Из опыта использования коммуникативных игр для развития рефлексии у старших дошкольников

5088
Из опыта  использования коммуникативных игр для развития рефлексии у старших дошкольников


Автор: Цыганкова Ирина Геннадьевна Педагог-психолог АНО ДО "Планета детства "Лада" ДС № 140 "Златовласка" Самарская область г.о. Тольятти.

Известно, что одним из механизмов личностного развития и саморазвития ребёнка является рефлексия.
Способность к рефлексии выступает условием понимания человеком самого себя, что в первую очередь обуславливает понимание им других людей; вне рефлексии нет полноценного личностного развития.

Для развития рефлексивных способностей в дошкольном возрасте можно использовать коммуникативные игры:

В процессе выполнения задания детьми, психолог внимательно наблюдает за тем, как дети осуществляют совместную деятельность, не вмешивается в деятельность детей, не даёт никаких наставлений, и указаний и тем более оценок.
Всё, что он хотел бы сказать детям, мысленно формулирует в форме вопросов, которые озвучит в процессе проведения рефлексии, являющейся важной составляющей каждого упражнения.

Особенности проведения рефлексии:

  • Вопросы к детям формулируются из особенностей выполнения заданий.
  • Вопросы адресуются каждому ребёнку, при этом остальных детей ориентируют на внимательное выслушивание друг друга.
  • Вопросы, адресованные детям должны фиксировать их актуальный опыт, полученный в результате выполнения конкретного задания.
  • Желательно начать выступление с детей, которые успешно справились с заданием.
  • Если дети, которым не удалось выполнить задание, затрудняются проанализировать причины, по которым это произошло, можно обратиться к помощи других детей, но при этом важно следить за тем, чтобы их высказывания были корректными, и воспринимались, как реальная практическая помощь.

Упражнение на совместное взаимодействие "Совместный рисунок"

Цель:
1. Развивать умение взаимодействовать друг с другом.
2. Упражнять детей в умении корректировать свои действия, ориентируясь на заданный результат.

Материалы: чистый лист бумаги и набор карандашей или фломастеров на каждую пару детей.Постановка целей перед детьми: "Я хочу предложить вам нарисовать совместный рисунок в парах. Результат будет зависеть от слаженности ваших действий, умения договариваться друг с другом".Диагностируемые параметры:

  1. Удерживают ли дети инструкцию на совместное рисование (рисуют совместный рисунок, т.е. наблюдается единое сюжетное и композиционное решение; или на одном листке бумаги рисуют два отдельных рисунка).
  2. Особенности взаимодействия дошкольников в паре

Обговаривается ли тема рисунка.
Есть ли обсуждение композиционного решения выбранной темы: что и как будет расположено на листке; обсуждение происходит до начала работы или возникает в процессе выполнения задания.
Степень активности и инициативности каждого участника; кто лидер, кто ведомый; "лидер" - считается с мнением партнёра, или жёстко навязывает своё мнение; "ведомый" - совсем не проявляет инициативу и охотно подчиняется более активному партнёру, или делает робкие попытки высказать своё мнение, но столкнувшись с более напористым, партнёром отступает.

Если в паре оказываются два "лидера", то, как они договариваются, или наблюдается конфликт, отказ от деятельности.

Как каждый ребёнок реагирует на действия партнёра: относится доброжелательно, ревниво, агрессивно и т.п.
Как происходит распределение территории на листке бумаги (наблюдается ли "захват" территории: сразу или постепенно).
В процессе выполнения задания, наблюдается ли между детьми диалог: совместное обсуждение, вопросы друг к другу, предложение помощи, или диалог отсутствует.

Ход: Инструкция: "Разделитесь на пары. Приготовьте себе рабочее место: возьмите на каждую пару один лист бумаги и набор фломастеров, сядьте за столы. Используя фломастеры, нарисуйте на листке бумаги общий рисунок. Для этого у вас есть 7 минут. Задание понятно? Приступайте".

После того, как все рисунки будут нарисованы, организуется обсуждение.

Примерные вопросы для обсуждения:

  1. Расскажи, что у вас получилось?
  2. Получился ли у вас общий рисунок?
  3. Как вы договорились, что будете рисовать?
  4. Вы сразу договорились, что будете рисовать или замысел возникал постепенно?
  5. Что из того, что есть на листке, рисовал ты?
  6. Когда ты рисовал, ты смотрел, что рисует партнёр?
  7. Испытывали ли вы трудности при рисовании общего рисунка?
  8. Как вы их преодолели?
  9. Ты доволен тем, что получилось?
  10. Легко ли тебе было работать в паре с (имя партнёра)?
  11. Получил ли ты удовольствие от совместной работы?
  12. Чему ты сегодня научился?

В конце упражнения психолог, подводя итог, может подчеркнуть, что нарисовать совместный рисунок удалось тем детям, которые сумели договориться, пришли к общему решению, в процессе выполнения задания осуществляли взаимопомощь, учитывали мнение друг друга.

Данное упражнение можно проводить неоднократно, при этом каждый раз видоизменять в сторону усложнения:

  • Рисовать молча.
  • Рисовать одним карандашом.
  • Рисовать одним карандашом одновременно (оба ребёнка держат один карандаш).
  • Рисовать на одном листке бумаги поочерёдно через равный временной отрезок.
  • Рисовать из разного расположения относительно листа бумаги: дети сидят напротив друг друга между ними лист, который нельзя поворачивать в процессе рисования.
  • Одновременное рисование общего рисунка несколькими детьми (5 -6 детей).


Упражнение на умение договариваться друг с другом без слов "Найди себе пару" Цель:

  1. Развивать умение взаимодействовать друг с другом.
  2. Формировать способность видеть сверстника, понимать без слов.
  3. Развивать способность адекватно реагировать на отказ, преодолевать трудности.

Постановка целей перед детьми: Дети сидят в кругу. Психолог: "Сейчас вам необходимо будет найти себе пару. Сделать это нужно молча, только с помощью глаз. Разговаривать друг с другом, пользоваться жестами нельзя. На выполнения задания даётся 1 минута. Когда время закончиться я скажу: «Пары объединитесь», тот, кто договорился, подойдёт друг к другу и возьмётся за руки".

Задание выполняется несколько раз, при этом каждый раз нужно искать нового партнёра.

Диагностируемые параметры:

  1. Удерживают ли дети инструкцию: договариваться только с помощью глаз?
  2. Степень активности детей: активно ищет сам, ждёт, когда его кто-то выберет, не принимает участия. Избирателен в выборе партнёра?
  3. Как ведёт себя, если ему отказали: перестаёт искать, или ищет другого.

Примерные вопросы для обсуждения:

  1. Всегда ли ты находил себе пару?
  2. Как ты искал пару?
  3. Сколько раз ты не смог найти себе пару?
  4. Ты не смог найти пару потому, что сам кому-то отказал, или тебе отказали?
  5. Что ты делал, когда тебе отказали?
  6. Как ты понял, что Дима хочет (не хочет) вступить с тобой в пару?
  7. Какие были у тебя трудности при выполнении данного задания?
  8. Понравилась ли тебе данная игра? Что тебе понравилось?

Упражнение "Все вместе" Цель:

  1. Формирование социального доверия, чувства принадлежности к группе, общности, сплочённости.
  2. Формирование умения общаться с другими детьми.

Постановка целей перед детьми: "Вы видите перед собой небольшой остров (нарисованный мелом). Вам необходимо всем вместе разместиться на нём. Подумайте и обсудите, как можно это сделать, а потом приступайте к выполнению упражнения"Диагностируемые параметры:

  1. Удерживают ли дети инструкцию на предварительное обсуждение при выполнении задания?
  2. Как договариваются?
  3. Есть ли лидер? Он учитывает мнения других?

Примерные вопросы для обсуждения:

  1. Удалось ли вам поместиться?
  2. Как вам это удалось?
  3. Расскажите, о ком вы заботились в первую очередь: о себе или о товарищах?
  4. Что вы сделали, чтобы всем уместиться?

Упражнение "Мозаика" Цель:

  1. Развивать умение взаимодействовать друг с другом.
  2. Упражнять детей в умении корректировать свои действия, ориентируясь на заданный результат.

Материалы: Детали для игры мозаика.

Постановка целей перед детьми: "Вам необходимо разделиться на пары. Каждой паре нужно сделать одну картину на двоих. Вы можете разговаривать друг с другом, обсуждать, что вы будете делать и как"Диагностируемые параметры:

  1. Планируют ли дети свою совместную деятельность?
  2. Умеют ли договориться, прийти к общему решению?
  3. Как они это делают: уговаривают, убеждают, заставляют?
  4. Как дети реагируют на действия друг друга: принимают, игнорируют, возражают?
  5. Как распределяют обязанности?
  6. Достигают ли поставленной взрослым цели?

Примерные вопросы для обсуждения:

  • Какая картина у вас получилась?
  • Как вы договаривались?
  • Какие у вас были трудности?
  • Как вы их преодолели?
  • Что помогло справиться с заданием?
  • Понравилось ли вам, ваша работа?

Упражнение "Комплимент"Цель:

  1. Создание атмосферы доверия, принятия.
  2. Развитие умения видеть в сверстнике положительные качества.
  3. Развивать умение выражать своё доброжелательное отношение партнёру по общению.

Постановка целей перед детьми: "Сядьте в круг и возьмитесь за руки. Мы будем говорить друг другу приятные слова. Тот, кому сказали добрые слова, может ответить: "Спасибо, мне очень приятно", а затем подарит свой комплимент своему соседу"

Диагностируемые параметры:

  1. Легко ли детям находить нужные слова, произносить комплимент?
  2. Когда дети дарят друг другу слова, они смотрят друг на друга?
  3. Умеют ли дети благодарить за комплимент?

Примерные вопросы для обсуждения:

  1. Легко ли тебе было сказать комплимент другому ребёнку?
  2. Понравился ли тебе комплимент, который сказали тебе?
  3. Какие слова ты особенно запомнил?
  4. Чему ты научился?

Организация и проведение подобных игр позволяет детям осмысленно относиться к своему поведению, осознавать причины успешного и неуспешного взаимодействия с окружающими, а значит, развиваться личностно.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары





© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль