Конспект урока "Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука"

16826
Конспект урока


Автор:Давыдова Галина Юрьевна учитель начальных классов  ГБОУ СОШ № 5 Образовательный Центр "Лидер" г.о. Кинель (Самарская область)
Тип урока: комбинированный (повторение и изучение нового материала, подготовка детей к изучению следующей темы "Разделительный мягкий знак").Цель методическая: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации, для применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через общеклассную, индивидуальную и групповую формы организации познавательной деятельности.

Цель урока:

  • Развивать умение обозначать мягкость согласного звука на конце слова мягким знаком.

Задачи: Образовательные:

  • Закрепить представление учащихся о способе обозначения мягкости согласных звуков гласными  буквами;
  • Развивать умение распознавать по звучанию твёрдые  и мягкие согласные звуки;
  • Развивать умение обозначать мягкость согласного звука на конце слова мягким знаком.

Развивающие:

  • Постоянно привлекать учащихся к активной познавательной деятельности, учить детей мыслить, объяснять, сравнивать, выделять главное, обобщать, рассуждать, делать вывод, развивать ассоциативную память;
  • Обогащать словарный запас учащихся для развития монологической речи.

Воспитательные:

  • Воспитывать осознанное отношение к учёбе;
  • Включить учащихся в коллективную деятельность;
  • Продолжить формирование умения работать совместно с другими учащимися (нравственное воспитание);
  • Поддерживать в классе доброжелательную обстановку.

Формируемые УУД:

  • личностные: сохранять мотивацию к учёбе; ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе; развивать способность к самооценке;
  • регулятивные: принимать  и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свои действия; осуществлять итоговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; выполнять учебные действия в материале, речи в уме;
  • коммуникативные: допускать существование различных точек зрения; учитывать разные мнения; стремиться к координации; формировать собственное мнение в высказываниях; контролировать действия партнёра;
  • познавательные: анализировать объекты, проводить сравнения, строить рассуждения об объекте.   

Оборудование:  карточки (разноуровневые задания), проектор, интерактивная доска, мультимедийная  презентация.

Используемые технологии: технология деятельностного метода, уровневая дифференциация, ИКТ, здоровьесберегающая технология (активный двигательный режим, частая смена видов деятельности, физминутки), технология поддержки и сопровождения в учебном процессе.Ход урока: I.    Организационный момент. (2 минуты)

А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, всё ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку Пять!
II.  Повторение. (2 минуты)
На доске прикреплены карточки

Я     И   Е
Ы   Ё     Ю

Мепя ту сё Кюри

- Назовите лишнюю букву.
- Объясните почему?
- Назовите, как называются оставшиеся буквы?
- Назовите лишний слог.
- Объясните почему?III.  Минутка чистописания. (5 минут)
- А сейчас у нас как всегда минутка чистописания.
Я тетрадочку открою,
Уголочком положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я примусь.
- Запишите гласные, которые обозначают мягкость согласного звука.
  Яяя ЕееЁёёЮююИииIV. Словарная работа. (4 минуты)
На доске прикреплена карточка со словами:
к _рабль
к_ртина
к_рзина
к_рмить
кр_вать
- Назовите лишнее слово.
- Объясните почему?
- Вы, наверное, обратили внимание, в этих словах пропущены гласные. Это опасные места, где можно допустить ошибку.
Оставшиеся слова можно проверить
- Какие это слова? (Словарные)
- Опасные места в этих словах необходимо запомнить. Чтобы легче запомнить их написание, можно подобрать к ним другое слово,
чем – то связанное со словарным словом:
- по цвету, вкусу, назначению или по какому – либо другому признаку.
- Запишите эти слова в тетрадь. Подчеркните гласные, которые необходимо запомнить.

V. Объяснение нового материала. (10 минут)
Постановка учебной задачи:
Развивать умение определять способы обозначения мягкости согласных на письме;
1. Загадка: По доске он бегает,
Нужное дело делает,
Порешал, пописал,
Раскрошился и пропал. (Мел)     
  
2. Звуко – буквенный разбор слов.

Мел – 3б, 3 зв, [м’эл] Мель – 4б, 3 зв, [м’эл’]
м[м’]-согл., зв., мягк..м[м’]- согл., зв., мягк..       
е[э]- гласн., ударн..   е[э]- гласн., ударн..
л[л]- согл., зв.,тв..     л[л’]- согл., зв.,тв..
 3б, 3 зв,    ь[ -]    
     4б, 3 зв,
      
3. Ь – меняет смысл
Анимированная картинка
- Попробуйте и вы побыть  фокусниками, но вместо волшебной палочки  у вас будет Ь, благодаря которому мы будем менять смысл слова.
- партия в шахматы; (кон)
- домашнее животное; (конь)
- длинная палка; (шест)
- цифра; (шесть)
- туда ставят наказанного; (угол)
- полезное ископаемое, топливо; (уголь)
- Приведите свои примеры таких пар слов , чтобы из – за Ь менялся смысл слов. (брат – брать, кров – кровь, ест – есть,…)
4. Вывод
Ь – мягкий знак
- не обозначает звука;
- обозначает мягкость согласного звука;
- может менять смысл слова;
5. Правило в стихотворении.
Мягкий знак – хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится, но в слово
Часто просится.

VI. Физминутка. (2 минуты)

Чтоб глаза твои зорче были,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти лёгкие движения
Предлагаю тебе повторить.

Вдаль посмотрим и под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся – что такое?
И закроем их скорей.

А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочка часов,
Проведём глазами дружно
Ну а дальше – будь готов.

Теперь и вы все отдохнули,
Новая забота:
Нужно сделать на «отлично»
Классную работу.VII. Закрепление нового материала. (10 минут)
Цель: организация усвоения детьми  способа обозначения мягкости согласного звука на конце слова.
1.Написание слов с мягким знаком на конце слова.
- Отгадайте загадки и запишите в тетрадь ответы:

Он в сапожках красных бродит,
Из воды сухим выходит,
Шею важно выгибает,
Криком "га-га-га" встречает. (Гусь)

С неба капает слезами,
По земле бежит ручьями. (Дождь)

Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.   (Медведь)

Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злости ест дрова
Целый час, а может два.   (Огонь)

Одну меня не съешь,
А без меня - не вкусна еда.   (Соль)

Каждый год я к вам лечу,
Зимовать у вас хочу.
И ещё красней зимой
Ярко – красный галстук мой.   (Снегирь)

2.Написание слов с использованием ребусов.
Одушевлённые имена сущ.Неодушевлённые имена сущ.
     (Кто?)   (Что?)
   шмель  апрель
  голубь    трель
  лебедькартофель
- Какое слово лишнее среди одушевлённых имён существительных?
- Почему?3. Самостоятельная работа на листочках.
(разноуровневые задания)
а) для сильных детей:
- Восстановите пословицы:
_____________- год кончает, зиму - начинает. (Декабрь)
_____________- году начало, зиме – середина.  (Январь)
б) для детей среднего уровня:
- Вставьте нужные по смыслу слова:
Корабль сел на ______.  (мель)
Ваня взял___________.   (мел)
В лесу растёт _______ .   (ель)
Юра_______сливу.    (ел)
в) для слабых детей:
- Запишите данные слова в единственном числе:
Тетради, лошади, камни, медведи, портфели, тюлени, окуни.4.Игра.
- Хлопаем в ладоши, если в слове услышали Ь:
Гость, пирог, гусь, арбуз, дверь, тополь, рысь, друг, волк, мебель,замок, пень, ладонь, рыбак, огонь.5.Соберите из слов предложение.
В, спит, зимой, берлоге, медведь.
- Выделите главные члены предложения.VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)
 (2 минуты).
Цели:   
Организация оценивания учащимися собственной деятельности на уроке;
организация фиксации неразрешённых затруднений на уроке, как направлений будущей учебной деятельности  
- Тайны какой буквы мы сегодня раскрыли?
- Сколько в русском языке способов обозначения мягкости согласных на письме?
- Какие?
-  Вы все сегодня много и хорошо работали. Предлагаю вам оценить каждому свою деятельность.
- Фокусник приготовил праздничный салют. Но ему нужна ваша помощь.
Если ты хорошо работал и все понял,  нарисуй красную звездочку;
Если все понял, но рассказать пока не можешь – нарисуй желтую звездочку.
-  Молодцы, ребята! До новых встреч на уроках русского языка!VIII. Домашнее задание: дидактический материал с. 76, упр. 167 (1 минута).

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль