Опыт работы по развитие речи детей в процессе организации режимных моментов

4377
Опыт работы по развитие речи детей в процессе организации режимных моментов

Автор:Горникова Ирина Васильевна воспитатель логопедической группы, первая квалификационная категория МКДОУ детский сад "Родничок" р.п. Линево Искитимский район Новосибирская область

Работа в ДОУ подчиняется Федеральным государственным требованиям, которые ориентируют нас на формирование успешной личности. Особенно это касается детей с проблемами в речевом развитии, так как мы должны подготовить и выпустить в школу успешного ребенка.

Успех коррекционно-развивающей работы в нашей логопедической группе определяется строгой продуманной системой, которая представлена занятиями с логопедом, воспитателем, реализацией проектной деятельности.

Работа со специалистами ДОУ (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, воспитатель экологии и т.д.) предполагает интеграцию всех образовательных областей при организации НОД и в процессе организации режимных моментов.

Одно из главных направлений в системе работы – развитие коммуникативной функции речи и активизации познавательной деятельности детей.

Необходимо решить следующие задачи:

  • побудить ребенка реагировать на обращенную к нему речь;
  • научить слушать воспитателя;
  • выполнять простые поручения по словесной инструкции;
  • вызывать речевое подражание (связанное с практической деятельностью детей);
  • накопить и расширить пассивный словарь ребенка.

Решение поставленных задач планируется не только в процессе образовательной деятельности, но и в течение всего дня во всех режимных моментах.

Например, сбор на прогулку. В начале года собираясь на прогулку, обращаем внимание детей на последовательность одевания и проговаривание всех действий.

Сначала говорит воспитатель: "Снимаем шорты, носочки, достаем и одеваем колготки и т.д.". Затем действия пассивно говорящих детей закрепляем вопросом: "Дима, что ты делаешь?" - "Надеваю колготки".

Во время сбора на улицу обращаем внимание детей на значение слов, таких как: обувать, застегивать, расстегивать и т.д.

В дальнейшем дети старшей подгруппы проговаривают каждое действие: "Я открываю кабинку, достаю колготки, надеваю, достаю кофту, надеваю, достаю шапку и т.д.". Акцентируем внимание детей на то, что обращаться к взрослому нужно по имени отчеству и говорить, что необходимо помочь сделать. Так же возвращение с прогулки. "Сначала я снимаю обувь, потом развязываю шапку, расстёгиваю куртку, снимаю, вешаю в кабинку и т.д."

Можно задавать наводящие вопросы и добиваться полных ответов детей. В работе используем план по развитию речи детей в режимных моментах в соответствии с темой недели, стараясь закреплять лексические темы недели. Например, тема "Зима. Зимняя одежда". При сборе на прогулку мы закрепляем произношение названий зимних вещей, четко проговаривая окончания, учимся образовывать новые прилагательные. "Даша, у тебя носки связаны из шерсти, значит, они какие?" - "Шерстяные носки" - "Артем, у тебя варежки какие?" - "Теплые, мягкие, пушистые, пуховые…" - "Если они пуховые, то из чего связаны?" - "Из пуха".

График дежурства детей составляем таким образом, один был ребенок из старшей подгруппы, а другой из младшей. Старшие дети уже довольно уверенно комментируют все свои действия, младшие слушают и стараются подражать, даже устанавливают очередь: "В обед буду говорить я".

В начале года уточняем, где сидят дети. Запоминаем, кто сидит за "желтым" столом, кто за "красным". Проговариваем: "За «желтым" столом сидят восемь детей, значит, ставим восемь бокалов, берем и кладем восемь ложек, восемь вилок. Вилки кладем с правой стороны. Ставим восемь тарелок и т.д. В начале работы можно использовать памятку по обсуждению с детьми последовательности действий в режимных моментах.

Необходимо:
1.Привлечь внимание детей.
2.Сообщить о том, что они сейчас будут делать (например, одеваться). Вначале воспитатель комментирует действия детей.
3.Взрослый предлагает одному из воспитанников рассказать о том, что он делает (комментирующая речь ребенка).
4.Воспитатель предлагает ребенку самостоятельно рассказать, как он будет выполнять режимный момент.
5.В старшем возрасте в течение недели обговариваются разные режимные моменты.

Дети помладше в течение первых двух недель могут обсуждать один режимный момент. Такая целенаправленная работа с детьми в системе позволяет добиться положительных результатов: - повышать речевую активность детей; - уделять больше внимания вновь прибывшим детям. Речь детей становится более последовательной выразительной, плавной, грамматически правильной. Данная работа будет продолжаться, и мы надеемся получить более высокий результат по развитию речи детей.Выписка из примерного плана по закреплению знаний и повышению уровня речевой активности в процессе организации режимных моментов 

 

Месяц, неделя Тема недели Словарь
Сентябрь 2 неделя Осень. Осенняя одежда Сбор на прогулку
Предметы: одежда, брюки, перчатки, колготки, кофта, шапка; Действия: шить, пришивать, носить, надевать, застегивать, завязывать; Признаки: сменная, шерстяная, кожаные.
Возвращение с прогулки
Предметы: костюм, куртка, жилет, шапочка; Действия: снимать, расстегивать, развязывать, чистить, стирать, ремонтировать; Признаки: вязаная, домашний, нарядная, осеннее, летняя.
Умывание
Предметы: рукава, мыло, кран, полотенце; Действия: закатать, намочить, намыливать, смыть, вытереть; Признаки: белое, душистое, аккуратный.
Прием пищи в течение дня
Предметы: суп, суп-пюре, компот, чай, запеканка, молоко; Действия: пить, откусывать, завтракать, ужинать; Признаки: творожная, аппетитная, яблочный, грушевый, овощной, полезное.
Раздевание перед сном
Предметы: стульчик, платье, шапка, рубашка, шорты; Действия: снимаю, вешаю, переодеваю; Признаки: джинсовые, ситцевая, шерстяная, фланелевая.
Подъем
Предметы: одеяло, подушка, простынь; Действия: расправить, заправить.
Сентябрь 3 неделя Обувь. Головные уборы Сбор на прогулку
Предметы: весенняя обувь для дошкольников, кроссовки, туфли, кепка, панама; Действия: зашнуровать, завязывать; Признаки: сменная.
Возвращение с прогулки
Предметы: берет, наушники, косынка; Действия: завязывать, надевать; Признаки: головной, обувная, вязаная, пуховая, шерстяная, нарядная.

Умывание
Действия: намыливать, намочить, смыть; Предметы: раковина, мыльница.
Прием пищи в течение дня
Предметы: тарелка, повидло, блюдце, ложка, прибор, бутерброд; Действия: накрыть, запить, убрать; Признаки: вкусная, свежая, сладкая, полезное, горячее.


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль