"УМНЫЕ ПАЛЬЧИКИ – УМНЫЕ ДЕТКИ!" ШЕСТЬ СТУПЕНЕЙ оригинальной методики развития мелкой моторики и речи от логопеда с 40-летней практикой Т.А.Ткаченко

17875

Учеными-физиологами неоспоримо доказано, что тренировка мелкой моторики пальцев рук через определенные зоны в коре головного мозга способствует улучшению детской речи, работоспособности, умственной и творческой активности. Кроме того, гимнастика для пальчиков помогает малышу при рисовании, лепке, письме, любой бытовой и игровой деятельности. Настоящая методика – результат многолетней работы автора по развитию у дошкольников точности, согласованности и силы пальчиковых движений.

НАЗВАНИЕ МЕТОДИКИ

Развитие мелкой моторики и речи на основе пальчиковых миниатюр.
Рекомендуется воспитателям, логопедам, психологам и другим специалистам для индивидуальных и групповых занятий с детьми 3-6 лет.АВТОР Татьяна Александровна Ткаченко - признанный эксперт в области детского развития, логопед с 40-летней практикой, заслуженный учитель РФ и автор более 80 книг и развивающих пособий для детей, в которых представлены инновационные и эффективные педагогические технологии.

Они проверены временем и практикой, базируются на классических научных принципах.

Учебно-методические пособия автора рекомендованы Министерством образования и науки РФ и Кафедрой логопедии Московского института открытого образования (МИОО). Развитием мелкой моторики у дошкольников автор занимается с 1983 года.

НАУЧНЫЕ ИСТОЧНИКИ МЕТОДИКИ

Мелкая моторика - это совокупность координированных движений кистей и пальцев рук. Известный педагог В.А. Сухомлинский (1928-1970г.) писал, что "ум ребенка, истоки его способностей и дарований находятся на кончиках пальцев". Он же отмечал: "Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем… ярче творческая стихия детского разума". В середине 80-х годов исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (Антакова-Фомина Л.В., Кольцова М.М., Исенина Е.И.) было установлено, что уровень умственного и речевого развития детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Кроме того, положительное влияние развития мелкой моторики на интеллект и речь ребенка подтверждены в трудах М. Монтессори, Д.Сели, Н.А.Бернштейна, В.М.Бехтерева, Л.С.Выготского, А.Р.Лурия, Р.Гнатадзе, Ю.Луговской, И.Павленко. У.В.Ульенковой, О.Н.Усановой, М.М.Безруких.

Современными исследованиями физиологов установлено, что занятия мелкой моторикой улучшают также: внимание ребенка, его работоспособность, память, творческие возможности. Причина столь обширного влияния кроется в значительном представительстве кистей рук в коре головного мозга. Установлено, что зона, отвечающая за движения кистями и пальцами рук, занимает ОДНУ ТРЕТЬ всей моторной области и расположена в непосредственной близости от речевой зоны.

ЦЕЛЬ МЕТОДИКИ

Без вспомогательных средств, используя занимательные пальчиковые упражнения в сочетании с речевым сопровождением (стихотворными текстами), активизировать около половины всей двигательной зоны в коре головного мозга, и, тем самым, обеспечить эффективное развитие мелкой моторики, речи детей и прочих важнейших психических функций.ДЛИТЕЛЬНОСТЬ АПРОБАЦИИ МЕТОДИКИ

Автор Т. А. Ткаченко начала заниматься развитием мелкой моторики у дошкольников с нарушениями речи в 1983 году. Заявленная методика апробировалась, дополнялась и уточнялась на протяжении 30-ти лет постоянной практической деятельности.ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ

Учеными – физиологами установлено, что зона в коре головного мозга, отвечающая за движения кистями и пальцами рук, занимает ОДНУ ТРЕТЬ и расположена в непосредственной близости от речевой зоны. Еще ОДНУ ЧЕТВЕРТЬ занимает проекция органов артикуляции. Автор Т.А.Ткаченко предположила, что во время сочетания пальчиковых упражнений с активной речью ребенка, охват моторной зоны возрастает до ПОЛОВИНЫ, а значит, заметно увеличивается развивающий эффект от занятий.

Начиная с 1983 года, когда впервые были опубликованы данные о положительном влиянии пальчиковых упражнений на речь ребенка, логопед Т.А.Ткаченко начала заниматься развитием мелкой моторики с дошкольниками, имеющими тяжелые речевые нарушения. Учитывая высокую плотность занятий логопеда в детском саду и загруженность воспитателей, автор искала подходящий режимный момент, чтобы сделать пальчиковые упражнения фронтальными, регулярными и результативными, а также не требующими специальной атрибутики.

Оптимальным оказалось использование ФИЗКУЛЬТМИНУТОК в занятиях логопеда и тех занятиях воспитателя, где дети мало двигаются (развитие речи, ИЗО, математика).

Было установлено – если пальчиковую гимнастику проводить стоя, примерно в середине занятия, сопровождать ее стихотворными текстами, то она не потребует дополнительного времени от педагогов, и послужит двум важным целям одновременно: развитию мелкой моторики и речи. Кроме того, динамическая пауза поможет детям снять статическую нагрузку, связанную с сидением, повысить работоспособность и активность.

Оказался выраженным и коррекционный эффект от подобных физминуток - проговаривание стихов одновременно с выполнением движений, заметно ритмизует речь, делает ее более четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие детей.

В 1989 году в журнале "Дошкольное воспитание" была опубликована статья логопеда Т.А.Ткаченко с первыми пальчиковыми миниатюрами.

В настоящее время автором составлено более 100 подобных миниатюр, то есть занимательных стихотворений с описанием соответствующих пальчиковых движений.

Они представлены в системе, с учетом постепенного нарастания сложности и условно разделены на ШЕСТЬ СТУПЕНЕЙ:

ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ

пальчиковые миниатюры с изображением бытовых действий (см. Рисунок 1)

 

ВТОРАЯ СТУПЕНЬ

пальчиковые миниатюры с изображением игры на музыкальных инструментах (см. Рисунок 2)

ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ

пальчиковые миниатюры с изображением предметов (см. Рисунок 3)

 

ЧЕТВЕРТАЯ СТУПЕНЬ

пальчиковые миниатюры с изображением растений (см. Рисунок 4)

 

ПЯТАЯ СТУПЕНЬ

пальчиковые миниатюры с изображением птиц (см. Рисунок 5)

 

ШЕСТАЯ СТУПЕНЬ

пальчиковые миниатюры с изображением животных (см. Рисунки 6, 7)

ЭТАПЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПАЛЬЧИКОВЫМ МИНИАТЮРАМ

  1. Взрослый показывает миниатюру целиком (сам проговаривает рифмовку и одновременно, в такт словам, выполняет пальчиковые движения)
  2. Взрослый садится позади ребенка, как бы обнимает его руками, берет детские ладошки в свои и, манипулируя пальчиками, выполняет отдельные движения.
  3. Взрослый и ребенок сидят рядом, выполняют движения одновременно, но текст говорит только взрослый.
  4. Ребенок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
  5. Ребенок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

КОРРЕКЦИОННОЕ ЗНАЧЕНИЕ МЕТОДИКИ

Многолетний опыт подтверждает, что у 80-ти процентов детей с различными проблемами развития (нарушение речи, СДВГ, дефекты опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития и пр.) движения пальчиков слабые, скованные, некоординированные, их темп замедленный, то есть для этой категории дошкольников, посещающих ДОУ, данная методика имеет особую значимость.

ОСОБЕННОСТИ АВТОРСКОГО ПОДХОДА

Пособия Т.А. Ткаченко, посвященные развитию мелкой моторики, в отличие от прочих, содержат:

  • более 100-та пальчиковых упражнений – количество, достаточное для развития мелкой моторики в ДОУ при любых ее нарушениях;
  • 120 изображений пальчиковых фигур, среди которых 40 ранее не публиковались;
  • не просто упражнения, а пластические этюды, в которых задействованы общая моторика и мимика ребенка;
  • не просто рифмовки, а сказочные, либо бытовые миниатюры с четким эмоциональным сюжетом;
  • максимальное количество пальчиковых фигур (4-8), сопровождающих каждое стихотворение;
  • занимательные стихи, которые могут использоваться для заучивания;
  • символические обозначения одного и того же объекта несколькими пальчиковыми фигурами, что заметно стимулирует детские фантазию и творчество;
  • полную систему упражнений, представленных в порядке плавного нарастания сложности.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИКИ

  • Демонстрируя новую миниатюру, текст и движения даем согласованно, в одном темпо-ритме.
  • В условиях группового обучения, для повышения эффективности, проводим пальчиковые упражнения стоя, в середине любых занятий, как динамическую паузу.
  • Показ миниатюр проводим артистично, текст читаем выразительно, помним о важности эмоционального воздействия на ребенка для эффективности обучения.
  • Сначала разделяем показ пальчиковых фигур, уточняем отдельные движения, а затем обязательно даем все упражнение от начала до конца, чтобы не разрушить целостность восприятия.
  • Стоя перед группой детей, показываем пальчиковые фигуры в зеркальном отображении (своей левой рукой для правой руки у детей), чтобы не создавать дополнительных сложностей восприятия.
  • Сложные пальчиковые фигуры, выполняемые двумя руками (елка, еж, медведь и пр.), показываем «на себя» и тому же обучаем детей.
  • Для создания игровой ситуации, усиления эмоционального воздействия, делаем для пальчиков колпачки и шапочки, рисуем на них рожицы, надеваем костюмчики и пр.
  • Если в игре имеются незнакомые детям персонажи или понятия, сначала рассказываем о них, используя картинки или игрушки.
  • Помним, что движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга, поэтому стараемся активизировать обе руки.

В статье использованы материалы книги Т.А. Ткаченко "Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики". В книге представлено 150 оригинальных занимательных игр, заданий и упражнений для укрепления силы, точности, координации пальчиковых движений. Изображения, размещенные в данном материале, вы можете скачать в хорошем качестве, распечатать и использовать для занятий.

   Рисунок 1
   Рисунок 2
   Рисунок 3
   Рисунок 4
   Рисунок 5
   Рисунок 6
   Рисунок 7

ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА ПО ЗАЯВЛЕННОЙ ТЕМЕ

  1. Т.А. Ткаченко Журнал "Дошкольное воспитание"№3 за 1989 год Статья: "Физминутки в логопедических занятиях с детьми".
  2. Т.А. Ткаченко Книга. "Логопедические упражнения" (издательство ЭКСМО, 2007 год)
  3. Т.А. Ткаченко Книга "Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков" (издательство ЭКСМО, 2008г.)
  4. Т.А. Ткаченко Книга "Развиваем мелкую моторику". (издательство ЭКСМО, 2010г.)
  5. Т.А. Ткаченко Книга "Веселые пальчики" (издательство ЭКСМО, 2010г.)
  6. Т.А. Ткаченко "Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики" (издательство ЭКСМО, 2011г.)


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль