Социальное партнерство детского сада и семьи

14468
Социальное партнерство детского сада и семьи

Авторы:
М.А. Рунова, канд. пед. наук, ведущий научный сотрудник ФГАУ "ФИРО"
М.С. Макарова, педагог-психолог ГБОУ "Детский сад № 1551" г. Москвы

Введение в действие нового  Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утв. приказом Минобрнауки  России от 27.10.2011 № 2562, Федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 20.07.2011 № 2151, и Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утв. приказом Минобр науки России от 23.11.2009 № 655, создало предпосылки для равноправного и заинтересованного взаимодействия семьи и детского сада как условия реализации государственного социального заказа.

В рамках реализации данного заказа на базе 11 дошкольных образовательных учреждений в разных регионах России (Салехарде, Норильске, Белоярском Тюменской области, Стерлитамаке Республики Башкортостан и Москве) проводится исследование на тему "Социальное партнерство семьи и детского сада при формировании
у детей основ физической культуры и культуры здоровья".Актуальность исследования обусловлена двумя  основными факторами. С одной стороны, отмечаются неблагоприятные тенденции к ухудшению физического и психического здоровья детей и острая необходимость поиска средств совершенствования методов и приемов их оздоровления, а с другой – существует понимание значения активного взаимодействия детского сада и семьи, при этом отсутствует система тесных партнерских отношений между педагогами и родителями по формированию у детей основ физической культуры и культуры здоровья.

Взрослые, окружающие ребенка, играют существенную роль в его развитии. Первичная ступень социализации малыша – семья, но, к сожалению, она не всегда может обеспечить полноценное воспитание и развитие активной, творческой и легко адаптирующейся к новым социальным отношениям личности. Ребенок, поступивший в дошкольное образовательное учреждение, попадает в новые условия, где взаимодействие педагогов и родителей, объединивших свои усилия, направленно на решение этих задач.

Культурная традиция советских времен в основном сохраняет доверие родителей к государственному дошкольному образованию. Они рассчитывают, что детский сад гарантирует ребенку получение дошкольного образования в соответствии с современными государственными стандартами дошкольного воспитания и обучения. Сегодня родители как никогда нуждаются в помощи со стороны педагогов и специалистов ДОУ. Несмотря на  образование, коммуникабельность, информированность в области воспитания и образования детей дошкольного возраста, большинство родителей мало
времени уделяют общению с ребенком, поскольку заняты в первую очередь проблемами материального обеспечения семьи.

Наряду с этим многочисленные стрессообразующие факторы (психическая и физическая нагрузки, неопределенность жизненных ситуаций, неуверенность в завтрашнем дне и т. д.), от которых
зависит состояние здоровья взрослых, оказывают негативное психологическое влияние и на здоровье детей.

Постоянная занятость родителей и их повышенная нервозность, а зачастую и отсутствие педагогической грамотности в области здоровья и физической культуры приводят к психологической
депривации ребенка в семье. Высокая заинтересованность родителей в образовательных играх и занятиях (дидактических, компьютерных играх, просмотре видеофильмов, телепередачах) способствует ограничению движений – гиподинамии, которая пагубно влияет на состояние здоровья и физическое развитие детей в детском саду. Наиболее часто родители обращаются к педагогам с вопросами, касающимися укрепления здоровья детей средствами физической культуры и формирования у них основ здорового образа жизни. При этом важно отметить, что родители и педагоги выполняют разные функции и не могут заменить друг друга в том, что связано с охраной и укреплением здоровья ребенка, его развитием.

За последние 10 лет у детей дошкольного возраста отмечается тенденция снижения функциональных возможностей организма, увеличивается количество часто болеющих воспитанников. По данным НЦЗД РАМН, лишь у 10% детей первая группа здоровья, более 70% имеют различные функциональные нарушения, около 20% – ряд хронических заболеваний и состоят на медицинском учете.

Известно, что только здоровый ребенок может усвоить объем знаний и умений, необходимый для обучения в школе. Неслучайно огромное внимание уделяется проблеме формирования у дошкольников основ физической культуры и здоровья, которая может быть решена при условии тесного взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников. В сложившейся ситуации важной задачей педагогического коллектива дошкольного учреждения является также коррекция эмоциональных детскородительских отношений. Если ребенку в семье и детском саду обеспечиваются психологическая защита (родители и педагоги его понимают, любят и принимают таким, какой он есть, поощряют даже за небольшие достижения и т. д.), рациональный режим двигательной активности, предоставляется возможность приобретения необходимого объема знаний, умений и навыков в области здоровья и физической культуры, то это становится залогом его здоровья в будущем.

Социальное партнерство детского сада и семьи может обеспечить эффективное формирование основ физической культуры и здоровья детей при наличии условий, способствующих включению
родителей в единое воспитательно-образовательное пространство. К таким условиям относятся:

  1. создание доброжелательной атмосферы в общении администрации, педагогов и родителей ДОУ (ориентирование на потребности семьи и запросы родителей по укреплению здоровья детей и формированию физической культуры);
  2. включение родителей в совместный процесс физического воспитания детей в условиях ДОУ в качестве активных его участников;
  3. повышение уровня знаний родителей в области здоровья и физической культуры благодаря транслирующей функции педагогов, специалистов и медицинских работников ДОУ (формирование целостного представления о единстве целей и задач физического воспитания ребенка в условиях детского сада и семьи;
  4. знаний о возрастных особенностях психофизического развития детей, способах и методах укрепления их здоровья и т. д.);
  5. предоставление родителям выбора форм взаимодействия с педагогами ДОУ по вопросам формирования основ физической культуры и здоровья (Клуб здоровья, консультации и беседы, совместные спортивные развлечения и праздники, дни открытых дверей, наглядно-информационные методы: сайт ДОУ, стенды, памятки, буклеты и др.);
  6. в недрение здоровьесберегающих технологий в родительскую среду (рекомендации специалистов, подбор соответствующей литературы, видеоматериалов, проведение деловых игр, тренингов; заочная школа для родителей и т. д.);
  7. приобретение родителями опыта, социальной активности, реализация совместных проектов, участие в круглых столах и семинарах, конференциях.

Социальное партнерство семьи и детского сада при формировании у детей основ физической культуры и культуры здоровья рассматривается как целенаправленное, организованное взаимо-
действие родителей и педагогов, гармонически сочетающее в себе получение фундаментальных знаний из области физической культуры и здоровья, развитие мотивационно-потребностной сферы, овла дение адекватными методами организации воспитательно-образовательного пространства "родители – дети – педагоги".

Основу социального партнерства составляет модель взаимодействия детского сада и семьи, которая включает следующие компоненты:

  • мотивационная готовность – осознанное отношение родителей, детей и педагогов к вопросам формирования основ физической культуры  и культуры здоровья;
  • физическая готовность – повышение уровня физической подготовленности родителей, детей и педагогов мотивирует к активной двигательной  деятельности;
  • педагогическая готовность – создание воспитательно-образовательного пространства "родители – дети – педагоги" на основе знаний закономерностей психофизического развития ребенка;
  • социальная готовность – создание атмосферы сотрудничества, взаимопонимания и доверия между родителями, детьми и педагогами.

Все эти компоненты взаимосвязаны и могут функционировать как единое целое. В приложении представлен алгоритм действий в рамках модели социального партнерства ДОУ и семьи по выполнению социального заказа государства.

Система мероприятий по созданию единого образовательного пространства строится в следующих направлениях:

  • повышение правовой к ультуры родителей (углубление знаний нормативно- правовой базы об ответственности за сохранение и укрепление здоровья ребенка и формирование у него физической культуры);
  • повышение педагогической культуры родителей (изучение закономерностей и особенностей физического и психического развития ребенка на разных возрастных этапах, знакомство с современным опытом семейного воспитания и др.);
  • пропаганда здорового образа жизни (активная позиция в приобщении детей к культурным и духовным ценностям физической культуры в условиях семьи и детского сада, совместные занятия родителей и детей по формированию двигательной культуры, направленные на повышение уровня их физической подготовленности и осознанного отношения к сохранению и укреплению
  • здоровья);
  • социализация приобретенного опыта в воспитательно-образовательном пространстве "родители – дети – педагоги" (свободная трансляция педагогического опыта оздоровления детей в
  • условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи, распространение опыта педагогического воздействия на ребенка с целью формирования основ физической культуры).

Таким образом, целенаправленная система социального партнерства детского сада и семьи позволит сформировать основы физической культуры и культуры
здоровья, подготовить к школьной жизни не только детей, но и родителей, будет способствовать созданию условий для самореализации родительского потенциала.

Алгоритм действий в рамках модели  социального партнерства ДОУ и семьи От редакции
В следующем номере читайте о взаимодействии семьи и детского сада при формировании у детей основ физической культуры и культуры здоровья на основе инклюзии.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль