Как научиться импровизировать

2530
Как научиться импровизировать

 
Автор: Р.Р. Кучкарова,  психолог, автор подхода "Терапевтическое движение"

Школа в ее нынешнем состоянии может быть не только источником вдохновения, но и его палачом. Никто из работающих в ее стенах не защищен от состояний уныния, подавленности, утомления, механического существования, когда ничего не хочется, - уж точно не до творчества. Достаточно погрузиться в бумажную рутину, столкнуться с конфликтной ситуацией, агрессивным воздействием среды, несправедливостью, неясностью или неопределенностью любого рода, а может быть, встретиться с чем-то новым, еще не освоенным, и оттого внушающим тревогу и опасение...Значение вдохновения в профессиональной деятельности
Именно интерес, вдохновение и творческий азарт - основные элементы, привлекающие людей в любую профессию или дело (при условии, что речь идет об истинном выборе), поддерживающие их на этом поприще. Они же - пища для выживания и роста, бальзам на рану, живая вода, алхимические элементы счастья. Поэтому терять с ними связь, забывать, откладывать в регулярно вдохновляться, питать или восстанавливать интерес, творить знать и помнить о наличии этой потребности и позволять себе удовлетворять ее.

НЕОБХОДИМО РЕГУЛЯРНО ВДОХНОВЛЯТЬСЯ, ПИТАТЬ ИЛИ ВОССТАНАВЛИВАТЬ ИНТЕРЕС, ТВОРИТЬ – ЗНАТЬ И ПОМНИТЬ О НАЛИЧИИ ЭТОЙ ПОТРЕБНОСТИ И ПОЗВОЛЯТЬ СЕБЕ УДОВЛЕТВОРЯТЬ ЕЕ

Но где взять силы и время на все это при большой загруженности? Такой вопрос означает, скорее всего, обесценивание или недооценку того эффекта, который дает включение вдохновения и созидательного компонента в каждодневную деятельность, особенно, профессиональную.

Однако ставка весьма высока: повышение качества жизни в одном направлении или во всех сразу - от эмоционально-личностного до материального. Все зависит от цели. Происходит это благодаря пробуждению и действию личных сил автора-творца, формированию и укреплению у него внутреннего стержня - самой постоянной опоры из всех возможных. Повышается дееспособность, а вместе с ней обнаруживается больше свободы за счет снятия излишнего напряжения, которое возникло из-за зависимости от внешних опор (не здесь ли кроются корни большой загруженности?). Как следствие, возрастает внутренняя уравновешенность, стабильность, появляется больше уверенности - даже в тех областях, где прежде привычно было считать себя "гадким утенком" в стае "белых лебедей". На место косности приходит гибкость, а равнодушие и скука сменяются интересом и активностью. Жизнь и деятельность наполняются событиями, о которых принято говорить: "есть что вспомнить".

Обращение к творческим силам актуально сегодня для образования как никогда в связи с предоставленной педагогам возможностью выбирать концепции воспитания, авторские методики, право на эксперимент и опытную работу.   (Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие. М., 2002.) Педагогам пророчат роль "акторов" реальных преобразований социальных институтов в нынешний период радикальных изменений в обществе (Муромова Е.Г. Педагогический консерватизм как культурный феномен. http://spb160.narod.ru/conserv.htm.) . Новаторство и творчество в школе приветствуются, а значит, есть необходимость развиваться в этом направлении, в том числе через изменение склада ума, жизненных позиций и личных/профессиональных мотивов.

Словарь психолога
Актор (лат. actor – деятель) – индивид, общественная группа, институт или другой субъект, осуществляющий конкретные действия; сторона, участвующая в конфликте.

Существуют разные "ключи" для высвобождения действия "магических элементов" - интереса, вдохновения, духа творчества.

Как правило, эти "ключи" обнаруживаются неожиданно, спонтанно. Иногда достаточно просто начать что-то делать, и вдохновение приходит откуда ни возьмись. А иногда для этого нужно определить мотивирующую тему, найти настроение, от которых "екает сердце" или "закипает кровь". И то и другое возможно в процессе и/или результате импровизации.Что такое импровизация
В словарях понятие импровизации этимологически связывают с элементами неожиданности и внезапности. На деле это творческий процесс, который одновременно является его результатом. Бывают музыкальные, танцевальные или иные импровизации. Учителя используют в своей работе педагогическую импровизацию. Оправдывая свои характеристики внезапности или неожиданности, импровизация рождается здесь и сейчас. Это поток творческой деятельности, не прерываемый критикой, рассуждениями или оценками, придающий сам себе форму и направление, протекающий "сквозь" автора, который, пропуская его через себя, лишь успевает отслеживать развитие темы, содержания и возможности в заданных избранным жанром рамках, чтобы импровизация удалась.Педагогическая импровизация

Все учителя-предметники на своих уроках используют план-конспект. Однако среди них немало и тех, кто позволяет себе импровизировать - отступает от запланированного хода урока, считая целесообразным включать в него что-то неожиданное, неподготовленное, то, что возникает в ситуации вдруг, здесь и сейчас. Ученики могут быть слишком возбужденными или заинтересованными посторонней темой - тогда почему бы ее, к примеру, не включить в урок? Либо, наоборот, они могут скучать, и тогда срочно требуются средства для пробуждения у них интереса. Среди детей всегда обнаруживаются любители задавать вопросы или демонстрировать на уроке свои знания. В этих случаях важно быстро и правильно распознавать мотивы таких включений и реагировать на них адекватно - чтобы не упустить возможности усилить общий интерес к теме урока или, наоборот, не позволить увести себя и других в ложном направлении, но при этом еще и сохранить общий позитивный настрой. Все перечисленное может вдохновлять на спонтанное творчество во время урока.

Воспитательные задачи в ходе внеурочного взаимодействия, как правило, решаются в еще более неопределенных условиях. Невозможно заранее просчитать и угадать, из каких ситуаций могут складываться и как развиваться те или иные взаимоотношения. В таком случае, вероятно, лучше импровизировать на ходу, чем бездействовать, скрываясь за маской игнорирования, равнодушия, враждебности или же слащавости и проч. Как видно, не зря умение легко импровизировать опытные педагоги считают путем восхождения к педагогическому мастерству.

Педагогическая импровизация – составляющая часть педагогической деятельности, рождающаяся непосредственно во время ее осуществления, без предварительной подготовки, и выражающая творческое, а нередко интуитивное, начало этой деятельности. Педагогу приходится ориентироваться "на ходу", принимать нестандартные решения и вводить в заранее продуманный план новые, только что придуманные элементы. Педагогическая импровизация осуществляется публично, на глазах у детей, в свою очередь, способствуя созданию неординарных  ситуаций. Она может рассматриваться и как метод воспитания и обучения, ибо обладает значительным потенциалом развития как детей, так и самого преподавателя.

Учитель, не способный к педагогической импровизации, склонен к ранней профессиональной стагнации.

Словарь психолога
Стагнация (лат. stagnatio – неподвижность, от stagnum – стоячая вода) – застой, отсутствие развития.

Процесс импровизации включает в себя использование специалистом не только знаний (о предмете, методе преподавания, человеке, жизни и др.), но и вполне определенных личностных, социальных, поведенческих и психофизических качеств и свойств. Важны, в первую очередь, интерес и увлеченность темой (делом). Необходимы естественность, самобытность педагога, гибкость (пластичность) его мышления и психики, активное воображение, открытость, в том числе к равному с учениками взаимодействию, готовность рисковать. А еще уверенность в своих силах, уравновешенность, устойчивость. Импровизация невозможна без концентрации внимания и ее точного распределения. Сам процесс предполагает необходимость постоянно делать выборы и принимать решения, и иногда только интуиция может подсказать, какие из них правильные и отвечают требованиям ситуации, как их точно реализовать, а также, как органично перейти от экспромта к запланированному.

Импровизация происходит и воспринимается легче, когда импровизатор достаточно расслаблен - в нем нет лишнего напряжения, и он пребывает в оптимальном тонусе. Если педагог спокоен, сквозь него непринужденно протекает поток творческой энергии, к нему хочется присоединиться. При этом создается впечатление, что даже самые сложные задачи не требуют для выполнения больших усилий.

Эти и другие качества хороший импровизатор нарабатывает в практике. Прирожденный импровизатор делает это естественным образом в профессиональной или повседневной деятельности. Желающий развить в себе этот навык пробует себя в отвлеченной активности.Хотите импровизировать? - Танцуйте!
Что может быть проще - включить любимую или подходящую под настроение музыку и начать танец? Достаточно позволить музыке себя вести. Такое времяпрепровождение полезно в первую очередь своим катарсическим эффектом - можно испытать существенное облегчение, разрядив в свободном танце скопившуюся эмоциональную энергию. Кроме того, свободный танец помогает решить проблему гиперконтроля - бич тех, кто привык отдавать предпочтение исключительно образу жизни с "умным видом", что мешает им рисковать, пробовать новое и получать от этого истинное наслаждение. Давно ли они дурачились и делали глупости?

СВЕЖИЙ ВЗГЛЯД НА ЖИЗНЬ ТРЕБУЕТ ПРЕЖДЕ ВСЕГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ АВТОМАТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ И ПРИВЫЧНЫХ ФОРМ  ПОВЕДЕНИЯ

Между тем привычка и рутина развивают неподвижность и лишают гибкости. Тогда как свежий взгляд на жизнь требует прежде всего освобождения от автоматических действий и привычных форм поведения.

Обычным следствием "горя от ума" - предпочтения ума перед телом - для большинства людей являются "похороны" последнего, его практически полное обездвиживание и "обесчувствование". Люди привыкают связывать свои действия с оценками "хорошо -плохо". Как следствие - ограничивают себя лишь тем, что направляются к чему-либо (дойти до кресла) или от чего-либо (выйти из-за стола) с целью достижения комфорта или безопасности. Исследовательский, эмоционально-чувственный или игровой компонент движения практически полностью игнорируется.

ТАНЦЕВАТЬ "ПРОТИВ" МУЗЫКИ - НЕПЛОХОЙ СПОСОБ ПРОВЕРИТЬ ВЫДЕРЖКУ, УМЕНИЕ БЫТЬ НЕЗАВИСИМЫМ И ЛОМАТЬ СТЕРЕОТИПЫ

Итак, после того как эмоциональная разрядка в свободном танце произошла, можно подключать к нему функцию осознавания. Для этого во время танца достаточно начать внимательнее  слушать музыку и "играть" с ее ритмом, нюансами звучания инструментальных или вокальных тем. Еще вариант - танцевать "против" музыки: нарушая ее ритм, выстраивая свой собственный, намеренно вступая в диссонанс с тем, который предлагает музыка. Это неплохой способ проверить умение, способность быть независимым и ломать стереотипы. Для пущего эффекта можно вообще выключить музыку и потанцевать в тишине. Возможно, вас будут вести раздающиеся там и сям голоса, стуки и шорохи, звуки вашего собственного дыхания или сердцебиения... А может, вы обнаружите и настроитесь на свой, внутренний, звучащий только для вас ритм. Кстати, может оказаться, что он для вас естествен, а значит, комфортен для жизни и различных передвижений. Не удивляйтесь, если он будет отличаться от привычного, когда-то "заведенного" вами, просто запомните его, чтобы потом воспользоваться в жизни.

После того как вы насладитесь танцем в тишине, сделав небольшую паузу, можно опять включить ритмичную музыку и выполнить следующую задачу: постепенно (или сразу - для "продвинутых") включить в танец как можно больше частей и участков тела, которые двигались бы одновременно. Вы пробовали танцевать, к примеру, подмышками или лопатками? А лицом или скальпом (в нем тоже есть мышцы? Всем телом сразу? Несложно заметить, что легче танцевать в рамках давно наработанных паттернов (схем), осуществлять стереотипные действия и привычный набор жестов (например, руками, но не плечами; или коленями, но не тазовой областью и т. д.). А вот находить новые для себя движения, не повторяться, включать незадействованные прежде участки тела не так-то просто! Известно, что двигательные стереотипы означают наличие стереотипов мышления и что, разрушая первые, можно научиться мыслить по-новому.

Если еще есть энергия, можно делать движения, закрыв глаза, погрузиться в себя, чтобы направить внимание на то, какие именно эмоции, чувства или образы начинают вплетаться в ваш спонтанный танец, всплывая из глубин бессознательного. При определенных условиях это помогает вывести наружу и увидеть актуальные, но ранее не осознаваемые внутренние конфликтные и ресурсные содержания. Тем самым можно разрешить обнаруженные в танце конфликты или вовремя воспользоваться найденными ресурсами.

Если вы проделаете все, что было предложено, то отметите, что танцевали и двигались без плана, подчиняясь внезапным или неожиданным для самих себя импульсам и порывам – собственно, импровизировали. А если вам было интересно и вы по-настоящему включились в процесс, то ощутите, как размялись не только физически, но и душевно и умственно. Почувствуете также прилив творческих сил – вот он, искомый источник вдохновения!

Принять себя = принять другого
Помимо указанного эффекта свободы во время танцевальной импровизации - внезапности и спонтанности движений - также можно отметить, что сосредоточение внимания на собственных двигательных проявлениях приводит к достижению вполне определенного психоэмоционального состояния. Наступает внутренняя стабилизация: утихают тревожные мысли и переживания, приходит спокойствие и уравновешенность, улучшается общее самочувствие, в целом стабилизируется энергетический фон. Эмоциональность, проявленная в импровизации при сопровождении, а не подавляющей деятельности контроля сознания, как правило, обретает качества плавности, "заземленности", большей приемлемости - как у самого исполнителя, так и, в перспективе, у окружающих. Благодаря этому формируются и/или развиваются навыки "нового" контроля сознания, открывающего или подкрепляющего способность управлять эмоциями. Нарастает "эмоциональная крепость" - умение сохранять самообладание в довольно непростых, эмоционально насыщенных ситуациях, коих довольно много случается в любой школе, способность достойно реагировать на них либо быстро восстанавливать нарушенный психоэмоциональный баланс. Со временем также повышается эмоциональная компетентность благодаря развитию умения распознавать и понимать свои чувства и ощущения, а вслед за этим - и чужие.

Вообще, спонтанный танец развивается по законам интуиции, озарений, эмоционально-чувственных сфер. Решения о том, как, куда и сколько двигаться, принимаются по наитию, почти без участия логического мышления. Таким образом, нарабатывается способность действовать нестандартно, реализовывать нетрадиционные для логического мышления намерения, что действительно важно в свете ориентации современного общества и школы на развитие психически целостного человека.

Еще один приятный эффект от удавшейся импровизации: импровизатор, как правило, нравится самому себе. Во время этого процесса естественным образом происходит согласие с собой, принятие себя - в инициативах, активности, двигательных и эмоциональных проявлениях. В качестве логического продолжения данного эффекта повышается способность принимать других. Это происходит из-за того, что у такого человека открываются или/и возрастают ресурсы, помогающие появлению желания слышать, понимать окружающих - учеников, их родителей, собственных коллег и др., раскрывать их творческий потенциал, принимать их правоту и (бывает - что скрывать?) собственную неправоту. Отношения с людьми в целом могут выйти на качественно иной уровень - более свободный, раскрепощенный, как следствие, приносящий удовольствие.

В современной школе постоянно растет потребность в личностно ориентированном, гуманистическом подходе к учащимся, так что все это, несомненно, положительным образом может сказаться на общем мастерстве педагога. Это немаловажно также в связи с тем, что дети в школе, какими бы негативистами ни представлялись некоторые из них, продолжают надеяться на "хороших взрослых", способных их услышать, увидеть, посочувствовать, понять и правильно направить, быть им опорой и проводниками в обширный и чрезвычайно доступный сегодня мир знаний.Ближе к телу

Поскольку речь идет о танцевально-двигательной импровизации и в связи с тем, что это телесная практика, скажем несколько слов о том, как в ней принято работать с телом.

Полезно и эффективно готовить тело к импровизации, одновременно настраивая необходимым образом сознание, т. е. переключать внимание с привычной мысленной "жвачки" о тревогах и проблемах повседневной жизни, съедающей всю свободную энергию, именно на функционирование тела в движении. Этого можно достигнуть как прямым, активным способом перевода внимания, на тело так и на то, как оно двигается.

Тело - ведущий инструмент для танцевально-двигательной импровизации, который необходимо настраивать на определенный режим оптимального сочетания расслабления и напряжения. Для этого используются упражнения, выполняемые лежа на полу, дыхательные упражнения и др. Чем более расслаблено тело, тем лучше оно готово к выразительности. В этом случае ему нужно ровно столько напряжения, сколько необходимо для направления потока спонтанных движений и действий, игры с ним, контроля и управления психоэмоциональным состоянием, телесными формами и их динамикой, включением композиционных и смысловых составляющих в общее действо. Однако следует избегать и полного снятия напряжения, утраты тонуса, необходимого для активности. Излишняя расслабленность, равно как и скованность, лишают тело вариативности, подавляют механизмы его памяти вообще и в частности, памяти о многообразии возможных человеческих движений и действий, тем самым как бы оскудняя его движенческий репертуар. Для импровизации тело должно быть достаточно живым, "текучим", отзывчивым и мобильным. Важно отметить, что состояние текучести, расслабленности -ключ к снятию гиперконтроля, запирающего чуть ли не все каналы для свободных проявлений, на какие может быть способен человек.

Следует сказать несколько слов о телесных ощущениях. Если обратить на них внимание, то становится понятно, что их в теле много, и они все время меняются под воздействием тех или иных внешних и внутренних стимулов. Импровизация позволяет двигаться в соответствии именно с этими своими субъективными ощущениями, а не продиктованными извне "красивыми" формами. Тогда рождается танец, в котором проявляется индивидуальность, самобытность танцора. Когда мы изобретаем способы, с помощью которых можно было бы придавать форму своим ощущениям, и тому, что ищет своего воплощения, это обогащает и делает более разнообразным наш движенческий, а вслед за ним и поведенческий, репертуар, настраивает мышление на поиски новых ходов и озарений. На само тело подобное внимание и возможность двигаться конгруэнтно ощущениям производят такой эффект, что оно обретает качества пластичности, гибкости - одним словом, живости. А какое удовольствие - выразить то, что не поддается словесному описанию! Ведь мы чувствуем и "знаем" на телесном уровне многое задолго до того, как можем обозначить это словами.

В заключение еще раз подчеркнем важность и необходимость использования в жизни возможностей действовать спонтанно, творчески. Наши движения чересчур обусловлены внешним влиянием, вследствие чего наше "я" зачастую полностью растворяется, оставляя место набору автоматических жестов, наработанных в процессе социальной адаптации. Способность проявляться, быть собой утрачивается чуть ли не навсегда. А вместе с ней и самобытность, индивидуальность, чувствование и знание себя, собственных желаний, переживаний и границ, воля к осознанным, ответственным выборам. Так стирается вкус к жизни, теряется ее смысл. Неудивительно, что формируется негативное отношение к любым нормам и правилам и желание ломать стереотипы, искать новое, свое. Импровизация - великолепная возможность для восстановления утраченных жизненных ценностей и реализации творческих сил, существующих в любом человеке (алгоритм действий - памятка). Того же требует прогрессивный педагогический процесс, опирающийся на восприятие всякой новой ситуации педагогического взаимодействия как уникальной и неповторимой. Импровизация воспитывает индивидуалов, способных объединяться в коллективы, где каждый осознает себя независимым и готов нести личную ответственность за принимаемые решения.Памятка для педагога

Что нужно делать, чтобы начать импровизировать

  1. Настройтесь на себя: почувствуйте свое тело, почву под ногами, постарайтесь выровнять дыхание, отбросить лишние мысли, сконцентрируйтесь на самом важном в ситуации.
  2. Почувствуйте импульс в виде желания действовать. И начинайте.
  3. Сохраняйте концентрацию на себе и держите внимание на окружающем. Отмечайте любую актуальную информацию, необходимую для развития импровизации (это могут быть ваши собственные мысли или чувства, чьи-то реплики, вид из окна, действие присутствующих и т. д.), откликайтесь на нее словами и действиями.
  4. Оставьте все оценки и критику на потом, принимайте все как есть: свои и чужие движения, все, что получается или не очень, возможности для действия или их отсутствие - "плывите по течению". Пусть сознание сопровождает, а не прерывает процесс.
  5. Позвольте себе быть выразительным, вовлекать в импровизацию других. Будьте свободным в проявлениях, но не теряйте связи с чувством меры.
  6. Продолжайте, пока не почувствуете приближение завершения импровизационного действа, найдите плавное окончание.
  7. Проведите рефлексию и запишите или поделитесь с кем-нибудь мыслями, чувствами по поводу собственной импровизации.

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль