Интерактивная лекция с элементами беседы и дискуссии "Человек. Индивид. Личность"

5360
Интерактивная лекция с элементами беседы и дискуссии
Автор: Куприна Ирина Викторовна преподаватель ГБОУ СПО Колледж "Царицыно" № 37

 

Лекция-беседа является одной из форм интерактивного обучения и предполагает частую обратную связь преподавателя с аудиторией. Для стимулирования активности обучающихся в процессе изложения нового материала преподаватель задает студентам вопросы, предлагает самим привести примеры или подобрать аргументы в подтверждения какого-то тезиса. Внутри лекции может быть дискуссия, деловая игра, самостоятельная работа с текстом и т.п. Занятие рассчитано на два часа.Тип занятия –лекция-беседа с применением технологической карты Цель: Освоение новой темы, формирование комплексного представления о человеке, как объекте философииЗадачи:
  1. Изучение специфики понятий «человек», и «личность», структуры личности и процесса социализации, основных версий происхождения человека
  2. Развитие навыков конспектирования теоретического материала
  3. Развитие умений структуировать и систематизировать материал.
  4. Сопоставлять различные источники, обобщать материал, делать выводы;
  5. Выработка собственной позиции по изучаемым проблемам

Понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность, структура личности, антропогенез, антропосоциогенез, социализацияЭтапы занятия:

1. Начало занятия: преподаватель объявляет тему и основные проблемы, которые будут рассматриваться на лекции.(5 минут).
2. Объяснение нового материала в форме лекции с элементами беседы (60 минут)

План лекции:
1) Человек. Происхождение человека.
 2) Личность. Структура личности.
3) Социолизация человека. Критерии зрелой личности
 4) Рефлексия, подведение итогов (15 минут).Ход урока: Беседа, подводящая учащихся к определениям основных понятий темы:
В гуманитарных науках по отношению к человеку используются различные термины: человек, индивид, индивидуальность.
Личность. Являются ли они синонимами? В чем между ними разница?
Попробуйте сформулировать собственное определение понятия "человек".
Какие видовые признаки человека вы бы назвали? Человек – биосоциальное существо, - биологический вид homo sapiens, для которого характерны такие признаки, как прямоходящая походка, способность к абстрактному мышлению, способностью общаться с помощью речи, целенаправленная и осознанная деятельность с использованием орудий труда.
Как неопровержимо свидетельствуют факты, было время, когда людей на Земле не существовало. Они когда-то появились на ней, и вместе с ними неизбежно появилось и человеческое общество. антропогенез - процесс формирования человека; социогенез - период становления челове­ческого общества; антропосоциогенез - становление человека и общества.

Беседа о происхождении человека.

  • Что вы знаете о проблеме происхождения человека?
  • Какие версии о происхождении человека вы могли бы назвать?
  • Какие из них вам кажутся наиболее правдоподобными?

Естественно, людей всегда интересовал во­прос о происхождении человека. В разное вре­мя на него отвечали различно. Сегодня сущест­вуют и имеют своих приверженцев такие тео­рии, как
1. теологическая - возникновение че­ловека на Земле в результате акта божествен­ного творения;
2. уфологическая - внеземное происхождение человечества (Это предположение о заселении Земли пришельцами из Космоса. Уфологическая концепция пережила бум после публикации в 1968 г. книги швейцарца Эриха фон Дэникена "Воспоминание о будущем", по которой позже был снят одноименный фильм);
3. аномальная - человек есть продукт глобальных мутаций (Эта теория была выдвинута еще в 1903 г русским биологом Ильей Ильичом Мечнико­вым в книге "Этюды о природе человека". Он писал: "Из суммы всех известных данных мы имеем право вывести, что человек представля­ет остановку развития человекообразной обезьяны более ранней эпохи". Однако широкого распространения тео­рия аномалии (от греч. "анома" - отклоне­ние) в то время не получила. В 60-е гг. XX в. по­ложение изменилось, накопились данные о влиянии на человека и даже на его генетичес­кий код магнитных аномалий (перемена ак­тивности магнитных полюсов Земли в силу из­менения наклона земной оси) и колебаний солнечной активности);
4. трудовая - человек выделился из мира живот­ных в результате трудовой деятельности.

Всегда ли "человек" = "личность"? Что вы слышали о феномене людей-маугли? Можно ли их считать личностями? Личность – член человеческого сообщества, человек, занимающий определенное место в обществе и играющей определенные социальные роли (сын, муж, отец, гражданин, учитель, начальник…) Т.о., "человек" - это понятие скорее биологическое, а «личность» - социальное Обязательные характеристики личности:
1. социальный статус (место человека в системе общественных отношений)
2. Социальную роль (образ поведения, одобренный нормативно и соответствующий социальному статусу)
3. Направленность (потребности, интересы, взгляды, идеалы и мотивы поведения).
Индивид – отдельный, конкретный человек Индивидуальность - совокупность характерных черт, отличающих одного индивида от другого

Беседа о соотношении биологического и социального в человеке.

  • Как вы думаете, человек больше биологическое или социальное существо?
  • Как бы вы это изобразили в процентном соотношении?
  • Какие внутренние и внешние факторы влияют на становление личности?

Биологи и антропологи утверждают, что современный человек только на 30 % существо социальное, а на 70 % существо биологическое. Давайте рассмотрим те компоненты, которые в психологии называют подструктуры личности.

Подструктуры личности.

Биологическая

Психологическая

Социальная

Темперамент

Внешние данные

Здоровье

Характер

Интеллект

 

Опыт/ Направленность

Знания

Убеждения

Ценности

Идеалы

Формирование личности происходит не сразу, ребенок формируется под спонтанным или целенаправленным воздействием микро – и макросреды. Этот процесс предполагает социальное познание и социальное общение, овладение навыками практической деятельности, включая как предметный мир вещей, так и всю совокупность социальных ролей и функций, прав и обязанностей и т.д. Социализация - усвоение накопленного поколениями людей социального опыта, аккумулированного в навыках, умениях, привычках, традициях, нормах, знаниях, ценностях и т.п., приобщение к сложившейся системе социальных связей и отношений. 

Факторы, влияющие на становление личности

Внешние

Внутренние

Макросреда (политическая система, государство, нация, культура, классы) Микросреда (формальные и неформальные общности и отдельные личности)

Генетика Самовоспитание

  Беседа о социализации.

  • Как вы думаете, мы социализируемся только в период взросления или этот процесс продолжается всю жизнь?
  • Насколько процесс социализации зависит от индивидуальных особенностей личности?
  • Кого называют социопатами?
  • Кто помогает нам социализироваться?

Агенты социализации: семья, школа, трудовой коллектив. Человеческое существо, рождаясь более беспомощным, чем животное, гораздо более подготовлено к усвоению социального опыта. Если было бы иначе, то человек не смог бы обучится, например, логическому мышлению или языку символов. Степень биологически закрепляемой социальной готовности человека очень велика, но это лишь задатки, которые требуют для своей реализации определенных условий. Это подтверждается встречами с так называемыми феральными людьми. Феральные люди – люди, выросшие в изоляции от людей и воспитанные в сообществе животных. Феральные люди не могут стать полноценными членами общества, т.к. их социализация началась слишком поздно. Личностью человек не рождается, личностью он становится. Назвать человека личностью можно тогда, когда он достигает такого уровня психического и социального развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью, давать отчет результатам и последствиям своих поступков и действий. В обыденной жизни личностью называют людей сформировавшихся и реализовавшихся в обществе. В психологии таких людей называют "зрелыми личностями"

Беседа о критериях зрелой личности:

  • Назовите качества, которые, по-вашему, характеризуют эмоционально и интеллектуально зрелую личность
  • Ответственность;
  • Эмоциональная зрелость;
  • Сложившаяся система ценностей;
  • Сложившиеся вкусы;
  • Личностная позиция (осознанная);
  • Адекватная самооценка.

Рефлексия.
 Подведение итогов, выставление оценок. Учащимся предлагается вспомнить этапы работы на занятии, обсуждаемые вопросы и самим сформулировать, что нового они сегодня узнали, что им понравилось или не понравилось на занятии, оценить свою работу на занятии. В заключении преподаватель подводит общие итоги (степень подготовки учащихся, работа на занятии, оценка представленных ответов, активности учащихся) 

Технологическая карта учащегося по теме: "Человек. Личность. Проблема происхождения человека" >>

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль