Конспект урока "Компоненты вычитания: уменьшаемое, вычитаемое, разность."

5458
Конспект урока

Автор: Прохорова Елена Николаевна учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 5 Образовательный Центр "Лидер" г.о. КинельТип урока: урок открытия нового знания.Форма урока: урок – играЦель урока: ознакомить с названиями компонентов при вычитании.Задачи:

Образовательные:
1.    Работать над правильным использованием этих терминов в речи.
2.    Продолжить знакомство с областью и границей.
3.    Закрепить навыки счёта в пределах 6.
4.    Учить определять взаимосвязь между частью и целым.
5.    Повторить сложение и вычитание на числовом отрезке.

Развивающая: развивать математические и творческие способности, речь, логическое мышление, память.

Воспитательная: воспитывать любовь к предмету, чувство товарищества, коллективизма.Оборудование:

  • - карточки со словами "уменьшаемое", "вычитаемое", "разность";
  • - рисунок Карабаса Барабаса;
  • - изображение трёх сундуков на конвертах;
  • - разрезные цифры, наборное полотно;
  • - учебник – тетрадь "Математика" Л.Г.Петерсон.

Ход урока:
1.    Организационный момент. Постановка проблемы. (2мин)
- Ребята, мы с вами уже знаем, как называются числа при сложении.
- Как ?
- Сегодня на уроке мы должны узнать, как называются числа при вычитании.
Прозвенел звонок на урок,
Знайка с нетерпением встречи с вами ждёт.
С новыми названиями он познакомит вас.
Вот в этом конверте принёс он их в класс.

(Беру конверт, достаю из него записку):

Куда: город Кинель  ГБОУ СОШ № 5  Образовательный центр "Лидер" Кому: 1 "В" класс

"Театр кукол"
 
 Карабас Барабас
Я, карабас Барабас.
Похитил названия!
Хотите их узнать
Выполните мои задания.

- Что, ребята, будем спасать названия?
- Тогда за работу.

2.    Устный счёт. (5 мин)
1.    Назови ответ:

Уменьши на 1:
8    7    9    3    10

Уменьши на 2:
4    6    2    5    10

Ученики составляют примеры  и решают  их.

2.    Решение задач:
Привела гусыня – мать
Шесть детей на луг гулять.
Все гусята, как клубочки.
Три сынка, а сколько дочек?
    (6 – 3 = 3)
На кустике перед забором
Шесть ярко – красных помидоров.
Потом четыре оторвалось.
А сколько на кусте осталось?
    (6 – 2 = 4)
Красиво вышила Татьяна
Две лилии и два тюльпана,
Три яблока и груши.
Какие чудные цветы!
А сколько их скажи – ка ты.
    (2 + 2 = 4)
Ответы выставляются на доске

- Сложите полученные ответы и отгадайте, какой предмет Карабас Барабас любит больше всего:

3 + 2 + 4 = 9

    10 – яблоко
    9 – золотой ключик
   8 - конфеты

- Почему Карабас Барабас любит больше всего золотой ключик?
(Потому, что этим ключом открывается дверь, за которой хранятся сокровища)

- Давайте выполним последнее задание Карабаса  Барабаса:

У Карабаса Барабаса три сундука.
В них хранятся золото, серебро и наши названия чисел.
Отгадайте, что в каком сундуке, если во 2 – ом сундуке  - серебро, а в 1 – ом  не золото.

На доске вывешиваются 3 конверта с изображениями сундучков.
Под руководством детей учитель записывает на доске под конвертами, что в каком сундучке:
  1 сундук     2 сундук3 сундук      
  Названия чисел серебро  золото

Учитель достаёт и вывешивает на доску карточки с названиями чисел
- Молодцы!
3. Открытие нового. Введение компонентов вычитания. (10 мин)
1. Практическая работа.

- Положите на парту 6 кружочков. Отодвиньте вправо 2 кружочка.
- Сколько кружочков осталось? (4)
- Как эту операцию записать цифрами? (6 – 2 = 4)
- Какое из чисел самое большое? (6)
- Как называется число 6? (целое)
- Как называется число 2? (часть)
- Что получается в результате? (часть)
- Верните 2 кружочка на прежнее место. А сейчас снова их отодвиньте.
- Что можете сказать о количестве кружочков с левой стороны?
(Было 6, стало 4. Количество кружочков уменьшилось.)
- Как вы думаете, какое название у числа 6? (Уменьшаемое)
(Карточки с названиями закреплены на доске, дети выбирают одно из трёх)
УМЕНЬШАЕМОЕ
ВЫЧИТАЕМОЕ
РАЗНОСТЬ

Карточка «уменьшаемое» закрепляется под цифрой 6
- Как вы думаете, что происходит, когда мы отодвигаем, убираем предметы?
- Что мы делаем? Скажите на математическом языке. (Вычитаем)
- Какое название будет у числа 2? (Вычитаемое)
Карточка «вычитаемое» вывешивается под цифрой 2
- А что такое число 4? (Разность)
- Или результат дейтвия вычитания.
- А что ещё называется разностью? (6 - 2)
- Молодцы! Вы выдвинули свои версии названий чисел.

2.Работа с учебником.
- Открываем учебник на стр. 62 № 1.
- Рассмотрите запись в рамочке.
- Как называется самое большое число в записи?
- Как называется число , которое вычли?
- Как называется число , которое получили в ответе?
- Что ещё называется разностью? (Сам пример)
- Как же нам прочитать этот пример?
- Читаем хором запись в учебнике.
- Прочитайте наш пример (на доске) разными способами.

3.Нахождение неизвестных компонентов методом подбора

№ 2 стр. 62
а) 1-я строчка таблицы:
- Что известно?
- Назовите уменьшаемое, вычитаемое.
- Разность – это что? (часть)
- Чему же она равна? (6 – это 2 и 4, значит, разность равна 4, следовательно, в "окошко" записываем цифру 4)
б) 2-я строчка таблицы:
- Подчеркните уменьшаемое красным цветом, вычитаемое синим.
- Чему равна разность?
- Запишите результат в "окошко".
в) 3-я строчка таблицы:
- Что известно?
- Чему равно уменьшаемое?
- Чему равна разность?
- назовите целое и части.
- Чему равно вычитаемое?
- Докажите.
- Какое ещё выражение можно составить с этими числами?
(5 – 3 = 2)
г) 4-я строчка таблицы:
- Что известно?
- Что нужно найти?
- Целое обведите в кружок, а части подчеркните.
- Как найти целое?
- Запишите результат.
- Какие выражения можно составить, опираясь на полученное?
(5 – 1 = 4,  4 + 1 = 5,  1 + 4 = 5)
- Прочитайте примеры. Назовите вычитаемое, разность.4. Физкультминутка.(1 мин)
Раз, да, три, четыре, пять.
Вышли дети погулять.
Оказались на лугу,
Я быстрее всех бегу.
Лютики, ромашки,розовые кашки.
Собирал наш первый класс –
Вот какой букет у нас!5.Повторение изученного материала. (12 мин)
1. Области и границы.
   № 3 стр. 62
  Примеры иллюстрируются из жизни.
а) Игра «Как поймать волков»
- Нужно из высоких кольев сделать два забора – один внутри другого. Давайте попробуем.
Ребята выстраиваются в два круга.
- Где граница и область?
(Граница острова состоит из одной внешней и двух внутренних).
2.Самостоятельная работа.
  № 4 стр. 62
3.Решение примеров с помощью числового отрезка.
   № 5 стр. 63
4.Составление числовых выражений по рисунку
  № 6 стр. 63
а) По размеру:
- На какие группы разбили первую совокупность фигур?
(По размеру)
- Сколько фигур в  каждой группе?
- Какое выражение получилось? (2 + 4)
- Сколько всего фигур? (6)
б) По форме:
-Укажите признак разбиения второй совокупности.
(По форме)
- Сколько фигур в  каждой группе?
- Запишите выражение. (3 + 3)
в) По цвету:
- Сколько групп в третьей совокупности?
- Сколько фигур в  каждой группе?
- По какому признаку разбили на группы? (По цвету)
- Какое выражение вы записали? (2 + 2 + 2)
- Что общего у всех выражений?
- Что их объединяет?

5.Знаки действий.
  № 7 стр. 63 (Решают с комментированием)

6.Решение примеров на сложение и вычитание.
   № 8 стр. 63
- Объясните смысл данного задания.6.Итог урока. (1 мин)
- С чем познакомились на уроке?
- Чему учились?
- Что больше всего понравилось на уроке?
-Что лучше всего удалось?

Ищите материалы по обучению и воспитанию школьников младших классов?

Инновационные методы и технологии работы с детьми всегда под рукой с электронной версией журнала "Управление начальной школой ".

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль