Опыт работы по развитие речи детей в процессе организации режимных моментов

4329
Опыт работы по развитие речи детей в процессе организации режимных моментов

Автор:Горникова Ирина Васильевна воспитатель логопедической группы, первая квалификационная категория МКДОУ детский сад "Родничок" р.п. Линево Искитимский район Новосибирская область

Работа в ДОУ подчиняется Федеральным государственным требованиям, которые ориентируют нас на формирование успешной личности. Особенно это касается детей с проблемами в речевом развитии, так как мы должны подготовить и выпустить в школу успешного ребенка.

Успех коррекционно-развивающей работы в нашей логопедической группе определяется строгой продуманной системой, которая представлена занятиями с логопедом, воспитателем, реализацией проектной деятельности.

Работа со специалистами ДОУ (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, воспитатель экологии и т.д.) предполагает интеграцию всех образовательных областей при организации НОД и в процессе организации режимных моментов.

Одно из главных направлений в системе работы – развитие коммуникативной функции речи и активизации познавательной деятельности детей.

Необходимо решить следующие задачи:

  • побудить ребенка реагировать на обращенную к нему речь;
  • научить слушать воспитателя;
  • выполнять простые поручения по словесной инструкции;
  • вызывать речевое подражание (связанное с практической деятельностью детей);
  • накопить и расширить пассивный словарь ребенка.

Решение поставленных задач планируется не только в процессе образовательной деятельности, но и в течение всего дня во всех режимных моментах.

Например, сбор на прогулку. В начале года собираясь на прогулку, обращаем внимание детей на последовательность одевания и проговаривание всех действий.

Сначала говорит воспитатель: "Снимаем шорты, носочки, достаем и одеваем колготки и т.д.". Затем действия пассивно говорящих детей закрепляем вопросом: "Дима, что ты делаешь?" - "Надеваю колготки".

Во время сбора на улицу обращаем внимание детей на значение слов, таких как: обувать, застегивать, расстегивать и т.д.

В дальнейшем дети старшей подгруппы проговаривают каждое действие: "Я открываю кабинку, достаю колготки, надеваю, достаю кофту, надеваю, достаю шапку и т.д.". Акцентируем внимание детей на то, что обращаться к взрослому нужно по имени отчеству и говорить, что необходимо помочь сделать. Так же возвращение с прогулки. "Сначала я снимаю обувь, потом развязываю шапку, расстёгиваю куртку, снимаю, вешаю в кабинку и т.д."

Можно задавать наводящие вопросы и добиваться полных ответов детей. В работе используем план по развитию речи детей в режимных моментах в соответствии с темой недели, стараясь закреплять лексические темы недели. Например, тема "Зима. Зимняя одежда". При сборе на прогулку мы закрепляем произношение названий зимних вещей, четко проговаривая окончания, учимся образовывать новые прилагательные. "Даша, у тебя носки связаны из шерсти, значит, они какие?" - "Шерстяные носки" - "Артем, у тебя варежки какие?" - "Теплые, мягкие, пушистые, пуховые…" - "Если они пуховые, то из чего связаны?" - "Из пуха".

График дежурства детей составляем таким образом, один был ребенок из старшей подгруппы, а другой из младшей. Старшие дети уже довольно уверенно комментируют все свои действия, младшие слушают и стараются подражать, даже устанавливают очередь: "В обед буду говорить я".

В начале года уточняем, где сидят дети. Запоминаем, кто сидит за "желтым" столом, кто за "красным". Проговариваем: "За «желтым" столом сидят восемь детей, значит, ставим восемь бокалов, берем и кладем восемь ложек, восемь вилок. Вилки кладем с правой стороны. Ставим восемь тарелок и т.д. В начале работы можно использовать памятку по обсуждению с детьми последовательности действий в режимных моментах.

Необходимо:
1.Привлечь внимание детей.
2.Сообщить о том, что они сейчас будут делать (например, одеваться). Вначале воспитатель комментирует действия детей.
3.Взрослый предлагает одному из воспитанников рассказать о том, что он делает (комментирующая речь ребенка).
4.Воспитатель предлагает ребенку самостоятельно рассказать, как он будет выполнять режимный момент.
5.В старшем возрасте в течение недели обговариваются разные режимные моменты.

Дети помладше в течение первых двух недель могут обсуждать один режимный момент. Такая целенаправленная работа с детьми в системе позволяет добиться положительных результатов: - повышать речевую активность детей; - уделять больше внимания вновь прибывшим детям. Речь детей становится более последовательной выразительной, плавной, грамматически правильной. Данная работа будет продолжаться, и мы надеемся получить более высокий результат по развитию речи детей.Выписка из примерного плана по закреплению знаний и повышению уровня речевой активности в процессе организации режимных моментов 

 

Месяц, неделя Тема недели Словарь
Сентябрь 2 неделя Осень. Осенняя одежда Сбор на прогулку
Предметы: одежда, брюки, перчатки, колготки, кофта, шапка; Действия: шить, пришивать, носить, надевать, застегивать, завязывать; Признаки: сменная, шерстяная, кожаные.
Возвращение с прогулки
Предметы: костюм, куртка, жилет, шапочка; Действия: снимать, расстегивать, развязывать, чистить, стирать, ремонтировать; Признаки: вязаная, домашний, нарядная, осеннее, летняя.
Умывание
Предметы: рукава, мыло, кран, полотенце; Действия: закатать, намочить, намыливать, смыть, вытереть; Признаки: белое, душистое, аккуратный.
Прием пищи в течение дня
Предметы: суп, суп-пюре, компот, чай, запеканка, молоко; Действия: пить, откусывать, завтракать, ужинать; Признаки: творожная, аппетитная, яблочный, грушевый, овощной, полезное.
Раздевание перед сном
Предметы: стульчик, платье, шапка, рубашка, шорты; Действия: снимаю, вешаю, переодеваю; Признаки: джинсовые, ситцевая, шерстяная, фланелевая.
Подъем
Предметы: одеяло, подушка, простынь; Действия: расправить, заправить.
Сентябрь 3 неделя Обувь. Головные уборы Сбор на прогулку
Предметы: весенняя обувь для дошкольников, кроссовки, туфли, кепка, панама; Действия: зашнуровать, завязывать; Признаки: сменная.
Возвращение с прогулки
Предметы: берет, наушники, косынка; Действия: завязывать, надевать; Признаки: головной, обувная, вязаная, пуховая, шерстяная, нарядная.

Умывание
Действия: намыливать, намочить, смыть; Предметы: раковина, мыльница.
Прием пищи в течение дня
Предметы: тарелка, повидло, блюдце, ложка, прибор, бутерброд; Действия: накрыть, запить, убрать; Признаки: вкусная, свежая, сладкая, полезное, горячее.


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль