Конспект занятия "Извержение вулкана"

2443
Конспект занятия

Автор: Матушкина Ирина Николаевна (Свердловская область)

Цель:

  • познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения;
  • развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме;
  • поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;
  • развивать аккуратность, взаимопомощь.

Оборудование:

  • картинки с изображением вулканов;
  • карта России;
  • поддоны;
  • картон,
  • клей;
  • сода;
  • уксус;
  • сухая красная краска;
  • моющая жидкость;
  • листы бумаги;
  • цветные карандаши (для фиксации наблюдений);
  • чайные ложки;
  • пипетка.

Предварительная работа: изготовление макета гор.

Ход занятия Воспитатель: Сегодня у нас ребята с Вами необычное занятие, которое посвящено нашей исследовательской деятельности, но прежде я хочу спросить, как Вы думаете, что такое вулкан?

Ответы детей:

Воспитатель: А теперь обратите внимание на стол, на котором стоит макет гор (Дети вместе с воспитателем изготавливали в течение 2-х недель макет гор из пустых бутылочек, стаканчиков от йогурта и монтажной пены – одна гора с ледником, другая – вулкан, между ними горное озеро.)
Воспитатель:
 В одной горе у нас вулкан, но он, почему - то у нас оказался не работающим. Может быть, кто – то и Вас ребята знает, как сделать так чтобы получилось у нас извержение вулкана, и он стал работающим?Ответы детей:


Воспитатель:
  А хотите узнать и познать, что такое вулкан и как происходит извержение вулкана?Ответы детей:

Воспитатель:  Я знаю, что такое вулкан и даже могу научить вас несложному опыту с извержением вулкана, но сначала я расскажу вам одну легенду о вулкане. Давайте с вами сядем в кружок поудобнее и будем внимательно слушать.
Включается спокойная тихая музыка Воспитатель рассказывает с интересом, загадочно и эмоционально
"Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами."
Воспитатель:
Понравилась вам легенда? Интересная была? А о чем говорится в легенде? Хорошо! Молодцы! А теперь я хочу вам предложить рассмотреть картинки с изображением вулканов. Посмотрите, это на вид обычная гора называется она спящий вулкан, а это та же самая гора только с извергающейся из нее лавой, огнем, дымом – это действующий вулкан. Посмотрите, какой формы вулкан, на что он похож?


Дети:
Похож на пирамиду, конус.

Воспитатель: Правильно, ребята, вулкан конусообразной формы. Обратите внимание на его верхнюю часть, на что она похожа?


Дети:
На большую яму, воронку.

Воспитатель: Верно. А кто знает, как называется эта часть вулкана?

Воспитатель: Вершина горы, из которой извергается вулкан, называется кратер вулкана. Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато – оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. Воспитатель: Хотите, я вас научу, как сделать вулкан из нашей замечательной горы? Давайте пройдем к макету и еще раз внимательно посмотрим на горы и посмотрим, если там кратер?
Воспитатель:
Да конечно, имеется кратер, как и в любых настоящих вулканах. Предлагаю Вам пройти за столы.Пальчиковая игра "Паучок" (Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.

(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение - дождик.)
Дождик с неба вдруг полил,

(Хлопок ладонями по столу/коленям.)
Паучков на землю смыл.

(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками - солнышко светит.)
Солнце стало пригревать,

(Делаем движения такие же, как и в самом начале.)
Паучок ползёт опять,

("Паучки" ползают по голове.)
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
Воспитатель:
Молодцы! А теперь я вам предлагаю склеить из картона конус, это будет основание вулкана. Из чего сделаем жерло? … Давайте вставим внутрь конуса стаканчик из - под йогурта. Из чего же нам сделать лаву? Вы случайно не знаете? Хотите узнать? Ответы детей
Воспитатель:
Внимательно следите за моими действиями. Я помещаю в банку одну чайную ложку соды, немного красной сухой краски и 5 капель моющей жидкости. А теперь внимание! Следующая жидкость на моей формуле обозначена особым знаком -  Х Что он означает? Верно, это означает, что самому пользоваться ею нельзя. Эта жидкость – уксус, и его наливать можно только взрослому. Я добавляю 5 капель уксуса. Посмотрите, что происходит? Хотите попробовать повторить этот опыт сами? Дети сами готовят состав лавы, но уксус добавляет воспитатель.

Воспитатель: Ребята, а давайте попробуем "запустить" наш вулкан, и посмотрим, что у нас получится. Воспитатель готовит раствор и заливает его в "жерло”"вулкана макета. Наблюдаем "извержение" вулкана.

Воспитатель: Ребята, разные вулканы извергаются по-разному. Иногда они как- будто взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь обсыпает склоны гор. А бывает, лава вытекает “спокойно” . У нас в стране есть много вулканов. Почти все они находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах. Давайте найдем их на карте России. И пометим значком.
Физминутка
"За столами" И.п.: сидя за столом, руки вниз. 1 – руки через стороны вверх, смотреть на пальцы – вдох; 2 – руки через стороны вниз, расслабиться – выдох. Выполнить 2 раза. Темп медленный.

Направлено на улучшение вентиляции легких и расслабление. Учить детей правильно расслаблять мышцы.
Воспитатель:
А давайте мы ребята с вами сейчас нарисуем вулкан и заполним нашу папку исследователя по теме "Вулкан".

Занятие заканчивается выставкой рисунков на доске



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль