Организация работы с одаренными детьми

4527
Организация работы с одаренными детьми

Поддержка и развитие одаренных детей - одно из приоритетных направлений образовательной политики России. Организация работы по выявлению и сопровождению талантливых учеников становится обязательной стороной деятельности образовательного учреждения. Найти полезную информацию по этой теме вы легко сможете с помощью электронной системы "Образование".

В Указе Президента РФ от 01.06.2012 № 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" отмечена важность обеспечения "условий для выявления и развития талантливых детей и детей со скрытой одаренностью независимо от сферы одаренности, места жительства и социально-имущественного положения их семей".

Кроме того, план действий по модернизации общего образования на 2011-2015 гг., утв. распоряжением Правительства РФ от 07.09.2010 № 1507-р «О реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа"», предусматривает организацию "конкурсов и иных мероприятий (олимпиад, фестивалей, соревнований) всероссийского, регионального и муниципального уровней для выявления одаренных детей в различных сферах деятельности". В Государственной программе РФ "Развитие образования" на 2011-2015 гг., утв. распоряжением Правительства РФ от 07.02.2011 № 163-р "О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы", отмечено, что «основное мероприятие 2.4 "Выявление и поддержка одаренных детей и молодежи" направлено на создание условий для развития молодых талантов и детей с высокой мотивацией к обучению как важного условия повышения качества человеческого капитала страны».

Более подробную информацию по теме организации работы с одаренными детьми можно узнать из электронной системы "Образование" (далее -ЭСО).
Наиболее простой способ нахождения нужных материалов в ЭСО - строка поиска. Зайдите в ЭСО, введите в строку поиска запрос "Работа с одаренными детьми" и нажмите на кнопку "Найти". ЭСО мгновенно выдает результат - все представленные в ней материалы ранжированы по степени соответствия запросу (рис. 1).

Организация работы с одаренными детьми

Полученные результаты поиска можно отфильтровать по аудитории, по типу материала и по рубрикам. Фильтры расположены в левой части экрана. Фильтр по типу материала позволяет выбрать пошаговые инструкции, разъяснения экспертов, вопросы-ответы и шаблоны документов на заданную тему. Любой документ ЭСО можно открыть, сохранить на свой компьютер или распечатать. Чтобы открыть документ, нужно кликнуть на его название в списке.

Признаки одаренности - это особенности, которые проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий. Выявить детей с признаками одаренности педагог может самостоятельно, используя, например, специальную анкету (приложение).

Материалы ЭСО связаны между собой активными ссылками. Так, из шаблона «Анкета для родителей "Выявление одаренности детей"» можно перейти к другим шаблонам документов по данной теме (рис. 2).

Организация работы с одаренными детьми

Искать информацию в ЭСО можно не только с помощью строки поиска, но и с помощью рубрикатора, который расположен на главной странице и представляет собой набор корневых рубрик, входящих в них подрубрик и материалов. Для того чтобы увидеть подрубрики и входящие в них материалы, необходимо нажать на значок "+" перед названием рубрики.

В нашем примере нужны материалы по теме "Работа с одаренными детьми". Для их поиска раскроем рубрику "Обучение и воспитание", выберем "Общее образование", зайдем в раздел "Учебная работа". В появившемся списке подразделов с помощью значка "+" откроем подраздел "Обучающиеся с особыми образовательными потребностями" (рис. 3).

Организация работы с одаренными детьми

Подрубрика "Экспертные материалы" включает в себя ответы экспертов на вопросы, которые относятся к определенной теме, пошаговые инструкции и разъяснения экспертов. В подрубрике "Шаблоны и примеры" находятся анкеты, памятки и локальные акты образовательных учреждений, а в подрубрике "Нормативная база" - нормативные документы по выбранной теме.

Если нужной информации в ЭСО вы не нашли, задайте вопрос эксперту. Для этого необходимо нажать на кнопку "Вопрос эксперту", предварительно вернувшись на главную страницу. В новом окне откроется специальная форма. Заполните все поля и нажмите на кнопку "Отправить запрос на добавление темы".Посмотреть демонстрационную версию ЭСО и получить подробную информацию о приобретении полной версии можно на сайте www.menobr.ru.Приложение АНКЕТА для педагогов "Выявление детей с признаками одаренности"

Инструкция: Пожалуйста, внимательно прочитайте вопросы и утверждения. На отдельных листах выпишите фамилии тех детей, которые, на ваш взгляд, обладают перечисленными характеристиками.

Ф. И. О. педагога:
Анализируемый класс:
Дата заполнения:
Инструментальный аспект
Есть ли в классе дети:

  1. Демонстрирующие быстрое усвоение и высокую успешность осуществления деятельности.
  2. Использующие или изобретающие новые способы деятельности, не ограничиваясь предложенным педагогом способом.
  3. Проявляющие более глубокие знания по предмету (систематически или по конкретным темам, укажите их), которые позволяют ребенку поднимать новые проблемы.
  4. Имеющие высокую структурированность знаний, умение видеть изучаемый предмет (тему) в системе; способные практически мгновенно выделять наиболее существенное среди множества предметных сведений, легко охватывать причинно-следственные связи, обобщать и интерпретировать факты.
  5. Отличающиеся качественным своеобразием индивидуального стиля деятельности, выражающимся в склонности "все делать по-своему", насколько это адекватно успешности ребенка в деятельности.
  6. Принадлежащие к особому типу обучаемости, например:
  • высокая скорость и легкость обучения;
  • замедленный темп обучения с последующим качественным изменением структуры знаний, представлений и умений.

Мотивационный аспект
Есть ли в классе дети:

  1. С ярко выраженным интересом к тем или иным занятиям или видам деятельности (познавательная, художественно-эстетическая, коммуникативная, духовно-ценностная), чрезвычайной увлеченностью каким-либо аспектом по вашему предмету.
  2. Испытывающие повышенную познавательную потребность, проявляющие любознательность, желание углублять знания.
  3. Неспособные переключиться на другую проблему или предмет (наличие ярко выраженной доминантности).
  4. Предпочитающие парадоксальную, противоречивую и неопределенную информацию; неприятие стандартных, типических заданий и готовых ответов.

Поведенческий аспект
Кто из перечисленных вами выше обучающихся:
1.
а) Способен на конструктивную критику, не принимает авторитеты без критического обсуждения, имеет высокую критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели. Проявляет стремление к совершенству;
б) Негативно воспринимает критику в свой адрес.

2.
а) Проявляет упорство и трудолюбие в деятельности;
б) Неряшлив в интеллектуальной деятельности;
в) Не доводит начатого до конца;
г) Выдвигает новые идеи и способы, но не реализует их в собственной деятельности.

3.
а) Выражает свое мнение без колебаний, не подвержен влиянию группы, не боится быть "не как все";
б) Не уверен в себе, легко поддается переубеждению.

4.
а) Способен организовать других детей, склонен доминировать в группе сверстников; имеет роль "интеллектуального лидера";
б) Ограничивается подчиненными ролями в группе.

5. Склонен к общению на формальном уровне, ограничивается выполнением эпизодических поручений в жизни коллектива.
6. Конфликтен со сверстниками, обидчив, раним.
7. Общителен, легко находит общий язык с большинством детей.
8. Имеет повышенные требования в общении со сверстниками, имеет потребность во "взрослом общении".
9. Конфликтен со взрослыми (родителями и педагогами). Имеет поведенческие проблемы.
10. Эмоционален, имеет резкие и неожиданные изменения в настроении, не может справиться с импульсивностью в поведении; или спокоен, сдержан в поведении, скрытен в проявлении своих переживаний.Обработка результатов.
Если в классе есть один или несколько учащихся с перечисленными в анкете характеристиками, проявляющимися в большей степени, чем у остальных одноклассников, учитель имеет все основания направить ученика на дальнейшую комплексную диагностику к педагогу-психологу школы.

Источник: www.menobr.ru

Организация работы с одаренными детьми



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль