шаров. Внизу расположены отверстия для пальцев.
Игровая задача: составить из шаров узор, следуя либо руководству (прилагается к каждому набору), либо собственной фантазии.
Цели игры: развить мелкую моторику, зрительный анализ, дифференцированное восприятие цвета, воображения; сформировать умение действовать по образцу, соотносить результат своей работы с образцом.

3. Подуй на шарик
В игровой комплект игры входят деревянная основа и один металлический шарик. В центре деревянной основы имеется волнистая дорожка с шестью углублениями и отверстием для шарика в конце. Слева на основу нанесены квадраты с точками (от 1 до 6). Справа от дорожки изображены геометрические фигуры разных цветов (по одной фигуре напротив каждого квадрата).
Игровая задача: продвинуть шарик по доске, дуя на него или толкая указательным пальцем.
Цель игры: научить ребенка управлять своим дыханием - соотносить силу выдоха с расстоянием до выбранного углубления на доске. Другой вариант игры позволяет развивать мелкую моторику пальцев путем уравновешивания силы толчка с желаемым расстоянием продвижения шарика по доске. В процессе игры также происходит развитие навыков различения геометрических фигур, цветов, автоматизации устного счета.

ИГРЫ НА МОЛЬБЕРТАХ Сенсино. Настольный вариант

На вертикальной поверхности мольберта по кругу расположены 12 отверстий, в каждое из которых проходит рука. С обратной стороны к этим отверстиям прикреплены полотняные мешочки -«норки». Также в комплект входят наборы из 12 пар магнитных и немагнитных фишек: животные, простые и сложные геометрические фигуры, предметы с разными поверхностями, цифры.
Игровая задача. Магнитные фишки ставятся на магниты рулетки, находящиеся в центре мольберта, а немагнитные раскладываются в «норки». Игрок должен на ощупь найти в «норках» пару к каждой магнитной фишке. Фишка, к которой нужно на ощупь найти пару, определяется с помощью рулетки с металлическим шариком внутри, которую раскручивает игрок. Возможно много вариантов игры, в одних фишки раскладываются в каждый из 12 мешочков, в других - лишь в некоторые «норки».
Цель игры: развить тактильное восприятие ребенка, зрительную и тактильную память, автоматизировать навык распознавания геометрических форм, развить коммуникативные навыки.

ИГРЫ НА ПОЛУ

1. Мяч на резинке
Игровая задача: большой мяч на резинке привязывают к телу, после чего по нему можно ударять ногой или рукой.
Цель игры: развитие координации движений и моторной ловкости, коррекция эмоционально-волевой сферы, снятие агрессии и мышечного напряжения, развитие концентрации внимания, а также психокоррекция.
Мяч на резинке безопасен в использовании при правильной фиксации на теле ребенка (необходимо следить, чтобы ребенок не надел резинку себе на шею).

2. Черепаха
Игровой материал представляет собой пластмассовую фигуру черепахи, которая приводится в движение путем переноса центра тяжести тела игрока. Грузоподъемность - до 150 кг. Перед началом работы! необходимо установить «черепаху» на ровную нескользкую поверхность. Обязательно наличие свободного пространства для передвижения.
Игровая задача: «научить» черепаху ходить.
Цель игры: развитие координации движений. Пособие помогает детям ощутить устойчивость собственного тела и механизм переноса центра тяжести тела, развить чувство равновесия. Важный момент для ребенка - снятие мышечного напряжения и, как следствие, предупреждение агрессивности.

Словарь психолога
Схема тела (СТ) - сложный синтетический образ собственного тела и его частей, образующийся в мозге человека на основе восприятия, ощущения кинестетических, тактильных, болевых, вестибулярных, зрительных, слуховых и других раздражений в сопоставлении со следами прошлого сенсорного опыта. СТ имеет значение в становлении позы и движений, регулируемых как сознательными, так и бессознательными рефлекторными механизмами. Формируется с возрастом, постепенно. У детей до 5 лет еще нет полностью сформированного образа своего тела.


3. Шарик в лабиринте (напольный)
Игровой материал представляет собой неустойчивую основу с лабиринтом в передней части, три шарика и накладку с тремя отверстиями, диаметр которых - чуть меньше диаметра каждого шарика. Комплект сделан из прочной пластмассы и выдерживает нагрузку до 120 кг.
Игровая задача: нужно провести шарик по лабиринту, управляя им с помощью переноса центра тяжести тела. При использовании основы без накладки игрок встает на основу и, балансируя на ней, приводит шарик в движение. Если накладку установить на основу, то можно играть с тремя шариками одновременно. При этом нужно загнать все три шарика в отверстия. Управлять основой можно ногами или руками.

Игровые цели: развитие координации движений, равновесия, осознание схемы своего тела. Игра эффективна в работе с расторможенными детьми, обладающими чрезмерной двигательной активностью. Ребята учатся сосредотачиваться, у них вырабатывается стремление доводить начатое дело до логического завершения, формируются навыки произвольности и саморегуляции.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ Маленькая шумная компания
Набор народных ритмических инструментов с четырех континентов, помещенных в плетеный короб, позволяет детям создавать ритмы и звуки. Различные инструменты дополняют друг друга и вызывают спонтанное желание подвигаться и поиграть.

ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ

1. Пирамидка
Деревянная русская пирамидка: стержень на подставке, на который нанизаны кольца. Нижнее кольцо имеет самый большой диаметр, а верхнее - самый маленький.
Игровая задача: разобрать и собрать пирамидку
Процесс игры. Педагог предлагает ребенку рассмотреть пирамидку и снять со стержня верхний колпачок. Затем медленно снимает и кладет перед ребенком по одному все кольца пирамидки. Ребенок может продолжать самостоятельно после того, как педагог снимет третье кольцо. После этого педагог собирает пирамидку. Выбирает кольцо с самым большим диаметром и надевает на стержень. Затем из оставшихся колец опять выбирает самое большое и нанизывает на стержень. Ребенок продолжает эту работу самостоятельно. Педагог может провести пальцем по кольцам пирамидки сверху вниз, чтобы убедиться, что та выстроена правильно: от большого колечка к маленькому
Цели игры: развитие концентрации внимания, координации движений, мелкой моторики, умения сравнивать предметы по величине, выстраивать сериационный ряд.

2. Русская матрешка
Деревянная матрешка, состоящая из нескольких вложенных в нее таких же кукол, но меньшей величины.
Игровая задача: раскрыть матрешку, выстроить ряд кукол от большой к самой маленькой, а затем вложить их обратно друг в друга.
Процесс игры. Ребенок ставит матрешку перед собой на стол. Педагог берет ее в руки, открывает, вынимает матрешку поменьше и ставит ее на стол. Первую матрешку сразу закрывает и отставляет в сторону. Затем педагог вместе с ребенком делает то же с остальными матрешками. Когда все фигурки в собранном виде оказываются на столе, педагог показывает ребенку, как можно выстроить из них ряд от большой матрешки к маленькой. Затем матрешки, начиная с предпоследней, разбираются, вкладываются одна в другую и закрываются. Можно отдельно друг от друга поставить "юбочки" всех матрешек и "платочки" и перемешать их. Затем предложить ребенку собрать и поставить рядом пары "юбочек" и "платочков", после чего собрать каждую матрешку и снова выстроить их в ряд от самой большой к самой маленькой.
Цели игры: развитие концентрации внимания, координации движений, умения сравнивать предметы по величине, строить сериационный ряд, формирование представления "большой - маленький", "глубокий - мелкий", "высокий - низкий", "больше, чем...", "ниже, чем..." и т. д.

3. Формочки-вкладыши
Формочки в виде пластмассовых стаканчиков разной величины.
Игровая задача: вынуть все формочки из самой большой, выстроить гармоничный ряд, а затем вложить их обратно друг в друга.
Процесс игры. Дети берут формочки в собранном виде и, вынимая по одной, устанавливают их в беспорядке на столе или ковре. Возможны разные варианты игры: формочки упорядочивают, выстраивая ряд слева направо - от большей к меньшей; ставят их одну на другую, образуя гармоничную башню. В любом варианте, заканчивая работу, дети вкладывают формочки одна в другую и приводят их в первоначальный вид.
Цели игры: развитие концентрации внимания, координации движений, умения сравнивать предметы по величине, строить сериационный ряд, формирование представления "большой - маленький", "глубокий - мелкий", "высокий - низкий", "больше, чем...", "ниже, чем..." и т. д.

4. Розовая башня
Игровой материал представляет собой 10 деревянных кубов разной величины, покрашенных розоватым цветом. Ребро самого большого куба - 10 см, самого маленького - 1 см.
Игровая задача: ребенок строит на коврике розовую башню, руководствуясь принципом «от большого к маленькому». Кубы можно выстроить на ковре по диагонали, по кругу, "лестницей" и т. д.
Цели игры: развитие концентрации внимания, координации движений, математических способностей, умения сравнивать предметы и строить сериационный ряд, формирование понятий "большой - маленький", "больше, чем", "меньше, чем".

5. Коричневая лестница
Игровой материал состоит из 10 деревянных призм, каждая длиной 20 см. Боковые стороны их - квадраты. Длина ребер квадратов уменьшается от 10 до 1 см.
Процесс игры и игровые задачи. Ребенок с помощью педагога ощупывает призмы и прикладывают их друг к другу одна за другой при соблюдении заданной закономерности построения ряда. Возникает ступенчатая структура - лестница. Можно провести по ней рукой, начиная с самой высокой и кончая самой низкой ступенью, или наоборот. Таким образом, ребенок учится понимать закономерность изменения величин. Лестница разбирается -призма за призмой. Варианты упражнений: лестница строится, начиная с самой тонкой призмы; призмы кладут друг за другом так, чтобы следующая, более тонкая, призма доходила до середины грани предыдущей, располагая их попеременно то слева, то справа от средней линии грани предшествующей призмы; изменение заданного порядка призм 10-1 с учетом гармонии в вертикальном и горизонтальном направлениях: 10-5-9-4-8-3-7-2-6-1 или 10-1-9-2-8-3-7-4-6-5 (через такие закономерности ребенок может найти много вариаций работы с материалом); ряд призм 10-1 прерывают, вынимая из него какую-либо призму, ребенок должен указать, в каком месте гармония нарушена; комбинационная игра с "Розовой башней".

Цели игры: формирование понятия "толстый - тонкий", развитие моторики, координации движений, формирование порядковых структур.

5. Корзинки с овощами и фруктами
Игровой материал представляет собой стоящие на полке корзинки с овощами и фруктами (муляжи, резиновые игрушки). В таких корзинках могут лежать: яблоко, груша, помидор, огурец, лимон, луковица, банан, перец, виноград, клубника, вишня и др.
Игровые задачи и процесс игры: называние овощей и фруктов, которые лежат в корзинках. Если дети хорошо знают названия всех лежащих в корзинках предметов, можно накрыть ее большой салфеткой и попросить ребенка вынуть из-под нее, например, яблоко или помидор. Дети с удовольствием продолжают игру. Напоминая названия овощей и фруктов, можно спросить: "Что я достала из корзинки?" Ребенок ответит: "Апельсин!"
Цели игры: установление контакта, развитие речи, формирование представлений об овощах и фруктах.

ВОДНАЯ ЗОНА
Переливание воды
Материал: поднос, лейка из прозрачного материала, сосуд с большим отверстием, тряпка.
Процесс игры и игровые задачи. Лейка наполнена до отметки водой. Лейка и сосуд стоят рядом друг с другом. Важен порядок на рабочем месте. Ребенок берет лейку за ручку, поднимает ее высоко, наклоняет над сосудом и медленно наливает воду, пока сосуд не наполнится. Затем ставит лейку на стол и вытирает капли со стола. Потом переливает воду обратно в лейку. Упражнение можно варьировать, взяв большее число сосудов или сосуд с другими свойствами, например с маленьким отверстием.
Цели игры: развитие координации движений, ориентировка в окружающем мире, установление контакта, изучение свойств воды, формирование понятия объема.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары





© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль