Как научиться импровизировать

2530
Как научиться импровизировать

 
Автор: Р.Р. Кучкарова,  психолог, автор подхода "Терапевтическое движение"

Школа в ее нынешнем состоянии может быть не только источником вдохновения, но и его палачом. Никто из работающих в ее стенах не защищен от состояний уныния, подавленности, утомления, механического существования, когда ничего не хочется, - уж точно не до творчества. Достаточно погрузиться в бумажную рутину, столкнуться с конфликтной ситуацией, агрессивным воздействием среды, несправедливостью, неясностью или неопределенностью любого рода, а может быть, встретиться с чем-то новым, еще не освоенным, и оттого внушающим тревогу и опасение...Значение вдохновения в профессиональной деятельности
Именно интерес, вдохновение и творческий азарт - основные элементы, привлекающие людей в любую профессию или дело (при условии, что речь идет об истинном выборе), поддерживающие их на этом поприще. Они же - пища для выживания и роста, бальзам на рану, живая вода, алхимические элементы счастья. Поэтому терять с ними связь, забывать, откладывать в регулярно вдохновляться, питать или восстанавливать интерес, творить знать и помнить о наличии этой потребности и позволять себе удовлетворять ее.

НЕОБХОДИМО РЕГУЛЯРНО ВДОХНОВЛЯТЬСЯ, ПИТАТЬ ИЛИ ВОССТАНАВЛИВАТЬ ИНТЕРЕС, ТВОРИТЬ – ЗНАТЬ И ПОМНИТЬ О НАЛИЧИИ ЭТОЙ ПОТРЕБНОСТИ И ПОЗВОЛЯТЬ СЕБЕ УДОВЛЕТВОРЯТЬ ЕЕ

Но где взять силы и время на все это при большой загруженности? Такой вопрос означает, скорее всего, обесценивание или недооценку того эффекта, который дает включение вдохновения и созидательного компонента в каждодневную деятельность, особенно, профессиональную.

Однако ставка весьма высока: повышение качества жизни в одном направлении или во всех сразу - от эмоционально-личностного до материального. Все зависит от цели. Происходит это благодаря пробуждению и действию личных сил автора-творца, формированию и укреплению у него внутреннего стержня - самой постоянной опоры из всех возможных. Повышается дееспособность, а вместе с ней обнаруживается больше свободы за счет снятия излишнего напряжения, которое возникло из-за зависимости от внешних опор (не здесь ли кроются корни большой загруженности?). Как следствие, возрастает внутренняя уравновешенность, стабильность, появляется больше уверенности - даже в тех областях, где прежде привычно было считать себя "гадким утенком" в стае "белых лебедей". На место косности приходит гибкость, а равнодушие и скука сменяются интересом и активностью. Жизнь и деятельность наполняются событиями, о которых принято говорить: "есть что вспомнить".

Обращение к творческим силам актуально сегодня для образования как никогда в связи с предоставленной педагогам возможностью выбирать концепции воспитания, авторские методики, право на эксперимент и опытную работу.   (Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие. М., 2002.) Педагогам пророчат роль "акторов" реальных преобразований социальных институтов в нынешний период радикальных изменений в обществе (Муромова Е.Г. Педагогический консерватизм как культурный феномен. http://spb160.narod.ru/conserv.htm.) . Новаторство и творчество в школе приветствуются, а значит, есть необходимость развиваться в этом направлении, в том числе через изменение склада ума, жизненных позиций и личных/профессиональных мотивов.

Словарь психолога
Актор (лат. actor – деятель) – индивид, общественная группа, институт или другой субъект, осуществляющий конкретные действия; сторона, участвующая в конфликте.

Существуют разные "ключи" для высвобождения действия "магических элементов" - интереса, вдохновения, духа творчества.

Как правило, эти "ключи" обнаруживаются неожиданно, спонтанно. Иногда достаточно просто начать что-то делать, и вдохновение приходит откуда ни возьмись. А иногда для этого нужно определить мотивирующую тему, найти настроение, от которых "екает сердце" или "закипает кровь". И то и другое возможно в процессе и/или результате импровизации.Что такое импровизация
В словарях понятие импровизации этимологически связывают с элементами неожиданности и внезапности. На деле это творческий процесс, который одновременно является его результатом. Бывают музыкальные, танцевальные или иные импровизации. Учителя используют в своей работе педагогическую импровизацию. Оправдывая свои характеристики внезапности или неожиданности, импровизация рождается здесь и сейчас. Это поток творческой деятельности, не прерываемый критикой, рассуждениями или оценками, придающий сам себе форму и направление, протекающий "сквозь" автора, который, пропуская его через себя, лишь успевает отслеживать развитие темы, содержания и возможности в заданных избранным жанром рамках, чтобы импровизация удалась.Педагогическая импровизация

Все учителя-предметники на своих уроках используют план-конспект. Однако среди них немало и тех, кто позволяет себе импровизировать - отступает от запланированного хода урока, считая целесообразным включать в него что-то неожиданное, неподготовленное, то, что возникает в ситуации вдруг, здесь и сейчас. Ученики могут быть слишком возбужденными или заинтересованными посторонней темой - тогда почему бы ее, к примеру, не включить в урок? Либо, наоборот, они могут скучать, и тогда срочно требуются средства для пробуждения у них интереса. Среди детей всегда обнаруживаются любители задавать вопросы или демонстрировать на уроке свои знания. В этих случаях важно быстро и правильно распознавать мотивы таких включений и реагировать на них адекватно - чтобы не упустить возможности усилить общий интерес к теме урока или, наоборот, не позволить увести себя и других в ложном направлении, но при этом еще и сохранить общий позитивный настрой. Все перечисленное может вдохновлять на спонтанное творчество во время урока.

Воспитательные задачи в ходе внеурочного взаимодействия, как правило, решаются в еще более неопределенных условиях. Невозможно заранее просчитать и угадать, из каких ситуаций могут складываться и как развиваться те или иные взаимоотношения. В таком случае, вероятно, лучше импровизировать на ходу, чем бездействовать, скрываясь за маской игнорирования, равнодушия, враждебности или же слащавости и проч. Как видно, не зря умение легко импровизировать опытные педагоги считают путем восхождения к педагогическому мастерству.

Педагогическая импровизация – составляющая часть педагогической деятельности, рождающаяся непосредственно во время ее осуществления, без предварительной подготовки, и выражающая творческое, а нередко интуитивное, начало этой деятельности. Педагогу приходится ориентироваться "на ходу", принимать нестандартные решения и вводить в заранее продуманный план новые, только что придуманные элементы. Педагогическая импровизация осуществляется публично, на глазах у детей, в свою очередь, способствуя созданию неординарных  ситуаций. Она может рассматриваться и как метод воспитания и обучения, ибо обладает значительным потенциалом развития как детей, так и самого преподавателя.

Учитель, не способный к педагогической импровизации, склонен к ранней профессиональной стагнации.

Словарь психолога
Стагнация (лат. stagnatio – неподвижность, от stagnum – стоячая вода) – застой, отсутствие развития.

Процесс импровизации включает в себя использование специалистом не только знаний (о предмете, методе преподавания, человеке, жизни и др.), но и вполне определенных личностных, социальных, поведенческих и психофизических качеств и свойств. Важны, в первую очередь, интерес и увлеченность темой (делом). Необходимы естественность, самобытность педагога, гибкость (пластичность) его мышления и психики, активное воображение, открытость, в том числе к равному с учениками взаимодействию, готовность рисковать. А еще уверенность в своих силах, уравновешенность, устойчивость. Импровизация невозможна без концентрации внимания и ее точного распределения. Сам процесс предполагает необходимость постоянно делать выборы и принимать решения, и иногда только интуиция может подсказать, какие из них правильные и отвечают требованиям ситуации, как их точно реализовать, а также, как органично перейти от экспромта к запланированному.

Импровизация происходит и воспринимается легче, когда импровизатор достаточно расслаблен - в нем нет лишнего напряжения, и он пребывает в оптимальном тонусе. Если педагог спокоен, сквозь него непринужденно протекает поток творческой энергии, к нему хочется присоединиться. При этом создается впечатление, что даже самые сложные задачи не требуют для выполнения больших усилий.

Эти и другие качества хороший импровизатор нарабатывает в практике. Прирожденный импровизатор делает это естественным образом в профессиональной или повседневной деятельности. Желающий развить в себе этот навык пробует себя в отвлеченной активности.Хотите импровизировать? - Танцуйте!
Что может быть проще - включить любимую или подходящую под настроение музыку и начать танец? Достаточно позволить музыке себя вести. Такое времяпрепровождение полезно в первую очередь своим катарсическим эффектом - можно испытать существенное облегчение, разрядив в свободном танце скопившуюся эмоциональную энергию. Кроме того, свободный танец помогает решить проблему гиперконтроля - бич тех, кто привык отдавать предпочтение исключительно образу жизни с "умным видом", что мешает им рисковать, пробовать новое и получать от этого истинное наслаждение. Давно ли они дурачились и делали глупости?

СВЕЖИЙ ВЗГЛЯД НА ЖИЗНЬ ТРЕБУЕТ ПРЕЖДЕ ВСЕГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ АВТОМАТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ И ПРИВЫЧНЫХ ФОРМ  ПОВЕДЕНИЯ

Между тем привычка и рутина развивают неподвижность и лишают гибкости. Тогда как свежий взгляд на жизнь требует прежде всего освобождения от автоматических действий и привычных форм поведения.

Обычным следствием "горя от ума" - предпочтения ума перед телом - для большинства людей являются "похороны" последнего, его практически полное обездвиживание и "обесчувствование". Люди привыкают связывать свои действия с оценками "хорошо -плохо". Как следствие - ограничивают себя лишь тем, что направляются к чему-либо (дойти до кресла) или от чего-либо (выйти из-за стола) с целью достижения комфорта или безопасности. Исследовательский, эмоционально-чувственный или игровой компонент движения практически полностью игнорируется.

ТАНЦЕВАТЬ "ПРОТИВ" МУЗЫКИ - НЕПЛОХОЙ СПОСОБ ПРОВЕРИТЬ ВЫДЕРЖКУ, УМЕНИЕ БЫТЬ НЕЗАВИСИМЫМ И ЛОМАТЬ СТЕРЕОТИПЫ

Итак, после того как эмоциональная разрядка в свободном танце произошла, можно подключать к нему функцию осознавания. Для этого во время танца достаточно начать внимательнее  слушать музыку и "играть" с ее ритмом, нюансами звучания инструментальных или вокальных тем. Еще вариант - танцевать "против" музыки: нарушая ее ритм, выстраивая свой собственный, намеренно вступая в диссонанс с тем, который предлагает музыка. Это неплохой способ проверить умение, способность быть независимым и ломать стереотипы. Для пущего эффекта можно вообще выключить музыку и потанцевать в тишине. Возможно, вас будут вести раздающиеся там и сям голоса, стуки и шорохи, звуки вашего собственного дыхания или сердцебиения... А может, вы обнаружите и настроитесь на свой, внутренний, звучащий только для вас ритм. Кстати, может оказаться, что он для вас естествен, а значит, комфортен для жизни и различных передвижений. Не удивляйтесь, если он будет отличаться от привычного, когда-то "заведенного" вами, просто запомните его, чтобы потом воспользоваться в жизни.

После того как вы насладитесь танцем в тишине, сделав небольшую паузу, можно опять включить ритмичную музыку и выполнить следующую задачу: постепенно (или сразу - для "продвинутых") включить в танец как можно больше частей и участков тела, которые двигались бы одновременно. Вы пробовали танцевать, к примеру, подмышками или лопатками? А лицом или скальпом (в нем тоже есть мышцы? Всем телом сразу? Несложно заметить, что легче танцевать в рамках давно наработанных паттернов (схем), осуществлять стереотипные действия и привычный набор жестов (например, руками, но не плечами; или коленями, но не тазовой областью и т. д.). А вот находить новые для себя движения, не повторяться, включать незадействованные прежде участки тела не так-то просто! Известно, что двигательные стереотипы означают наличие стереотипов мышления и что, разрушая первые, можно научиться мыслить по-новому.

Если еще есть энергия, можно делать движения, закрыв глаза, погрузиться в себя, чтобы направить внимание на то, какие именно эмоции, чувства или образы начинают вплетаться в ваш спонтанный танец, всплывая из глубин бессознательного. При определенных условиях это помогает вывести наружу и увидеть актуальные, но ранее не осознаваемые внутренние конфликтные и ресурсные содержания. Тем самым можно разрешить обнаруженные в танце конфликты или вовремя воспользоваться найденными ресурсами.

Если вы проделаете все, что было предложено, то отметите, что танцевали и двигались без плана, подчиняясь внезапным или неожиданным для самих себя импульсам и порывам – собственно, импровизировали. А если вам было интересно и вы по-настоящему включились в процесс, то ощутите, как размялись не только физически, но и душевно и умственно. Почувствуете также прилив творческих сил – вот он, искомый источник вдохновения!

Принять себя = принять другого
Помимо указанного эффекта свободы во время танцевальной импровизации - внезапности и спонтанности движений - также можно отметить, что сосредоточение внимания на собственных двигательных проявлениях приводит к достижению вполне определенного психоэмоционального состояния. Наступает внутренняя стабилизация: утихают тревожные мысли и переживания, приходит спокойствие и уравновешенность, улучшается общее самочувствие, в целом стабилизируется энергетический фон. Эмоциональность, проявленная в импровизации при сопровождении, а не подавляющей деятельности контроля сознания, как правило, обретает качества плавности, "заземленности", большей приемлемости - как у самого исполнителя, так и, в перспективе, у окружающих. Благодаря этому формируются и/или развиваются навыки "нового" контроля сознания, открывающего или подкрепляющего способность управлять эмоциями. Нарастает "эмоциональная крепость" - умение сохранять самообладание в довольно непростых, эмоционально насыщенных ситуациях, коих довольно много случается в любой школе, способность достойно реагировать на них либо быстро восстанавливать нарушенный психоэмоциональный баланс. Со временем также повышается эмоциональная компетентность благодаря развитию умения распознавать и понимать свои чувства и ощущения, а вслед за этим - и чужие.

Вообще, спонтанный танец развивается по законам интуиции, озарений, эмоционально-чувственных сфер. Решения о том, как, куда и сколько двигаться, принимаются по наитию, почти без участия логического мышления. Таким образом, нарабатывается способность действовать нестандартно, реализовывать нетрадиционные для логического мышления намерения, что действительно важно в свете ориентации современного общества и школы на развитие психически целостного человека.

Еще один приятный эффект от удавшейся импровизации: импровизатор, как правило, нравится самому себе. Во время этого процесса естественным образом происходит согласие с собой, принятие себя - в инициативах, активности, двигательных и эмоциональных проявлениях. В качестве логического продолжения данного эффекта повышается способность принимать других. Это происходит из-за того, что у такого человека открываются или/и возрастают ресурсы, помогающие появлению желания слышать, понимать окружающих - учеников, их родителей, собственных коллег и др., раскрывать их творческий потенциал, принимать их правоту и (бывает - что скрывать?) собственную неправоту. Отношения с людьми в целом могут выйти на качественно иной уровень - более свободный, раскрепощенный, как следствие, приносящий удовольствие.

В современной школе постоянно растет потребность в личностно ориентированном, гуманистическом подходе к учащимся, так что все это, несомненно, положительным образом может сказаться на общем мастерстве педагога. Это немаловажно также в связи с тем, что дети в школе, какими бы негативистами ни представлялись некоторые из них, продолжают надеяться на "хороших взрослых", способных их услышать, увидеть, посочувствовать, понять и правильно направить, быть им опорой и проводниками в обширный и чрезвычайно доступный сегодня мир знаний.Ближе к телу

Поскольку речь идет о танцевально-двигательной импровизации и в связи с тем, что это телесная практика, скажем несколько слов о том, как в ней принято работать с телом.

Полезно и эффективно готовить тело к импровизации, одновременно настраивая необходимым образом сознание, т. е. переключать внимание с привычной мысленной "жвачки" о тревогах и проблемах повседневной жизни, съедающей всю свободную энергию, именно на функционирование тела в движении. Этого можно достигнуть как прямым, активным способом перевода внимания, на тело так и на то, как оно двигается.

Тело - ведущий инструмент для танцевально-двигательной импровизации, который необходимо настраивать на определенный режим оптимального сочетания расслабления и напряжения. Для этого используются упражнения, выполняемые лежа на полу, дыхательные упражнения и др. Чем более расслаблено тело, тем лучше оно готово к выразительности. В этом случае ему нужно ровно столько напряжения, сколько необходимо для направления потока спонтанных движений и действий, игры с ним, контроля и управления психоэмоциональным состоянием, телесными формами и их динамикой, включением композиционных и смысловых составляющих в общее действо. Однако следует избегать и полного снятия напряжения, утраты тонуса, необходимого для активности. Излишняя расслабленность, равно как и скованность, лишают тело вариативности, подавляют механизмы его памяти вообще и в частности, памяти о многообразии возможных человеческих движений и действий, тем самым как бы оскудняя его движенческий репертуар. Для импровизации тело должно быть достаточно живым, "текучим", отзывчивым и мобильным. Важно отметить, что состояние текучести, расслабленности -ключ к снятию гиперконтроля, запирающего чуть ли не все каналы для свободных проявлений, на какие может быть способен человек.

Следует сказать несколько слов о телесных ощущениях. Если обратить на них внимание, то становится понятно, что их в теле много, и они все время меняются под воздействием тех или иных внешних и внутренних стимулов. Импровизация позволяет двигаться в соответствии именно с этими своими субъективными ощущениями, а не продиктованными извне "красивыми" формами. Тогда рождается танец, в котором проявляется индивидуальность, самобытность танцора. Когда мы изобретаем способы, с помощью которых можно было бы придавать форму своим ощущениям, и тому, что ищет своего воплощения, это обогащает и делает более разнообразным наш движенческий, а вслед за ним и поведенческий, репертуар, настраивает мышление на поиски новых ходов и озарений. На само тело подобное внимание и возможность двигаться конгруэнтно ощущениям производят такой эффект, что оно обретает качества пластичности, гибкости - одним словом, живости. А какое удовольствие - выразить то, что не поддается словесному описанию! Ведь мы чувствуем и "знаем" на телесном уровне многое задолго до того, как можем обозначить это словами.

В заключение еще раз подчеркнем важность и необходимость использования в жизни возможностей действовать спонтанно, творчески. Наши движения чересчур обусловлены внешним влиянием, вследствие чего наше "я" зачастую полностью растворяется, оставляя место набору автоматических жестов, наработанных в процессе социальной адаптации. Способность проявляться, быть собой утрачивается чуть ли не навсегда. А вместе с ней и самобытность, индивидуальность, чувствование и знание себя, собственных желаний, переживаний и границ, воля к осознанным, ответственным выборам. Так стирается вкус к жизни, теряется ее смысл. Неудивительно, что формируется негативное отношение к любым нормам и правилам и желание ломать стереотипы, искать новое, свое. Импровизация - великолепная возможность для восстановления утраченных жизненных ценностей и реализации творческих сил, существующих в любом человеке (алгоритм действий - памятка). Того же требует прогрессивный педагогический процесс, опирающийся на восприятие всякой новой ситуации педагогического взаимодействия как уникальной и неповторимой. Импровизация воспитывает индивидуалов, способных объединяться в коллективы, где каждый осознает себя независимым и готов нести личную ответственность за принимаемые решения.Памятка для педагога

Что нужно делать, чтобы начать импровизировать

  1. Настройтесь на себя: почувствуйте свое тело, почву под ногами, постарайтесь выровнять дыхание, отбросить лишние мысли, сконцентрируйтесь на самом важном в ситуации.
  2. Почувствуйте импульс в виде желания действовать. И начинайте.
  3. Сохраняйте концентрацию на себе и держите внимание на окружающем. Отмечайте любую актуальную информацию, необходимую для развития импровизации (это могут быть ваши собственные мысли или чувства, чьи-то реплики, вид из окна, действие присутствующих и т. д.), откликайтесь на нее словами и действиями.
  4. Оставьте все оценки и критику на потом, принимайте все как есть: свои и чужие движения, все, что получается или не очень, возможности для действия или их отсутствие - "плывите по течению". Пусть сознание сопровождает, а не прерывает процесс.
  5. Позвольте себе быть выразительным, вовлекать в импровизацию других. Будьте свободным в проявлениях, но не теряйте связи с чувством меры.
  6. Продолжайте, пока не почувствуете приближение завершения импровизационного действа, найдите плавное окончание.
  7. Проведите рефлексию и запишите или поделитесь с кем-нибудь мыслями, чувствами по поводу собственной импровизации.

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль