Конспект урока "Поэзия- прекрасная страна"

1958
Конспект  урока

Авторы: Зимина Г.А., Орлова М.Л.  ГБОУ СОШ № 1370 (Москва) Цели урока:
1) образовательные: познакомить учащихся с анализом стихов; выработать умение сравнивать тексты ( лирику и прозу); поработать над выразительным чтением лирических стихотворений; познакомить учащихся с теоретическими понятиями рифма, ритм, лирика; уметь находить средства художественой выразительности.

2) Развивающие: развить творческое воображение; расширить кругозор учащихся;

3) Воспитательные: формировать у учащихся умение понимать и видеть красоту окружающего мира; формировать чувство патриотизма.

4) Формирование УУД :

- умение слушать своих товарищей; формирование личностного смысла учения; аргументация своей позиции.
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.Тип урока: по структуре - комбинированный с элементами интегрирования.
Технология : развитие критического мышления учащихся.Оборудование : мультимедиа, презентация, романсы на стихи А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, С.А.Есенина. иллюстрации картин И.Левитана, пейзажных зарисовок.Ход урокаI. Вступительное слово учителя.

Мы уже много читали, учили наизусть стихотворения русских поэтов, представляем себе, чем отличаются стихи от прозы. Но для чего, для когго создаются, пишутся стихи?
Ведь в обыденной жизни, разговаривая друг с другом, нам и в голову не приходит говорить в рифму. Зачем же нужна поэзия?II.Работа по теме.

1 ( Слайд № 1) Слова С.Я.Маршака:

"Литературе так же нужны талантливые читатели, как и писатели.Именно на них, на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателях, и рассчитывает автор, когда напрягает свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действия. верного слова.Художник-автор берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник- читатель. "

Ученикам предлагается прочитать два текста:

Слайд№2( иллюстрации к текстам) ( тексты на каждой парте).

Вот ветер, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идет волшебница-зима.
Пришла, рассыпалась, клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, среди холмов;
Брега с небрежною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.
( А.С.Пушкин)

"Наступила настоящая зима. Земля была покрыта белоснежным ковром. Не оставалось ни одного темного пятнышка. Даже голые березы, ольхи, ивы и рябины убрались инеем, точно серебристым пухом. И ели сделались еще важнее. Они стояли засыпанные снегом, как будто надели дорогую теплую шубу. Да, чудно, хорошо было кругом." ( Д.Н.Мамин-Сибиряк).

III. Этапы работы:

Беседа:

1. Какова тема текстов?
2. Что общего в приведенных отрывках?
3.Каким настроением они проникнуты?
4.В чем их различие?

( Слайд № 3) Дается определение понятий "ритм" и "рифма".

5.Ребята, как вы считаете: для чего нужны стихи, если можно все сказать прозой?
6. А для чего нужны цветы? Для красоты! Хорошо, когда человек понимает красоту цветов, музыки, живописи, поэзии.

Выразительное чтение учеником стихотворения Н.Матвеевой "Кораблик".(слайд № 4. Со стихотворением)

- Представьте все то, о чем говорится в стихотворении. -Какие картины возникают в вашем воображении?
-Какие бы краски вы использовали и почему?
-На кого похож кораблик в стихотворении?
-Приведите в подтверждение своих слов примеры и текста.
-Каким фразеологизмом можно заменить строки "все, что видел, на мачты мотал" ? ( мотать на ус- запомнить).
- Кого напоминают вулканы? ( Стариков,"поводят седыми бровями".)
- Такой литературный прием называется "олицетворением"?

( Слайд № 5 - определение олицетворения)

Слово учителя.

В рассказе о встрече кораблика с другими кораблями попробуем заменить глагол "посудачат" синонимами, но так, чтобы ритм стихотворения не изменился ( поболтают, потолкуют)

- Почему же автор выбрал слово "посудачат" ?
- Подумаем над лексическим значением этих слов.

( Слайд № 6 с лексическим значением слов)

- Каков же вывод?
- Прочитаем последние строки стихотворения. Какое слово повторяется? Какая мысль звучит?
- Ребята, вы видели ландыш? Опишите этот цветок. На что он похож?
- Послушайте, как описывает его поэт С.Я.Маршак ( "Ландыш"), читает учитель.
- Какими словами рисует поэт этот цветок?

( Слайды № 7, 8 с репродукциями пейзажей И. Левитана)

- Чем пейзажи стихотворения С.Маршака схожи с картинами И. Левитана?

Поэзия близка не только живописи, но и музыке, где звук играет главную роль. Многие стихи русских поэтов были положены на музыку. ( Звучат музыкальные произведения на стихи А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова и С.А.Есенина).

- Итак, ребята, как вы считаете, нужны ли нам стихи? Что дает нам поэзия? ( Учит чувствовать прекрасное, передавать свои мысли и настроение. Нужен и талант)

IV.Вывод.Читать и понимать стихи необходимо, потому что стихи дают радость открытия, помогают пережить высокие чувства, делают нас умнеее, добрее, лучше. И талантливым должен быть не только писатель, но и читатель.

( просмотр слайда №1 ).

V. Задание на дом: попробовать самим сочинить стихотворение.

В результате применения технологии РКМЧП возрастает познавательная активность учащихся, и, как следствие, повышается интерес к литературе, искусству, развивается логическое мышление, создается благоприятная психологическая атмосфера.

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль